М.В. Забиров, 1999

Cоционические соответствия игральных карт

Изучение публикаций на тему о соционических параллелях КТ [15-18] показало, что такие соответствия введены без достаточных пояснений, в расчете на осведомленность либо доверие читателя. Очевидно, необходимые доказательства приводились авторами в устных выступлениях. В упомянутых же статьях логика введения этих соответствий не раскрыта, а есть лишь утверждение авторов о проделанной ими соответствующей работе [17]. Вместо доказательств же читателей просто отсылают к книгам о КТ.

В результате упомянутые публикации трудны для понимания, и отношение к ним многих читателей определяется скорее степенью их доверия к авторам статей, чем убедительными доказательствами. Поэтому, учитывая непреходящую ценность эзотерических знаний для познания мироздания в целом и человека в частности, а также интересы тех читателей, кто не имеет возможности самостоятельно ознакомиться с соответствующей литературой, целесообразно хотя бы вкратце ознакомиться с главными предпосылками для введения соционических соответствий КТ. Но сначала, для удобства дальнейшего изложения, установим взаимные соответствия ИК и КТ.

В Младших Арканах КТ и в ИК по четыре масти. В КТ это Y (Скипетры, Жезлы, Посохи, Палки), Z (Кубки, Чаши), W (Пентакли, Волшебные Фигуры, Денарии, Звезды) и X (Мечи) [15-18, 28, 30, 31]. Y олицетворяют собой этику, законы, справедливость, идеологию и ритуалы; Z ≈ ощущения, эмоции, переживания; W ≈ материально-продуктивно-хозяйственную деятельность; X ≈ силовые структуры. Этим мастям соответствуют, в том же порядке, рациональная и иррациональная этика и рациональная и иррациональная логика [15, 17].

Масти ИК: червы , бубны Ё, трефы и пики . Традиционные соответствия мастей КТ и ИК таковы: Y = , Z = , W = Ё и X = [30, 31]. К сожалению, в доступной нам литературе отсутствуют точные указания, кто, когда и почему ввел именно такие соответствия. Предположительно, это был Эттейла (настоящее имя ≈ Алиэтт), "подмастерье парикмахера, живший во времена первой Революции. Случайно ему попалась в руки колода карт, составленная согласно Таро, и он, пораженный их странностью, принялся за изучение этих карт. Тридцать лет он занимался этим изучением и, наконец, пришел к заключению, что открыл тайну этой египетской книги. К несчастью, Эттейла не обладал какими бы то ни было синтетическими данными, что было причиною того, что им писались жалкие, смешные бредни рядом с результатами созерцания поистине изумительными" [30, с.29].

Столь критичная характеристика автора вышеперечисленных соответствий явно призывает нас отнестись к ним по крайней мере с осторожностью и дает серьезные основания подвергнуть их всестороннему анализу. Рассмотрим их на основе накопленных соционикой знаний и попробуем ввести, в случае обоснованной необходимости, иные взаимные соответствия мастей КТ и ИК.

Начнем с наиболее очевидного соответствия мастей. Уже по смыслу их названий и символов можно пикам поставить в соответствие X, поскольку и те, и другие символизируют оружие. В этом с Эттейлой можно согласиться.

Трефы ≈ название черной масти с изображением крестов в виде трилистников [13]. Они поставлены в соответствие Y, что объясняется, очевидно, пониманием креста как символа христианства. В этом случае действительно олицетворяют собой этику, законы, справедливость, идеологию и ритуалы. Но ведь крест употребляется в мистических целях уже несколько тысяч лет [2], т.е. задолго до возникновения христианства, и поэтому вполне может символизировать всю совокупность магических символов. Это позволяет поставить в соответствие трефам W.

Z ≈ символ половой любви, и полное их название ≈ Кубки Любви [28]. Очевидно, именно поэтому Кубкам поставлены в соответствие червы ≈ ведь ("сердце") символизирует любовь. Но, во-первых, образцы верной ("вечной") любви полов (а именно такая любовь признается обществом идеальной) дают нам прежде всего рациональные этики, особенно интроверты [12]. А во-вторых, и это главное, половая любовь ≈ лишь одна из многих ее граней. В любви же к Богу и к людям нет равных представителям рациональных этических ТИМов, и прежде всего этико-интуитивным интровертам (вспомним хотя бы Алешу Карамазова и самого Ф.М.Достоевского). Вот почему червам целесообразно поставить в соответствие Y .

Кубки же, по смыслу своего названия, ≈ скорее атрибут веселья, праздника и развлечений, несущих с собой максимум приятных (и в том числе любовных) ощущений, эмоций и переживаний. Т.е. о любви здесь речь идет лишь во вторую очередь, да и то, главным образом, о любви полов, которая обычно зарождается и протекает именно на описанном фоне и, по сути, сама является праздником. Бубен же как музыкальный инструмент может символизировать веселье, праздник и развлечения столь же успешно, как и кубок, так что Кубкам КТ следует, на наш взгляд, поставить в соответствие Ё.

Следовательно, Ё не могут быть равнозначны W, тем более с учетом их очевидного смыслового несоответствия. Вероятно, именно по последней причине Волшебные Фигуры были переименованы Эттейлой в Денарии (так назывались серебряные монеты в Древнем Риме). Однако к волшебству деньги имеют гораздо более отдаленное отношение, нежели крест и прочие магические знаки. К тому же денарии имеют обычную для монет округлую форму, тогда как Ё ≈ ромбовидную.

Итак, мы можем согласиться лишь с одним "традиционным" соответствием мастей: X = . Остальные же соответствия мастей КТ и ИК должны, по нашему мнению, выглядеть следующим образом: Y= , Z = Ё и W= .

Исходя из этих соображений, определим кратко значения мастей КТ и ИК как "сражение" (), "волшебство" (), "развлечение" (Ё) и "любовь" (), вкладывая в определения не только прямой, но и переносный смысл. Во-первых, это отлично согласуется с традиционными значениями мастей: "Трефы представляют собой предприимчивость и славу, черви ≈ любовь и счастье, пики ≈ ненависть и неудачу, а бубны ≈ деньги и интерес, или, короче, смелость, любовь, ненависть и удачу" [31, с.11-12]. Во-вторых, это полностью соответствует общим характеристикам аргументивных групп [6]: блюстители (), конструкторы (), дипломаты (Ё) и реструкторы (). И, наконец, в-третьих, значение Ё и "меняется под влиянием карт других мастей" [31, с.12], тогда как значения и постоянны. Это совпадает с пластичностью представителей иррациональных ТИМов (а им соответствуют Ё и ) и предсказуемостью людей рациональных [4] (им соответствуют и ).

