(Реферат по дисциплине "История психологии")
г.Днепропетровск, 1998г.
ВВЕДЕНИЕ
"Наша психика √ лишь часть природы и тайна ее безгранична..."
К.Г.Юнг
"Аналитическая психология √ одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961гг.). Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды √ 20 томов неполного собрания сочинений, выпущенногона немецком и английском языках, √ включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психического √ сознательного и бессознательного √ обстоятельную теорию психологических типов и детальное описание универсальных психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики"[1,стр.5], √ этими словами начинается Предисловие В.В.Зелинского к одному из фундаментальных творений Юнга √ книге "Психологические типы"...
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 г. в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке на берегу Баденского озера, в семье священника реформистской церкви, увлеченного классическими науками и изучением Востока; дед и прадед Юнга по отцовской линии были врачями. До девяти лет Юнг был единственным ребенком, одиноким и нелюдимым. Отец с шести лет стал обучать его латыни, и к моменту поступления в Базельскую гимназию он был намного впереди своих сверсников; в гимназии он проводил долгие часы в библиотеке, погруженный в старинные книги.
В 1895 г. Юнг поступил в Базельский университет; хотя первоначально его интересовала астрология и египтология, он выбрал для изучения естественные науки, а затем взгляд его обратился к медицине. Буквально перед самыми выпускными экзаменами ему попался в руки учебник Краффт-Эбинга по психиатрии и он понял, что только здесь могли соединиться два напрвления его интересов √ как в области биологии, так и в области человеческого сознания. Он решил специализироваться в спихиатрии.
10 декабря 1900 г. Юнг начал свою психологическую карьеру в качестве ассистента Эйгена Блейхера, известного психиатра, практиковавшего в психиатрической клинике Бургхельцли в Цюрихе. В 1902 г. он защищает в Цюрихском университете диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов, а в 1905 г. √ назначается преподавателем медицины (психиатрии) в Цюрихском университете.[2,3]
Период 1906-1914 гг. считается "фрейдовскими годами" Юнга, заключительным аккордом которого является доклад Юнга на Психологическом конгрессе в Мюнхене в сентябре 1913 г. Здесь он впервые вводит понятие экстраверсии и интроверсии как двух противоположных направлений либидного потока, определяя их как психические механизмы, присущие как душевнобольным, так и нормальным людям. Завершает этот доклад следующими словами: "Будущему предстоит трудная задача: выработать психологию, которая одинаково сочиталась с обоими психологическими типами".[1,стр.554]
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА
⌠Я понял, что из хаоса современной психологии невозможно извлечь четких критериев √их еще только надо создать, причем не из воздуха, а на основании бесценных трудов предшественников, чьи имена войдут в историю психологии.■ К.Г.Юнг |
1.1. История возникновения
Юнг начал работать над своей книгой "Психологические типы" после того, как он окончательно порвал с Фрейдом, вышел из Психологической ассоциации и оставил кафедру в Цюрихском университете. Это был критический период в его жизнт ( с 1913 по 1918 г.), период болезненного одиночества, который, по словам самого Юнга, являлся для него ⌠временем внутренней неуверенности■ и ⌠кризисом середины жизни■.
В своей автобиотрафической книге ⌠Воспоминания. Сновидения.Размышления.■ он пишет: "Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к окружающему миру, и, таким образом, конструируется психология сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим углом зрения"[1, стр.5-6].
Впервые книга ⌠Психологические типы■ (⌠Psychologishe Typen■) вышла в Цюрихе в 1921 г. Вот что пишет Юнг в Предисловии к 1-му швейцарскому изданию весной 1920 г.:"Эта книга является плодом моей двадцатилетней работы в области практической психологии. Мысли, нашедшие свое выражение в этой книге, возникали постепенно, прежде всего из бесчисленных впечатлений и опытов, практически приобретенных мною в качестве психиатра и врача-невролога, равно как и из моего общения с людьми самых разнообразных социальных кругов; дальнейшим материалом послужил обмен мнений в личных беседах с друзьями и противниками, и, наконец, критика моей собственной психологической своеобразности." [1,стр.21].
