С. Савченко

РЫЦАРЬ КУБКОВ

Враги отступили к реке,
И можно спокойно курить,
Забыть про дурацкие марши и польки Покрасса.
А завтра опять на войну,
А завтра придется залить
Холодную землю волнами горячего джаза

О Дон Кихоте, он же ИЛЭ, он же Рыцарь Мечей, он же Искатель, в соционических текстах написано немало. По крайней мере, с кого начинается эволюционное кольцо соцпрогресса, вопросов не возникает. В свое время Гуленко предложил именовать донкихотское кольцо ⌠Эросом■, а второе ⌠Танатосом■, не уточняя, кто в этом кольце ╧2 работает за ╧1. А это любопытно.

Не менее любопытно, что такое Танатос. Преграда на пути смерти, борьба со смертью и смех как оружие против √ нет, не смерти. Против страха перед смертью.

Одна из наиболее известных колод ТАРО √ Rider-Waite.

Вот как там представлен Старший Аркан ╧13 - Смерть:

Смерть

А вот так изображены Рыцари:

Рыцари

Карта Рыцаря Кубков почти полностью повторяет карту Смерти. И это уже не смешно. Это заставляет задуматься.

КипарисКубки √ веселая и радостная масть. Одна-единственная 5Кубок навевает грусть и печаль. Но по установленным соответствиям с 5Кубок соотносится кипарис.

А кипарис √ дерево смерти. Не верите? Загляните в мифологический словарь. Или посмотрите на карту ╧13 теперь уже из колоды Дали.

И чтобы завершить тему роковых совпадений, замечу, что Рыцарь Кубков √ носитель родственных отношений, соотнесенных с 13-й гексаграммой, начинающейся со слов √ Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме.

Но родственные отношения у Рыцаря Кубков ни с кем иным, как с Рыцарем Мечей. И если задача Рыцаря Мечей может быть сформулирована как проникновение в Жизнь, то задача Рыцаря Кубков √ встреча Смерти.

Прошлое воздействует на будущее. Это очевидно. Рыцарь Посохов стремится из Прошлого в Настоящее, обеспечивая неразрывность времен. Рыцарь Мечей мчится из Настоящего в Будущее, разведывая пути, дороги и тайные тропы. Рыцарь Пентаклей осваивает Настоящее и, как это видно из рисунка, никуда не скачет. А Рыцарь Кубков парадным шагом движется из Будущего в Прошлое.

 

 

Стаканчики граненые
Упали со стола...

Народная песня

ТАРО соотносили со множеством замысловатых вещей, и по одной из версий Кубок соотносится со Святым Граалем. Святой Грааль √ чаша, из которой пил Иисус на Тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Христову, когда тот висел на кресте.

Конечно, эта чаша приобрела сакральное значение и особые качества.

И здесь необходимо упомянуть об одном любопытном варианте развития событий, произошедших после воскрешения Христа. Он с Марией уехал в Галлию, и его потомки правили франкской империей, пока в результате дворцового переворота не был убит Дагоберт IV, причем √ вот ирония судьбы! √ этот переворот был одобрен и поддержан католической церковью.

Готфрид Бульонский, ставший в результате Крестовых походов королем Иерусалима, был, согласно этой версии, прямым потомком Христа.

К Граалю мог приблизиться только духовно безупречный человек, отвечающий самым высоким моральным стандартам. Если же к Граалю приближался недостойный, то он покрывался ужасными язвами. Но от Грааля он же мог и исцелиться. ⌠Граалить■, или заниматься поисками этого стаканчика, было любимым и почти единственным занятием рыцарей Круглого Стола. Но повезло только одному парню, которого звали Персиваль.

Приключения Персиваля описали Кретьен де Труа в романе ⌠Персиваль, или Повесть о Граале■ и Вольфрам фон Эшенбах в романе ⌠Парцифаль■.

Основная тема обоих романов √ преодоление конфликта между попыткой сохранить девственную чистоту, не соприкасаясь с миром, и обретением равновесия между долгом и желанием, индивидуальным и социальным, сохранением внутренней чистоты при активной социальной жизни. Не вдаваясь в сюжетные перипетии, замечу, что наивный придурок Персиваль смог превратиться в образец рыцарского поведения, только пройдя сложную многоступенчатую инициацию, включавшую его социальную смерть. А инициаций, обходящихся без ритуала смерти, почти что и неизвестно.

Умирать можно по всякому. Но смерть - прекрасный повод повеселиться. Человек, способный потешаться над собственной смертью, вряд ли будет бояться чего-то еще. Страх смерти делает нас рабами жизни √ и это проблема Эроса. Бесстрашие смерти позволяет упиваться жизнью сегодня, не дожидаясь радостей загробного мира. Танатос не боится смерти, ни своей, ни √ что намного трагичней √ чужой.

Грааль дарил бессмертие, но Персиваль не стал пить из него - дурачков уже не было.