Соответствия рангов Младших Арканов КТ и ИК более очевидны. Числовые карты от двойки до десятки попарно тождественны. На оставшиеся же пять рангов КТ (Короли К, Дамы Д, Рыцари Р, Пажи П и тузы Т) приходятся четыре ранга ИК: тузы Т, короли К, дамы Д и валеты В (в порядке старшинства). (Возможно, причиной такого сокращения количества рангов послужило желание посвященных отразить в ИК некоторые универсальные математические закономерности, однако это ≈ предмет отдельного обсуждения.) Очевидно, Короли и Дамы КТ и ИК попарно тождественны. Пажи соответствуют валетам, ибо vaslet в старофранцузском языке означает "молодой дворянин, паж, оруженосец" [21]. Тогда Рыцари КТ должны соответствовать тузам ИК (возможные причины и следствия такой замены обсуждаются ниже), так что тузы ИК соответствуют сразу двум рангам КТ ≈ Рыцарям и тузам.

Фигурными, или Придворными, картами в КТ являются (в порядке старшинства): К, Д, Р и П. Шут является картой Старших Арканов, а Т ≈ числовыми картами, и потому к Придворным не причисляются [17]. С учетом мастей получается 16 фигур, что совпадает с количеством ТИМов в соционике и фигур в ИК (Т, К, Д и В). Следовательно, если при сопоставлении КТ и ИК ограничиться только фигурными картами, то не только масти и ранги, но и все фигуры оказываются изоморфными. И если фигуры КТ действительно изоморфны ТИМам [15-18], то ТИМам будут изоморфны и фигуры ИК (табл.1).

Таблица 1

Значения и соответствия Придворных карт Таро

Фигура

Традиционное соответствие и значения [28, 30, 31]

Новое соответствие
и ТИМ

КY

КОтец, предводитель, человек воли и предприятия, деревенский житель. Человек добрый, строгий, честный и верный. Способен на блестящие идеи, но не в состоянии осуществить их. Страстен и одухотворен. Веселый и остроумный собеседник, надежен и дружелюбен. Верит в значимость брака и может жениться в юности.

К

ES

(ЭСЭ)

КZ

К Супруг матери, судейский, женоподобный человек. Добрый, справедливый и честный человек. Деловой человек, добросовестность, искусство, наука. Это Король Любви, эмоциональный и романтичный. Скорее всего, юрист или целитель. Весел и талантлив, чуток и отзывчив. Ему так нравится быть влюбленным, что трудно сохранять верность в любви.

КЁ

FR

(СЭЭ)

КW

КЁ Отец Создатель, человек домашней жизни, торговый человек, военный. Чрезмерно доверяет какому-то лицу противоположного пола. Человек, добившийся успеха ≈ возможно, в собственном бизнесе. Надежный семьянин, но при этом очень чувственный.

К

PS

(ЛСЭ)

КX

ККнязь любви, человек битвы и действия, человек правосудия, чиновник судебного ведомства. Добрый человек, иногда забывающий об обязанностях перед собой и своими близкими. Очень волевой, занимает важное положение. Держит Меч Власти и потому умен и честолюбив. Обожает секс, но иногда в любви кажется самопоглощенным, словно он просто использует своего партнера. Единственный способ завоевать его уважение ≈ быть таким же сильным, как и он.

К

FL

(СЛЭ)

ДY

ДСупруга Отца, предприимчивая женщина, деревенская жительница, хозяйка, женщина любви. Слишком озабочена тем, что думают о ней другие. Королева Страсти. Талантлива и полна новых идей. Ее привлекают незаурядные мужчины, привносящие в жизнь волнение и неопределенность, в связи с чем она склонна к постоянному недовольству своими мужчинами.

Д

RF

(ЭСИ)

ДZ

Д Сама себе госпожа. Судейская дама, дама любви, склонная к непостоянству. Честная женщина, добрая женщина, добродетель, благоразумие. Королева Любви. Ей нужны романтика, брак, дети и мужчина, который прожить не может без ее заботы и поддержки. Способна сделать так, чтобы он знал: его любят и ценят. Но наивна, легко "покупается" на лесть и внешнюю привлекательность.

ДЁ

SE

(СЭИ)

ДW

ДЁ Госпожа детей, женщина домашней жизни, коммерсантка, богатая женщина, вероломная женщина. Придя к власти, способна на суровое правление. Добрая и любящая натура с оттенком чувственности и практичности. Добивается успеха, объединив свой талант с талантом своего мужчины. Любой, кто попытается ее сдерживать, потеряет ее. Прекрасно ладит с партнером в бизнесе, не позволяя при этом деньгам и другим материальным ценностям вмешиваться в свои отношения с партнером.

Д

LF

(ЛСИ)

ДX

ДКнягиня любви. Женщина деятельная, вдова или женщина, действующая самостоятельно. Ее сердцем управляет голова. С мужчинами строга и бескомпромиссна, часто использует их для достижения своих честолюбивых целей. У нее нет времени для неудачников, ценит лишь сильных и энергичных мужчин.

Д

SP

(СЛИ)

РY

РЗавоеватель государств, поход (посылается к предводителю), отъезд, бегство, эмиграция и т.п. Энергичный человек, любящий путешествовать. В отношениях непостоянен.

Р
ET
(ЭИЭ)

РZ

Р Завоеватель счастья, влюбленный кавалер, прибытие, сближение и т.п. Добрый и артистичный человек.

РЁ
IR
(ИЭЭ)

РW

РЁ Завоеватель дел, путешественник, полезный человек. Хладнокровный покупатель, открыто увлеченный накоплением миллионов и собственной карьерой.

Р

PT
(ЛИЭ)

РX

РВоенный, сражающийся, неприятель, спор, война, поединок, разрушение, разорение, гнев, отвага. Решительный человек.