В Предисловии к 7-му швейцарскому изданию (1937 г.) он отмечает:"Я прежде всего врач и практический психотерапевт, и все мои психологические формулировки основаны на опыте тяжелой каждодневной профессиональной работы. Поэтому то, что я должен был сказать в данной книге, было стократно проверено, √ слово за словом, √ практическим лечением больных и изначально было от них и получено."[1,стр.23].
1.2. Краткая история доюнговских типологий.
Большую часть книги Юнга ⌠Психологиченские типы■ составляет обзор исторического развития этого вопроса. Вот что пишет он в Предисловии к 1-му швейцарскому изданию: "┘ я ограничился изложением идей отдельных личностей, потрудившихся над данной проблемой, и отказался от перечисления и приведения всего, что говорилось по интересующему нас вопросу."[1, стр.21]
В первой главе Юнг анализирует проблему типов в истории античной и средневековой мысли. Он отмечает следующее: "К древней науке можно применить следующее положение: субъективной психологии в ней тем больше, чем меньше психологии объективной. Поэтому сочинения древних, хотя и полны психологии, однако содержат очень мало психологического".[1,стр.31] Упоминая теорию темпераментов Гиппократа, Юнг отмечает: "Разделение на четыре темперамента, пришедшее к нам от древних, есть типизирование, почти что лишенное психологических свойств, потому что темпераменты несут в себе в значительной степени психофизическую окраску".[1,стр.33-34] Кроме того он упоминает три типа, которые были установлены в философии гностиков: пневматики, психики, гилики. Здесь же он анализирует проявление различных установок психики в богословских спорах в раннехристианской церкви, в спорах номиналистов и реалистов ( от античности через средние века и до современных научных теорий Фрейда и Адлера) : "Взгляд Фрейда, по сути, является экстравертным, Адлера √ интровертным".[1,стр.87]
Во второй главе Юнг анализирует идеи Ф.Шиллера о проблеме типов, высказанные в его письмах "Об эстетическом воспитании человека"(1795г.). Здесь он отмечает, что Шиллер приходит к установлению двух психологических типов (наивного и сентиментального), которые Юнг соотносит со своими понятиями экстравертного и интровертного типов.
Третья, довольно короткая, глава посвящена сочинению Ницше "Рождение трагедии"(1876г.), в котором он рассматривает основную пару типных противоположностей √ аполлонически-дионисийскую. "...Таким образом, понятия Ницше приводят нас к принципам третьего и четвертого психологического типа: эти типы можно было бы назвать эстетическими, в противоположность рациональным (мыслительному и чувствующему типу). Это интуитивный тип и тип сенситивный или ощущающий".[1,стр.172] Таким образом, в работе Ницше уже просматривается разделение психологических функций ощущения и интуиции.
Четвертая глава дает общий обзор типологии Фюрно Джордана по его книге "Характер с точки зрения тела и генеалогии человека", а также критику его точки зрения. В своей книге Джордан пишет:" Существует два храктера, фундаментально отличные от друг от друга, два явно выраженных типа характеров (с третьим, промежуточным): у у одного типа тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым. Между этими двумя крайностями существует бесчисленное множество ступеней. Однако достаточно будет показать еще один, третий, тип, у которого способность к рефлексии и способность к действию находятсяболее или менее в равновесии...".[1,стр.174] Джордан называет свои типы "менее страстными" (the less impassioned) и "более страстными" (the more impassioned), вводя в их описание элемент чувствования. Таким образом, его тип "the less impassioned and more active" соответствует экстравертному юнговскому типу, а "more impassioned and less active" √ интровертному.
