Гут Михаил Михайлович

Уточнение модели "А"

Гомель, 2000

Введение.

На данный момент в соционике существует целый ряд существенно отличающихся друг от друга информационных моделей психики разных авторов. Перечислю только наиболее известные √ модель "А" А.Аугустинавичюте [1], 16-компонентная модель "Б" А.В.Букалова [2], расширенная модель "Ф" А.В.Филимонова [3], структурно-функциональная модель В.В.Гуленко [4], модель "А3D" А.Зайцева [5]. Помимо перечисленных, существуют и менее известные модели других авторов. Человек, начинающий изучать соционику, поневоле испытывает удивление и растерянность, впервые узнав о таком количестве разных информационных моделей психики. Перед ним встает закономерный вопрос √ какую из этих моделей следует предпочесть, какая из них наиболее адекватно отражает реальное устройство психики? В чем здесь проблема? Почему среди социоников нет согласия в этом важнейшем вопросе? Видимо, дело в том, что исходная модель "А" оказалась только некоторым первым приближением, что и вызывает среди социоников непрекращающиеся попытки ее усовершенствования. Пока сложно сказать, кому из социоников удалось наиболее преуспеть в этом. Автор этих строк не остался в стороне от этого процесса и предлагает вниманию социоников свой вариант уточнения модели "А".

Проблема ментальности-витальности в модели "А".

Вот как описывает понятия ментальность-витальность А.Аугустинавичюте в своей работе "Две вертации" [6]:

"Модель А ИМ образована из двух колец √ ментального, приносящего информацию извне (1 кольцо) и витального (2 кольцо), последнее, по мере поступления этой информации, активизирует собственный организм. Витальное кольцо обрабатывает информацию, полученную изнутри организма, ментальное √ извне. Оба кольца воспроизводят психическую энергию: первое √ ментальную, второе √ витальную. Обе они √ результат отражения окружающего мира. Но по-настоящему отражает, по-видимому, ментальное кольцо. Витальное питается тем, что отражается ментальным, когда на границе между парными элементами (например, черной и белой этикой) обоих колец происходит то, что в начале работы мы назвали вертацией".

И далее [6]: "Ментальная активность ведет к ментально-интеллектуальной реализации, витальная активность √ к витально-физической реализации".

Попытаемся критически оценить информацию из этих цитат. Если человек ест пищу и ощущает при этом ее вкус (информация по S ), то при этом совершенно очевидно, что он получает информацию по S изнутри своего организма. Если тот же человек видит, как некто испытывает дискомфорт оттого, что туфли натирают ему ногу, то при этом информация по S идет извне. Если я испытываю симпатию к кому-либо, то источник информации по R внутри меня. Если же я вижу, как другие люди проявляют друг к другу симпатию, то я получаю информацию по R извне. Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы понять, что человек любого ТИМа может воспринимать информацию по любому инфоаспекту как идущую из себя, так и идущую извне. Таким образом, утверждение А.Аугустинавичюте о том, что витальное кольцо обрабатывает информацию, полученную изнутри организма, а ментальное √ извне, не выдерживает критики.

Рассмотрим еще несколько примеров. Автор имеет ТИМ СЛИ и соответственно инфоаспект белой сенсорики S стоит в ментальном кольце. Когда к примеру автор нюхает кусок колбасы (запах √ информация по S), пытаясь определить, не испортилась ли она, какую потребность он при этом удовлетворяет √ ментально-интеллектуальную или витально-физическую? Ну конечно же витально-физическую! А вот по [6] СЛИ при этом должен якобы удовлетворять некую ментально-интеллектуальную потребность! Когда автор читает философскую литературу, насыщенную информацией по черной интуиции и белой логике ( I и L), то очевидно, что он удовлетворяет при этом ментально-интеллектуальную потребность, в то время как согласно [6] СЛИ якобы должен удовлетворять некие витально-физические потребности, т.к. у СЛИ инфоаспекты черной интуиции I и белой логики L стоят в витальном кольце. Думаю, любой соционик может привести множество примеров, когда по инфоаспектам ментального кольца идет обработка витально-физической информации, а по инфоаспектам витального кольца сплошь и рядом идет обработка ментально-интеллектуальной информации. Совершенно очевидно, что человек любого ТИМа может по любому инфоаспекту удовлетворять как витально-физические потребности, так и ментально-интеллектуальные. Таким образом, становится совершенно ясно, что использование понятий ментальность-витальность в модели "А" совершенно неадекватно отражает реальное информационное функционирование психики.

