Изабель Бриггс Майерс и Петер Б. Майерс РАЗЛИЧИЯ ДАРОВ ЧАСТЬ 1 ТЕОРИЯ 1. Правильное обоснование личностных различий. Это модно - говорить, что личность - уникальна. Каждый является продуктом его или ее унаследованных черт, окружения, и, конечно же, отличается от кого- либо еще. С практической точки зрения, как известно, доктрина уникальности не- применима без исчерпывающего изучения обстоятельств каждой личности для обуче- ния, рекомендаций или понимания. Тем не менее, мы не можем без риска прини- мать, что мышление других людей работает по тем же самым принципам, что и наше собственное. Слишком часто другие, с которыми мы вступаем в контакт, делают не те выводы, которые делаем мы, или не дорожат тем, что дорого нам; или не инте- ресуются тем, что нам интересно. Достинство теории, представленний здесь, в том, что она дает нам возмож- ность ожидать особых личностных различий в индивидуальности людей и справлять- ся с людьми и различиями конструктивно. Вкратце, это - теория того, что наибо- лее видимые случайные различия в поведении людей - не случайны; фактически - это логический результат нескольких основных, видимых различий функционирова- ния психики. Эти основные различия касаются того, каким образом люди предпочитают ис- пользовать свой разум, в особенности - каким образом они воспринимают и каким образом они осуществляют рассуждения. Под ВОСПРИЯТИЕМ здесь понимается включительно процесс осознавания предметов, людей, событий и мыслей. СУЖДЕНИЕ включает в себя процесс прихождения к умозаключению о том, что было воспринято. Вместе, восприятие и суждение, которые составляют большую часть умственной деятельности людей, обуславливают многое из их внешнего поведения, поскольку восприятие - по определению - определяет, что люди видят в ситуации, и их суждение определяет, что они собираются делать по этому поводу. Таким об- разом разумно, что основные различия в восприятии и суждении приведут к соот- ветствующим различиям в поведении. Два пути восприятия Как подчеркивал Юнг в "ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПАХ", человечество оснащено дву- мя различающимися и резко противоположными способами восприятия. Одно из зна- чений восприятия - это обычный процесс ОЩУЩЕНИЯ, благодаря которому мы стано- вимся осведомлены о вещах через наши пять органов чувств. Другое - это процесс ИНТУИЦИИ, который является косвенным познанием путем бессознательного, включа- ющего (объединяющего?) мысли или ассоциации, которые непроизвольно увязываются для понимания приходящего извне. Эти неосознанные вкрапления выстраиаваются в ряд от простейшего мужского "предчувствия" или "женской интуиции" до завершаю- щих примеров творческого искусства или научного открытия. Существование различных способов восприятия казалось бы очевидным. Люди познают через ощущения, и они также познают вещи, которых нет и которые не могли быть доступны их ощущениям. Теория соединяет предположение, что два вида восприятия соревнуются за внимание личности, и что большинство людей, с самого младенчества, ПОЛЬЗУЮТСЯ одним более, чем другим. Когда люди предпочи- тают ощущения, они так заинтересованы окружающей их действительонстью, что уделяют мало внимания для того, чтобы беречь идеи, слабо приходящие из ниотку- да. Те люди, которые предпочитают интуицию, так поглощены поиску предоставлен- ных возможностей, что они редко смотрят внимательно на действительность. К примеру, читатели, предпочитающие ощущения, будут ограничивать свое внимание тем, что говорится на этой странице. Читатели, предпочитающие интуицию, веро- ятно будут читать между и по ту сторону строк для возможностей, приходящих на ум. Как только дети проявляют педпочтение между двумя способами восприятия, начинаются основные различия в развитии. У детей достаточно власти над про- цессом сознания для того, чтобы иметь возможность использовать любимые про- цессы более часто и прнебрегать процессами, которыми они пользуются меньше. Какой бы процесс они ни предпочли, то ли ощущения, то ли интуицию, они будут использовать его больше, обращая пристальное внимание на его потоки впечатле- ний и формируя свои представления о мире с помощью обнаруженного процесса. Втрая часть восприятия будет на заднем плане, слегка размыта. Благдаря преимуществу постоянной практики, предпочитаемый процесс стано- вится более управляемым и заслуживающим доверия. Дети становятся более зрелы- ми в использовании предпочитаемого