Глава 3. Установление соответствий между инфоаспектами и триграммами И-Цзин.

Для рассмотрения возможных соответствий приведем таблицу символов триграмм, их названия, свойства и образы по [13] √ таблица 2.

Таблица 2.

Символы, названия, свойства и образы триграмм.

Символ
триграммы

Название
триграммы

Свойство

Образ

111

Цянь
творчество

крепость

небо

100

Гэнь
пребывание

незыблемость

гора

001

Чжэнь
возбуждение

подвижность

гром

000

Кунь
исполнение

самоотдача

земля

010

Кань
погружение

опасность

вода

110

Сунь
утончение

проникновенность

ветер

011

Дуй
разрешение

радостность

водоем

101

Ли
сцепление

ясность

огонь

А теперь попытаемся установить соответствия между триграммами и инфоаспектами.

3.1. Триграмма Цянь (творчество) √ 111.

Достаточно очевидно, что творчество (название триграммы) возможно, если субъект творчества обладает некоторыми внутренними потенциальными способностями. Очевидно также, что крепость (свойство триграммы) есть некое внутреннее скрытое свойство объекта. Это позволяет предположить, что триграмме Цянь соответствует инфоаспект черной интуиции I (внутренняя статика объекта).

В книге [1] приводится следующий отрывок из "Да Чжуань" ("Великий трактат"), касающийся триграммы Цянь: "Цянь знает посредством легкости". Вероятно, "знание посредством легкости" дает указание на наличие скрытых потенциальных способностей к познанию, что хорошо соответствует смыслу инфоаспекта черной интуиции I.

Существует определенное соответствие между триграммами и временами года. К сожалению, в [1] это соответствие комментируется только для нескольких триграмм. Вот что пишет Чжоу Цзунхуа в [1]: "Так, если Цянь соответствует поздней осени и ранней зиме, мы можем представить себе дерево, которое росло все лето, а теперь сбросило свои листья и втянуло все свои соки вниз, в корень. Рассмотрев это и другие явления поздней осени, мы можем создать образ силы и полноты ресурсов. Это и есть то, что мы называем Цянь".

Здесь дерево описывается как явно обладающее скрытым внутренним жизненным потенциалом, что очень хорошо соответствует смысловому содержанию инфоаспекта черной интуиции I.

Триграмме Цянь соответствует время суток 19-22 часа. Вероятно потому, что именно в это время человек размышляет о смысле и содержании прожитого дня, что соответствует инфоаспекту черной интуиции I.

Таким образом, получаем, что триграмме Цянь соответствует инфоаспект черной интуиции I (внутренняя статика объекта).

3.2. Триграмма Гэнь (пребывание) √ 100.

Название триграммы (пребывание) и ее свойство (незыблемость) явно указывают на качество статичности, а образ (гора) √ на конкретную внешне видимую форму, что все вместе позволяет предположить, что триграмме Гэнь соответствует инфоаспект черной сенсорики F (внешняя статика объекта).

В [1] Чжоу Цзунхуа пишет о соответствии триграммы Гэнь животному собаке: "Собаки тысячи лет были защитниками человека и сторожили его дома √ вот почему они связаны с Гэнь".

Собака здесь явно рассматривается как оказывающая силовое воздействие на непрошеных гостей и охраняющая материальные ценности и недвижимость. В соционике и сила, и материальные ценности как таковые описываются инфоаспектом черной сенсорики.

Далее в [1] Чжоу Цзунхуа пишет: "К примеру, гостиница √ это Гэнь, потому что здесь люди останавливаются на ночь и пребывают неактивными".

Действительно, ночью в гостинице люди спят и находятся во внешне видимом статичном состоянии, что хорошо соответствует инфоаспекту черной сенсорики F.

Триграмме Гэнь соответствует время суток 1-5 часов ночи. Понятно почему √ ночью люди спят и находятся во внешне видимом статичном состоянии, что описывается инфоаспектом черной сенсорики F.

Таким образом, получаем, что триграмме Гэнь соответствует инфоаспект черной сенсорики F (внешняя статика объекта).

3.3. Триграмма Кунь (исполнение) √ 000.

Название триграммы Кунь (исполнение) и ее свойство (самоотдача) указывают на некое действие, работу, что позволяет предположить, что этой триграмме соответствует инфоаспект черной логики P (внешняя динамика объекта).

Чжоу Цзунхуа в [1] цитирует отрывок из "Да Чжуань" ("Великий трактат"): "Кунь делает вещи просто". Делание вещей опять-таки хорошо соответствует смыслу инфоаспекта черной логики P.

