Приведены результаты исследования динамики проявления интертипных отношений, а также факторов, влияющих на их обострение, в небольших спортивных группах в условиях высокогорья.
Ключевые слова : альпинизм, соционика, тип информационного метаболизма (ТИМ), интертипные отношения (ИО).
⌠Гора √ это прежде всего, понимаешь, друзья,
С которыми вместе по трудной дороге шагаешь■
Ю. Визбор
Данная статья представляет собой некоторый итог наблюдений двух социоников во время проведения Областной альпиниады летом 1997 г. на Центральном Кавказе. Задача, которую поставили перед собой авторы √ проследить изнутри, не вмешиваясь, динамику развития межличностных отношений в отделении начинающих альпинистов. Основная методика, используемая при типировании участников √ использование перекрестных результатов тестов Накрохиной (1) и Кейрси (2) в качестве отправной точки с последующей верификацией ТИМов в процессе непосредственного общения в течение трех недель. Поскольку наблюдения проводились авторами параллельно с выполнением спортивной программы, то, в силу некоторых объективных причин, ТИМы отдельных участников определены не были.
Так как организацией проведения альпиниады занимались, в основном, иррационалы, то сначала было сформировано одно отделение начинающих альпинистов, состоящее из 15 участников, при одном инструкторе. В последствии, уже на месте, это отделение было разбито на два, состав которых оперативно корректировался. Это было вызвано тем, что прибывали участники из других городов и областей Украины. Первоначально назначенный инструктор также был заменен двумя другими.
Деление на два отделения происходило на добровольном принципе с требованием соблюдения примерно одинакового количества мужчин и женщин и их физической подготовки.
В табл.1 приведены данные об участниках (идентификатор У) одного из отделений, в составе которого находились авторы, и части участников другого отделения, общение с которыми осуществлялось наиболее тесно, а так же об инструкторах (идентификатор И) обоих отделений. В табл.2 приведены интертипные отношения (ИО) по аналогии с таблицей ИО в (1) √ сокращения использованы те же.
При формировании отделения наблюдались следующие особенности :
часть участников имела предварительную схоженность (т.е. совместное участие в альпинистских или туристских мероприятиях в составе одного отделения или даже одной связки) √ У1-У2, У1-У5, У3-У4, У5-У9, У8-У9-У10 ;
часть участников была связана дружескими отношениями или совместной работой √ У1-У2, У3-У4, У5-У9.
Но и соционические закономерности проявились также √ еще в
поезде две пары участников У1-
(ЛИЭ) и У2-
(ИЛЭ), У3-
(ЭСЭ) и У4-
(ИЭЭ) ⌠почувствовали взаимную симпатию■, и сформировалась четверка, в которой
появились отношения активации и цепочка соцзаказа.
По случайному принципу в отделение попали У7-
(ЭИЭ) и У6, ТИМ которого установить не удалось.
Интересной особенностью было то, что в другое отделение, инструктором
которого был И2-
(СЛИ), попали участниками три
(ИЭЭ) и один
(СЛИ).
Таблица 1
Иденти-фикатор
|
ТИМ
|
Результаты тестирования |
Возраст (лет)
|
Пол
|
Высоко-горный опыт (лет)
|
Схоженность
|
|
Накрохина
|
Кейрси
|
||||||
И1
|
ИЭИ
![]() ![]() |
√
|
√
|
>40
|
М
|
>20
|
√
|
У1
|
ЛИЭ
![]() ![]() |
√
|
√
|
>40
|
M
|
>20
|
У2,У5 (Кавказ)
|
У2
|
ИЛЭ
![]() ![]() |
√
|
√
|
25
|
Ж
|
1
|
У1 (Кавказ)
|
У3
|
ЭСЭ
![]() ![]() |
E?FP
|
ENFP
|
23
|
Ж
|
нет
|
У4 (Крым)
|
У4
|
ИЭЭ
![]() ![]() |
ENFJ
|
ENFJ
|
28
|
Ж
|
нет
|
У3 (Крым)
|
У5
|
ЭИИ
![]() ![]() |
E?FP
|
ENFP
|
22
|
Ж
|
1
|
У1 (Кавказ)
У9 (Карпаты) |
У6
|
?
|
INTJ
|
?ST?