ими процесса, чем в менее часто используе- мом, пренебрегаемом ими. Их удовольствие расширяется от непосредственно про- цесса до действий, требующих этого процесса, и они склоняются развивать внеш- ние черты, как результат взгляда на жизнь особым образом. Таким образом, благодаря естественному ходу событий, ребенок, который выб- рал ощущения, и ребенок, который выбрал интуицию, продолжают развиваться в расходящихся направлениях. Каждый становится относительно взрослым в той об- ласти, где другой остается относительно младенцем. Оба источника их интересов и усилий в деятельности, которые дают им возможность использовать их ум - путь, который они предпочитают. И тот и другой получают набор внешних черт, которые растут, опираясь на основные предпочтения. Это - SN предпочтение: S - для ощущения и N - для интуиции. Два пути суждения Основное различие в суждении происходит из существования двух различающих- ся и резко противоположных способов прихождения к заключению. Один - путем ис- пользования МЫШЛЕНИЯ, то есть путем логического процесса, нацеленного на обез- личенный приход к заключению. Другой - путем ЧУВСТВОВАНИЯ, то есть путем повы- шения ценности - равноприемлемых до некоторой степени - присуждения вещам ин- дивидуальной, субъективной ценности. Эти два пути суждения казались бы очевидными. Большинство людей согласи- лось бы с тем, что они принимают некоторые решения с помощью мышления и неко- торые - с помощью чувствования, и что эти два метода достигают тех же резуль- татов из полученного набора фактов. Теория предполагает, что личность почти уверена в использовании и доверяет одному способу рассуждения больше, чем дру- гому. В рассуждениях, представленных здесь, читатель, который принимает во внимание во первых последовательный и логический - является мыслительно-судя- щим. Читатель, который осознает в первую очередь, что эти мысли ему нравятся или не нравятся, поддерживающий или обрабатывающий мысли, уже получившие вы- сокую оценку - являются использующими чувственное суждение. Предпочитая какой-нибудь из процессов суждения, ребенок (он или она) будет использовать его чаще, более доверяя ему, будучи более готовым верить ему. Другая часть рассуждения будет способом непреобладающего мнения, нерешитель- ной и часто совершенно игнорируемой. Таким образом, ребенок, который выбирает мышление, развивается в расходя- щемся направлении от ребенка, который выбрал чувствование, даже когда оба предпочитают один и тот же процесс восприятия и пускаются в путь с одними и теми же предрасполженностями. Оба они удачливее и более успешны в действиях, которые вызывает тот вид суждения, которым они лучше вооружены для действий. Ребенок, предпочитающий мышление, становится более зрелым в решении вопросов человеческого общения. Ребенок, предпочитающий мышление, растет более сведу- щим в приведении в систему фактов и идей. Их основное предпочтение для осоз- нанного или неосознанного подхода к жизни заканчивается характерными внешними чертами характера. Это - TF предпочтение: T - для мышления и F - для чувство- вания. Комбинации всприятия и суждения TF предпочтение (мышление или чувствование) совершенно независимо от SN предпочтения (ощущение или интуиция). Обе части суждения могут объединяться с любой из частей восприятия. Таким образом встречаются четыре комбинации: ST - ощущения + мышление; SF - ощущения + чувствование; NF - интуиция + чувствование; NT - ощущения + мышление. Каждая из этих комбинаций призводит различные типы личностей, характери- зуемых ИНТЕРЕСАМИ, ЦЕННОСТЯМИ, ТРЕБОВАНИЯМИ, СКЛАДОМ УМА И ВНЕШНИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА, которые естественно являются результатом комбинации. Сочетания с общей предрасположенностью будут обладать некоторыми качествами, но каждая комбинация имеет свои характерные особенности, проистекающие из ВЗАИМОДЕЙСТ- ВИЯ предпочтенного пути наблюдения за жизнью и предпочтенного пути суждения о том, что увидено. Какой бы ни была индивидуальная комбинация предпочтений личности, другие люди с такими же сочетаниями склонны быть легче понятыми и приятными. Они будут проявлять тенденцию к подобным интересам, так как их объединяет такой же способ восприятия, и считать такие же вещи важными, поскольку их объединяет такой же способ суждения. С другой стороны, люди, отличающиеся обоими предпочтениями, будут тяжело понимаемы и трудно предсказуемы - за исключением того, что на каждый