Далее в [1] Чжоу Цзунхуа пишет: "Например, Кунь в целом представляет деятельность реактивного типа, то, что называется "работой". Время Кунь √ с 13 до 17 часов. Современные исследователи биоритмов, совершенно независимо от И-Цзина, открыли, что именно эта часть суток является периодом, когда человек наиболее успешно справляется со сложной работой".

Здесь мы видим прекрасное соответствие триграммы Кунь смысловому содержанию инфоаспекта черной логики P.

3.4. Триграмма Чжэнь (возбуждение) √ 001.

Само название триграммы Чжэнь (возбуждение) указывает на внутренний динамический процесс в объекте, свойство триграммы (подвижность) говорит о динамике, что в целом позволяет предположить соответствие триграммы Чжэнь инфоаспекту черной этики E (внутренняя динамика объекта). В такое соответствие укладывается и образ этой триграммы (гром), ведь об эмоционально возбужденном человеке иногда говорят: "Он метал громы и молнии", а эмоциональное возбуждение описывается инфоаспектом черной этики E.

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет, что триграмме Чжэнь соответствует время суток 5-7 часов утра. Понятно почему √ именно в это время идет внутренний динамический процесс пробуждения от сна, что соответствует инфоаспекту черной этики E.

Далее Чжоу Цзунхуа в [1] ставит в соответствие триграмме Чжэнь телефон. Также понятно почему √ когда телефон звонит, он явным образом находится во внутренне возбужденном динамическом состоянии.

Таким образом, все говорит в пользу того, что триграмме Чжэнь соответствует инфоаспект черной этики E.

3.5. Триграмма Кань (погружение) √ 010.

Существует известный образ, что течение жизни человека √ это его погружение в воды реки времени. Поскольку понятие времени соответствует инфоаспекту белой интуиции T (внутренняя динамика отношений), то название триграммы Кань (погружение) и ее образ (вода) позволяют предполагать соответствие инфоаспекту белой интуиции T.

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет: "Если же мы сделаем шаг вперед после Цянь, то нас ожидает мертвая зима, время, когда неосторожного человека поджидают скрытые опасности, когда можно, заблудившись в пургу, замерзнуть... Мы называем эту фазу Кань".

Как известно в соционике, предвидение скрытых во времени опасностей (опасность √ свойство триграммы Кань) идет по инфоаспекту белой интуиции T.

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет, что триграмме Кань соответствует время суток 22-1 час. Но ведь это полночь, когда один день заканчивается, а другой начинается, т.е. акцентировано течение времени, что соответствует инфоаспекту белой интуиции T.

Таким образом, все это вместе говорит в пользу соответствия триграммы Кань инфоаспекту белой интуиции T.

3.6. Триграмма Ли (сцепление) √ 101.

Само название триграммы Ли (сцепление) указывает на некую объективную статичную связь между какими-то объектами, что позволяет предположить соответствие этой триграммы инфоаспекту белой логики L (внешняя статика отношений).

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет, что триграмме Ли соответствует время суток 11-13 часов дня. Видимо потому, что это полдень, когда прошедшая часть дня находится в отношении равенства с предстоящей частью дня, а логические отношения равенства описываются инфоаспектом белой логики L.

А вот что пишет востоковед В.Е.Еремеев в своей книге [14] о смысле триграммы Ли:

"Если дао √ это закон, определяющий процессуальный аспект универсума, выражающийся в переходах в противоположность, в динамике развертки, то понятие "ли" (буквально "порядок, образец, принцип, идея") определяет его структурный аспект. Особую популярность это понятие приобрело в неоконфуцианстве, где оно, рассматриваемое как статичное и дискретное упорядочивающее начало, противопоставлялось динамичной и континуальной пневме-ци. Комментируя концепцию Чжоу-Цзы, Чжоу Си отождествлял принцип-ли с Великим пределом, хотя сам Чжоу-Цзы этим понятием не пользовался.

Как отмечал А.И.Кобзев в [15], иероглиф "ли" в своем наиболее древнем значении обозначал "узор" на вещах, волокнистое строение какого-либо вещества, сетчатую раскраску нефрита. Древнекитайские философы знали об этом его значении, что, по-видимому, и определило выбор данного иероглифа для обозначения принципа устройства мироздания.