Пятой главе, как и второй, Юнг придает большое значение. Недаром в Предисловии к аргентинскому изданию он пишет: "...я мог бы порекомендовать читателю, который действительно хочет понять мою книгу, углубиться прежде всего в главы 2 и 5."[1,стр.25] Здесь он дает анализ произведения Карла Шпиттелера "Прометей и Эпиметей"(1881г.), а также сравнивает этих героев с теми же героями Гете. Причем, в описании этих героев уже явно просматриваются рациональные и иррациональные действия, а также проявление отдельных психических функций, позднее четко определенных Юнгом в десятой главе. Значимость этой главы подчеркивается еще и тем, что впоследствии американский психолог Д.Кейрси (Keirsey) использовал псевдонимы "Прометей" и "Эпиметей" для обозначения введенных им групп темпераментов (в отличие от традиционных гиппократовских). [4] Кроме того, в этой главе, благодаря анализу различных восточных философий, Юнг выводит диалектическую закономерность единства и борьбы различных психологических предрасположенностей внутри человеческой психики.
В шестой главе Юнг анализирует проблему типов в психологии по работе Отто Гросса "Вторая церебральная функция"(1902г.) и подчеркивает, что :"... интроверсия и экстраверсия вовсе не характеры, а механизмы, которые, так сказать, по желанию могут быть включены или исключены. И только из привычного преобладания того или другого механизма √ развиваются соответствующие характеры. Конечно , такое преобладание покоится на известном врожденном расположении, которое , однако, отнюдь не всегда является абсолютно решающим. Мне часто приходилось видеть, что влияние среды бывает почти столь же важно."[1,стр.318] Далее Юнг уточняет это положение: "Меняющиеся ситуации жизни могут воздействовать точно тем же, и мгновенно преобразовать тип, что, однако, по общему правилу не меняет надолго преобладающую установку, т.е. несмотря на временную экстраверсию, интроверт остается тем же, чем он был; и так же экстраверт."[1,стр.320]
Седьмая глава посвящена анализу типических установок в эстетике по книге Воррингера "Abstraktion und Einfuhlung" (1911г.). Юнг анализирует две основные, взаимно противоположные формы психологических установок, рассматриваемых Воррингером √ эмаптию и абстрагирование и соотносит их с экстраверсией и интроверсией, соответственно.
Значительный интерес представляет восьмая глава, где Юнг анализирует проблему типов в ⌠новейшей прагматической■ философии Уильяма Джемса, который выделяет два основных типа √ эмпирика и рационалиста. Рационалист √ чувствительный человек с нежным или деликатным складом души (tender-minded), а эмпирик √ существо твердоголовое, с жестким характером (tough-minded). Юнг отмечает, цитируя Джемса, предубеждения, которые люди обоих типов взимно питают друг против друга: ⌠Они невысокого мнения друг о друге. Во все времена их типическая противоположность играла известную роль в философии, так же как и в наше время. Жесткие осуждают нежных за сентиментальность, а нежные называют тех √ нетонкими, тупыми или брутальными. Каждый считает другого низшим.■[1,стр.335] Таким образом закладывается фундамент для развития ⌠Теории Интертипных Отношений■, разработанной гораздо позже последователями Юнга. Кроме того, Джемс приводит сопоставление различных дихотомических признаков, которыми отличаются оба типа. Юнг сопоставляет нежный тип (tender-minded) с интровертным, а жесткий тип (tough-minded) с экстравертным типом.
Достаточно короткая девятая глава рассматривает проблему типов в биографике, опираясь на анализ сопоставления ряда биографий выдающихся естествоиспытателей Вильгельмом Оствальдом (1910 г.), который выделил два основных типа √ классический и романтический, соответствующие интроверту и экстраверту.
Однако основой всей книги Юнга ⌠Психологические типы■ является именно десятая глава, где дается общее описание выделенных им типов, а также одиннадцатая, в которой дается определение терминов. Именно десятая глава была прерведена на русский язык и впервые вышла из печати в 1924 г. в Москве.
1.3. Основные положения теории психологических типов К.Г. Юнга.
В десятой главе книги а такжев в ряде его докладов и статей, таких как ⌠К вопросу об изучении психологических типов■(1913 г.), ⌠Психологические типы■(1923 г.), ⌠Психологическая теория типа■(1931 г.) и ⌠Психологическая типология■(1936 г.)[1] Юнгом были выделены четыре "психические функции" : мышление, чувства, ощущения и интуиция. При их описании он буквально одной фразой упомянул о том, что функции мышления и чувства √ рациональны, а ощущение и интуиция √ иррациональны. Далее Юнг уже описывал выделяемые им группы психологических типов как рациональные и иррациональные.