обсужда- емый вопрос им нравится иметь противоположные взгляды. Если эти очень разные люди едва знакомы, то повода для столкновения взглядов не будет, но если они - сотрудники, тесно связанные, или члены одной и той же семьи, постоянное проти- востояние может быть напряженным. Много разрушительных конфликтов возникает просто потому, что два человека используют противоположные способы восприятия и суждения. Когда причина такого конфликта определена, она становится менее раздражающей и легче управляемой. Более сглаженный деструктивный конфликт может существовать между людьми и их работой, когда работа не использует естественных для работника сочетаний восприятия и суждения, но постоянно требует противоположной комбинации. Следующие параграфы вкратце описывают противоположные отличия, которые предполагаются теорией и обнаруживаются в практике в результате четырех воз- можных комбинаций всприятия и суждения. Ощущение + Мышление ST (сенсорные + мыслительные) доверяют, в основном, ощущениям для успеш- ного восприятия и мышлению для успешных рассуждений. Таким образом, их основ- ной интерес фокусируется на фактах, так как факты могут быть собраны и прове- рены непосредственно с помощью ощущений - увиденным, услышанным, прочитанным, сосчитанным, взвешенным, измеренным. ST представители приходят к своим решени- ям относительно фактов путем беспристрастного анализа, из-за их упования на мышление с его пошаговым логическим процессом достижения результата от причины к следствию, от предпосылок к заключению. В результате, их индивидуальные отличия стремятся к практичности и проза- ичности, и их наилучшие возможности успеха и удовлетворения находятся в облас- тях, которые определены беспристрастным анализом конкретных фактов, таких как экономика, законодательство, хирургия, бизнес, учет, производство, обращение с техникой и материалами. Ощущение + Чувствование SF (сенсорные + чувствующие) также доверяют, в основном, ощущениям для во- сприятия, но они предпочитают чувствование для успешных рассуждений. Они при- ходят к своим умозаключениям с личной сердечностью, потому что их чувствование взвешивает - как много события (обстоятельства?) значат для них или для дру- гих. Они больше интересуются фактами о людях, чем фактами о вещах, и поэтому они стремятся быть общительными и дружелюбными. Они наиболее вероятно имеют успех и удовлетворение работой, где личная сердечность может быть эффективно применена в непосредственной ситуации, как в педиатрии, уходе за больными, в образовании (особенно начальном), социальной работе, продаже материальных ценностей и в работе "сервис с улыбкой". Интуиция + Чувствование NF (интуиция + чувствование) люди обладают такой же личной сердечностью, как и SF люди, бдагодаря отличающему их использованию чувствования для успеш- ных рассуждений, но, поскольку NF предпочитают интуицию ощущениям, они не кон- центрируют свое внимание на конкретной ситуации. Вместо этого они сосредоточе- ны на возможностях, таких как новые проекты (событиях, которые еще не извест- ны, но могли бы случиться) или новые истины (факты, которые еще не известны, но могли бы быть обнаружены). Новые проекты или новые истины воображаются бла- годаря бессознательным процессам и затем интуитивно воспринимаются как идея, которая чувствуется как вдохновение. Личная сердечность и обязательность, с которой NF люди разыскивают и прес- ледуют возможность, производит впечатление. Они полны энтузиазма и проница- тельности. Часто они отмечены (божьим?) даром поговорить и могут обсуждать как возможность, которую они видят, так и значение, которое они придают ей. Они наиболее вероятно находят успех и удовлетворение в работе, которая предусмат- ривает творчество для удовлетворения человеческих потребностей. Они могут вы- деляться в просвещении (частный колледж и средняя школа), проповедничестве, рекламном деле, в продаже непостижимого, адвокатуре, клинической психологии, психиатрии, литературе и наиболее - в исследовательских областях. Интуиция + Мышление NT (интуиция + мышление) люди также используют интуицию, но объединяют ее с мышлением. Они также сосредоточены на возможностях, они приближаются к ним благодаря беспристрастному анализу. Часто они выбирают теоретическую или орга- низаторскую возможность и подчиняют ей человеческий фактор. Представители NT стремятся быть логичными и изобретательными и наиболее успешны в решении проблем в особо интересных