Р
IL
(ИЛЭ)

ПY

ПРаб Человека, посланец предводителя, добрый чужеземец. Человек странный, поразительный, несколько пассивный.

П
RI
(ЭИИ)

ПZ

П Раб женщины, посыльный влюбленных, прилежный, эгоист, изучение, труд, размышление, наблюдение, обсуждение, созерцание.

ПЁ
TE
(ИЭИ)

ПW

ПЁ Слуга детей или обществ, посланный от друзей, денежный курьер, предатель.

П
LI
(ЛИИ)

ПX

ПРаб любви, посланец врагов, шпион, изменник, любопытный, наблюдатель, любитель, управляющий, надзирающий, ученый, художник. Настолько застенчив, что не замечает своих верных поклонников.

П
TP
(ИЛИ)

Как видим, несмотря на краткость, некоторую расплывчатость и порой излишнюю категоричность формулировок, а также неизбежные противоречия в описаниях значений фигурных карт (обусловленные, главным образом, принадлежностью толкований разным авторам), соответствующие им ТИМы вполне узнаваемы. Следовательно, соционические соответствия КТ не только возможны, но и правомерны, так что с [15-18], очевидно, следует согласиться. А значит, существуют и соционические соответствия ИК.

Теперь на основании таблиц соответствий фигурных КТ ТИМам (табл.2, 3) [15-18] составим аналогичную таблицу для ИК, однако расставим их в ином порядке (табл.4), который объясним ниже.

Таблица 2

Квадрат Придворных Карт ╧ 1

Масть

Короли

Дамы

Рыцари

Пажи

Y

К Y = ES (ЭСЭ)

Д Y = RF (ЭСИ)

Р Y = ET (ЭИЭ)

П Y = RI (ЭИИ)

Z

КZ = FR (СЭЭ)

ДZ = SE (СЭИ)

РZ = IR (ИЭЭ)

ПZ = TE (ИЭИ)

X

КX = FL (СЛЭ)

ДX = SP (СЛИ)

РX = IL (ИЛЭ)

ПX = TP (ИЛИ)

W

КW = PS (ЛСЭ)

ДW = LF (ЛСИ)

РW = PT (ЛИЭ)

ПW = LI (ЛИИ)

 

Таблица 3

Квадрат Придворных Карт ╧ 2

Квадра

Рыцари

Дамы

Короли

Пажи

Альфа

РX = IL (ИЛЭ)

ДZ = SE (СЭИ)

КY = ES (ЭСЭ)

ПW = LI (ЛИИ)

Бета

РY = ET (ЭИЭ)

ДW = LF (ЛСИ)

КX = FL (СЛЭ)

ПZ = TE (ИЭИ)

Гамма

РW = PT (ЛИЭ)

ДY = RF (ЭСИ)

КZ = FR (СЭЭ)

ПX = TP (ИЛИ)

Дельта

РZ = IR (ИЭЭ)

ДX = SP (СЛИ)

КW = PS (ЛСЭ)

ПY = RI (ЭИИ)

 

Таблица 4

Соответствия фигурных карт ТИМам

Ранги

Ё

Валет

В = ПY = RI (ЭИИ)

В = ПW = LI (ЛИИ)

ВЁ = ПZ = TE (ИЭИ)

В = ПX = TP (ИЛИ)

Туз

Т = РY = ET (ЭИЭ)

Т = РW = PT (ЛИЭ)

ТЁ = РZ = IR (ИЭЭ)

Т = РX = IL (ИЛЭ)

Дама

Д = Д Y = RF (ЭСИ)

Д = ДW = LF (ЛСИ)

ДЁ = ДZ = SE (СЭИ)

Д = ДX = SP (СЛИ)

Король

К = КY = ES (ЭСЭ)

К = КW = PS

КЁ = КZ = FR (СЭЭ)

К = КX = FL (СЛЭ)

Как видим, если принять за основу старшинство фигур в КТ, то К и Д ИК становятся старше Т. Кроме того, масти в табл.4 расположены в ином порядке: вместо привычного для ИК градиента > Ё > > и принятой в табл.2 последовательности YZ ≈XW получается ряд Ё.

И речь идет именно о последовательности мастей, поскольку определение их старшинства, равно как старшинства фигур, а значит и ТИМов, ≈ вопрос непростой и окончательно не решенный. Анализ посвященных этой проблеме работ показывает, что ее решение во многом зависит от выбранного базиса социона как одного из личностно-типологических фазовых подпространств социума. Если обобщенными координатами социона являются ТИМы, то возможны 840 таких базисов [14]. Классическим же является четырехдихотомийный канонический базис, предложенный К.Г.Юнгом и модифицированный А.Аугустинавичюте: психические дихотомии сенсорика-интуиция, логика-этика, экстраверсия-интроверсия и рациональность-иррациональность [23].

И хотя точка отсчета (т.е. исходный ТИМ) в этом базисе может быть выбрана произвольно [5, 10, 20], тем не менее широко известны лишь две модели социона: с исходным ("выделенным") ТИМом IL (ИЛЭ) [1 и др.] либо TE (ИЭИ) [23-27 и др.]. Менее известен Магический квадрат социона, однако и в нем исходным служит IL (ИЛЭ) [8]. На наш взгляд, аргументы в пользу объективности выбора исходными именно этих ТИМов [10, 20, 23] не являются абсолютными. Так, для решения проблемы старшинства ТИМов эти модели непригодны, что мы сейчас и покажем.

Установление соответствий Придворных КТ ТИМам [15-18] стало первой успешной попыткой создания модели социона на основе многовекового эзотерического знания. Однако и в этой модели основой (по умолчанию) выступает модель ФПС А.Аугустинавичюте: либо главную диагональ матрицы образуют ТИМы первой квадры социона (табл.2), либо строки матрицы последовательно образуют квадры той же модели (табл.3), причем ИЛЭ ставится на первое место, что искажает принятую в табл.2 последовательность рангов и мастей фигурных КТ.

Предложенная нами матрица социона (табл.4) имеет под собой столь же объективную основу ≈ ИК, история создания которых также уходит в глубь веков. Но в этой модели социона полюсами главной диагонали выступают В (ЭИИ) и К (СЛЭ). На наш взгляд, именно эта пара фигур (ТИМов) выступает самым ярким воплощением слабости и силы соответственно, ибо сила фигуры измеряется ее рангом (В < Т < Д < К) и мастью ( < < Ё < ).

