МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТИМОТИ ЛИРИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ШАБЛОНАМ СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ

Проблема типирования в соционике, на мой взгляд, остается краеугольной проблемой. Представляется любопытным наблюдение, сделанное мною в процессе типирования кандидатов на работу с одновременным применением соционических и психологических методик.

Соционические методики по большому счету сводятся (по крайней мере в моей интерпретации) к распознаванию образа и установлению соответствия образа данного человека с шаблоном соционического типа. В своей практике в качестве шаблонов я использую архетипы Придворных Карт Таро, неоднократно описанные мной ранее.

Одной из используемых мной психологических методик есть методика ⌠Диагностика межличностных отношений■, созданная Тимоти Лири, причем, разные советские источники указывают разных соавторов Тимоти Лири. Данная методика построена на соотнесении двух ортогональных шкал ⌠доминирование-подчинение■ и ⌠дружелюбие-агрессивность (отступление-наступление)■. Деление круга двумя ортогональными осями дает нам четыре квадранта, определяемые как ⌠дружелюбная сила■, ⌠враждебная сила■, ⌠дружелюбная слабость■ и ⌠враждебная слабость■. Каждый из квадрантов в свою очередь делится еще на два:

  1. Враждебная сила:
  2. Враждебная слабость:
  3. Дружелюбная слабость:
  4. Дружелюбная сила:

Каждый из октантов в свою очередь позиционируется по набранным баллам (1):

I. Авторитарный

13-16 √ диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет. Поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Шестнадцать баллов расписываются до шестнадцати позиций у разных авторов. Наиболее последовательно это представлено у Роберта Антона Уилсона в ⌠Психологии эволюции■ (2).

Согласно методике тест делается дважды. Причем, первый раз тестируемый описывает актуальное состояние своего ⌠Я■, а второй раз √ представление об идеальном типе, идеальном ⌠Я■. В норме количество баллов октантов актуального и идеального ⌠Я■ не должно значительно различаться.

Представление об идеальном ⌠Я■ соответствует восприятию типируемого обществом.

В немногочисленной русскоязычной литературе, посвященной данному тесту, которую мне удалось найти, только в книге Уилсона строение теста вытекает из очень важной для Лири концепции нейрогенетических контуров.

Данный тест по Уилсону позволяет выявить степень развитости двух первых контуров; орального контура биовыживания и анального эмоционально-территориального контура.

Понимание этих контуров затрудняется многоступенчатостью передачи смыслов. Оригинальный текст Лири переводится издательством ⌠Янус■.

Не могу удержаться от замечания по поводу работы этого чудесного издательства. В свое время Тимоти Лири написал программную книгу ⌠The Game of Life■, которая вышла в издательстве ⌠Янус■ под названием ⌠История будущего■. Я располагаю чешским переводом ⌠Игры жизни■, и два этих текста, чешский и русский, не аутентичны в своей структуре.

В янусовском варианте Уилсона первый контур связан с наступлением-отступлением, или агрессией-дружелюбием (1,3), а второй контур √ доминированием-подчинением. На уровне бытового языка доминирование и агрессия воспринимаются как синонимы, а доминирование и наступление √ не взаимозаменяемы.

Не составляет труда связать квадранты с моделями поведения, принятыми в символьной соционике. Собчик (3) связывает квадранты, включающие в себя агрессию с экстраверсией, а включающие в себя подчинение √ интроверсию, и более того, √ субъективность. А последний термин Собчик не расшифровывает, но, исходя из контекста, я полагаю возможным считать ее понимание близким к юнговскому пониманию интроверсии / субъектности.

Проблема соотнесения квадрантов и стереотипов поведения является стандартной для нахождения общего и частного между экстремальными и средними показателями. Экстремальное доминирование и экстремальная агрессия, так, как они расшифрованы в тесте Лири, схематически близки к экстраверсии и, соответственно, к стереотипам поведения Король и Рыцарь; подчинение соотносимо со стереотипом поведения Паж и в намного меньшей степени Дама; сочетание доминирования и дружелюбия, равно как доминирования и агрессии, представляется сопоставимым с этиками вообще и с экстравертными этиками особенно, а также семантически близко к характеристике четвертой квадры; агрессивное подчинение видится сопоставимым с интровертами третьей квадры; агрессивное доминирование соотносится с экстравертированными логиками и ⌠клубом управленцев■.

Анализ показателей октантов для Дамы Посохов.

Данные результаты были получены на однородной выборке из 38 студентов и студенток музучилища в возрасте 17-18 лет.

1 октант

2 октант

3 октант

4 октант

5 октант А

5 октант И

6 октант

7 октант

8 октант

балл

чел.

Балл

чел.

балл

чел.

балл

чел.

балл

чел.

балл

чел.

балл

чел.

балл

чел.

балл

чел.

0-3

3

0-3

5

0-3

4

0-3

3

0-3

1

0-3

8

0-3

3

0-3

1

0-3

0

4-8

4

4-8

17

4-8

16

4-8

12

4-8

1

4-8

16

4-8

33

4-8

6

4-8

2

9-12

6

9-12

13

9-12

16

9-12

21

9-12

10

9-12

12

9-12

2

9-12

27

9-12

30

13-16

25

13-16

3

13-16

2

13-16

2

13-16

24

13-16

2

13-16

0

13-16

4

13-16

6

Представляет интерес расхождение в показаниях между идеальным и актуальным ⌠Я■ по пятому октанту. Весьма возможно, что именно противоречие между демонстративным стремлением командовать и скрываемым, а может быть и неосознаваемым, умением подчиняться есть одно из наиболее важных свойств Дамы Посохов.

Список использованной литературы:

    1. Беседов А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога, Т 2. √ Харьков, РИП ⌠Оригинал■, Фортуна-Пресс, √ 1996.
    2. Уилсон Р.А. Психология эволюции. √ К.: ⌠ЯНУС■, 1998. √ 304с.
    3. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики.√М. 1990

Приложение 1

Приложение 2