областях, как то - научные иссле- дования, вычислительная техника, математика, в более общих финансовых аспек- тах или в любых других видах развития или первооткрывания в технических сфе- рах. Каждый, возможно, встречал все четыре разновидности людей : ST - которые практичны и расчетливы; SF - симпатичных и дружелюбных; NF - для которых ха- рактерны энтузиазм и вдохновение; NT - которые логичны и изобретательны. Скептик может спросить - как четыре очевидных основных категории людей не были описаны в прошлом? Ответ в том, что эти категории уже были описаны неод- нократно и различными последователями и теоретиками. Vernon (1938) цитировал три системы классификации, полученные различными методами, но поразительнно сходные. Каждая отражает комбинации восприятия и суждения: Thurstone (1931) методом факторного анализа таблиц профессиональных интересов обнаружил четыре основных фактора соответствия интересов к бизнесу, людям, языкам и науке; Gundlah & Gerum (1931) при проверке внутренней взаимо- зависимости сделали вывод о пяти основных "типах способностей", названных - технический, социальный, творческий, интеллектуальный плюс физическое мастер- ство; Spranger (1928), исходя из рассмотрения логических и интуитивных пред- почтений, получил шесть "типов мужчин", названных - экономический, социальный, религиозный, теоретический, плюс эстетический и политический. Предпочтение экстраверсия - интроверсия Другое основное различие в использовании людьми восприятия и суждения про- исходит из их относительного интереса в их внешнем и внутреннем мирах. ИНТРО- ВЕРСИЯ, в значении, данном ей Юнгом в формулировании личного отношения и идеи, является одной из двух дополняющих жизненных ориентаций; ее дополнением явля- ется ЭКСТРАВЕРСИЯ. Основные интересы интровертов - во внутреннем мире понятий и идей, в то время как экстраверты более вовлечены во внешний мир людей и ве- щей. Таким образом, когда обстоятельства позволяют, интроверт концентрирует восприятия и суждения на мыслях, в то время, как экстраверт любит сосредота- чиваться на внешнем окружении. Это не говорит о том, что кто-либо ограничен только внутренним или внешним миром. Хорошо развитые интроверты могут умело преодолевать мир вокруг них, когда это необходимо, но они делают свою лучшую работу в голове, мысленно. Подобным образом, хорошо развитые экстраверты могут эффективно иметь дело с идеями, но они делают свою лучшую работу внешне, в действии. В обоих случаях - природные предрасположенности остаются, как у левшей или правшей. Например, некоторые читатели, которые предпочли бы приняться за практичес- кое применение этой теории, смотрят на это с экстравертной точки зрения. Дру- гие читатели, которые чувствуют больший интерес в понимании, что эта теория может обеспечить понимание ими самих себя и человеческую натуру в общем, видят это с интровертной точки зения. Поскольку EI предпочтение (экстраверсия или интроверсия) абсолютно не за- висит от SN и TF предпочтений, экстраверты и интроверты могут иметь любую из четырех комбинаций восприятия и суждения. Например, среди ST-представителей, интроверты (IST) организуют факты и принципы в связи с ситуацией; этот подход используем в экономике и законодательстве. Экстраверты (EST) организуют саму ситуацию, включая любых бесполезных зрителей, и заставляют события вращаться, что используемо в бизнесе и производстве. События обычно движутся быстрее для экстравертов; события движутся в более обдуманном направлении для интровертов. Среди NF людей, интроверты (INF) прорабатывают свои озарения медленно и тщательно, исследуя вечные истины. Экстраверты (ENF) имеют стремление объеди- нить и запустить их вдохновляющие идеи в практику. Если результаты экстравер- тов более обширны, то у интровертов - могут быть более глубокими. Предпочтение суждение - восприятие Еще одно предпочтение входит в определение типа - выбор между позицией ВОСПРИЯТИЯ и позицией СУЖДЕНИЯ, как жизненного пути, метода взаимодействия с миром вокруг нас. Несмотря на то, что люди должны использовать как восприятие так и суждение, и то и другое не может быть использовано одновременно. Так, люди переключаются туда-сюда между позициями восприятия и суждения, иногда до- вольно внезапно, словно родитель, очень спокойно относящийся к детскому гаму, вдруг решает - хватит, так хватит. Есть время воспринимать и есть время рассуждать, и много случаев обе пози- ции могут быть подходящими. Большинство