Встает закономерный вопрос √ а что можно предложить взамен понятий ментальность-витальность? Размышляя на эту тему, автор пришел к выводу, что существует гораздо более удачная пара признаков √ вместо понятий ментальность-витальность следует использовать пару признаков самостоятельность-зависимость.

Если теперь еще взять пару признаков сила-слабость, то получим следующие смысловые соответствия для блоков модели "А":

Ранее в своей работе "Динамика информационно-психологического созревания личности" [7] автор показал, что блокам модели "А" можно поставить в соответствие следующие уровни зрелости:

В работе автора "Психологическое содержание простых качеств интертипных отношений" [8] было также показано, что именно наличие данных уровней зрелости у блоков модели "А" порождает простые качества интертипных отношений (взаимопонимание, взаимопомощь, управление и конфликт) в результате взаимодействия соответствующих блоков.

Тогда имеем следующее соответствие между указанными уровнями зрелости блоков модели "А" и их смысловым содержанием:

Получили удивительно точное психологическое описание проявления блоков модели "А". Действительно, ребенок сильно зависит от окружающих его взрослых людей, подросток уже значительно слабее зависит от взрослых, в юношеском возрасте человек уже проявляет слабую самостоятельность, а взрослый человек обладает сильной самостоятельностью!

Составим таблицу для предложенного описания блоков модели "А" √ таблица 1.

Таблица 1.

Уровни зрелости и смысловое содержание блоков модели "А".

Название блока по А.Аугустинавичюте

Эго

Суперэго

Ид

Суперид

Уровень зрелости
блока

"Взрослый"

"Юноша"

"Подросток"

"Ребенок"

Смысловое содержание
блока

сильная
самостоятельность

слабая
самостоятельность

слабая
зависимость

сильная
зависимость

Проблема аналитичности-синтетичности в модели "А".

В исходной модели "А" А.Аугустинавичюте [1] имеются два кольца, каждое из которых состоит из ячеек с расположенными в них инфоаспектами, соединенных стрелками, указывающими последовательность переработки информации. То есть фактически информационная модель психики представлена в виде некого информационного конвейера, когда обрабатывается сначала один вид информации, затем второй и т.д. Однако существует ли такой конвейер на самом деле? Рассмотрим несколько самых обыденных ситуаций.

Предположим, вы читаете газету и одновременно что-то жуете. При этом вы распознаете форму букв (информация по F), одновременно понимаете смысл слов (информация по I), одновременно ощущаете вкус пищи (информация по S), одновременно можете испытывать какие-то эмоции (информация по E). Другой пример. Водитель управляет автомобилем и при этом видит цвет и форму других машин (информация по F), одновременно видит их движения-действия (информация по P), одновременно ощущает свежесть ветра (информация по S), при этом одновременно все происходящее может ему нравиться или не нравиться (информация по R) и т.д. То есть совершенно очевидно, что любой человек в той или иной степени сплошь и рядом одновременно и параллельно обрабатывает самую разнообразную информацию. Как известно, самые мощные современные компьютеры имеют параллельную архитектуру и способны одновременно обрабатывать весьма различную информацию. Было бы весьма странным считать, что человек не обладает способностью к параллельной обработке информации. Очевидно также, что при параллельной обработке информации уровень обработки информации разных видов сильно различается √ что-то обрабатывается лучше, а что-то √ хуже. При этом человек, перемещая фокус своего внимания, может в значительной степени варьировать уровень обработки информации требуемых видов. Неактуальная информация при этом будет обрабатываться в некотором минимально допустимом фоновом режиме. Вероятно, тех, кто не был способен к параллельной обработке информации, в процессе эволюции просто съели! Это просто необходимое условие выживания! Таким образом, можно сказать, что А.Аугустинавичюте искусственно зациклила ячейки модели "А" и последовательной конвейерной обработки информации по кольцам на самом деле нет. Придя к такому выводу, автор на множестве жизненных проявлений людей с известными ТИМами обнаружил следствие такого искусственного зацикливания √ оказалось, что в блоках Суперэго и Суперид аналитичность-синтетичность (акцептность-продуктивность) ячеек этих блоков была установлена с точностью до наоборот! Просто удивительно, почему это так долго оставалось незамеченным. Тогда согласно вышеизложенному модель "А" для всех ТИМов социона имеет следующий структурно-смысловой вид √ таблица 2.