Действительно, вытекающее из табл.4 силовое соотношение рангов ИК в целом не является неожиданным: В ≈ младший ранг, а Д младше К. Однако К и Д оказываются сильнее Т, и потому сенсорики всегда сильнее интуитов: так, даже интротимные сенсорики (Д) сильнее экстратимных интуитов (Т) той же аргументивной группы (масти) [6, 17].

Силовое соотношение мастей также выглядит непривычно, поскольку и в нем поменялись своими обычными местами, и оказались самыми слабыми, а ≈ самыми сильными. Однако если учесть, что обозначают оружие и соответствуют X, символизирующим силовые структуры [15], то новое соотношение мастей уже не покажется странным. К этому вопросу мы еще вернемся ниже, а пока заметим, что, во-первых, силовые соотношения фигур не тождественны их старшинству, а во-вторых, в новом соотношении соседние масти образуют левую и правую пары, соответствующие рациональным и иррациональным ТИМам.

В результате базисные для данной модели социона психические дихотомии можно ранжировать по их вкладу в силу ТИМа следующим образом: сенсорика-интуиция > экстраверсия-интроверсия > иррациональность-рациональность > логика-этика. При этом первым в каждой паре назван более сильный признак, так что в парах ТИМов, различающихся всего по одной из четырех классических дихотомий, сенсорные, экстратимные, иррациональные и логические ТИМы сильнее своих интуитивных, интротимных, рациональных и этических оппонентов соответственно.

В самом деле, в силовом аспекте ранги в ИК (определяемые с учетом первых двух из четырех вышеперечисленных дихотомий) важнее мастей (определяемых по второй паре дихотомий). Силовые соотношения первой пары дихотомий показаны выше. Что же касается сравнительного вклада третьей и четвертой дихотомий в силу ТИМа, то на примере К можно легко показать преимущество соответствующих им иррациональных ТИМов (К = СЛЭ и КЁ = СЭЭ) над рациональными (К = ЛСЭ и К = ЭСЭ) независимо от того, логики они или этики: ведь хотя волевая сенсорика у всех четверых четырехмерна [3], однако у первой пары она занимает первое (т.е. главное) место в модели А, а у второй пары ≈ восьмое [1]. Поэтому первая пара оказывается, на наш взгляд, сильнее второй. (Кроме того, мы располагаем математической формулировкой различия рациональных и иррациональных ТИМов, откуда также вытекает силовое превосходство последних. Однако изложение доказательства выходит за рамки настоящей публикации).

Теперь, определив силовые соотношения рангов и мастей ИК, обсудим старшинство фигур ИК и соответствующих им ТИМов. При этом будем исходить из посылок о гармоничности социона [11] и о его симметричности-асимметричности [1, 5, 9, 10, 18, 20, 24-27 и др.]. Это означает, что социон являет собой диалектическое тождество противоположностей и может быть представлен квадратной матрицей четвертого порядка с двумя равноправными (а значит и симметричными) точками отсчета, соответствующими двум его главным силовым полюсам: RI (ЭИИ) = В и FL (СЛЭ) = К. Асимметричность же социона проявляется в данном случае в его неоднородности (ФПС реализуется 16-ю различными ТИМами) и анизотропности (направления отсчета старшинства ТИМов неэквивалентны). (Прочие многочисленные симметрии и асимметрии социона непосредственного отношения к сути обсуждения сейчас не имеют и потому не упоминаются.)

Публикаций по проблеме анизотропности социона в указанном аспекте мы не встречали, что лишает нас возможности сопоставить различные точки зрения. Отметим все же, что отсутствие подобных публикаций свидетельствует, скорее всего, о неявном постулировании изотропности социона в смысле старшинства ТИМов.

Изучение старшинства ИК, КТ и их соционических соответствий позволяет заключить, что при отсчете от К (СЛЭ) старшими являются более сильные ранги и масти ИК, причем ранги важнее мастей, а при отсчете от В (ЭИИ) ≈ все наоборот (объяснение см.ниже) (табл.5).

Таблица 5

Сравнительное старшинство мастей и рангов игральных карт при полярных точках отсчета

Точка отсчета

Масти

Ранги

Приоритет

В = ПY = RI (ЭИИ)

> ╖ > Ё > ╙

В > Т > Д > К

Масти

К = КX = FL (СЛЭ)

< ╖ < Ё < ╙

В < Т < Д < К

Ранги

Фигуры ИК и соответствующие им ТИМы пронумеруем по старшинству (табл.6, 7). Полученная матрица социона является квадратной, ее порядок равен четырем. Несложные подсчеты показывают, что ее определитель в любом случае равен нулю, так что это вырожденная (особенная) матрица. Назовем ее гармонической (ГМС), так как она идеально соответствует принципу гармоничности социона [11]: позиции всех конфликтных ТИМов симметричны относительно ее центра. В Квадрате же Придворных Карт ╧ 1 (табл.2) эти позиции заняты дуалами, что позволяет определить его как дуальную матрицу социона. Тем не менее в обеих матрицах фигуры одинакового ранга соответствуют стимульным группам, а фигуры одинаковой масти ≈ аргументивным [6].