людей находят одну позицию более под- ходящей, чем другую, чувствуют в ней себя как дома, и исползуют ее настолько часто в общении с окружающим миром, насколько это возможно. Например, некото- рые читатели все еще следуют этим объяяснениям с открытым умом; они - в дан- ный момент используют восприятие. Другие читатели уже сейчас решили, что они согласны или не согласны; они - в этот момент используют суждение. Существует фундаментальное противоречие между двумя позициями. В ходе при- нятия решения люди используют позицию суждения и выключают позицию воспрития на данный момент. Все очевидно, и что-либо еще неуместно и несущественно. При- ходит время вынести вердикт. С другой стороны, с позиции восприятия, люди вык- лючают суждение. Не все очевидно, новые развития могут прийти на ум. Еще слиш- ком рано оставлять что-либо неизменным. Это предпочтение определяет отличие между судящими людьми, которые приво- дят в порядок свою жизнь, и воспринимающими людьми, которые именно и живут. Обе позиции заслуживают одобрения. Каждый может идти соответствующей жизненной дорогой, если личность может переключиться на противоположную позицию, когда это необходимо. Итоги четырех предпочтений Согласно теории, представленной здесь, личность структурирована с помощью четырех предпочтений в соответствии с использованием восприятия и суждения : ПРЕДПОЧТЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ EI - Экстраверсия или Сосредоточение доминирующих (люби- интроверсия мых) процессов на внешнем мире или мире мыслей SN - Сенсорика или Использование одного способа воспри- интуиция ятия вместо другого, когда может быть использован каждый TF - Мышление или Использование одного способа рассуж- чувствование дений вместо другого, когда может быть использован каждый JP - Суждение или Использование позиции суждения или восприятие восприятия для общения с внешним миром Каждое из этих предпочтений является развилкой на пути развития человека и определяет - какому из двух противоположных превосходств личность будет следовать. Как много превосходств люди фактически доводят до совершенства, частично зависит от их энергии и желаний. Но в соответствии с теорией типов, РАЗНОВИДНОСТЬ ПРЕВОСХОДСТВ СОВМЕСТНО С ТЕМ, ЧТО ИМИ РУКОВОДИТ, определяется врожденными предпочтениями, которые направляют их на каждом разветвлении пути. Создание "типа" с использованием предпочтений Согласно этой теории, люди создают свой "тип" через использование своих индивидуальных предпочтений в соответствии с восприятием и ощущением. Интере- сы, ценности, потребности и склад ума - в действительности являются результа- том установки каждого из предпочтений, стремятся выработать узнаваемый набор черт характера и потенциальных возможностей. Личности могут, таким образом, быть частично описаны установлением четы- рех их предпочтений, таких как ENTP. Так, человек может предположительно отли- чаться от других с помощью характеристики его или ее типа. При описании людей, как представителей ENTP, не нарушается их право на самоопределение: они уже использвали свое право, предпочитая E,N,T и P. Определение и упоминание типов людей показывает уважение не только к их абстрактному праву развития по пути их собственного выбора, но также и к конкретному способу, которым они отлича- ются и предпочитают отличаться от других. Роль доминирующего процесса Легче определить предпочтительный способ восприятия и способ суждения че- ловека, чем отличить, который из двух является доминирующим процессом. Нет сомнений, что кораблю требуется капитан с неприрекаемым авторитетом для того, чтобы установить его курс и довести его безопасно в требуемый порт. Он никогда не достигнет гавани, если любой у штурвала вознамерится в другое место назначения и соответственно изменит курс. Таким же путем, людям необходима руководящая сила в их действиях. Им необ- ходимо развивать свой наилучший процесс до точки, где он господствует и объе- диняет их жизни. При естественном ходе событий каждый человек делает именно это. Например, те представители ENT, кто находит интуицию более интересной, чем мышление, действительно предоставят интуиции право главенствовать и под- чинят ей мышление. Их интуиция приобретает неприрекаемую обоснованность для личности, которой ни один другой процесс не может достичь. Они будут доволь- ствоваться им, использовать его и доверять ему более всего. Их жизни будут приспосабливаться для того, чтобы получить