Таблица 2.

Структурно-смысловая модель "А".

Стандартная
нумерация

1

2

4

3

7

8

6

5

Авторская
нумерация

1

2

3

4

5

6

7

8

Функциональная
роль ячейки

 

 

сильная
аналити-ческая самостоя-тельность

сильная
синтети-ческая
самостоя-тельность

слабая
аналити-ческая
самостоя-тельность

слабая
синтети-ческая
самостоя-тельность

слабая
аналити-ческая
зависи-мость

слабая
синтети-ческая
зависи-мость

сильная
аналити-ческая
зависи-мость

сильная
синтети-
ческая
зависи-мость

Автор считает стандартную нумерацию ячеек модели "А" неестественной и неудобной, поэтому в таблице 2 приведен также гораздо более естественный авторский способ нумерации.

Интерпретация функциональных ролей ячеек в уточненной модели "А".

╧1 √ сильная аналитическая самостоятельность.

Здесь человек наиболее уверенно и мощно обрабатывает поступающую информацию, проявляя наибольший уровень компетентности.

╧2 √ сильная синтетическая самостоятельность.

Здесь человек проявляет свои самые сильные творческие способности, удачно придумывает что-то новое.

╧3 √ слабая аналитическая самостоятельность.

Здесь интенсивный поток информации, особенно от других людей, весьма неприятен человеку. Он склонен полагаться на собственные силы, стремясь утвердиться в своем слабом самостоятельном восприятии. Фраза-образ: "Никого не хочу слушать, я сам в этом разберусь!"

╧4 √ слабая синтетическая самостоятельность.

Здесь человек склонен демонстрировать самостоятельное творчество в стиле "первый блин комом". Хотя и самостоятельное, но малоудачное и слабое творчество, иногда носящее явно выпендрежный характер. Проявляет иногда при этом хвастливую демонстративность: "Смотрите, что я придумал!"

╧5 √ слабая аналитическая зависимость.

Здесь человек не обращает особого внимания на идущую извне информацию, не придает ей большого значения. Интенсивная обработка информации здесь требует сознательных усилий, вызывает утомление. Человек может удивляться тому, как это некоторые другие люди умеют хорошо разбираться в этой информации.

╧6 √ слабая синтетическая зависимость.

Здесь человек живо интересуется тем, как другие люди умеют сильно разбираться в этой информации и пытается им подражать. Такие люди вызывают интерес и уважение. Фраза-образ: "Посмотрю, как это делают другие, и попробую делать так же".

╧7 √ сильная аналитическая зависимость.

Здесь человек жаждет получить от других людей как можно больше "вкусной и готовой к употреблению" информации. При этом "вкусная" информация с радостью потребляется, а "невкусная" с возмущением отвергается. Образ √ желторотый птенец, требующий, чтобы его как можно больше и как можно вкуснее кормили, выплевывающий невкусную пищу.

╧8 √ сильная синтетическая зависимость.

Здесь человек желает, чтобы окружающие показали и научили его, каким образом можно что-то придумать. Фраза-образ: "Пусть меня научат!"

Приведем некоторые примеры функционального проявления ячеек в блоках Суперэго и Суперид, т.к. именно в этих блоках автором произведена инверсия ячеек по признаку аналитичность-синтетичность по сравнению с исходной моделью "А".

СЛИ и ИЛИ по E в 3-й ячейке не желают видеть никаких бурных проявлений эмоций, им неприятно слышать упреки в эмоциональном безразличии, особенно неприятны эмоциональные "наезды" со стороны окружающих √ "Я не люблю, когда в чужую лезут душу, особенно, когда в нее плюют!" (В.Высоцкий).

СЛИ и ИЛИ по R в 7-й ячейке жаждут получать от других людей по отношению к себе проявления любви и симпатии, хотят видеть среди людей любящие, дружеские отношения, жаждут иметь верных друзей √ "Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так, если сразу не разберешь, плох он или хорош┘" (В.Высоцкий).

ИЛЭ и СЛЭ по E в 7-й ячейке желают получать от других людей положительную эмоциональную подпитку, требуют сопереживания.

ИЛЭ и ИЭЭ по F в 4-й ячейке склонны к придумыванию экстравагантного (но в основном безвкусного) внешнего вида, или пытаются порой оказать неуместное силовое давление на других людей.