Таблица 6

Старшинство фигурных игральных карт и ТИМов при отсчете от К(СЛЭ)

Ранги

Ё

Валет

В = RI (ЭИИ) = 16

В = LI (ЛИИ) = 15

ВЁ = TE (ИЭИ) = 14

В = TP (ИЛИ) = 13

Туз

Т = ET (ЭИЭ) = 12

Т = PT (ЛИЭ) = 11

ТЁ = IR (ИЭЭ) = 10

Т = IL (ИЛЭ) = 9

Дама

Д = RF (ЭСИ) = 8

Д = LF (ЛСИ) = 7

ДЁ = SE (СЭИ) = 6

Д = SP (СЛИ) = 5

Король

К = ES (ЭСЭ) = 4

К = PS (ЛСЭ) = 3

КЁ = FR (СЭЭ) = 2

К = FL (СЛЭ) = 1

Таблица 7

Старшинство фигурных игральных карт и ТИМов при отсчете от В (ЭИИ)

Ранги

Ё

Валет

В = RI (ЭИИ) = 1

В = LI (ЛИИ) = 5

ВЁ = TE (ИЭИ) = 9

В = TP (ИЛИ) = 13

Туз

Т = ET (ЭИЭ) = 2

Т = PT (ЛИЭ) = 6

ТЁ = IR (ИЭЭ) = 10

Т = IL (ИЛЭ) = 14

Дама

Д = RF (ЭСИ) = 3

Д = LF (ЛСИ) = 7

ДЁ = SE (СЭИ) = 11

Д = SP (СЛИ) = 15

Король

К = ES (ЭСЭ) = 4

К = PS (ЛСЭ) = 8

КЁ = FR (СЭЭ) = 12

К = FL (СЛЭ) = 16

Квадрат Придворных Карт ╧ 2 (табл.3) можно определить либо как квадральную матрицу социона (ее строки образованы квадрами), либо как матрицу социального контроля (на симметричных позициях находятся ревизующие и соответствующие им подревизные ТИМы).

Побочная диагональ ГМС (В ≈ ТЁ ≈ Д ≈ К) оказывается осью симметрии для номеров ТИМов: чтобы получить номера ячеек при смене точки отсчета на противоположную, достаточно повернуть подтаблицу номеров вокруг этой оси на 180 градусов, не поворачивая при этом подтаблицу ТИМов, и вновь наложить их друг на друга. При этом номера элементов побочной диагонали останутся прежними. (Заметим, что в случае изотропности ФПС симметрия номеров ТИМов носила бы центральный характер независимо от направления их отсчета.)

ТИМы, расположенные симметрично относительно вертикальной оси ГМС, дают социальный заказ в направлении справа налево, а симметричные относительно горизонтальной оси состоят в миражных (рациональные) либо полудополнительных (иррациональные) отношениях. Вертикальная и горизонтальная оси симметрии разбивают ГМС на четверки, соответствующие перцептивным группам [6]. В четверках, расположенных симметрично относительно центра ГМС, одинаковые места занимают ТИМы, дающие социальный заказ слева направо.

В табл.6, 7 дуалы расположены симметрично относительно центра левой (рациональные ТИМы) или правой (иррациональные ТИМы) половины ГМС. Сумма номеров дуалов всегда равна 19 для рациональных и 15 для иррациональных ТИМов, а в табл.7 ≈ соответственно 9 и 25. Сумма же этих сумм для каждой из таблиц равна 34 ≈ сумме Магического квадрата социона [8].

Таким образом, в ГМС сосуществуют две системы и два полюса старшинства ТИМов: рациональные (с приоритетом слабости) и иррациональные (с приоритетом силы). В рациональной системе старшинства главенствует женское начало (инь) как воплощение слабости ≈ ; мужское же начало (янь) ≈ ≈ занимает здесь подчиненное положение. Поэтому матриархат и культ женщины (и в первую очередь культ матери) свойственны рациональному обществу (обществу "западного" типа). В иррациональной системе старшинства главенствует янь как воплощение силы ≈ , и ему подчиняется инь ≈ Ё. Следовательно, патриархат свойствен иррациональному обществу (обществу "восточного" типа).

Итак, В с Д (они соответствуют интровертным ТИМам) и красные масти ≈ и Ё (соответствуют этическим ТИМам) ≈ воплощают в ИК инь, и самой женственной фигурой оказывается самая слабая из них ≈ В. Янь же олицетворяют К с Т (соответствуют экстравертным ТИМам) и черные масти ≈ и (соответствуют логическим ТИМам), а самой мужественной фигурой является самая сильная ≈ К. Всего получается по четыре женских и мужских фигуры, а оставшиеся восемь сочетают в себе женские и мужские черты в равной мере (1:1).

Кроме того, мы, как и в [17], полагаем, что в ИК существуют соответствия рангов и мастей Четырем Стихиям, так как в Стихиях проявляются мужское и женское начала: Огонь (О) ≈ большой янь, Земля (З) ≈ большой инь, Воздух (Вз) ≈ малый янь и Вода (Вд) ≈ малый инь [19 и др.]. Однако в [17] этим Стихиям ставятся в соответствие только масти: Y, W, X и Z (в том же порядке), ≈ причем без какого-либо обоснования, а о соответствиях рангов Стихиям вообще не упоминается. В результате "большим" Стихиям соответствуют более слабые масти ИК (слабые, поскольку они соотносятся с рациональными ТИМами), а "малым" ≈ более сильные (соотносятся с иррациональными ТИМами), что выглядит противоестественно. Мы же считаем, что "большим" Стихиям должны соответствовать более сильные ранги и масти ИК, а "малым" ≈ более слабые. Тогда К и ИК будут соответствовать Огню, Д и Ё ≈ Земле, Т и ≈ Воздуху, а В и ≈ Воде.

Следовательно, лишь четыре фигуры ИК полностью соответствуют одной из Стихий: К (Огонь), ДЁ (Земля), Т (Воздух) и В (Вода). Эти цельные фигуры образуют в ГМС главную диагональ (табл.8). Остальные же фигуры сочетают в себе по две Стихии, причем наиболее противоречивыми оказываются фигуры, соответствующие несовместимым стихиям: В, ТЁ, Д и К (впрочем, это означает также, что данные ТИМы в равной мере подходят как мужчинам, так и женщинам, а потому эти фигуры можно рассматривать как нейтральные в половом отношении). Эта четверка образует побочную диагональ ГМС.

ТИМы (фигуры ИК), состоящие в конфликтных интертипных отношениях, соответствуют несовместимым Стихиям, что особенно наглядно для элементов главной диагонали ГМС.