|
17
|
M
|
нет
|
√
|
У7
|
ЭИЭ
![]() ![]() |
ESTP
|
ENFJ
|
21
|
Ж
|
>3
|
√
|
У8
|
ЛИЭ
![]() ![]() |
ESFP
|
√
|
22
|
М
|
>5
|
У9, У10 (Кавказ)
|
У9
|
ЛСИ
![]() ![]() |
√
|
√
|
>30
|
Ж
|
>5
|
У8, У10 (Кавказ)
|
У10
|
ЛСИ
![]() ![]() |
ESTJ
|
?STJ
|
>30
|
M
|
>5
|
У8, У9 (Кавказ)
|
И2
|
СЛИ
![]() ![]() |
√
|
√
|
>50
|
M
|
>20
|
√
|
У11
|
СЛЭ
![]() ![]() |
I?T?
|
I?F?
|
23
|
M
|
нет
|
У12 (Карпаты)
|
У12
|
?
|
ESTP
|
ESFJ
|
25
|
M
|
?
|
У11 (Карпаты)
|
У13
|
СЛИ
![]() ![]() |
√
|
√
|
19
|
M
|
нет
|
√
|
У14
|
ИЭЭ
![]() ![]() |
ENFP
|
ENFP
|
23
|
M
|
2
|
√
|
Таблица 2
ТИМы участников |
ИЭИ |
ЛИЭ |
ИЛЭ |
ЭСЭ |
ИЭЭ |
ЭИИ |
? |
ЭИЭ |
ЛИЭ |
ЛСИ |
ЛСИ |
|||
И1 |
У 1 |
У 2 |
У 3 |
У 4 |
У 5 |
У 6 |
У 7 |
У 8 |
У 9 |
У 10 |
||||
И1 ![]() ![]() |
Р | М | р | пп | кТ | ? | З | Р | А | А | ||||
У1 |
р |
кТ |
сЭ |
П |
пД |
? |
д |
Т |
М |
М |
||||
У2 |
М |
кТ |
А |
ро |
Р |
? |
п |
кТ |
р |
р |
||||
У3 |
Р |
сЭ |
А |
п |
М |
? |
ро |
сЭ |
пД |
пД |
||||
У4 |
пп |
п |
ро |
П |
З |
? |
кТ |
р |
К |
К |
||||
У5 |
кТ |
пД |
р |
М |
З |
? |
пп |
пД |
сЭ |
сЭ |
||||
У6 ? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
|
? |
? |
? |
? |
|||
У7 |
З |
д |
П |
ро |
кТ |
пп |
? |
д |
Д |
Д |
||||
У8 |
р |
Т |
кТ |
сЭ |
Р |
пД |
? |
д |
М |
М |
||||
У9 |
А |
М |
Р |
пД |
К |
сЭ |
? |
Д |
М |
Т |
||||
У10 |
А |
М |
Р |
пД |
К |
сЭ |
? |
Д |
М |
Т |
Спортивная программа первого этапа была следующая:
Поскольку в течение первой недели общение между ранее незнакомыми
между собой участниками осуществлялось на внешнем уровне (3), то каких-то
характерных особенностей проявления ИО замечено не было. Особый интерес представляют
конфликтные ИО в парах
(ИЭЭ) и
между У4-У9 и У4-У10. Т.к. на занятиях и зачетном восхождении эти участники
работали, в основном, в разных связках и на различных участках, а в базовом
лагере они размещались в разных палатках на достаточно большом расстоянии (>100м)
и встречались, как правило, только за обеденным столом, то обострения отношений
не наблюдалось.
Завершив первый этап выполнением нормативов на значок ⌠Альпинист СССР■, отделение после короткого отдыха приступило к выполнению второго этапа альпинистской подготовки √ нормативов 3-го спортивного разряда.
И здесь произошло переформирование его состава в соответствии
с личными спортивными планами участников. Из отделения ушли У1-
(ЛИЭ), У2-
(ИЛЭ), У3-
(ЭСЭ), У4-
(ИЭЭ), а из другого отделения были переведены У11-
(СЛЭ) и У12, ТИМ которого не был определен ( по наблюдениям можно было только
определить, что это интроверт и этик ). В табл.3 приведены ИО, сложившиеся в
отделении этого состава. По сравнению с табл.2, исчезли две пары так и не проявившихся
конфликтных отношений
(ИЭЭ) √
(ЛСИ), но появились новые √ У5-
(ЭИИ) и У11-
(СЛЭ), которые и проявились впоследствии. К сожалению, авторы (У1 и У2) не могли
наблюдать развитие конфликта своими глазами, а разбирались в нем лишь со слов
непосредственных участников и свидетелей.