ЛИЭ и ЛСЭ по E в 4-й ячейке могут не самым удачным образом пытаться поднять окружающим настроение, придумывая неуместные шутки или обидные розыгрыши.

ЛСИ и ЛИИ по R в 4-й ячейке придумывают далеко не самые удачные способы строительства неформальных отношений.

ЛСИ и ЭСИ по I в 3-й ячейке в штыки воспринимают замечания от окружающих в том, что они не понимают сути каких-то вещей или не разбираются в способностях людей.

СЛЭ и СЭЭ по I в 4-й ячейке могут искусственно наделять окружающих людей самими ими придуманными качествами, которыми эти люди на самом деле не обладают.

СЛЭ и ИЛЭ по R в 3-й ячейке не желают слышать от других упреков в неэтичности своего поведения.

ЭИЭ и ЭСЭ по P в 4-й ячейке частенько придумывают весьма странные малоудачные действия и способы выполнения работы.

СЛИ и СЭИ по T могут не самым удачным образом планировать свое время, либо искусственно торопя события, либо затягивая выполнение дел.

СЭИ и ИЭИ по P в 3-й ячейке болезненно воспринимают упреки в том, что не разбираются в том, как надо выполнять ту или иную работу.

Автор надеется, что приведенных примеров вполне достаточно для пояснения проявления признака аналитичность-синтетичность в ячейках блоков Суперэго и Суперид модели "А".

При указанном варианте аналитичности-синтетичности ячеек модели "А" в интертипных отношениях тождества, конфликта, погашения и активации имеем взаимодействие аналитических ячеек с аналитическими, а синтетических √ с синтетическими. Соответственно для зеркальных, суперэго, квазитождественных и дуальных отношений имеем взаимодействие аналитических ячеек с синтетическими. Взаимодействие аналитических ячеек с синтетическими обеспечивает замыкание информационных выходов одного партнера на информационные входы другого. Именно это обеспечивает полное информационное дополнение в дуальных отношениях, благодаря чему дуальная пара функционирует как единый замкнутый информационный механизм. Дуал по инфоаспекту во 2-й ячейке творчески выдает своему партнеру именно ту информацию, которую тот желает в готовом виде получить от других людей по аналогичному инфоаспекту в своей 7-й ячейке. Одновременно по инфоаспекту в 1-й ячейке дуал обладает полной информацией для помощи и обучения партнера по этому инфоаспекту в 8-й ячейке. Немаловажно также то, что дуал по инфоаспекту в 5-й ячейке не обращает особого внимания на малоудачное незрелое творчество партнера по этому же инфоаспекту в 4-й ячейке, а подражательное творчество по инфоаспекту в 6-й ячейке почти не может побеспокоить болезненное восприятие партнера по аналогичному инфоаспекту в 3-й ячейке.

Именно благодаря замыканию информационных входов на информационные выходы у партнеров дуальные отношения более комфортны, чем отношения активации; квазитождественные отношения комфортнее отношений погашения; отношения суперэго менее напряженны, чем отношения конфликта; а в зеркальных отношениях идет более интенсивный информационный обмен, чем в отношениях тождества.

Заключение.

Автор надеется, что предложенные уточнения модели "А" достаточно адекватно описывают реальное информационное функционирование психики человека и вызовут интерес и понимание среди социоников.

Список литературы.

  1. А.Аугустинавичюте, "Модель информационного метаболизма", "Соционика, ментология и психология личности", ╧1, 1995.
  2. А.В.Букалов, "16-компонентная модель ТИМа и социона", "Соционика, ментология и психология личности", ╧4, 1996.
  3. А.В.Филимонов, "Расширение информационной модели психики", "Соционика, ментология и психология личности", ╧6, 1996.
  4. В.В.Гуленко, "Структурно-функциональная модель", "Соционика, ментология и психология личности", ╧4, 1998.
  5. А.Зайцев, "Модель А3D", "Соционика, ментология и психология личности", ╧3, 1999.
  6. А.Аугустинавичюте, "Две вертации", "Соционика, ментология и психология личности", ╧6, 1996.
  7. М.М.Гут, "Динамика информационно-психологического созревания личности", "Соционика, ментология и психология личности", ╧5, 1997.
  8. М.М.Гут, "Психологическое содержание простых качеств интертипных отношений", доклад на 15-й международной конференции по соционике, сентябрь 1999 г., г. Киев.