С. Савченко

Мобильные телефоны как социальные маркеры

Будучи иерархичным по своей природе, любое общество создавало свою собственную систему маркеров, позволяющих при первом контакте визуально определить социальный статус человека. Таких систем маркеров было придумано достаточно много.

Прежде всего, это одежда: материал, особый покрой, или просто разная одежда для разных социальных слоев. Все это было использовано неоднократно, как по отдельности, так и в сочетаниях. Вторая серия социальных маркеров может быть условно определена как татуировка. В первобытные времена татуировка объединяла функции не только паспорта, но и автобиографии. Третью группу социальных маркеров образовывали предметы. Наличие или отсутствие определенного предмета указывало на дифференциацию членов племени по оси √ полноценный человек √ неполноценный человек. Неполноценный человек не обладал всеми правами и обязанностями члена племени и был презираем. Часто неполноценность сочеталась с представлениями о трусости данного индивидуума, причем трусость отождествлялась с потерей мужественности. Так, например, одинаково неполноценными в глазах других членов племени могли восприниматься как струсивший член своего племени, так и взятый в плен чужак. Потеря мужественности практически во всех известных племенах сопровождалась лишением права на ношение оружия. Именно оружие было наиболее универсальным предметным маркером социальной полноценности человека.

Любопытно проследить, как, теряя свою функциональную сущность, оружие приобретало черты, присущие социальному маркеру.

Наряду с камнем, предметом крайне неудобным в ношении, человеку много тысячелетий верой и правдой служила длинная прямая палка, удобная для метания благодаря ее аэродинамическим качествам, а также сдерживать противника на далекой дистанции в рукопашной схватке. Но шест, хотя и не так неудобен как камень, все же создает определенные трудности при транспортировке для своего владельца. Попробуйте сесть в трамвай с трехметровым шестом. Также важно, что шест оставлял занятой по крайней мете одну руку, что кроме всего прочего затрудняло участие в дележе добычи. Возникла потребность в создании оружия, не создающего сложности при его транспортировке, без значительной потери его кровожадных качеств. Такое оружие было найдено гениями каменного века √ короткая палка. Метать ее стало неудобно, зато появилась другая возможность: взять ее за один конец и со всех сил ушарахать другим. Кроме рубящих ударов, короткой палкой также можно наносить тычковые удары, но, что еще более важно, ее удобно транспортировать, размещая за поясом. Тем самым высвобождались обе руки, соответственно, доля захватываемой добычи могла быть увеличена вдвое против прежней.

Освоение производства изделий из металла позволило трансформировать среднюю палку в колюще-рубящее оружие √ меч, а также создать ранее неизвестный тип оружия √ кинжал или нож, который в палочных терминах должен был бы быть как короткая и сверхкороткая палка.

Все указанные новые типы оружия существуют уже не самостоятельно, а с очень важным наполнением, именуемым ⌠ножны■. Процесс вынимания и вкладывания оружия в ножны принимает сакральное значение Обладание/необладание оружием все более рассматривается как признак полноценности/ неполноценности, а развитие общества приводит к появлению значительных групп людей, лишенных права носить о обладать оружием, что зачастую сопровождается лишением их собственности на основные средства производства. С появлением огнестрельного оружия, хронологически совпавшего с демократизацией общества, роль социального маркера полноценного человека (следует заметить, что во всех случаях мы говорим о человеке √ мужчине) переходит к пистолету.

И палка, и меч, и пистолет имеют подчеркнутые фаллические черты. Полноценность человека в первобытной культуре отождествлялась с проявлением мужественности, а самой наглядной демонстрацией мужественности всегда служила полноценная эрекция. Соответственно, демонстрация оружия в руке воспринималось как тождественная демонстрации эрегированного фаллоса. Именно это значительно затруднило повседневное ношение копья и использование его в качестве социального маркера. Трудно было различить, собрался ли человек на охоту или решил накостылять соплеменникам.

В случае с мечом, ножом или кинжалом нахождение указанного вида оружия в ножнах воспринималось в отличие от обнаженного оружия как демонстрация своего неагрессивного поведения. Вхождение меча в щель ножен как символ вагины указывало на удовлетворенность ситуацией обладателя меча, тогда как оружие, покинувшее ноны связывалось как с социальной, так и с сексуальной агрессией.

Двухкомпонентная система ⌠меч-ножны■ сменилась трехкомпонентной системой ⌠кобура, пистолет-патроны■, где патроны выполняют роль семени. Тенденция к демонстративному ношению пистолета особенно усиливалась в кризисные периоды человеческой истории, требовавшие более четкого определения своей мужественной или женственной позиции, а также претензий на более высокое место в существующей или складывающейся социальной иерархии.

В данном контексте представляется знаменательным преимущественное использование револьверов перед другими видами пистолетов в период освоения Дикого Запада и в годы революции и гражданской войны в России. Форма револьвера наиболее близка к эвфемизму ⌠петушок■, используемому для обозначения фаллоса, а барабан револьвера визуально соответствовал мошонке.

По мере роста и установления государственности, а также стирания и маскирования классовых противоречий ношение6 оружия все более узурпировалось государственными службами и изменило свое идеологическое содержание с ⌠полноценный член общества■ на ⌠человек на государственной службе■. Но поскольку потребность в таком маркере ощущалась всегда и ощущается сегодня, была предпринята попытка присвоить некоторым предметам роль такогго социального маркера. В качестве подобных предметов выступали шляпы, трости, курительные трубки. Но эти предметы не могли взять на себя функцию социального маркера полноценного члена общества, так как они были не универсальны, то есть различные культуры использовали различные модификации данных предметов, их бытовое использование носило ограниченный характер. Можете продолжить эксперимент: одеть восьмигаллонную шляпу ⌠стетсон■, закурить трубку, взять в руки трость орехового дерева и попытаться сесть все в тот же трамвай.

Но человеческий гений не знает покоя. Был создан предмет целиком и полностью удовлетворяющий всем требованиям предъявляемым к социальному маркеру полноценного человека. Таким предметом оказался мобильный телефон.

Исторически мобильному телефону предшествовал пейджер, или бипер. Но создатели данного артефакта допустили серьезную ошибку при конструировании пейджеров. Они учли необходимость размещения пейджеров на поясе для сохранения преемственности размещения социального маркера на уровне гениталий, но пренебрегли формой. Ну где можно найти квадратный фаллос? Только в Паноптикуме.

Создатели мобильных телефонов сохранили все атрибуты, необходимые для социального маркера √ поясное размещение, прямоугольно-продолговатая форма, чехол. Еще более важно, что было учтено с одной стороны ценовая доступность телефона и легкость в его имитации (детские и игрушечные модели), диапазон цен от доступных всем до доступных далеко не каждому и с другой стороны, если раньше социальная агрессия проявлялась кинестетически, то развитие второй сигнальной системы у человека привело к переориентации агрессии, проявляющейся теперь прежде всего на вербальном уровне.

Мобильный телефон, являясь знаком социального положения, повседневным, легко демонстрируемым символом достигнутого успеха, позволяет своему обладателю реализовать не только потребность в мобильной коммуникации, что декларативно выпячивается в рекламах мобильных систем связи, но и проявить как вербальную, так и кинестетическую агрессию по отношению к оппоненту (проще говоря, обложить его с ног до головы, а потом и врезать ему трубкой по обложенной голове при личной встрече).

Невероятная для прошлых веков скорость технического прогресса не позволяет сказать, как долго мобильный телефон будет служить социальным маркером полноценного человека и что его сменит, но сегодня именно это средство коммуникации выполняет такую важную в общественной жизни человека роль.