СОЦИОНИЧЕСКИЕ СКАЗОЧКИ
О том, как юного принца в первый раз пытались приобщить к знаниям.

Главные действующие лица:
Юный принц √ Король Мечей  , 5,5 лет
Бонна √ Дама Посохов , 53 года
Профессор √ Паж Пентаклей  , 44 года
Папа-король √ Король Мечей , 29 лет

Место действия: раннефеодальная монархия ?1.

Однажды Папа-Король зашел в детскую пожелать сынишке ╚спокойной ночи╩.
- Читай! √ сказал юный принц.
- Сам читай √ ответил Папа-Король.
Принц начал читать. Папа-Король понял, что сынок читать не умеет, но помнит текст сказки наизусть.
Наутро из Королевского Университета был затребован профессор математики. Папа-Король с математикой (не с арифметикой) не дружил, почитая ее сродни колдовству. С колдовством Папа-Король предпочитал вообще не связываться. А составление годового бюджета Королевства полагал магией высшего порядка.
Обучение чтению было поручено двоюродной королевской тетке, которая, не имея государственных обя-занностей и серьезного влияния, добровольно возложила на себя труд читать принцу нравоучения, корить его за не съеденную манную кашу √ очень полезную, жаль, что принц ее так ненавидит; и за испачканную и порванную одежду.
А одежда на принце горела.
Было решено проводить два ежедневных урока по полчаса, один урок чтения и один математики.
Примерно через две недели принц понял, что он не любит учиться. Тетку он и раньше ненавидел, а после того как она выбрала книгу для чтения √ ╚Правила этики при дворе Шамши-Нильгу, написанные им самим в по-учение благородным придворным╩, изловить принца перед уроком стало сложно. Книгу эту тетка выбрала по не-ясным соображениям. Во первых, ╚Букваря╩ еще не было. Во вторых, ей очень нравилась чопорная эпоха Шамши-Нильгу. В третьих,  она хотела одним махом убить всех зайцев: научить принца читать и привить ему хорошие ма-неры.
Профессор дела с пятилетними мальчиками как с учениками никогда не имел. Студиозы Королевского уни-вера были людьми серьезными и вольностей себе не позволяли. По крайней мере на лекциях профессор как-то не задумывался, что этому способствует присутствие в аудитории двух ветеранов Королевской  Гвардии.
Жил профессор один, женщин воспринимал как добрых духов очага. Ну, и понятно, детей не имел. Вследст-вие присущей ему педантичности и аккуратности профессор прежде всего составил программу занятий:
1. Абстрактное понятие числа.
2. ┘. далее по тексту.
Студенты универа изучали математику одновременно с философией.
Поначалу, когда профессор хорошо поставленным лекторским голосом √ то есть без эмоций √ читал свои лекции, принц тихо и мирно засыпал. Но обижать профессора ему не хотелось √ принц чувствовал, что профессор относится к нему с симпатией, и он научился входить в транс. Надо заметить, что профессор впервые впал в за-блуждение. Он действовал в привычной ему ╚доминанте поведения╩. Профессор читает лекцию, лектор определя-ет день защиты, студент слушает и защищается. Если студенту не понятно, он задает вопросы. Если он вопросов не задает, ему все понятно. Принц вопросов не задавал. Профессор на всякий случай спрашивал: ╚Вам все понятно, Ваше высочество?╩ Высочество, усвоив, что после этого его отпустят, радостно кивал головой.
Профессор подсознательно ожидал, что дату защиты назначит Король √ условный ректор этого условного учебного заведения.
Кататонические  грезы наяву вполне устраивали принца, и профессор репетировал новый лекционный курс √ ╚Начала математики╩.
Принц отличался хорошей зрительной памятью и быстро запомнил и научился различать буквы, но вот складывать их в слоги или тем более в слова он отказался наотрез.
Более того, он научился получать удовольствие от того, что тетка злилась, обзывала его дураком, бездарью и прочими словами. С теткой он не пререкался и глухо и упорно молчал.
Позже, когда ему самому доведется обучать других, он назовет такую модель поведения ╚экзамен в школе юных партизан╩.
Первым свою несостоятельность заметил профессор. Как ни крути, он все таки был профессором, а не дура-ком и умел видеть очевидное. Очевидным в данном случае было то, что его ученик был не в состоянии  сложить    2 и 3 √ он  даже не понимал, чего от него хотят.
Папа-Король тоже не был дураком, поэтому профессор не побоялся доложить ему о проблеме. Был прове-ден экзамен, профессору поручили подумать о методике для малыша;  Шамши-Нильгу вернулся  в Королевскую библиотеку, а тетка получила должность хранительницы королевского постельного белья.
Буквы √то юный принц, как ни верти, выучил.
 
 

О том, как юный принц овладел искусством счета, чтения и письма.

      Действующие лица:
Юный принц - Король Мечей,  5,8 лет
Графиня  N √ Паж Посохов,  24 года
Торговка √ Дама Пентаклей, 36 лет
Профессор √ Паж Пентаклей, 44 года
 

Профессор, как и положено профессору математики Королевского Университета, подошел к решению про-блемы серьезно. Во первых, он выявил противоречие между ╚уметь считать╩, чему его просили обучить √  и ╚мыс-лить математически╩ √ то единственное, чему он мог обучать в принципе.
╚Лучше всех считают торговки на базаре╩ √ решил он. Это, правда, было второе решение, потому что сперва он решил, что лучше всех считают менялы, пересчитывая курсы разных валют и удерживая в голове сложные про-центы. В общем-то справедливо, но Папа-Король менял не любил. ╚Пока изучите сложение и вычитание, без вся-ких процентов╩ √ сказал Папа-Король.
Сама идея конкретного счета полагалась близкой детскому мышлению, но отсутствие абстрактного понятия числа делало сложным сравнение пяти яблок и пяти стаканов. Но изложенная профессором методика отслужила верой и правдой века. Так что спасибо и за такую методику.
Папа-Король был, как известно, человеком решительным и на рынок он отправился на следующий день. По-толкался, поторговался (раннефеодальные монархии имеют относительно высокую степень свободы взаимодейст-вия различных социальных слоев, особенно в столице) и выбрал опрятную, ухоженную торговку зеленью, ловко складывающую цены на разные фрукты-овощи. После того как Папа-Король заверил ее, что это не розыгрыш и он лично проконтролирует, чтобы место на рынке осталось за ней, она согласилась.
Считать √ значит торговаться. Юный принц обожал играть в ╚солдатики╩. Солдатиков пеших, конных у не-го было много.
- Сколько? √ спросила зеленщица.
Радостный юный принц вывалил их из коробки.
- А вот сколько! Ты будешь со мной играть?
- Да, но мы должны разделить их.
- Так дели!
- Я поделю честно, но вдруг я ошибусь? Как ты проверишь?
Реальные солдатики очень удобно поддавались делению и сложению. Сложнее было с абстрактными грушами и яблоками ценой в одну и две монетки.
Профессор, который тщательно конспектировал занятия (а откуда, вы думаете взялась его ╚Прикладная ма-тематика╩?) доложил по инстанции.
Тотчас образовались несколько пажей с подносами фруктов и секретарь казначейства с мешочком медных монеток.
Торговля шла отчаянно, а успехи в ней для Принца выражались в увеличении его армии √ за каждую пра-вильно посчитанную торговую операцию Принц получал дополнительных солдатиков.
Понимание того, что и армия имеет разумный предел, пришло к нему значительно позже.
Проблема преподавания чтения решилась иначе. В молодости Папа-Король чуть было не заимел серьезный конфликт со своим вассалом графом N. Выпил лишнего, не совсем верно оценил свои сеньориальные права, но дочь графа, девушка серьезная, смогла объяснить Папе-Королю, что он будет жалеть о том, что случиться.
- Ты! Мне! Угрожаешь?! √ сказал Папа-Король.
- Нет, Ваше Величество, я верная слуга Вашего Величества, но то, что Вы собираетесь сделать, заставит Вас сожалеть о сделанном в будущем.
Папа-Король был глубоко шокирован. И тем, что ему кто-то осмелился дать отпор, и формой, в которой это было сделано.
Дочь графа стала графиней, замуж не спешила √ обычаи нашего королевства не препятствовали ей самой управлять маркой, лишь бы справлялась. Она справлялась. Но ко двору не ездила.
Папа-Король слышал, что графиня N пишет недурные баллады. То есть тот, кто ему об этом рассказывал, назвал эти баллады неплохими. Сам Папа-Король предпочитал песни, как бы это сказать, написанные в менее изощренных стихотворных формах и несколько другими сюжетными линиями.
- Писать стихи невозможно без того, чтобы не читать книги, - безапелляционно и строго логично заключил Папа-Король.
Графиня N согласилась заниматься с Юным Принцем.
В детстве √ в 2-3 года -   Юный Принц доводил нянек до изнеможения тем, что заставлял повторять их одну и ту же сказку многократно,
Впоследствии эта его особенность сохранилась. Он любил читать, но новые книги всегда открывал с опа-ской √ а вдруг они хуже тех, что он уже читал. Зато полюбившиеся перечитывал неоднократно.
 Прочитав шестой раз подряд сказку ╚О золотой тыковке╩, графиня N утомленно закрыла глаза
- Ты его? √ спросил ее Юный Принц.
- Видишь ли, мои глазки устали, а ушкам скучно.
- Как это?
- Ведь я читаю тебе?
- Да.
- Значит слушают твои ушки, а мои √ нет. А если я не буду слышать буковки, я могу вообще забыть, как их го-ворить и смогу читать только про себя.
- А где тут написано про тебя?
- Но ведь я не смогу тебе сказать. Во первых, это написано про меня, а во вторых  - я буду читать про себя.
Юный Принц недоверчиво засопел.
- Тут написано про Золотую Тыковку.
- Разве? Ну-ка, покажи мне, где?
Юный Принц был, если вы этого не знаете, визуал-кинестетиком. То есть глагол ╚Покажи╩ выполнял для него роль стартера.
Проблему вызывало не само по себе чтение, а выбор сюжетов.
Соревнование или сотрудничество √ вот как выглядели выборы того, о чем хотели бы читать Принц и графиня N. Даже не соревнование, а преодоление сопротивления среды.
Графиня N предпочитала то, что впоследствии получило название ╚женский роман╩.
Ранний  - а можно сказать и ╚наивный╩ - романтизм буколической жизни пастухов и пастушек, плач по овечкам┘ Жюльетта Бенцони не жила тогда, но Юный Принц не стал бы восхищаться ее романами.
Учительница счета стала для Принца партнером и не воспринималась им как женщина. Конечно, в то время Юный Принц вряд ли бы сумел это сформулировать, но он четко отличал свое отношение к ╚хрупкой╩ графине N и рабо-ту с зеленщицей.
Кстати, когда он стал старше, очень полюбил собирать ⌠хрупкие■ вещи. Но не хранил их в своей спальне.
Графиня N занималась с Юным Принцем и письмом. Но их ┘ не знаю как и назвать, что бы не исказить┘ отно-шения продолжались недолго. Графиня влюбилась, вышла замуж, но в этом интервале успела несколько раз не проверить домашнее задание Юного Принца.
Он надолго сохранил отвратительный почерк и подчеркнутое пренебрежение к задаваемым √ и не проверяемым домашним заданиям.
Ну и за девушками он начал ухаживать довольно поздно.
А с зеленщицей он сохранил самые теплые товарищеские отношения.
Она долго оставалась практически единственным поставщиком зелени к королевскому столу.