Таблица 3
ТИМы участников |
ИЭИ |
ЭИИ |
ЭИЭ |
ЛИЭ |
ЛСИ |
ЛСИ |
СЛЭ |
? |
|||||||||
И1 |
У 5 |
У 7 |
У 8 |
У 9 |
У 10 |
У 11 |
У 12 |
||||||||||
И1 ![]() ![]() |
кТ | З |
Р |
А |
А |
Д |
? |
||||||||||
У5 |
кТ |
пп |
пД |
сЭ |
сЭ |
К |
? |
||||||||||
У7 |
З |
пп |
д |
Д |
Д |
А |
? |
||||||||||
У8 |
р |
пД |
д |
М |
М |
п |
? |
||||||||||
У9 |
А |
сЭ |
Д |
М |
Т |
З |
? |
||||||||||
У10 |
А |
сЭ |
Д |
М |
Т |
З |
? |
||||||||||
У11 |
Д |
К |
А |
П |
З |
З |
? |
||||||||||
У12 ? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
? |
В программу второго этапа входили :
К тому времени начала постепенно накапливаться физическая усталость участников, ухудшилось питание, ухудшились погодные условия √ все это и явилось некоторым катализатором для обострения ИО.
Развитие конфликта происходило по следующей
схеме. ⌠Неразборчивый■ в выражениях У11-
(СЛЭ) получал неоднократно замечания по аспекту ⌠
■ от У5-
(ЭИИ). В свою очередь, он предъявил встречные претензии по аспекту ⌠
■ √ по поводу несправедливого распределения общественного снаряжения между участниками
и слабой физической подготовки У5, которая выполняла обязанности завхоза отделения.
Вспыхнула ссора во время нахождения в высокогорной зоне, и в базовый лагерь
вернулись два врага... И тут пришлось авторам нарушить данное себе обещание
не вмешиваться в развитие ИО √ пришлось разъяснить участникам конфликта суть
происходящего, справедливость их взаимных претензий. Кроме того, пришлось дать
⌠ненавязчиво■ несколько советов инструктору отделения И1-
(ИЭИ).
В то же время наблюдались и проявления благоприятных ИО. Заметно
повысилась частота общения между У7-
(ЭИЭ) и У9, У10-
(ЛСИ) √ дуализация. Явно начали активироваться У2-
(ИЛЭ) и У3-
(ЭСЭ). Именно полудуал У8-
(ЛИЭ) забрал у У5-
(ЭИИ) часть груза на подходе. Кстати, интересно, что у
(ЛИЭ) чаще всего бывают самые тяжелые рюкзаки, поскольку в них, кроме своего
груза, зачастую находится какая-то часть груза более слабых участников и множество
всякой дополнительной ⌠мелочевки■ √ на всякий случай. Причем, как правило, этот
всякий случай и возникает...
Второй выход в высокогорную зону проходил уже более спокойно.
Необходимо также отметить к концу второй
недели некоторое обострение в цепочке отношений
соцзаказа У11-
(СЛЭ) √ У3-
(ЭСЭ) √ У4-
(ИЭЭ) и суперэго У3-
(ЭСЭ) √ У1-
(ЛИЭ) (несмотря на знание соционики, свой ТИМ ведь не переделаешь √ пришлось
уходить на ⌠внешний уровень■). Кроме того, при все же возникавших небольших
трениях между У11-
(СЛЭ) и У5-
(ЭИИ), извинения передавались по цепочке У11-
(СЛЭ) √ У3-
(ЭСЭ) √ У5-
(ЭИИ) √ через подзаказного!
Очевидно, что именно к концу второй
недели происходит обострение неблагоприятных ИО,
которые усиливаются тогда, когда в них участвуют ⌠должностные лица■. Одному
из авторов несколько лет назад довелось наблюдать довольно сильный конфликт
между инструктором
(ЛИИ) и завхозом отделения
(СЭЭ), возникший именно к концу второй недели. Резко обострились тогда и отношения
соцконтроля между завхозом
(СЭЭ) и участницей
(ЭИИ).
4. Третий этап.