Кроме того, им было выделено две установки психики: экстравертная и интровертная. Так же, одной фразой, Юнг высказал предположение о том, что экстравертная или интровертная установки могут быть отнесены не ко всему типу в целом, а к отдельной психической функции.
В общем виде Юнгом были описаны восемь психологических типов.
2. СОЦИОНИКА И ТИПОВЕДЕНИЕ √ЭКСТРАВЕРТНЫЙ И ИНТРОВЕРТНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ К.Г.ЮНГА
2.1. Общие положения.
"Теоретические построения психологии Юнга невозможно подтвердить ни одним из известных нам клинических методов. Многочисленные психологические тесты, предназначенные для исследования концепции интровертивных-экстравертивных психологических типов, показывают, что "оба типа присутствуют в различных пропорциях практически у всех людей". И это факт, о котором Юнг не мог не знать. Обозначение индивидов по типам само по себе не дает понимания причин существующих различий в структуре личности; соответственно эта схема ничем не лучше дескриптивной, описательной классификации, разработанной еще в 19 веке."[2,стр.355-356] √ так отзываются о теории психологических типов Юнга ативные сторонники тории Фрейда.
Теория К.Г.Юнга [1] о психологических типах личности получила свое дальнейшее развитие по двум самостоятельным направлениям √ соционика и типоведение. Довольно подробный сопоставительный анализ этих двух путей развития был проведен В.В.Гуленко [5]. Кроме того, были описаны отдельные различия в используемых моделях [6,7] и подходах к понятию "психическая функция" [8,9].
Тщательный анализ соционической литературы и сопоставление его с первоисточником типоведения √ работой И.Бриггс-Майерс и П.Б.Майерс "Различия даров" [10], позволили найти новые интересные различия между соционикой и типоведением.
2.2. Соционика √ экстравертный путь развития.
2.2.1. Краткая историческая справка .
Автор соционики √ Аушра Аугустинавичюте. Родилась 4 апреля 1928 г. в городе Каунасе (Литва). В настоящее время проживает в городе Вильнюсе.
В 1948-1953 г.г. училась на экономическом факультете Вильнюсского госуниверситета, затем преподавала экономику, работала в Министерстве финансов Литовской ССР, затем опять вернулась к преподавательской деятельности.
С 1968 г. в ее доме стал собираться кружок гуманитарной и технической интеллигенции, переросший в научный семинар. Научный интерес этого семинара переместился от экономики на политэкономию и педагогику, а затем √ на этику и психологию. Просуществовал до 1973 г.
Именно на этом семинаре А.Аугустинавичюте впервые познакомилась с типологией Юнга. По ее словам, она не знала о том, что профессиональные психологи считали эту типологию трудной для понимания и пользования, а потому подошла к ее изучению без страха и предвзятости. Углубляясь в типологию Юнга, обнаружила вытекающие из нее, но не замеченные и не разработанные Юнгом новые закономерности функционирования психики человека и развития межличностных отношений. Дальнейшая разработка типологии Юнга в сочетании с изучением теории информационного метаболизма Кемпинского привела А.Аугустинавичюте к созданию соционики.
Первая ее книга по соционике √ "Дуальная природа человека" вышла лишь в 1978 г., вторая монография √ "Теория интертипных отношений" увидела свет в 1981 г. А.Аугустинавичюте постоянно работает над усовершенствованием методики и углублением теоретической базы соционики. В 1995 г. Российская Академия наук выдала ей и еще двум соавторам патент на открытие: "Явление самоорганизации динамических структур межличностного взаимодействия в практике пилотируемых космических полетов".
С начала 80-х г.г. А.Аугустинавичюте читает лекции в Новосибирске, Москве, Киеве и других городах, где со временем возникают клубы социоников. Начинается практическое применение новой теории в индивидуальных консультациях и кадровых экспертизах для различных предприятий, министерств и ведомств. Соционика используется при подборе экипажей в космонавтике.
