Гут Михаил Михайлович

Информационное содержание понятия ⌠воля■

Гомель, 1998

Введение.

В настоящее время значительная часть социоников связывает информационный аспект черной сенсорики F с понятием воли, в результате чего используется такое название данного инфоаспекта, как ⌠волевая сенсорика■. Внимательное рассмотрение смыслового содержания данного инфоаспекта и понятия ⌠воля■ привело автора к выводу, что отнесение понятия ⌠воля■ только лишь к инфоаспекту черной сенсорики не вполне правомерно. Рассмотрим трактовку понятия ⌠воля■ в различных источниках.

Смысловое содержание понятия ⌠воля■.

В философском энциклопедическом словаре [1] дается следующее определение данного понятия (здесь и далее подчеркивание автора):

Воля, способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Воля √ специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание ⌠я хочу■, а переживание ⌠надо■, ⌠я должен■. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (акт выбора).■

Очень интересную трактовку понятия ⌠воля■ дает Шри Ауробиндо [2]:

⌠Воля, Карма и следствие √ три ступени энергии, которые движут универсумом. Но Карма и следствие только результат воли или даже ее формы; воля придает им ценность, и без нее они были бы ничем, по крайней мере, для мыслящей и растущей Души человека и, возможно для Духа, для которого она пламя и сила, также как и творение. Первое, что мы видим или воображаем, когда смотрим на внешний механизм универсума, это энергия, ее действие и ее следствие. Но само по себе, без света заключенной в нем воли, это действие √ только огромный бездушный механизм, громкий стук рычагов и блоков, пружин и клапанов. Смысл этому действию придает присутствие Духа и его воли, а ценность результата для души придает глубокую важность всем великим или малым следствиям. Ни для кого и ни для чего, даже для самого космоса, это универсальное движение не имело бы значения, даже если бы оно завтра закончилось и никогда не начиналось, если бы эти солнца и системы не были полем сознания, которое разворачивает для них свои силы и действия, радуется своим творениям, планирует и торжествует в безмерных целях и следствиях. Дух и сознание, сила Духа и Ананда √ смысл существования. Отнимите духовный смысл, и этот мир энергии станет механической случайностью или слепой и жестокой Майей.

Жизнь человека √ часть этого огромного смысла. И поскольку именно в нем, на этом материальном плане она достигает полноты, то становится очень важной и центральной частью. Воля в универсуме подходит к ней творческими шагами своей энергии и делает ее природу колесницей богов, на которой она находится внутри действия, смотрит на работу спереди, а не только сзади или сверху природных действий, и продвигается к высшим результатам и полному достижению своей цели. Воля человека √ агент Вечного для раскрытия тайного смысла материального творения■.

О заблуждениях многих людей относительно понимания воли пишет Абд-Ру-Шин в [3]:

⌠Громадное большинство нынешних людей считает, что воля √ это и есть тот самый аппарат принуждения, которым располагает земной мозг и с помощью которого привязанный к пространству-времени рассудок задает мышлению и чувствам некое определенное, предустановленное направление.

Это, однако же, отнюдь не свободная, но порабощенная земным рассудком воля!

Вследствие этой подмены многие из людей впадают в великие заблуждения, воздвигая преграду на пути познания и постижения. И после этого человек еще удивляется, натыкаясь на пробелы и противоречия, оказываясь не в состоянии понять логику проблемы.

Свободная воля, оказывающая столь решающее влияние на жизнь в собственном смысле слова, что влияние это распространяется и на значительную часть потустороннего мира, накладывающая отпечаток на душу и преображающая ее √ воля эта совсем иной природы, гораздо более возвышенной, нежели все земное. А посему она никак не связана с земным, грубо-вещественным телом, а стало быть, и с мозгом. Ее обитель √ Духовная Самость, человеческая душа■.

Одно из наиболее интересных и исчерпывающих описаний воли автор встретил в книге ⌠Радужная душа■ [4] современного философа-мистика и одного из сильнейших ясновидящих современности Александра Павловича Волкова:

⌠Воля √ это главная пружина человеческой сущности и основное душевное качество жизненности человека.