максимальную свободу для поисков интуитивных целей. Поскольку интуиция является процессом восприятия, эти пред- ставители ENT будут общаться с миром с позиции восприятия, что делает их пред- ставителями ENTP. Они будут советоваться со своим суждением, своим мышлением, только когда это не будет противоречить их интуиции. Даже тогда они будут использовать его в степени, зависящей от того, насколько хорошо оно развито. Они могут хорошо использовать мышление в стремлении достижения желаемого благодаря интуиции, но представители ENTP не позволят мышлению отклонить того, к чему они стремят- ся в данный момент. С другой стороны, те представители ENT, которые находят мыщление более привлекательным, чем интуицию, будут стремиться позволить их мышлению взять на попечение их жизнь, с интуицией на втором месте. Мышление будет указывать цели, и интуиции будет только разрешено советовать по поводу подходящих спосо- бов достижения их. Так как процесс, предпочитаемый ими - суждение, эти предс- тавители ENT будут общаться с миром с позиции суждения; таким образом они являются представителями ENTJ. Подобным образом, некоторые представители ESF находят больше удовлетворе- ния в чувствовании, чем в ощущениях; они позволяют своему чувствованию взять на попечение их жизни, с ощущениями на втором месте. Чувствование тогда гла- венствующе и несомненно. В разных конфликтах с другими процессами, чувствова- ние преобладает. Жизнь этих представителей ESF будет приспособлена для обслу- живания их чувственных ценностей. Благодаря предпочитанию чувствования, т.е. процессу суждения, они будут общаться с внешним миром с позиции суждения. Они являются ESFJ. Представители ESFJ действительно уделяют внимание своему восприятию, свое- му ощущению, только тогда, когда оно гармонирует с их чувствованием. Даже тог- да они будут с уважением относиться нему только в степени, зависящей от того, насколько оно у них развито. Они не допускают сомнений, порожденных ощущения- ми, имеющим отношение к их каким-то чувственным ценностям. Однако, другие представители ESF находят ощущение более полезным, чем чув- ствование, и будут стараться поставить ощущение на первое, а чувствование на второе место. Их жизнь будет приспособлена для обслуживания их ощущений - для того, чтобы обеспечивать поток опытов, который представляет что-нибудь инте- ресное - увидеть, услышать, попробовать на вкус, потрогать руками. Чувствова- нию будет позволено содействовать, но не препятствовать. Поскольку ощущения, то есть процесс восприятия, предпочтительнее, то эти представители ESF будут общаться с миром с позиции восприятия, и поэтому они - представители ESFP. Это явление - затенение доминантным процессом других процессов и, соответ- ственно, придание формы личности, было экспериментально отмечено Юнгом в ряде его работ и стало, наряду с предпочтением экстраверсия - интроверсия, основой его ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ. Некоторым людям не нравится мысль о доминантном процессе и они предпочита- ют думать о себе, как об использующих все четыре процесса в равной мере. Тем не менее, Юнг считает, что такое беспристрастие, если оно действительно суще- ствует, держит все эти процессы сравнительно недоразвитыми и обеспечивает "примитивный склад ума", так как противоположные пути делания тех же самых вещей мешают друг другу, если ни один не имеет приоритета. Если один процесс ощущения достиг высокой степени развития, он требует нераздельного внимания наибольшее время, это означает, что другие должны быть обычно выключены и будут менее развиты. Если один из процессов суждения становится высокоразви- тым, он должен так же иметь право на существование. Один из процессов ощущения и один из процессов суждения МОГУТ развиваться бок о бок, обеспечивая то, что один из них будет использоваться для обслуживания другого. Но один процесс - ощущение, интуиция, мышление или чувствование - должен иметь полную верховную власть, с возможностью достигать его полного развития, для того, чтобы лич- ность была действительно эффективной. Роль дополнительного процесса Один-единственный процесс, однако, не достаточен. Для того, чтобы люди были гармоничны, им необходимо адекватное (но это не означает равное) разви- тие второго процесса, но не соперничающего с доминантным, а благоприятно до- полняющего. Если доминантным является процесс суждения, дополнительным про- цессом будет восприятие: либо