Таблица 8

Соответствия фигурных карт и ТИМов Четырем Стихиям

Ранги

Ё

Валет

В = RI (ЭИИ) = hh

В = LI (ЛИИ) = ha

ВЁ = TE (ИЭИ) = hg

В = TP (ИЛИ) = hp

Туз

Т = ET (ЭИЭ) = ah

Т = PT (ЛИЭ) = aa

ТЁ = IR (ИЭЭ) = ag

Т = IL (ИЛЭ) = ap

Дама

Д = RF (ЭСИ) = gh

Д = LF (ЛСИ) = ga

ДЁ = SE (СЭИ) = gg

Д = SP (СЛИ) = gp

Король

К = ES (ЭСЭ) = ph

К = PS (ЛСЭ) = pa

КЁ = FR (СЭЭ) = pg

К = FL (СЛЭ) = pp

Здесь
a ≈
Воздух (от греческого abr),
g ≈
Земля (gb),
h ≈
Вода (hydor) и
p ≈
Огонь (pyr).

Теперь сравним полученные результаты с [17], где мужскому началу ставятся в соответствие ранги К и Р и масти X и Y, а женскому ≈ ранги Д и П и масти Z и W. Фратрии же образуются путем объединения мастей ≈ либо по общему признаку рациональность-иррациональность, либо по соответствию янь-инь. В ИК соответствия рангов аналогичны: К и Т олицетворяют янь, а Д и В ≈ инь. Соответствия же мастей отличны: инь соответствуют красные масти ( и Ё), а янь ≈ черные ( и ). Поэтому первый способ образования фратрий здесь совпадает, а второй ≈ отличается.

Вероятно, в [17] Y и X поставлены в соответствие янь из соображений старшинства мастей: ведь в рациональной системе старшинства действительно главенствуют , а в иррациональной ≈ . Однако, если это так, то нам трудно согласиться с заданием столь жесткой связи главенства исключительно с мужским полом. Иначе как тогда объяснить такие факты, как длительное существование матриархата в прошлом, почитание женщины в цивилизации "западного" типа в настоящем, доминирование самок над самцами у многих представителей животного мира, и др.

Кроме того, по статистике, этические ТИМы среди женщин встречаются существенно чаще, чем среди мужчин (в США ≈ вдвое), так что этика в общественном сознании ассоциируется главным образом с представительницами женского пола [29]. Поэтому причисление рациональных этиков (Y) к носителям мужского начала вызывает обоснованные сомнения. Аналогичные рассуждения справедливы и в отношении логических ТИМов: по той же статистике, логики среди мужчин встречаются столь же существенно чаще, чем среди женщин (в США ≈ вдвое), и логика ассоциируется прежде всего с представителями мужского пола [29]. Значит, причисление рациональных логиков (W) к носителям женского начала также выглядит сомнительно.

Рациональный полюс старшинства (В = ЭИИ) воплощает в себе, по нашему мнению, христианское Божественное начало, а иррациональный (К = СЛЭ) ≈ Дьявола. Поэтому ГМС служит, помимо всего прочего, наглядной иллюстрацией библейской максимы: "Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится" [7]. Если под возвысившимся понимать самый сильный ТИМ ≈ FL (СЛЭ), то для Бога (Иисуса Христа) он оказывается последним по счету, т.е. самым униженным. Собственно, само появление Иисуса Христа и христианского мировоззрения ознаменовало собой начало перехода человеческой цивилизации от устоявшейся иррациональной системы общественных ценностей к новой, качественно иной ≈ рациональной.

Любопытно, что представителям мужского пола выпала честь наиболее ярко воплотить в себе также и женское начало ≈ и в жизни (Иисус Христос), и в литературе (Алеша Карамазов и князь Мышкин Ф.М.Достоевского), и в ИК (В).

Предложенная система старшинства ТИМов дает возможность количественно определить расстояние ТИМа до любого из полюсов ГМС, т.е. вычислить близость любого ТИМа к Христу и Антихристу. Так, каждый из ТИМов, образующих побочную диагональ ГМС, находится на равном расстоянии от обоих полюсов ГМС.

Кроме того, ГМС служит более удобной моделью для вычисления коэффициентов относительной интенсивности интертипных отношений (Ки) и относительной гармоничности ТИМа (Кгт) [23-27], поскольку в сравнении с периодической системой социона (ПСС) [23-27 и др.] ГМС имеет более простую форму и потому легче формализуется. В частности, при задании канонического базиса ГМС расстояние между любыми двумя соседними по горизонтали или вертикали ТИМами равно одной условной единице, а между любыми двумя ближайшими по диагонали ТИМами ≈ Ц2 (согласно теореме Пифагора).

Однако вернемся к ИК. Старшинство мастей в них, очевидно, установлено их создателями с учетом двухполюсности ( и ) и чередования систем старшинства (Ё), причем приоритет отдан рациональной системе ( > Ё > > ). Это позволяет не разрывать пары красных ("женских") и черных ("мужских") мастей.

 
В В
Д Д
В Т
Д К
   
В Т
ВЁ ТЁ
В ВЁ
Д ДЁ
   
ВЁ ТЁ
ДЁ КЁ
В Т
В Т
 
вид слева вид спереди вид сверху
Т Т
К К
   
Т В
К Д
К Д
КЁ ДЁ
 
 
ТЁ Т
КЁ К
Т В
К Д
   
К Д
К Д
вид справа вид сзади вид снизу

Рис.1. Бикубическая модель социона с одной общей точкой

Для того же, чтобы понять способ задания старшинства рангов ИК, следует перейти от двухмерной (плоской) модели ФПС к трехмерной (объемной) в виде двух кубов, касающихся друг друга одной из своих вершин и так ориентированных в метрическом пространстве, что их касающиеся в этой точке диагонали лежат на одной прямой. Каждый из кубов разобьем тремя взаимно перпендикулярными плоскостями на восемь равных кубических ячеек и разместим в каждой из них по одному рациональному (в верхний ближний левый куб) и иррациональному (в нижний дальний правый куб) ТИМу так, чтобы в ближний к наблюдателю фронтальный срез верхнего куба попали все рациональные этики (), в дальний его срез ≈ все рациональные логики (), а в такие же срезы нижнего куба ≈ иррациональные этики (Ё) и иррациональные логики () соответственно (рис.1). Как видим, в бикубической модели социона [БМС] фигуры ИК любой из мастей образуют квадрат (при виде спереди):

В Т
Д К

Отсюда становится понятно, почему тузы в ИК ≈ старший ранг: отсчет старшинства фигур ведется здесь от валетов против хода часовой стрелки. Такое направление отсчета, во-первых, удобнее ломаного (В ≈ Т ≈ Д ≈ К), во-вторых, позволяет расположить собственно фигурные карты ≈ В, Д и К ≈ подряд, в-третьих, не разрывает пары "женских" (В и Д) и "мужских" (К и Т) рангов (такие же пары, напомним, образованы и мастями), в-четвертых, сохраняет целостной единую цепочку числовых карт: Т (единица), 2, ..., 10, ≈ и, главное, в-пятых, позволяет замкнуть систему рангов ИК в кольцо, где каждая последующая карта старше предыдущей: Т, 2, ..., 10, В, Д, К, Т. В результате туз оказывается самым младшим и самым старшим рангом одновременно, что позволяет отвести ему ключевую роль в системе рангов ИК, т.е. говорить о его "выделенности".