Воля √ это свободный духовный акт, обладающий божественным правом выбора всего, включая как исключение то, что противоречит жизненным интересам человека. Но само правило воли √ это неукоснительное соблюдение интереса жизни. Воле принадлежит решающее слово на аукционе жизненных ценностей.

Воля порождает в душе сомнения.

Воля преодолевает эти сомнения, в борьбе с которыми она крепчает и совершенствуется. Человек во всем должен и обязан сомневаться. В помощь своей воле человек призывает размышления, человек обучается и приобретает опыт быстротекущей жизни.

Всеобщая общечеловеческая воля √ это Цивилизация.

Всеобщая воля вообще по Шопенгауэру √ это природа, включая человеческое тело и на субъективном плане √ сознательная воля. Ницше, разделяя взгляды Шопенгауэра, создал свое учение о воле к власти.

Мистически же очевидно, что человек триедин, включая все без исключения свойства, качества и проявления; так и воля имеет три ведущих аспекта: власть, удовлетворение и наслаждение.

Душа при помощи воли противостоит импульсивным и непродуманным решениям и действиям. Воля заставляет человека ⌠взвешивать■ и совершать акт выбора.

Воля √ это проекция Духа на биоэнергетическую вертикаль человеческого существа. В области проекции возникает биозаряд, который неуклонно мигрирует по вертикали человеческого существа, начиная свой путь в виде первой воли в системе репродукции и завершая свой путь в виде последней воли в духовной сфере. Этот заряд одновременно затрагивает физиологию, психологию и индивидуальную жизнедеятельность человека.

Воля усиливает восприятие информации, обостряет ощущения и в равной степени подчиняет себе произвольные действия и высшую нервную деятельность.

Воля фиксирует в сознании цель, фокусирует эту цель и постоянно ее актуализирует.

Центра воли с определенной локализацией в человеке просто не существует. Воля заложена в душу человека как некая таинственная сила человеческого существования и, в частности, его деятельности.

Если волю рассматривать мистически, то энергетически ее проявления находятся где-то между Духом и душой, но ближе к Духу √ самой тончайшей человеческой субстанции.

Воля является главнейшей чертой человеческого характера, от нее в равной степени зависят интеллект, темперамент и морально-этические нормы поведения.

Воля относительно автономна и как толкающая или увлекающая сила самополагающа внутри человека и подчинена снаружи: Через Дух воля связана непосредственно с Господом Богом, через грех воля связана непосредственно с сатаной.

Мистически при помощи Числа можно определить основные варианты воли человека: черная воля, серая воля, светлая воля.

Светлая воля имеет в основе радужность, и в ней могут присутствовать все цвета радуги с преимущественностью какого-либо из них в виде диффузии как неопределенности или в виде некой конкретности.

Серая воля не имеет определенности, она √ подобие болотного тумана с различными цветовыми оттенками. Здесь можно наблюдать блеклые оттенки коричневого цвета, зеленого цвета и черного цвета.

Черная воля имеет около ста самых разнообразных оттенков в своем выражении. Иногда можно уловить импульсное присутствие ультрацветов.

Светлая воля способствует жизни, серая воля ограничивает жизнь, и черная воля тормозит развитие жизни и пресекает ее. Например, все экологически чистые технологии в мире созданы светлой волей, все экологически грязные технологии созданы серой волей, а все разрушительные технологии созданы черной волей. Поэтому мистик никогда не причислит создателя средств массового уничтожения людей к рангу святых, а будет считать совершенно противоположное.

Воля человека заставляет его оказывать непосредственное влияние на окружающий его мир и на его внутренний мир■.

В другой своей книге ⌠Информативная мистика■ [5] А.П.Волков пишет о воле следующее:

Приближение к Истине невозможно без воли. Воля √ это внутренний механизм жизнедеятельности, устремляющий человека к избранной цели. Воля позволяет человеку преодолеть себя, свои насущные потребности и подчиняет переживания ⌠я хочу■ мотивам ⌠я должен■. Воля √ это часть Духа человека, часть связи человека с Богом √ того величайшего катализатора человеческой сущности, который мобилизует человека и заставляет преодолевать самые сложные препятствия на жизненном пути. Если следовать от меньшего к большему проявлению воли, то получается следующая картина. Безволие заставляет подчиняться человека всему на свете √ другим людям, различным обстоятельствам, останавливаться перед препятствиями и жить в угоду другим. Слабая воля выводит человека на уровень подчинения течению жизни. Средняя воля заставляет отстаивать интересы, чаще чужие, чем свои собственные. Средняя воля характерна для толпы, которую человек с сильной волей всегда может использовать в своих интересах. Средне-высокая воля √ это уровень споров и борьбы мнений. Такая воля характерна для отечественных парламентов начала 90-х годов. Сильная воля отражает вначале уровень руководства другими людьми, а на самом высоком уровне √ и руководство самим собой. Очень сильная воля √ это уровень водительства событий. Суперволя √ это уровень влияния на силы Природы. Если рассматривать волю в качестве информации, то ее можно определить как то, что идет на три четверти изнутри человека и на одну четверть идет извне человека вовнутрь его. Волю можно считать как нечто первичное, заставляющее человека оказывать непосредственное влияние на свой внутренний и окружающий мир. И в то же время с точно таким же основанием волю можно считать как вторичную информативную трассу для психической энергии человека. Таким образом, воля отнюдь не комплекс чувств, не феерия ощущений и не функция мышления. Вероятно, воля больше обуславливается внешними причинами и больше предопределяется внутренним состоянием человека. Воля относительно автономна и как сила самополагающа, она зависит через Дух от Бога или от сатаны, а с другой стороны тесно связана с разумом, проявляясь подчинением ⌠я хочу■ доминанте ⌠я должен■ в характере человека. Для воли характерны выбор цели, дифференциация ценностей, осуществление намеченного с увлечением себя и всего необходимого в окружающем мире в избранном направлении. Воля наряду с безволием, так сказать на паях 50:50, является первичным основанием общечеловеческих мировых процессов■.

Приведенных цитат вполне достаточно для выводов об информационном содержании понятия ⌠воля■. Очевидно, что это достаточно сложное понятие, для глубокого понимания которого требуются знания в области современной эзотерической философии.

Выводы.

Подведем итоги. С одной стороны, воля проявляется через внешнее силовое, энергетическое воздействие и поэтому как специфическая сила может описываться инфоаспектом черной сенсорики. С другой стороны, эта сила самополагающа, т.е. имеет внутренний скрытый смысл, целеполагающее содержание, что в свою очередь описывается инфоаспектом черной интуиции. При этом внутреннее смысловое содержание I волевого акта является первичным, а его внешнее силовое выражение F √ вторичным. Таким образом, понятие ⌠воля■ информационно полно может быть описано только с одновременным использованием двух инфоаспектов √ черной интуиции I и черной сенсорики. Однако это не означает, что сильной волей будут обладать только люди, в чьих ТИМах черная сенсорика или черная интуиция стоят на первых двух позициях. Как сильной, так и слабой волей могут обладать люди любых ТИМов, просто у людей разных ТИМов воля будет выражаться в разных решениях и разной деятельности.

Заключение.

Автор надеется, что данная работа внесет определенную ясность в понимание информационного содержания понятия ⌠воля■. Можно с полным правом утверждать, что черная интуиция I не в меньшей степени (если не в большей) является ⌠волевой■, чем черная сенсорика. Очевидно, что использование в соционике понятия ⌠волевая сенсорика■ с позиции сделанных выводов является не вполне корректным по двум причинам: во-первых, это приводит к искажению и редукции информационного содержания понятия ⌠воля■; во-вторых, это однобоко выпячивает только небольшую часть значительно более обширного смыслового содержания инфоаспекта черной сенсорики.

Список литературы.

  1. Философский энциклопедический словарь, М., ⌠Советская энциклопедия■, 1989, стр.97.
  2. Шри Ауробиндо, ⌠Супраментальное проявление на Земле. Перерождение и карма■, Киев, ⌠Преса Украiни■, 1993, стр.126-127.
  3. Абд-Ру-Шин, ⌠В свете истины. Послание Грааля■, изд-во фонда послания Грааля, Штутгарт, 1993, т.2, стр.139.
  4. А.П.Волков, ⌠Радужная душа■, Воронеж, НПО ⌠Модэк, 1996, стр 53-55.
  5. А.П.Волков, ⌠Информативная мистика■, Рига, ⌠Jurika■, 1993, стр.164-165.