ощущения либо интуиция могут поставлять надеж- ный материал для суждения. Если доминантным процессом является восприятие - дополнительным процессом будет суждение: то ли мышление то ли чувствование могут дать последовательную смену намерений. Если у личности отсутствует полезное развитие дополнительного процесса - похоже, что это - явный недостаток. Чрезвычайно воспринимающий без суждения - носится на всех парусах без руля. Чрезвычайно судящий тип без восприятия - представляет собой пустой сосуд (есть форма, но нет содержания). В дополнение к приложению доминантного процесса в его основных областях деятельности, вспомогательный имеет другую обязанность. Он несет основную тяжесть по обеспечению соответствующего баланса (но не равенства) между экстраверсией и интроверсией, между внешним и внутренним мирами. Для всех типов доминантный процесс погружен в мир, который интересует его более всего, и это погружение является надлежащим и правильным. Этот выбранный мир не толь- ко более интересен, он более важен для них. Это то, где они могут выполнять свою работу наилучшим образом и действовать на наилучшем уровне, и это предъявляет права на почти сосредоточенное внимание их наилучшенго процесса. Если доминантный процесс становится глубоко вовлеченным в менее важные вопросы - жизненные дела пострадают. В общем, поэтому, менее важные дела представлены дополнительному процессу. Для экстравертов доминантный процесс сосредоточен во внешнем мире людей и событий, и дополнительный процесс должен присматривать за их внутренней жизнью, без которой экстраверты были бы чрезвычайно экстравертированы, и по мнению их лучше сбалансированных коллег - поверхностны. Интроверты имеют меньший выбор по поводу участвования в обоих мирах. Внеш- няя жизнь навязывается им, хотят они этого или нет. Их доминантный процесс поглощен внутренним миром мыслей, и дополнительный процесс делает все, что мо- жет по поводу их внешней жизни. В результате, доминантный процесс говорит до- полнительному: "Уходи отсюда и стремись к делам, от которых не можешь укло- ниться, и не проси меня поработать над этим, за исключением, когда это абсо- лютно необходимо". Интроверты вынуждены использовать доминантный процесс по отношению к внеш- нему миру несколько больше, чем необходимо, из-за предсказуемых результатов. Если доминантный процесс, который является наиболее зрелым и добросовестным процессом, применяется к внешним событиям, он впутает интровертов в большую экстраверсию, чем они могут держать в руках, и такое затруднительное положе- ние будет стоить им уединенности и мира. Удача в контактах интровертов с внешним миром зависит от эффективности их дополнительного процесса. Если их дополнительный процесс развит не соответст- венно, их внешняя жизнь будет очень затруднительной, второстепенной и неком- фортной. Так что это есть более очевидное наказание для тех интровертов, кото- рым не удается развить полезный дополнительный процесс, чем для экстравертов с похожим недостатком. Сложность в видении доминантного процесса интровертов У экстравертов доминантный процесс, будучи экстравертируемым, не только заметен, а даже бросается в глаза. Их наиболее доверенный, наиболее ловкий, наиболее зрелый путь применения их ума посвящен внешнему миру. Таким образом эта сторона - обычно представлена, сторона, которую видят другие, даже при случайных контактах. Лучший процесс экстравертов стремится быть немедленно видимым. С интровертами - все наоборот. Доминантный процесс обычно и упрямо интро- вертирован; когда их внимание должно повернуться к внешнему миру, они стремят- ся использовать именно дополнительный процесс. За исключением тех, кто очень близок интровертам, или очень много интересовался работой, которую они любят (что является, вероятно, наилучшим способом сблизиться с ними), люди без осо- бого удовольствия допускаются во внутренний мир интровертов. Большинство лю- дей видят только ту сторону, которую интроверты предъявляют внешнему миру, ко- торая большей частью является их дополнительным процессом, вторичным. Результат парадоксален. Интроверты, чей доминантный процесс - процесс суж- дения, то ли мышление то ли чувствование, во внешнем мире действуют совсем не как судящие люди. То, что показывается во вне - это наиболее воспринимающее из их дополнительного процесса. И они живут в своей внешней жизни в основном с позиции восприятия. Их внутреннее, наиболее судящее, не очевидно, пока не воз- никнет что-либо, то что важно для их внутреннего мира. В такие моменты они мо- гут занять поразительно уверенную позицию. Подобным образом интроверты, чей доминантный процесс - восприятие, то ли ощущения то ли интуиция, внешне не ведут себя как воспринимающие люди. Они де- монстрируют наиболее рассудительное из их дополнительного процесса и живут своей внешней жизнью в основном с позиции суждения. Хорошим способом визуально определить отличие - представить доминантный процесс как Генерала и дополнительный процесс - как его Адьютанта. В случае с экстравертом, Генерал всегда снаружи, на открытом пространстве. Другие люди встречаются с ним немедленно и решают свои дела непосредственно с ним. Они могут получить официальную точку зрения на что-либо в любое время. Адьютант стоит почтительно на заднем плане или скрывается в палатке. Генерал интровер- та находится внутри палатки, обрабатывая вопросы наивысшего приоритета. Адью- тант - снаружи, отражая прерывающих, или, если он внутри помогает генералу, он выходит посмотреть, чего хотят. Это Адьютант, с которым другие встречаются, и с которым они решают свои дела. Только когда дело очень важное (или дружба очень тесная), позволяет другим войти и увидеть Генерала лично. Ели люди не осознают, что в палатке НАХОДИТСЯ Генерал, который гораздо старше по званию, чем Адьютант, которого они встретили, они могут легко пред- положить, что Адьютантнесет единоличную ответственность. Это - прискорбная ошибка. Это приводит не только к understimation возможностей интровертов, но также и к неполному пониманию их желаний, планов и точек зрения. Единст- венным источником этой внутренней информации является Генерал. Основным предостережением, если Вы имеете дело с интровертами, таким об- разом - не предполагать, в особенности при обычных контактах, что они от- крыли то, что действительно значимо для них. Как только есть решение сде- лать то, что привлекает интровертов, они говорили бы об этом столько, сколько возможно. Если вопрос важен для них, Генерал выйдет из палатки и об- наружит некоторое количество новых вещей, и ультимативное решение будет ждать до лучшего подходящего случая. Определение процесса, который доминантен Существуют три способа выведения доминантного процесса из четырех букв типа личности. Доминантный процесс должен, конечно же, быть либо предпочти- тельным процессом восприятия (как это показывается второй буквой), либо пред- почтительным процессом суждения (как показывается третьей буквой). Предпочтение JP может быть использовано для определения доминантного про- цесса, но должно быть использовано отдельно для экстравертов и интровертов. JP отражает только процесс, используемый во взаимодействии с внешним миром. Как объяснялось ранее, доминантный процесс экстравертов предпочитает внешний мир. Следовательно, доминантный процесс экстравертов показывает на JP пред- почтение. Если тип экстраверта заканчивается на J - доминантным процессом яв- ляется судящий, то ли T то ли F. Если же тип заканчивается буквой P, доминант- ный процесс являетсяч процессом восприятия, либо S либо N. Для интровертов справедливо прямо противоположное. Доминантный процесс НЕ показывает на JP предпочтение, потому что интроверты не используют доминантный процесс во взаимодействии с внешним миром. J или P в их типе таким образом от- ражает ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ вместо доминантного процесса. Если тип интроверта окан- чивается на P, то доминантным процессом является процесс суждения, T или F. Для быстрой справки, подчеркнутые буквы на рис.1 указывают на доминантный процесс для каждого из шестнадцати типов. ST SF NF NT I--J ISTJ ISFJ INFJ INTJ - - - - I--P ISTP ISFP INFP INTP - - - - E--P ESTP ESFP ENFP ENTP - - - - E--J ESTJ ESFJ ENFJ ENTJ - - - - Экстраверты Интроверты ------------ ----------- Предпочтение JP показывает, как личность предпочитает взаимдейство- вать с ________ миром. внешним внешним _________ процесс указывает на JP предпочтение. доминантный дополнительный Доминантный процесс используется во _________ мире. внешнем внутреннем Дополнительный процесс использу- ется во ___________ мире. внутреннем внешнем Рис. 1 Доминантный процесс каждого типа. ======================================================================= (c) 1998 г. - Подстрочный перевод - Тихонов А.П. E-mail: evm@diit.dp.ua =======================================================================