После небольшого отдыха отделение приступило к подготовке
восхождения на вершину Эльбрус Зап. по маршруту 2-А категории сложности. И опять
в составе отделения произошли значительные изменения, отраженные в табл.4. По
разным организационным причинам ушли У10-
(ЛСИ), У11-
(СЛЭ), У12, вернулись в состав отделения У1-
(ЛИЭ) и У2-
(ИЛЭ). Кроме того, из другого отделения в состав исследуемого были включены
У13-
(СЛИ) и У14-
(ИЭЭ), а также не учтенные в табл.1 новые члены команды У15-
(СЛЭ) и У16-
(ИЭЭ). Отделение разбилось на три самостоятельных ⌠экипажа■, состоящие из 5,
3 и 2 человек (не включая инструктора). Размещение, питание и ⌠прочее■ жизнеобеспечение
было автономным. Единым было только общее руководство и контрольные сроки. Необходимо
отметить наличие образовавшихся дуальных пар во втором
(У7-
(ЭИЭ) и У9-
ЛСИ) и третьем (У13-
(СЛИ) и У14-
(ИЭЭ) экипажах.
31 июля отделение в составе 1-го и 3-го экипажей под руководством
инструктора вышло из базового лагеря (высота 2500 м), расположенного в ущелье
Адыл-Су, около 8 часов утра и примерно к 15 часам, воспользовавшись, канатной
дорогой, разбило штурмовой лагерь на склоне Эльбруса, на скалах выше ⌠Приюта
11-ти■ (высота 4200 м). Второй экипаж, вышедший самостоятельно на сутки раньше
для лучшей акклиматизации и часть подъема проделавший пешком, находился уже
там. Несмотря на быстрый набор высоты, самочувствие всех участников было нормальным
и отделение, почти в полном составе, совершило акклиматизационный выход к скалам
Пастухова (высота 4800 м). Однако, к вечеру, высота дала знать о себе некоторым
участникам. Поэтому утром У5-
(ЭИИ) и У15-
(СЛЭ), после переноса штурмового лагеря на скалы ⌠Приюта 9-ти■, ушли вниз, в
базовый лагерь. Проявления конфликтных отношений в этой паре не
наблюдалось, т.к. период совместного общения был слишком коротким для перехода
на ⌠внутренний уровень■, да и ночевали они в разных палатках. Остальные участники
провели весь день в штурмовом лагере √ пассивная акклиматизация. Другие три
пары ⌠конфликтеров■ У7-
(ЭИЭ) и У13-
(СЛИ), У9-
(ЛСИ) и У14-
(ИЭЭ), У9-
(ЛСИ) и У16-
(ИЭЭ), находящиеся в составе разных экипажей, общались между собой довольно
мало. Хотя в последней паре, даже не смотря на это, наблюдались отдельные мелкие
проявления взаимной неприязни. Остатки первого экипажа собрались в одной палатке.
Таблица 4
ТИМы участников |
ИЭИ |
ЛИЭ |
ИЛЭ |
ЭИИ |
СЛЭ |
ИЭЭ |
ЭИЭ |
ЛИЭ |
ЛСИ |
ЛСИ |
ИЭЭ |
|||
И1 |
У 1 |
У 2 |
У 5 |
У 15 |
У 16 |
У 7 |
У 8 |
У 9 |
У 13 |
У 14 |
||||
И1 ![]() ![]() |
Р | М | кТ | Д | пп | З | Р | А | сЭ | пп | ||||
У1 |
р |
кТ |
пД |
п |
П |
д |
Т |
М |
Р |
П |
||||
У2 |
М |
кТ |
Р |
д |
ро |
п |
кТ |
р |
пД |
ро |
||||
У5 |
кТ |
пД |
р |
К |
З |
пп |
пД |
сЭ |
А |
З |
||||
У15 |
Д |
П |
д |
К |
сЭ |
А |
П |
З |
пп |
сЭ |
||||
У16 |
пп |
п |
ро |
З |
сЭ |
кТ |
п |
К |
Д |
Т |
||||
У7 |
З |
д |
П |
пп |
А |
кТ |
д |
Д |
К |
кТ |
||||
У8 |
р |
Т |
кТ |
пД |
п |
П |
д |
М |
Р |
П |
||||
У9 |
А |
М |
Р |
сЭ |
З |
К |
Д |
М |
кТ |
К |
||||
У13 |
сЭ |
р |
пД |
А |
пп |
Д |
К |
Р |
кТ |
Д |
||||
У14 |
пп |
п |
ро |
З |
сЭ |
Т |
кТ |
П |
К |
Д |
1-я палатка 2-я палатка
1-й экипаж 2-й экипаж 3-й экипаж
Здесь необходимо отметить, что год назад авторам довелось
участвовать в другом эксперименте во время двухнедельного туристического
похода 1-й категории сложности по Кавказу (тоже в районе Эльбруса). Тогда из
девяти участников √ семеро были ⌠новичками■, среди которых находились две
пары соционических ⌠конфликтеров■:
(ИЭЭ) √
(ЛСИ) и
(ИЭИ) √
(ЛСЭ). ТИМы участников были определены до начала похода и удалось ⌠ненавязчиво■
распределить их по разным палаткам. И хотя мелкие взаимные непонимания иногда
возникали √ обострения конфликта между ними не произошло...