Таким образом, если в мастях ИК приоритет отдан рациональной системе старшинства и женскому началу ( > Ё > > ), то в рангах ≈ иррациональной системе старшинства и мужскому началу (Т > К > Д > В). Отсюда, в частности, и следует, что в рациональной системе старшинства ИК масти важнее рангов, а в иррациональной ≈ наоборот.

Как и ГМС, БМС позволяет определить близость любого ТИМа к одному из силовых полюсов социона. Однако если в ГМС к каждому полюсу примыкает только по два ТИМа, отличных от соответствующего полярного по одной из четырех классических дихотомий (по второй или по четвертой), то в БМС таких ТИМов оказывается уже по четыре. С учетом вклада каждой дихотомии в силу ТИМа можно утверждать, что ближе остальных к RI (ЭИИ) как к самому слабому ТИМу стоит LI (ЛИИ), затем TE (ИЭИ), далее ET (ЭИЭ) и, наконец, RF (ЭСИ). К FL (СЛЭ) же ближе всего по силе стоит FR (СЭЭ), далее идет PS (ЛСЭ), за ним SP (СЛИ), и только потом ≈ IL (ИЛЭ). Аналогично можно проранжировать и остальные ТИМы, отличающиеся от полярных по двум дихотомиям. В результате ТИМы расположатся в такой последовательности:

ЭИИ < ЛИИ < ИЭИ < ЭИЭ < ЭСИ < ИЛИ < ЛИЭ < ЛСИ <
< ИЭЭ < СЭИ < ЭСЭ < ИЛЭ < СЛИ < ЛСЭ < СЭЭ < СЛЭ

Выстроенный ряд так же, как и ГМС, является гармоническим, поскольку позиции всех конфликтных ТИМов симметричны относительно его центра. Это позволяет назвать его гармоническим рядом социона (ГРС). Однако, в отличие от ГМС, ГРС изотропен.

Номера большинства ТИМов в ГРС отличны от их номеров в ГМС, поскольку в ГРС учитываются отдельные дихотомии, а в ГМС ≈ их пары. Значит, ГРС-нумерация точнее учитывает вклад дихотомий в силу или слабость ТИМа и потому является предпочтительной. Кроме того, ГРС имеет простейшую форму и потому формализуется еще легче, чем ГМС: при задании канонического базиса ГРС расстояние между любыми двумя соседними по горизонтали ТИМами равно одной условной единице. Соответственно упрощается и вычисление Ки и Кгт [23-27]. Так, модуль Ки принимает целые значения от 1 до 15, а модуль Кгт ≈ дробные значения от 0,5 до 7,5, различающиеся на целое число от 1 до 7.

На основе ГРС выстроим гармонический ряд соответствий ТИМов началам янь-инь и Четырем Стихиям. Такой ряд оказывается анизотропным, так как может быть построен либо по рациональному принципу масть-ранг (а), либо по иррациональному принципу ранг-масть (б):

Таблица 9

Соответствия ТИМов янь-инь и Четырем Стихиям

RI LI TE ET RF TP PT LF IR SE ES IL SP PS FR FL

ии

яи

Ии

ия

иИ

Яи

яя

яИ

Ия

ИИ

яЯ

Яя

ЯИ

яЯ

ИЯ

ЯЯ

hh

ah

gh

ha

hg

ph

aa

ag

ga

gg

ap

pa

pg

ap

gp

pp

а

RI

LI

TE

ET

RF

TP

PT

LF

IR

SE

ES

IL

SP

PS

FR

FL

ии

ия

иИ

яи

Ии

иЯ

яя

Ия

яИ

ИИ

Яя

яЯ

ИЯ

Яя

ЯИ

ЯЯ

hh

ha

hg

ah

gh

hp

aa

ga

ag

gg

pa

ap

gp

pa

pg

pp

б

Здесь Я ≈ большой янь, И ≈ большой инь, я ≈ малый янь, и ≈ малый инь.

ТИМы, симметричные относительно главной диагонали ГМС, характеризуются перекрестной симметрией соответствий их рангов и мастей Четырем Стихиям и началам янь-инь (табл.8). Так, у LI (ЛИИ) ранг соответствует h (и) и масть ≈ a (я), а у ET (ЭИЭ) ≈ наоборот, ранг соответствует a (я) и масть ≈ h (и).

С учетом вышеизложенного можно предложить и гармоническую запись ПСС (рис.2), где ТИМы, состоящие в конфликтных взаимоотношениях, занимают симметричные относительно центра ПСС позиции, а полюсами выступают самый слабый и самый сильный ТИМы. Направления отсчета номеров ТИМов здесь равноправны и задаются так, что эти номера совпадают с номерами ТИМов в ГРС.

й ЛИИ         й ИЛЭ  
к к й ИЛИ й ИЭЭ к к  
к ИЭИ к к к к к СЛИ  
ЭИИ к к ЛИЭ к СЭИ к к СЛЭ
  ЭИЭ к к к к к ЛСЭ к
  к к ЛСИ ы ЭСЭ ы к к
  ЭСИ ы         СЭЭ ы

Рис.2. Гармоническая периодическая система социона (ГПСС).
Линии указывают направления нумерации ТИМов.

Методики вычисления Ки и Кгт на основе ПСС уже существуют [22, 24, 27]. Однако значения этих величин [24, 27] для ТИМов в ПСС и ГПСС, конечно же, будут различаться. А значит, другими (в общем случае) будут и следствия, что говорит об относительности, вторичности формальных характеристик модели и о первичности ее содержания.