Принцип-ли можно уподобить чувствительным нитям универсума, сплетающимся в узоры-вэнь и образующим его тонкую структуру. Ли √ это нечто вроде калибровочной сетки, различным размерностям ячеек которой соответствуют различные структурные уровни нашего мира. Эта сетка заложена в беспредельном как суммарное сплетение хаотических движений пневмы-ци. Если Чжу Си и отождествляет принцип-ли с Великим пределом, то, видимо, только потому, что сам Великий предел он отождествляет с Беспредельным. В конце концов, Великий предел √ это "верхние" нити сетки-ли, проявившиеся на "поверхности" Беспредельного, это некая проявившаяся структура, постоянно корректируемая в процессе развертки структурой Беспредельного".

Как известно в соционике, структурные отношения описываются с помощью инфоаспекта белой логики L, поэтому приведенный отрывок исчерпывающе полно подтверждает соответствие триграммы Ли инфоаспекту белой логики L.

В книге [16] А.Е.Лукьянова приводится следующий отрывок из "Сицы чжуань", касающийся триграммы Ли:

"По Переменам и Тексту обретают принципы-ли
Упорядоченности Поднебесной.
Обретешь принципы-ли упорядоченности Поднебесной
И с успехом утвердишься в центре ее".

Как известно в соционике, понятие упорядоченности отвечает неким заданным статичным отношениям между объектами, что описывается инфоаспектом белой логики.

Таким образом, все вышесказанное говорит в пользу однозначного соответствия триграммы Ли инфоаспекту белой логики L.

3.7. Триграмма Дуй (разрешение) √ 011.

Название триграммы Дуй (разрешение) не позволяет сделать каких-либо предположений о соответствии инфоаспектам. Свойство триграммы (радостность) указывает на переживание радости, что вроде должно соответствовать инфоаспекту черной этики E. Однако выше мы уже установили, что инфоаспект черной этики соответствует триграмме Чжэнь. Здесь следует заметить, что помимо радости-переживания можно говорить и о радости-отношении. Ведь человек к чему-то одному субъективно относится с радостью, а к чему-то другому √ без радости. Это позволяет предположить, что триграмме Дуй соответствует инфоаспект белой этики R (внутренняя статика отношений).

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет: "Если мы вернемся на один шаг назад, в раннюю осень, то увидим крестьянскую семью, в поте лица собирающую богатый урожай и старающуюся успеть до конца теплого бабьего лета. У нас останется ощущение энергичной радости, и это √ то, что мы называем Дуй".

Очевидно, что крестьянская семья с любовью относится к богатому урожаю, да и между членами одной семьи как правило теплые любящие отношения, а отношения симпатии и любви в соционике описываются инфоаспектом белой этики R.

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет, что триграмме Дуй соответствует время суток 17-19 часов. Но именно в это время большинство людей уже закончило работу и возвращается домой, испытывая при этом наиболее сильное субъективное притяжение к родному дому и своей семье, что описывается инфоаспектом белой этики R.

Таким образом, триграмме Дуй по всей видимости соответствует инфоаспект белой этики R.

3.8. Триграмма Сунь (утончение) √ 110.

Осталась последняя триграмма и соответственно последний инфоаспект. Название триграммы Сунь (утончение) можно в принципе соотнести с тонкими ощущениями (запах, вкус и т.д.), что соответствует инфоаспекту белой сенсорики S (внешняя динамика отношений). Ветер (образ триграммы) также вызывает у нас определенные сенсорные ощущения, а также динамически взаимодействует с любыми предметами. Свойство триграммы (проникновенность) может в принципе означать, что запахи и звуки (информация по S) везде проникают.

Чжоу Цзунхуа в [1] пишет, что триграмме Сунь соответствует время суток 7-11 часов. Но в это время большинство людей выходит из дома и направляется на работу и при этом люди сразу же попадают после домашнего уюта и комфорта под сильное сенсорное воздействие окружающей среды √ жара, холод, дождь, снег, ветер, что описывается инфоаспектом белой сенсорики S.

Чжоу Цзунхуа в [1] ставит в соответствие триграмме Сунь почтальона, продавца, аэропорт, гавань, воздушный кондиционер, вентилятор (есть и другие соответствия, но они на взгляд автора довольно странные и неудачные). Почтальон осуществляет координацию потока писем, газет и журналов, то есть осуществляет внешне видимое динамическое взаимодействие между отправителями и получателями корреспонденции. Продавец осуществляет координацию потока товаров и денег, осуществляя динамическое взаимодействие посредством денежных расчетов между производителями товаров и покупателями. В аэропорту и гавани осуществляется координация транспортных и пассажирских потоков. Кондиционер и вентилятор создают поток воздуха, давая ощущение свежести и прохлады. А любые внешне видимые динамические взаимодействия между объектами с помощью разнообразных потоков описываются инфоаспектом белой сенсорики S.