К вечеру второго дня погода испортилась, и ночью пошел дождь
с мокрым снегом. Разразилась гроза √ ближайший разряд молнии был метрах в 600
от палаток. И здесь довольно интересно проявились отношения соцзаказа.
Палатка 1-го экипажа подмокла, и в самых неблагоприятных условиях оказалась
У16-
(ИЭЭ) √ (с ее-то активационной ⌠
■ !), получив большую порцию ⌠отрицательной информации■ по этому самому аспекту...
Поэтому тут же был высказан ряд претензий в адрес У1-
(ЛИЭ) с пожеланиями ⌠что-то сделать■ (аспект ⌠
⌠). Возможно, здесь сработали не только ИО √ кому же, как не единственному мужчине,
вылазить из палатки в непогоду и наводить порядок... Но, в это же время, другой
(ИЭЭ) √ У14, подошел покурить вместе и ⌠немного пообщаться■ (время суток √ полночь),
т.к. на душе было неспокойно после грозы (за неделю до этого в соседнем лагере
во время грозы погиб участник на гребне при прямом попадании молнии). Возможно,
и здесь сработали не только ИО, а естественное притяжение младшего к старшему,
более опытному...
Намеченный на два часа ночи выход был отложен на час, и в
три часа ночи 1-й и 3-й экипажи под руководством инструктора вышли на маршрут.
2-й экипаж вышел через пол часа следом. Погодные условия √ сильный ветер, низкая
облачность (т.е. практически √ туман), видимость 20-30 метров, температура √
ниже нуля. После восхода солнца стало легче. По разным причинам участники начали
сходить с маршрута и возвращаться в лагерь. Часам к 12 дня у палаток собрались
все, за исключением штурмовой группы: И1-
(ИЭИ) , У13-
(СЛИ) , У14-
(ИЭЭ). Контрольное время возвращения в лагерь было назначено на 14 часов. За
пол часа до истечения контрольного срока участники в штурмовом лагере начали
серьезно волноваться за своих товарищей, поскольку обе вершины Эльбруса и даже
седловина были закрыты облаками. И здесь проявились ИО ⌠соцконтроля■
по отношению к И1-
(ИЭИ) . Два
(ЛИЭ) √ У1 и У8 приняли решение: если штурмовая группа не вернется к контрольному
сроку, то все остальные участники (кроме них) уходят вниз, в базовый лагерь.
А они вдвоем остаются ждать штурмовую группу (бензин и остатки продуктов можно
было еще растянуть на сутки). Если группа не вернется к 16 часам √ будут начинаться
спасательные работы.
Правда, все обошлось благополучно, и к контрольному сроку штурмовая группа, после успешного восхождения на вершину Эльбруса, была у наших палаток.
Выводы.
Конечно, проведенные наблюдения не являются достаточно полными, учитывая непрерывное изменение состава исследуемого отделения альпинистов, однако они позволяют сделать некоторые предварительные выводы:
обострение проявления ИО в горных условиях, как благоприятных ИО, так и неблагоприятных ИО √ происходят ориентировочно к концу второй недели;
усиливающими факторами обострения проявления ИО являются постепенно накапливающаяся физическая усталость участников, ухудшение метеоусловий, ухудшение режима и качества питания, участие в неблагоприятных ИО должностных лиц √ инструктора, завхоза;
сдерживающим фактором обострения проявлений неблагоприятных ИО может быть распределение ⌠потенциально конфликтных■ участников по разным экипажам (отделениям, палаткам, связкам) √ для этого необходимо предварительное определение ТИМов, до выезда в горы.
И в завершении, чтобы вызвать у нашего читателя улыбку после столь скучного описания захватывающего альпинистского мероприятия, шуточный вывод √ только иррационалам может прийти в голову √ лезть на вершину Эльбруса ⌠в такую шальную погоду■, и только группа, в составе которой есть дуалы √ способна в такую непогоду его покорить!
ЛИТЕРАТУРА