В заключение отметим, что во всех рассмотренных гармонических моделях социона у двух полярных ТИМов ≈ RI (ЭИИ) и FL (СЛЭ) ≈ номер зависит только от направления отсчета (1 или 16), а у остальных ТИМов ≈ также и от типа модели социона.

И в свете вышеизложенного уже не кажется невероятным, что в ИК может быть зашифрован еще один ключ к разгадке сокровенных тайн мироздания.

ВЫВОДЫ

  1. Фигурные ИК изоморфны фигурным КТ и ТИМам, причем в основе соционических параллелей фигурных ИК лежит попарное взаимное смысловое соответствие фигурных КТ ТИМам, которое не зависит от выбора взаимных соответствий мастей и рангов КТ и ИК.
  2. Предложенная номенклатура ТИМов на основе их параллелей с фигурными ИК сохраняет главные преимущества символьной соционики ≈ уход от кармы имени (псевдонима), присвоенного ТИМу, и от линейной характеристики его задатков и предпочтений общественной активности [15-18]. Однако новая номенклатура более привычна и понятна массовому читателю, а следовательно, имеет бóльшую практическую ценность, особенно для популяризации соционики.
  3. Новая номенклатура вводится на объективной и широко известной основе и позволяет иначе определить и логически обосновать силовые взаимоотношения ТИМов и решить таким образом проблему их "старшинства". Это делает возможным предсказание неформальной и коррекцию формальной иерархии любой группы с идентифицированными ТИМами ее членов.
  4. Соционические соответствия ИК дают возможность создать такие гармонические модели социона, как ряд, матрицу, периодическую систему и бикубическую модель с одной общей точкой. Это дает дополнительные возможности для решения ряда спорных вопросов соционики (например, о соответствиях ТИМов мужскому и женскому началам, Четырем Стихиям, о ТИМах Иисуса Христа и Дьявола, и др.).
  5. Соционические параллели помогают понять главные особенности ИК (в частности, понять способы задания старшинства рангов и мастей в ИК).
  6. ИК могут оказаться своеобразной моделью некоторых универсальных закономерностей мироустройства и одновременно ключом к их разгадке.

Литература:

  1. Аугустинавичюте А. Социон // Соционика, ментология и психология личности. 1996, N 5, с.2-22.
  2. Блаватская Е.П. Теософский словарь. ≈ М. : Сфера, 1994. ≈ 638 с.
  3. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 2, с.11-17.
  4. Букалов А.В., Бойко А.Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. ≈ К. : Редакция газеты "Соборна Укра©на", 1992. ≈ 78 с.
  5. Гуленко В.В. Какие отношения построил бы Юнг // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 2, с.17-28.
  6. Гуленко В.В. Типологическая целостность социона // Соционика, ментология и психология личности. 1996, N 5, с.25-34.
  7. Евангелие от Матфея 23:12.
  8. Каминский В.Р., Шульман Г.А. Интертипные отношения в социуме и семье // Соционика, ментология и психология личности. 1997, N 5, с.54-61.
  9. Карпенко О.Б. О чем мы говорим? // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 2, с.65-71.
  10. Карпенко О.Б. Групповая структура социона, соционические базисы // Соционика, ментология и психология личности. 1996, N 3, с.25-30.
  11. Кашницкий С.Е. Социон как гармонический абсолют // Соционика, ментология и психология личности. 1997, N 3, с.38-43.
  12. Мегедь В.В. Формы любви ≈ древние и новые // Соционика, ментология и психология личности. 1997, N 3, с.58-64; N 4, с.59-63.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 12-е изд. ≈ М. : Русский язык, 1978. ≈ 848 с.
  14. Рейнин Г.Р. Теоретический анализ типологических описаний личности в психологии труда. ≈ Л. : ЛГУ, 1988. ≈ 91 с.
  15. Савченко С.В. Как символьная соционика объясняет возникновение квадр // Соционика, ментология и психология личности. 1997, N 4, с.72-75.
  16. Савченко С.В. К вопросу о классификации отношений // Соционика, ментология и психология личности. 1997, N 6, с.75-77.
  17. Савченко И.Д., Савченко С.В. Соционика и Таро : Матрица социона // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 3, с.85-88.
  18. Савченко С.В., Савченко И.Д., Негодина О.В. Личность как соционический тип в едином символьном пространстве Савченко (ЕСПС) // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 2, с.78-87.
  19. Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. ≈ М. : Русская историческая энциклопедия ≈ Внешсигма, 1994. ≈ 476 с.
  20. Чикирисова Г.В. Соционы // Соционика, ментология и психология личности. 1996, N 4, с.19-26.
  21. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. 3-е изд. ≈ М. : Просвещение, 1975. ≈ 543 с.
  22. Шиян А.А. Феноменологический метод расчета коэффициента относительной интенсивности интертипных отношениий в псевдоримановой метрике пространства Шульмана // Соционика, ментология и психология личности. 1996, N 4, с.64-68.
  23. Шульман Г.А. О некоторых закономерностях типологии К.Г.Юнга // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 1, с.22-25.
  24. Шульман Г.А. К вопросу о "странной судьбе" интуитивно-логических экстратимов // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 1, с.30-35.
  25. Шульман Г.А. Модель социона // Соционика, ментология и психология личности. 1995, N 3, с.8-20.
  26. Шульман Г.А. Выделенные и виртуальные компоненты тетрады ТИМа // Соционика, ментология и психология личности. 1996, N 4, с.34-45.
  27. Шульман Г.А. Картина интертипных отношений // Соционика, ментология и психология личности. 1998, N 1, с.43-56; N 5, с.50-63.
  28. (Hyde M.) Хайд М. Гадание по картам Таро // Cosmopolitan. Октябрь 1996, с.170-176.
  29. (Kroeger O., Thuesen J.M., 1988) Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. ≈ М. : Персей, Вече, АСТ, 1995. ≈ 544 с.
  30. (Papus) Папюс. Предсказательное Таро, или Ключ всякого рода карточных гаданий. ≈ Спб., 1912. ≈ 160 с.
  31. (Thorpe Ch., 1992) Торп Ч. Гадание на картах. ≈ М. : Келвори, 1996. ≈ 104 с.