Появление единомышленников в разных городах стимулировало активный рост интереса к новым возможностям познания и прогнозирования человеческих отношений. Новые исследования закономерно порождали новые направления и новые области практического приложения соционики.
Начали возникать соционические школы и клубы, которые расширялись, дробились, объединялись, спорили и и обменивались все возрастающей информацией. С 1987 г. начали ежегодно проводиться Всесоюзные научные конференции по соционике в различных городах СССР, а с 1993 √ Международные научные конференции в Киеве. Весной 1999 г. планируется проведение такой конференции в Днепропетровске.[11]
Кстати, о Днепропетровске: в конце 80-х √ начале 90-х г.г. последовательница А.Аугустинавичюте √ В.И.Гудрамович неоднократно организовывала в нашем городе циклы лекций и семинары по соционике, которые проводили ученики А.Аугустинавичюте из Литвы и Киева. Была организована научно-производственная фирма, занимавшаяся практической деятельностью по всей территории СССР. Затем также возник Клуб соционики. Однако, вскоре соционическая деятельность в Днепропетровске пошла на спад...
С 1996г. в городе возрожден Клуб соционики, который собирается в Доме ученых два раза в месяц. Существует несколько фирм, оказывающих высококвалифицированные услуги по соционическому консалтингу.
2.2.2. Основные теоретические положения соционики.
А.Аугустинавичюте, развивая теорию Юнга, заменила три из четырех названий психических функций: вместо понятия "мышление" она использовала понятие "логика", вместо "чувствование" √ "этика", вместо "ощущение" √ "сенсорика". Кроме того, она детализировала эти понятия, расщепив каждую из них на две составляющих √ экстравертную (объектную, черную) и интровертную (субъектную, белую), разработала "Модель А" и получила в результате 16 типов.
Далее, ею и ее коллегами была разработана теория коммуникативных аспектов, широко используемая в соционике. "Аспект" рассматривается как отдельный "элемент" полного информационного потока, воспринимаемого психикой человека [12]. Практически, в модели А, "...аспект дихотомически противопоставляется функции по принципу сырье/инструмент. Функция словно инструмент "перемалывает" поступающее сырье √ поток информационных аспектов" [9].
Также А.Аугустинавичюте была разработана ⌠Теория Интертипных Отношений■ [13].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
√ соционика, по сравнению с исходной типологией К.Г.Юнга, является теорией с более глубокой степенью детализации анализа психологического типа личности (более подробно см. [14]);
- соционика является экстравертным путем развития теории К.Г.Юнга, поскольку: во-первых, информационный поток существует объективно, и в его составе существуют составляющие √ "аспекты", обрабатываемые соответствующими "экстравертными" или "интровертными" психическими функциями, а во-вторых √ сами соционические термины "экстравертированная (или экстравертная)" / "интровертированная (или интровертная)" функция предполагает заранее (от природы?..) определенную их вертность по отношению к самому типу.
2.3. Типоведение √ интровертный путь развития.
2.3.1. Краткая историческая справка [15].
Типоведение (typewatching) или типология Майерс-Бриггс разработана в США в конце 50-х гг. Катариной Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс (мать и дочь) на основе идей К.Г.Юнга.
Толчком к созданию их типологии послужила проблема трудоустройства демобилизованных из армии солдат, над которой И.Майерс задумалась в ходе 2-й мировой войны. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклонностям, привели ее к более широкой проблеме понимания и выявления индивидуальных различий. И.Майерс интересовало создание рабочего инструмента, позволяющего достоверно выявлять индивидуальные сходства и различия, и использовать полученные результаты на практике.
С другой стороны, ее мать, К.Бриггс активно интересовалась работами К.Г,Юнга, посещала его лекции и даже вступила с ним в переписку, До появления работы Юнга в 1923 г. на английском языке, она пыталась самостоятельно классифицировать людей на основе их образа жизни. В 30-е гг. онис дочерью пытались совершенствовать методы исследования типов, предложенные Юнгом, а во время 2-й мировой войны наблюдали, как в условиях военного времени люди выполняли несвойственные им задачи.
