Ни для кого не является секретом, что использование передовых технологий ведет к успеху. В необходимости использования новых информационных технологий убеждать уже не приходится никого. Потоки информации захлестывают. И самым слабым звеном в любой системе управления оказывается человек. Возникает необходимость введения в современный ме-неджмент самых новейших технологий √ психо-информационных. При сравнительно небольших затратах, их использование позволит существенно повысить безопасность движения (при подборе локомотивных бригад, дежурных смен и т.д.),решать проблемы предварительного профессионального отбора и обучения персонала, повысить качество работы за счет улучшения психоэмоционального состояния и здоровья людей.
Рассмотрим возможность использования данного подхода на примере сортировочной горки.
Возникшая проблема.
Горочный оператор, управляющий работой сортировочной горки, контролирующий ход процесса расформирования √ формирования поездов и взаимодействующий во взаимосвязи с другими операторами и техническими устройствами станции рассматривается как операторское звено системы "оператор √ сортировочная горка", которая на всех этапах ее механизации и автоматизации представляет собой большую систему класса "Человек и машина". Для изучения деятельности горочных операторов при любом способе управления горкой и разработки средств повышения эффективности их работы применяются методы инженерной психологии, дополняемые и развиваемые с учетом специфичности функций и режимов, в которых действует горочное операторское звено [1].
Для этих целей используются следующие методы [2]:
Однако, традиционные методы изучения психофизиологических характеристик деятельности оператора уже не позволяют в полной мере обеспечить необходимый результат с ростом сложности современных систем управления технологическими процессами, а используемые методы моделирования [3] довольно сложны и недостаточно наглядны. Из-за отсутствия методически правильного отбора √ обучения горочных операторов, текучесть кадров среди них (по профессиональной пригодности) в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по сортировочной станции. Отсев вновь принимаемых операторов составляет 75% [1]. Кроме того, из анализа причин нарушений программы роспуска составов на сортировочных горках с различной степенью автоматизации их работы следует, что подавляющее число сбоев и нарушений происходит по вине операторов (60-70%). Как показывает анализ наиболее типичных причин ошибок и отказов горочных операторов, к ним относятся: дефицит времени и информации для принятия правильного решения, перегрузка оператора, недостаточная квалификация, утомление. Это свидетельствует о недостаточно качественном профессиональном отборе, выполняемом традиционными методами. А ведь горочный оператор работает не в одиночку, а в составе дежурной смены, состоящей из нескольких человек. И в этом случае классическая психология затрудняется дать рекомендации по формированию психологически совместимых команд, выполняющих определенные задачи.
Возможный вариант решения.
Действия оператора в период подготовки к роспуску характеризуются невысокой моторной и большой информационной загрузкой. При контроле за ходом программного роспуска основная загрузка горочного оператора √ сенсорная, с переработкой в ускоренном темпе большого количества информации, с элементами прогнозирования. В то же время, программно √ контрольный режим занимает по времени около 75% всей загрузки оператора и характерен наличием строго определенных действий, повторяющихся при скатывании каждого отцепа с известной закономерностью. Большинство действий оператора на этапе нормализации при сбоях характеризуется необходимостью высокой скорости и точности их выполнения при довольно сложных алгоритмах принятия и реализации решений. Загрузка оператора здесь характеризуется преобладанием (до 70%) оценочных и логических действий над управляющими при дефиците времени (4-6 сек.). При завершении роспуска оператор должен хранить в памяти большое число технологических ситуаций [1].
Сложные и довольно противоречивые требования к личностным способностям операторов приводят к тому, что по их вине даже при нормальном ходе роспуска возникают следующие сбои и нарушения: неправильное торможение отцепов √20%, несогласованность действий операторов √ 15%, ошибки при реализации роспуска и считывании информации √ 20%, неправильное управление стрелками √ 15%, технологические ошибки √ 15% от общего числа ошибок оперативного персонала [1].
Учесть необходимые требования к индивидуальным особенностям психики горочного оперативного персонала и осуществить предварительный профессиональный отбор представляется возможным с помощью соционического подхода. Cоционика (Теория Информационного Метаболизма) √ наука, возникшая в 70-е годы на стыке психологии, социологии и информатики благодаря исследованиям А.Аугустинавичюте из Литвы [4].
Используя метод моделирования, соционика позволяет достаточно адекватно представить реакцию человека на любую информацию, поступающую из внешней среды. Опираясь на широко известную типологию К.Г.Юнга, она оперирует 16-ю информационными моделями психики типов, с помощью которых можно описывать и предсказывать не только поведение человека как типа информационного метаболизма (далее по тексту √ ТИМ), но и интертипные отношения.
Определение соционических ТИМов осуществ-ляется по 4 шкалам или парам психологических пред-расположенностей. Это: рациональность √ иррациональность, логика √ этика, сенсорность √ интуитивность, экстраверсия √ интроверсия. Вполне естественно, что в каждом из нас "уживаются" обе составляющие каждой пары, но все-таки чему-то мы отдаем большее предпочтение. Всего существует 16 возможных сочетаний, т.е. 16 различных ТИМов. Корме того, используемая модель позволяет выделить 16 форм информационных отношений, возникающих между ТИМами в процессе общения. Одни формы отношений благоприятно воспринимаются человеком, другие √ вызывают раздражение, действуют разрушительно на его психику и отрицательно сказываются на его здоровье. Одни формы отношений благоприятны для решения задач в спокойной обстановке, другие √ в нештатных ситуациях, третьи √ лучше для совместного отдыха, чем для работы в одной команде.
Информационная модель [4] ТИМа базируется на том, что весь окружающий человека мир может быть представлен в четырех категориях : объекты √ пространство √ энергия √ время. Поэтому информационный поток, обрабатываемый и выдаваемый человеком, содержит восемь составных частей (аспектов) √ о самих категориях и их соотношениях. Следовательно, информационная модель ТИМа содержит восемь элементов, обрабатывающих данные составные части общего информационного потока. Каждый из этих элементов потока обрабатывается в психике человека соответствующим "информационным процессором" или психической функцией в соответствии с определенными параметрами : ситуациями, нормами, временем и индивидуальным опытом [5]. Причем, каждая из этих психических функций может выполнять только определенную роль в зависимости от вышеупомянутых предрасположенностей человека и ее места в модели ТИМа.
Таким образом, задача профессионального отбора операторов с точки зрения Теории Информационного Метаболизма сводится к выбору таких ТИМов, у которых основные составляющие информационного потока должны обрабатываться самыми сильными психологическими функциями. К наиболее характерным ошибкам горочных операторов относятся : сенсорные и моторные √ 60%, логические √ 40% [1]. Это дает возможность предположить, что для выполнения данных технологических операций требуется персонал с сильными сенсорными и логическими функциями : сенсорно-логические экстраверты (СЛЭ), сенсорно-логические интроверты (СЛИ), логико-сенсорные экстраверты (ЛСЭ), логико-сенсорные интроверты (ЛСИ).
Как показывают исследования, проведенные в авиации [6], именно ЛСЭ отличаются достаточно хорошими показателями объема распределения и переключения внимания, оперативной памяти, типа мышления, остроты выработки и устойчивости навыка в условиях помех, перестройки его, эмоциональной стабильности, скоростной двигательной реакции, координации и напряжения. А в экстремальных условиях быстротой и своевременностью принятия правильного решения отличались СЛЭ.
Знание ТИМа будущего оператора позволит также дифференцированно подходить и к процессу обучения персонала, когда больше внимания при подготовке можно уделить отработке навыков обработки информации по аспектам, приходящимся на более слабые психологические функции. В практической соционике существует достаточное количество наработок для этого.
Для решения данных задач необходим тщательный анализ информационных потоков системы "оператор √ сортировочная горка" и разделение двунаправленной информации на все восемь аспектов с определением объема и интенсивности обмена информацией по каждому аспекту. Кроме того, понадобится анализ деления объекта управления на подсистемы, в зависимости от степени автоматизации горки, ее перера-батывающей способности, количества тормозных позиций и других технологических особенностей.
Второй, и не менее важный, вопрос касается подбора дежурных смен. Известны [4] варианты интертипных отнощений (⌠деловые■, ⌠тождественые■ и др.), которые наиболее благоприятны с точки зрения психологической совместимости, и исследования [6] только подтверждают это.
⌠Классическая■ соционика [4] ограничивается только представлением информационной модели ТИМа человеческой психики. Однако, с использованием системного подхода [7], в практической соционике появляются идеи [8] определения ТИМа технического объекта, осуществляющего информационный метаболизм с операторским звеном. Правда, довольно сложно сейчас представить определение назначения функций информационного метаболизма, поскольку традиционное [5] не подходит по вполне понятным причинам (т.к. в теории информационного метаболизма технические объекты еще не рассматривались), а предложенное в [8] √ несколько спорно.
Тем не менее, можно высказать гипотезу о том, что в результате анализа двунаправленного информационного обмена по всем восьми аспектам между горочными подсистемами и операторами, можно будет определить ТИМ этих подсистем и, следовательно, интегральный ТИМ сортировочной горки. А в результате этого √ можно будет формировать рабочие коллективы с интегральными ТИМами под заранее определенные и выбранные благоприятные интертипные отношения в интегральной системе ⌠персонал √ сортировочная горка■.
Заключение.
На наш взгляд, предложенный подход использования психоинформационных технологий к решению вышеуказаной проблемы может привести к повышению качества профессионального отбора и обучения операторского звена, улучшению психоэмоционального состояния и здоровья операторов, повышению качества их работы.
Для этого необходимо:
ЛИТЕРАТУРА
ã 1997 Тихонов А.П., Павлухина М.О.
УДК 656.212.5:159.9
Профессиональный отбор горочного операторского звена с точки зрения Теории информационного метаболизма / Тихонов А.П., Павлухина М.О. // Информационно-управляющие системы на железнодорожном транспорте. √1997, √¹ 5-6 . √С...
Рассматривается возможность применения для предварительного профессионального отбора операторов в системах класса ⌠Человек-машина■ новой психоинформационной технологии √ Теории информационного метаболизма (Соционики), использующей информационную модель человеческой психики, которая позволяет описать не только возможное поведение конкретного человека в различных ситуациях, но и его взаимоотношения с другими людьми.