Семененко Е.
Савченко С.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СХЕМА СОСТОЯНИЙ ТИПА

Данная работа представляет собой дальнейшее развитие идей Юнга о работе психологических функций и установок, образующих психологический тип.

Представление Юнга о психологическом типе связано с движением психической энергии, последовательно задействующем четыре психические функции, каждая из которых может находиться в двух состояниях, или установках. [1].

Движение психической энергии происходит не хаотично, а подчиняясь определенным закономерностям. Эти закономерности Юнг отразил на схеме, получившей название ⌠Базовая модель психологического типа■ рис.1, [1,2].

 
Доминантная
 
Вспомогательная Вспомогтельная
 
Вытесненная
 

Рис.1 - Закономерность расположения функции по Юнгу.

Дальнейшее развитие идей Юнга привело к удвоению числа типов, что потребовало изменения структуры базовой модели. Простейшим решением оказалась дифференциация второй и третьей вспомогательных функций, ранее не дифференцированных.

Мы полагаем такой подход неверным, потому что принятое как в американском типоведении [3], так и в соционике [4] представление о том, что каждый юнгианский тип включает два типа более поздней модификации сомнительно по следующим соображениям: любой тип, к примеру ESTP, может с равными основаниями быть отнесенным как к ⌠экстравертированному ощущающему■, так и к ⌠экстравертированному мыслящему■. Это следует как из сравнительного анализаописания типов, так и из формального анализа функций и установок (рис 2).

 
Экстравертированное
ощущение
 
Мышление Чувство
 
Интровертированная
интуиция
 
 
Экстравертированное
мышление
 
Ощущение Интуиция
 
Интровертированное
чувство
 

Рис.2 √ Два варианта представления типа ESTP по Юнгу.

Предложенное Юнгом деление позиций в модели на доминантные, вспомогательные и вытесненные, на наш взгляд, сохраняет значение и сегодня.

Поэтому нами была предпринята попытка рассмотреть соционический тип с точки зрения модели Юнга.

Согласно представлениям Юнга, психические функции у типа развиты не одинаково. Наиболее развитая была определена Юнгом как доминантная, наименее развитая как подчиненная, а остальные как вспомогательные. Причем Юнг не определяет вертность вспомогательных функций.

С нашей точки зрения у типа две доминантные функции, каждая из которых в сочетании с определенными установками образует независимый стереотип суждения (СС) или реакции (СР). Соответственно, сочетание двух различных стереотипов или двух доминантных функций в различных установках и образуют тип.

Юнг установил однозначную зависимость как между самими доминантными и вытесненными функциями, так и их вертностью.

В отличии от модели Юнга, в нашей схеме не два сочетания функций и установок на вспомогательном уровне, а четыре, что является следствием элементарной комбинаторики. Следующим отличием является установление жестко фиксированных связей между доминантными и вспомогательными и между вспомогательными и вытесненными функциями.

Определимся с терминологией.

Доминантными, подчиненными и вспомогательными функциями будут называться функции, находящиеся на позиции схемы, обозначенные как доминантная и так далее.

Таким образом, для каждого соционического типа существует ведущие СС и СР, использование которых не требует заметных расходов психической энергии, подчиненные или вытесненные СС и СР, использование которых требует максимальных затрат психической энергии, и множество промежуточных состояний между двумя этими экстремумами.

Согласно представлениям Юнга, вытесняемые друг друга функции образуют следующие пары: мышление - чувство, ощущение - интуиция, причем вертность функций в этих парах всегда противоположна. Поскольку мы сочли возможным распространить установку рациональность - иррациональность на все функции, то и по этим установкам в взаимовытесняемых парах обе функции будут находиться в оппозиции. Следовательно, мы можем установить такие варианты вытеснения: для стереотипов реакции: Король √ Паж, Рыцарь √ Дама; для стереотипов суждения: Посох √ Меч, Кубок √ Пентакль (рис3).

 
Король
 
Дама Рыцарь
 
Паж
 
 
Мечь
 
Кубок Пентакль
 
Посох
 

Рис. 3 √ Варианты сочетания стереотипов суждения и стереотипов реакции

Построение схемы, объединяющей стереотипы, представленные на рис.3, заставляет нас на вспомогательном уровне разместить четыре сочетания стереотипов суждения и стереотипов реакции, образующих типы. Соответственно, на доминантной и вытесненной позиции сочетание стереотипов суждения и стереотипов реакции также образуют тип.

Следует отдельно оговорить, что под типом в данной статье мы будем понимать работу определенного сочетания функций и установок, которая провоцируется обменом психической энергии между объектом и субъектом, где под субъектом понимается состояние психики человека, а под объектом любой внешний и внутренний раздражитель. Иными словами, проявление типа зависит прежде всего от способности психики дифференцировать самоё себя от всего, что определяется как внешнее по отношению к ней.

Также заметим, что мы рассматриваем тип в рамках концепции Символьной Соционики, где под типом, кроме определенной модели поведения (социальной роли), может пониматься ситуация, состояние и отношение.

Для модели типа ⌠Король Мечей■ сочетание СР и СС Король и Меч определяется как доминантные, все возможные сочетания СР и СС Дама, Рыцарь, Кубок и Пентакль √ как вспомогательные, а сочетание СР и СС Паж и Посох √ как вытесненные (рис 4).

К3

Ведущая

Д4 Р2 Д2 Р4

Вспомогательные

П1

Подчиненная

Рис. 4 √ Сочетание вспомогательных функций для типа Король Мечей

Переход от доминантной позиции к вспомогательной и от вспомогательной к вытесненной происходит не хаотично, а по определенным закономерностям, или связям (рис. 5). Поскольку связи нами рассматриваются также как и позиции как сочетания СР и СС, то они могут рассматриваться как состояния и отношения. Отличие связей от позиций заключается в относительной неустойчивости состояний и отношений, ими представленных по сравнению с состояниями и отношениями, представленными позициями.

1

2

 

3

4

   

К3

   

К4

К2

 

Д3

Р3

Д4

Р2

 

Д2

Р4

П4

П2

 

Д1

Р1

   

П1

   

Рис.5 √ Маршруты перехода

В основу такого установления связей положены следующие соображения. Конфликт между доминантной и вытесненной позициями обусловлен сменой более чем одного стереотипа, причем любой из изменяемых стереотипов диаметрально противоположен. Вводимые нами переходы устанавливают неконфликтное изменение не более чем одного стереотипа. При этом можно выделить четыре основных маршрута изменения: два маршрута сохранения СР и два маршрута сохранения СС (табл. 1).

Таблица 1

Отношение

Смена

Характер изменения

Маршрут

Квазитождество

Иррациональность-Рациональность

Иное понимание

Первый

Родственные

Чувство - Мышление

Изменение степени свободы

Второй

Погашение

Экстроверсия √ Интроверсия

Смена вертности

Третий

Деловые

Ощущение √ Интуиция

Нестатустные действия

Четвертый

Таким образом, мы можем наблюдать следующий феномен: взаимодействие психических субъекта и объекта создает такую разность потенциалов психической энергии, которая может принудить субъект к переключению СС и СР, причем каждое переключение может проходить с изменением только установки или только психической функции. Одновременное изменение и установки и психической функции представляется нам возможным в исключительных случаях на уровне импритинговой уязвимости инстинктов [5, 6].

Невозможность одновременного переключения СС и СР в Символьной соционике определено как ⌠Правило конфликтного исключения■.

Переключение любого стереотипа возможно как на уровне функции, так и на уровне установки. Причем, изменение функций и установок может быть разбито на пары.

Пары, при изменении которых появляется прежде всего возможность совершения действий вне рамок привычного стереотипа:

Пары, где изменение приводит, прежде всего, к возможности вынесения суждений, основывающихся на иной концептуальной базе, чем раньше:

Каждый из маршрутов (рис.5, табл. 1) может быть охарактеризован следующим образом.

Первый маршрут √ изменение СС на противоположный по установке. Такое изменение не представляется позитивным и благоприятным, так как в конечном итоге к конфликту с вытесненной функцией человек подходит в состоянии подревизного. В этом состоянии сознание представляет легкую добычу для бессознательного и может быть подвергнуто жестокой деструкции.

Второй маршрут √ изменение СС на противоположный по функции. Такое изменение представляется наиболее благоприятным, так как в последней, предконфликной фазе сознание находится в дуальном состоянии, что обуславливает торможение и позитивную установку на взаимодействие с бессознательным. В первом же случае торможение сочетается с негативной установкой.

Третий маршрут √ изменение СР на противоположный по установке. Использование такого маршрута может быть целесообразно в случае необходимости. Или, что еще более важно, неприятие позиции, навязываемой бессознательным, так как последняя фаза перед столкновением с бессознательным характеризуется как ревизная, в которой крайне затруднено восприятие иных мнений и позиций.

Четвертый маршрут √ изменение СР на противоположный по функции. Такой маршрут не может быть охарактеризован однозначно как положительный или отрицательный, так как с одной стороны, состояние активации ускоряет течение нервных процессов, но с другой стороны, оно так же облегчает восприятие только уже известного.

Мы можем заметить, что взаимодействие с бессознательным характеризуется следующими факторами:

Первый и второй маршруты обеспечивают торможение психических процессов при встрече с бессознательным, третий и четвертый √ возбуждение.

Позитивное приятие обеспечивает второй и четвертый маршруты, негативное √ первый и третий.

Пассивная форма приятия характерна для первого и второго маршрутов, активная √ для третьего и четвертого маршрутов.

Подчеркнем, что в данном случае маршруты характеризуются по последней, предконфликтной фазе. Соответственно, с учетом вышеизложенного каждый из маршрутов может быть охарактеризован следующим образом.

Допускается неполное прохождение маршрута. В таком случае происходит переход с маршрута на маршрут на уровне вспомогательных функций. По правилу конфликтного исключения происходит переход обязательно с маршрутов, сохраняющих один стереотип, на маршруты, сохраняющие другой стереотип. После перехода психическая энергия с равной вероятностью может быть направлена как к доминантному уровню, так и к вытесненному.

Также существует возможность изменения СС или СР на конфликтный на уровне доминантной функции, что заставляет нас ввести особый подуровень, характеризующий работу доминантной функции (рис. 6).

Вспомогательный подуровень доминантной позиции

К1

П3

Доминантная позиция

К3

Первый подуровень перехода

К4

К2

Д3

Р3

Уровень вспомогательных позиций

Д4

Р2

Д2

Р4

Второй подуровень перехода

П4

П2

Д1

Р1

Вытесненная позиция

П1

 

Рис.6 √ Психоаналитическая схема состояний типа (ПАССТ) на примере типа Король Мечей

Представленная на рис.6 схема тождественна базовой модели Юнга как представляющая сочетание СС и СР, отражающая работу психических функций и психических установок на доминантном, вспомогательном и вытесненном уровнях и движение психической энергии между этими уровнями.

Переход на этот подуровень, с одной стороны, обеспечивает возможность выхода на уровень вытесненной функции, минуя уровень вспомогательных функций и уровень перехода; с другой стороны, существование на этом подуровне создает определенный психологический комфорт, обеспечиваемый смещением от доминантной функции. Этот подуровень не связан ни с одним из маршрутов переходов. Отметим, что характеристика работы подуровня нуждается в дополнительных исследованиях.

Принятие предложенной схемы в качестве психоаналитического инструмента предполагает введение следующих постулатов:

  1. Движение от вытесненной к доминантной функции так же важно и подчиняется тем же принципам, что и движение от доминантной к вытесненной;
  2. Психика может не переключаться на другие вспомогательные функции на соответствующем уровне. В случае переключения действуют те же механизмы изменения СС и СР, которые были предложены раньше.

Это противоречит взглядам последователей Юнга [7], считаюших, что человек на пути к бессознательному проходит через все вспомогательные функции. Нам неизвестны однозначные высказывания самого Юнга по этому вопросу, Юнг лишь указывал на движение от доминантной функции к вытесненной через вспомогательные.

Главной задачей психики, а соответственно и человека, Юнг полагал обретение самости. По Юнгу, обретение самости невозможно без проживания конфликта с бессознательным или тенью. Причем, понятие тени распространяется как на вспомогательные, так и на вытесненные функции, однако уже в работах учеников Юнга прослеживается тенденция отождествления с тенью прежде всего вытесненной функции.

Установление определенных закономерностей движения психической энергии, вызывающей изменения прежде всего в работе психических функций и установок, которые, в свою очередь, приводят к изменению психического состояния, сопровождающегося демонстрацией иных, отличных от доминантного сочетания СС и СР, делает возможным прохождение психической энергии по наиболее оптимальному маршруту движения к столкновению с тенью и обретению самости.

Представляется весьма вероятным, что наименее энергоемким будет погружение в бессознательное по второму маршруту и возвращение к самому себе по четвертому. Кроме того, знание специфических характеристик каждого состояния позволит психоаналитику, работающему в рамках юнгианской концепции психологического типа, отслеживать реальные подвижки психики человека.

Следует предостеречь от совершения ошибки отождествления позиции на схеме и психологического типа. Психологический тип не превращается в другой психологический тип, но испытывает такое напряжение психической энергии, которое может быть отождествлено с отношением, вызванным взаимодействием с идеальным психологическим типом, сочетание стереотипов которого тождественно порядку работы психических установок и психических функций на этой позиции.

Исходя из гипотезы Б.Ф. Поршнева [8] о происхождении и эволюции человеческой психики, мы полагаем, что каждый психологический тип может быть рассмотрен как система запретов и разрешений. Причем системы запретов и разрешений существуют для каждого из стереотипов отдельно и включают в себя как социальный, так и личный аспекты. Социальные и личные аспекты могут быть как тождественными, так и прямо противоположными по содержанию. Взаимодействие социальных и личных аспектов каждого из стереотипов у психологических типов, вступающих между собой в определенные психологические отношения, также являют собой сложную гамму вариантов взаимодействия.

Тождественные отношения определяются одинаковостью социальных и личных аспектов каждого стереотипа. Дуальные отношения √ совместимостью социальных и личных аспектов каждого стереотипа, а конфликтные √ полным неприятием и несовпадением всех аспектов каждого стереотипа.

В настоящей работе представлена схема движения психической энергии от доминантной позиции к вытесненной и обратно, вызывающего определенные состояния психики. Представления о характере движения психической энергии, отраженные на данной схеме, делают возможным управление этим движением по интенсивности и направлению, что позволяет регулировать степень деструктивности воздействия раздражителей, воспринимаемых психикой как внешние.

Данная схема является непосредственным развитием идей Юнга о взаимодействии психических функций и установок, а также позволяет понять внутритипные различия и многомерность соционических отношений. Данная схема, используемая как карта реальности, прошла пилотные испытания в качестве психоаналитического инструмента и зарекомендовала себя весьма положительно.

Правила построения ПАССТ

  1. Определяем доминантное сочетание СР и СС исследуемого психологического типа.
  2. Определяем вытесненное сочетание СР и СС исследуемого психологического типа, учитывая диады вытеснения Посох √ Меч, Пентакль √ Кубок, Король √ Паж, Рыцарь √ Дама.
  3. Определяем подуровень доминантной позиции как сочетание доминантного СС и вытесненного СР и доминантного СР и вытесненного СС.
  4. Определяем переходы, связывающие доминантный и вспомогательный уровни с образованием маршрутов в такой последовательности:
    1. Изменение установки, образующей стереотип суждения.
    2. Изменение функции, образующей стереотип суждения.
    3. Изменение установки, образующей стереотип реакции.
    4. Изменение функции, образующей стереотип реакции.
  5. Определяем позиции, расположенные на вспомогательном уровне с учетом диад, не относящихся к доминантным и вытесненным для данного психологического типа и с учетом сохранения образовавшихся маршрутов.
  6. Определяем переходы, связывающие вспомогательный и вытесненный уровни с условием сохранения ранее проложенных маршрутов.

Библиографический список

  1. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / исследование процесса индивидуализации. Пер. с англ. √ М.: ⌠Рефл-букл■, К.: ⌠Ваклер■, 1998. √ 295с.
  2. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с англ. √ М.: ⌠Университетская книга■ АСТ, 1997. √ 716 с.
  3. Michal Čakrt. Kdo jsem já, kto jste vy? Typologie osobnosti pro manažery. √ Praga: Management Press, 1996. √ 258 s.
  4. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов. √ М.: ООО ⌠Фирма ⌠Издательство АСТ■; СПб.: Terra Fantastica, 1998. √ 448 с.
  5. Timothy Leary. Hra Života. √ Brno: Books, 1998. - 312 c.
  6. Роберт Антон Уилсон. Психология эволюции. Перевод с англ. Под ред. Я. Невструева. √ К.: Янус, 1998. √ 304 с.
  7. Мария Луиза фон Франц. Подчиненная функция / Джеймс Хиллман. Чувствующая функция. Перевод с англ. Н.Г. Позиной. Под общей редакцией В.В. Зеленского и А.А. Ельяшевича. √ СПб.: Б.С.К., 1998. √ 198 с.
  8. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. √ М..: Мысль, 1974.√118 с.