Синтез ⌠практической ориентации■ дочери с ⌠теоретическим уклоном■ матери и годы кропотливых, более чем 10-летних исследований привели к созданию Индикатора типов Майерс-Бриггс (MBTI), впервые опубликованного в 1959 г.
2.3.2. Основные теоретические положения типоведения.
И. Бриггс-Майерс, продолжая труд своей матери К.Бриггс, пошла другим путем [10]. Заменив термин Юнга "функция" на "процесс" и объединив его с "установками", она получила четыре "предпочтения" или "предрасположенности" (preference). Таким образом произошло укрупнение понятий Юнга, а следовательно √ степень детализации анализа психологического типа личности стала более общей [14] по сравнению с Юнгом и с соционикой, хотя количество типов также стало равно 16. Интертипные отношения здесь рассматриваются только путем анализа различных "предпочтений".
Кроме того, при описании "психических процессов" восприятия или суждения личности в типоведении [10] используются термины "extraverted process" и "introverted process" , что соответствует пассивному залогу [16], и на русский язык переводится как "процесс, который экстравертирован, или экстравертируемый" или "интровертируемый", соответственно. Т.е. в данном случае процесс экстравертируется или интровертируется личностью субъективно. Налицо субъективный, т.е. интровертный подход.
Между прочим, этот нюанс с использованием активного и пассивного залога не был замечен переводчиками известной у нас книги О.Крегера и Дж.М.Тьюсон "Типы людей" [15], которые в разделе "Appendix 2" допустили ошибку при переводе описания доминантной и вспомогательной функций. Используемые в оригинале [17] термины "Introverted Sensing" и "Extraverted Thinking" они перевели активным залогом "интровертная сенсорность" и "экстравертный рационализм" (а в этом случае еще и двойная подмена терминов, ведь слово "thinking" переводится как "мышление").
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- типоведение, по сравнению с исходной типологией К.Г.Юнга, является теорией с более общей степенью детализации анализа психологического типа личности [14];
2.4. Символьная соционика.
В последнее время появилась новая ветвь в развитии типологии К.Г.Юнга √ символьная соционика, основы которой разработаны С.Савченко (г.Днепродзержинск).[18,19]
Он сравнил типовые характеристики шестнадцати психологических типов, используемых в "классической" соционике и типоведении с квадратом "Придворных карт ТАРО", содержащим также 16 персонажей, разделенных на четыре масти (посохи, кубки, мечи и пентакли) по четырем значениям (короли, дамы, рыцари и пажи). Поставив в соответствие мастям стереотипы мышления, используя при этом юнговские понятия рациональности/иррациональности и логики/этики, а значениям карт √ стереотипы поведения, используя для этого понятия экстраверсии/интроверсии и сенсорики/интуиции, он получил взаимнооднозначное соответствие между соционическими типами и архетипами придворных карт Таро.
Таким образом получилась великолепная модель социона, как бы описанная на языке "более высокого уровня" (по аналогии с языками программирования Ассемблер и Паскаль). Поэтому и понятийный аппарат, используемый здесь √ более емкий, многосмысловый, многоуровневый. Это позволяет получить еще одну точку зрения на психологический тип (в дополнение к соционической и типоведческой) в более общем виде, увидеть "соционное ролевое предназначение" каждого типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теории психологических типов К.Г.Юнга и основных направлений ее дальнейшего развития, а также практический опыт их использования в семейном консультировании и кадровом менеджменте показывает, что данная теория является мощным методологическим инструментом современной психологии, позволяющим в совокупности с другими методиками решать многочисленные личностные проблемы человека и проблемы межличностных отношений.
В зависимости от сложности конкретной решаемой психологической проблемы для выявления ее "типной составляющей" возникает необходимость в различной степени ее детализации, а значит и в практическом использовании того или иного инструмента. По аналогии с кинемктографией, где существуют такие понятия, как крупный, средний и общий планы в зависимости от уровня детализации, можно отметить, что :
А после выявления "типной составляющей" рассматриваемой проблемы клиента можно использовать другие классические психологические методы уже для решения его конкретной личностной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА