Глава 2. Духовная природа инфоаспектов.

Дао рождает единицу (одно-единое),
Единица рождает двоицу,
Двоица рождает троицу,
Троица рождает 10000 вещей.

"Дао дэ цзин"

Вероятно, некоторые пытливые читатели после прочтения 1-й главы зададут такой вопрос: "А почему в качестве системообразующего базиса инфоаспектов используются именно данные три пары биполярных признаков (объект √ отношение между объектами; статика √ динамика; внутреннее √ внешнее), а не какие-либо другие? А можно ли добавить еще какие-либо признаки, что приведет к увеличению числа типов информации?" В ответ на это можно заметить, что данные три пары признаков имеют настолько глубокое значение, что использовались в качестве базовых понятий уже в древнекитайской философии задолго до нашей эры.

Система восьми инфоаспектов позволяет информационно описать все объекты и явления окружающего мира. Зададим себе такой вопрос √ кто является вместилищем информации обо всем сущем? Ответ на этот вопрос вполне очевиден √ это Бог. Зададим себе теперь следующий вопрос √ каким образом система восьми инфоаспектов связана с Богом? Размышляя на эту тему, автор пришел к выводу, что система восьми инфоаспектов связана с принципом Троицы √ Отцом, Сыном и Святым Духом. Но вначале рассмотрим некоторую информацию о принципе Троицы.

Известно, что христианская теология наделила триаду ипостасным смыслом: Отец, Сын, Дух Святой. Во 2-м веке Тертуллиан был первым, кто вместо слова "триада" стал употреблять "Троица". Он считал, что старое понятие выражает "трое разных", т.е. подчеркивает различия. А новое √ "Троица" √ это "совокупность трех", где главенствующая роль принадлежит Единому (Отцу).

Очень интересные рассуждения о Троице встретились автору в книге А.П.Волкова "Информативная мистика" [8]:

"Перед вами пифагорейский треугольник со сторонами 3:4:5. Пифагор доказал теорему, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

Плутарх называл этот пифагорейский треугольник треугольником жизни.

В древности сторона 3 олицетворяла Озириса, сторона 4 √ Изиду, сторона 5 √ Гора.

Число "5" у пифагорейцев означало бога света Аполлона. Пифагора называли "Гиперборейским Аполлоном".

Проецирование на такой треугольник Отца и Сына и Духа Святого реализуется в олицетворении стороны 3 √ в Отца, стороны 4 √ в Сына, стороны 5 √ в Духа Святого. В таком случае этот треугольник суть Троица, а Троица есть жизнь.

В случае объединения четырех таких треугольников возникает положение, в котором Дух Святой охватывает Отца и Сына, начиная пульсировать в сознании человека, а Отец с Сыном образуют крест человеческой Судьбы, где Космическая вертикаль Отца перекрещивается с земной горизонталью Сына, олицетворяя собой земной путь тела человеческого и постоянное стремление Духа и души к небесному пути.

Ось Отца и Сына приводит к Духу Святому. Периметр Духа Святого ведет к Отцу и Сыну.

У каждого человека есть свое место в перекрестье Земной горизонтали и космической вертикали, каждый человек охвачен и наполнен Отцом и Сыном и Духом Святым".

Чрезвычайно интересную и полезную информацию о Троице автор обнаружил в книге йога Рамачараки "Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство" [10]:

"Учение мистического христианства относительно Святого Духа можно вкратце изложить следующим образом: по отношению к миру непроявленного Святой Дух, в смысле Своих самопроявлений, является Абсолютом; по отношению к существам, еще полного самопроявления не достигшим, Он является всецело проявившейся Сущностью; по отношению к Божеству, не ставшему еще творением, Он представляет Божественное начало, уже успевшее проявить себя в творческих облаках; наконец, по отношению к Богу, как Единому Абсолюту, Он является Богом в том смысле, в каком мы разумеем Бога под начальным принципом всякой творческой деятельности.

Мы просим читателей внимательно, по несколько раз, прочесть только что сказанное и глубоко вникнуть в смысл, перед тем как продвинуться дальше. Чтобы понять это, следует помнить, что Абсолют можно себе представить существующим в двух фазах. Запомните: не как две личности или два существа, а в двух фазах. Есть и может быть лишь Одно Существо, но мы можем себе представить Его в двух фазах. Одна из этих фаз Существа Непроявляющегося, другая фаза √ Существа Проявляющегося.

Существо Непроявляющееся есть Единый в фазе абсолютного бытия, недифферинцированный, непроявляющийся, несотворенный; без определений качества или свойства.

Человеческому разуму невозможно постичь это понятие Проявляющегося Существа, как "Предмет или Нечто" из-за самой основы его. Если б это было нечто, что мы можем себе представить, это не было бы (Абсолютом) Непроявленным. Все, что мы можем себе представить как предмет, есть нечто относительное, √ проявление предмета.

Но сами законы нашего разума заставляют нас допускать существование Абсолюта, Непроявляющегося, потому что Проявляющийся и Относительный Мир должен был произойти из Основной Действительности, которая должна быть Абсолютной и Непроявленной. И это Существо, бытие Которого допускает наш высший разум, есть Существо Непроявляющееся √ Бог Отец √ Которого мы не можем воспринять чувствами, существование Которого проявляется нам исключительно через Чистый Разум или посредством действия Духа внутри нас. В вещественном смысле ⌠Бог нам Неведомый■, но в высшем смысле Он может проявиться Духу Человека, Его существование может быть известно и доказано посредством высших способностей разума.

Непроявляющееся есть Единый в действительном существовании. Если бы весь мир предметной жизни и проявления, до наивысших образов, не подлежал более проявлению, то осталось бы что? Просто и единственно Существо непроявляющееся, Бог Отец. В Нем одном все бы вместилось. Вне Его ничего бы не было. Он был бы Сам √ Един, существующий в фазе непроявляющегося существа.

Мы сознаем, что при первом чтении такое понятие может показаться "слишком неясным" некоторым из наших читателей, это может показаться уверением бытия существа несуществующего. Но не торопитесь, вооружитесь терпением, и разум ваш вникнет в это понятие и увидит, что в нем таится соответствующая Истина, и тогда вы поймете, что это есть Истина. И тогда разум ваш признает, существование Бога Отца в сравнении с Богом √ Святым Духом.

Святой Дух есть, как мы говорили, Абсолют в фазе проявления. Это значит, что это есть Бог, проявляющийся в Духе жизни, присущем всему и очевидной во всей вещественной жизни и во всех феноменах мира или вселенной.

В прежних трудах по философии Йогов мы доказывали вам, что Дух жизни присущ любому жизненному образу и проявляется во всяком из них. Мы тоже доказали вам, что все в мире живет, даже минералы и атомы, составляющие вещества. Мы вам доказали, что поскольку Дух жизни есть источник всех проявлений во Вселенной и, "Бог в машине" всех феноменов, сил веществ и жизни, становится ясным, что в мире ничего не может быть мертвого, что "жизнь" проявляется во всем, отличаясь лишь степенью проявления. В наших книгах: "Пути достижения индийских йогов" и в "Жизни Йога" мы подробно разбирали этот вопрос.

В чем же состоит этот Дух жизни? Если Бог все, то это не может быть чем-нибудь отдельным от Бога. Но это не может быть Богом Нетворящим √ Неограниченным в Неограниченной фазе √ Существом Непроявляющимся. Чем же Он может быть?

Читатель поймет, что естественным и логичным ответом на этот вопрос является: "Существом Проявляющимся, Богом Творящим, Святым Духом". И в этом есть суть оккультного учения относительно великой тайны христианства. И как правильно Никейский Символ Веры передает смысл преданий Ранней Церкви словами: "И верую в Духа Святого, Господа животворящего".

Учение о неизреченном Боге лежит в основе всех мистических доктрин всех народов, племен и времен. Под каким бы именем учение не распространялось, как бы не называлась религия, в которой она таится, √ это все же Истина о Существенном Боге во всех видах жизни, сил и вещества. И она всегда составляет тайный догмат философии, верований и религии".

А теперь попробуем разобраться, каким образом Троица связана с системой восьми инфоаспектов.

В качестве системообразующего базиса инфоаспектов автор принимает три пары признаков, возникшие на основе идей Аушры Аугустинавичюте:

  1. объект √ отношение между объектами;
  2. статика √ динамика;
  3. внутреннее √ внешнее.

Троица имеет три Ипостаси: Отец, Сын, Святой Дух. Тогда данные три ипостаси имеют между собой соответственно три пары отношений:

  1. Отец √ Святой Дух;
  2. Святой Дух √ Сын;
  3. Отец √ Сын.

В доступной автору литературе не нашлось сколь-либо вразумительного описания этих отношений между Ипостасями Троицы. Только лишь приведенные выше цитаты из книг [8] и [10] дали некоторые существенные подсказки для понимания этих отношений. Размышления об отношениях между Ипостасями Троицы привели автора к следующим выводам [11]:

  1. отношение Отец √ Святой Дух эквивалентно отношению объект √ отношение между объектами;
  2. отношение Святой Дух √ Сын эквивалентно отношению статика √ динамика;
  3. отношение Отец √ Сын эквивалентно отношению внутреннее √ внешнее.

Теперь приведем некоторые пояснения к установленным соотношениям.

Рассмотрим отношение Отец √ Святой Дух. Действительно, Отец √ это некий непостижимый первичный объект, вместилище всего сущего. Но посредством чего он творит? Очевидно, посредством Святого Духа, который непосредственно создает объекты творения по воле Отца, т.е. Святой Дух осуществляет все виды связей, взаимодействий и отношений между объектами, между Отцом и объектами творения. Именно поэтому в приведенной цитате из [8] приводится схема, где Святой Дух охватывает Отца и Сына, т.е. Святой Дух осуществляет связь между Отцом и Сыном.

Рассмотрим отношение Святой Дух √ Сын. До тех пор, пока нет первого объекта творения √ Сына, Абсолют является непроявленным, статичным, т.к. не происходит никаких изменений (здесь полезно еще раз перечитать цитату из [10]). Но как только Святой Дух рождает Сына, это означает, что Абсолют стал проявляться, возникло развитие, эволюция, т.е. динамика. Именно поэтому Святой Дух назван Господом Животворящим.

Рассмотрим отношение Отец √ Сын. Совершенно очевидно, что Отец √ это ипостась, содержащая все сущее внутри себя, в то время как Сын является внешним объектом творения по отношению к Отцу.

Таким образом, установленные соответствия между тремя системообразующими парами признаков инфоаспектов и тремя парами отношений между Отцом, Сыном и Святым Духом позволяют утверждать, что система инфоаспектов имеет глубокий духовный смысл и каждый из восьми инфоаспектов является следствием своего рода последовательного квантования трех пар отношений: Отец √ Святой Дух, Святой Дух √ Сын, Отец √ Сын. Поэтому попытки ввести дополнительные пары признаков с целью увеличения числа инфоаспектов можно считать попыткой внести искусственно-человеческое в божественное.

Как известно, в христианстве Троица обладает качествами триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности. В связи с утверждением автора о связи природы инфоаспектов с отношениями Ипостасей Троицы возникает вопрос, будет ли система инфоаспектов удовлетворять этим качествам? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, процитируем интереснейшую работу "Логика триединства" [12] академика Б.В.Раушенбаха:

"Догмат о троичности Бога, окончательно сформулированный на Втором Вселенском соборе (381 г.) в Никео-цареградском Символе веры, стал одним из главных и общепризнанных в христианском учении. Но принят он был после долгих, иногда и ожесточенных споров о природе и соотношении Лиц (Ипостасей) Троицы и о том, что объединяет их в единого Бога.

С тех пор о проблеме троичности не переставали размышлять и писать деятели Церкви, а затем и светские мыслители, в том числе многие отечественные богословы и религиозные философы √ С.Н.Булгаков,.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой и другие. Возникла также скептическая и атеистическая критика этого догмата. Она не "опускалась" до споров о сущности и взаимоотношении Лиц, а просто объявляла логическим абсурдом само понятие триединства, из чего выводилась и невозможность существования Троицы. Утверждалось, что ни один нормальный человек не в силах представить подобное триединство, что оно "противоречит арифметике" и здравому смыслу. "Непонятную Троицу" отвергал, в частности, Лев Толстой. Те же мотивы стали общим местом и в сочинениях современных пропагандистов атеизма.

Здесь характерен перевод проблемы из области богословия в область обычной формальной логики. Но и с таких позиций о триединстве часто судят поверхностно. На самом деле именно логическая его безупречность вполне доказуема.

Как известно, целиком на формальной логике построена математика. Свойства всех ее объектов, выводимые из аксиом, логически непротиворечивы. И чтобы доказать такую же непротиворечивость понятия Троицы, достаточно найти математический объект, обладающий всей совокупностью Ее логических свойств. Для этого надо прежде всего сформулировать их.

1. Триединство. Иногда его условно выражают в виде парадоксальных равенств 1=3 и 3=1: и единый Бог, и Троица √ одно и то же.

2. Единосущность. Триединство не казалось бы парадоксом, если свести его к утверждению типа "букет один, а состоит он из трех цветков". Подобную мысль проводит, например, Трубецкой (в разборе книги Флоренского "Столп и утверждение Истины"): Бог един, а троичность относится к Лицам. Такое толкование, восходящее еще к Василию Великому, явно стремится уйти от противоречия. Но если отдельный цветок никак нельзя назвать целым букетом, то Церковь совершенно определенно именует Богом и Отца, и Сына, и Святого Духа. В этом же Символе веры о предвечном рождении Сына от Отца говорится: "Бога истинна от Бога истинна". Итак, хотя Бог един, каждое из трех Лиц является Богом (то есть их сущность одинакова). Однако далее будет показано, что и такое, на первый взгляд противоречивое, понимание вполне логически оправдано.

3. Неслиянность. Парадоксальность триединства и единосущности можно было бы снять, предположив, что единый Бог попеременно выступает в трех разных обликах. Это означало бы "слиянность" Ипостасей. Но такое мнение осуждено как ересь модализма (по которой единый Бог в зависимости от обстоятельств меняет свой "модус", образ бытия). По церковному же учению о Троице все три Ипостаси существуют одновременно и всегда, причем качественно различаются и не могут заменять одна другую или сводиться друг к другу.

Например, в молитве к Святому Духу "Царю небесный┘" есть слова "Прииди и вселися в ны (нас), и очисти ны от всякия скверны", с которыми не обращаются ни к Отцу, ни к Сыну. Иисусова же молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" обращена к Сыну, потому что именно Христа Символ веры утверждает, как "грядущего со славою судити живым и мертвым". Неслиянность всех трех Ипостасей подчеркивается в ежедневной молитве к Троице, где есть особые прошения к каждому Лицу: "Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша┘" И даже когда просьбы по существу совсем одинаковы, они выражаются разными словами, как в молитве "Сподоби, Господи", читаемой на вечерней службе: "Господи, научи мя┘ Владыко, вразуми мя┘ Святый, просвети мя┘"

Прекрасно понимая неуместность такого термина, рискну сказать, что каждое Лицо Троицы выполняет свою "работу", не свойственную другим Лицам.

4. Нераздельность. Без утверждения этого свойства всегда остается возможность понимать три Лица как трех независимых Богов и вместо единобожия невольно ввести троебожие. Смысл нераздельности в том и состоит, что три Ипостаси выступают всегда вместе; абсолютно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от двух других. В ХVII веке, например, в России появились иконоподобные иллюстрации к тексту Священного Писания, среди которых можно встретить и изображения семи дней творения мира Богом. И назывались они "Деяниями Троицы". Это наглядно подтверждает большое значение, которое придавали принципу нераздельности.

Итак, логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности. Понять скептическую критику отчасти можно: на первый взгляд эти качества действительно кажутся несовместимыми, взаимно исключающими. Но попытаемся все же найти математический объект с тем же набором свойств.

Построим в обычном трехмерном пространстве ортогональную декартову систему координат. Поместим в начало координат произвольный конечный вектор. Ему будут соответствовать три его составляющие (компоненты), расположенные на осях. Рассмотрим теперь свойства такого объекта.

Очевидно, что вектор и совокупность его трех составляющих √ одно и то же. Но это и есть триединство.

Столь же очевидна и единосущность: каждая компонента вектора сама является вектором, то есть имеет ту же самую природу, сущность.

Неслиянность Ипостасей Троицы, как уже говорилось, означает их качественное различие; каждая из них выполняет свою "работу". Теперь этот термин, неуместный по отношению к Троице, может стать самым подходящим. Пусть наш вектор обозначает силу, смещающую некоторую материальную точку из начала координат. Понятно, что любая из трех составляющих двигает точку только вдоль "своего" направления, а две других, перпендикулярные ей, никак не влияют на это движение. Итак, компоненты вектора принципиально не способны заменять друг друга, что и означает их неслиянность. Здесь это простое следствие ортогональности системы координат.

Нераздельность опять-таки почти очевидна. Составляющие вектора связаны с ним неразрывно (так как являются его проекциями на оси), а значит, столь же неразрывно √ и друг с другом.

Таким образом, самый обыкновенный вектор в трехмерном пространстве и три его ортогональные компоненты √ безупречный пример объекта с нужной логической структурой. И нет никаких оснований сомневаться в абсолютной логичности понятия Троицы, говорить о "противоречии арифметике" или абсурде. Просто рассуждения критиков действительно не поднимались выше "арифметики". Стоило взять объект немного посложнее, как сразу удалось получить, если угодно, "математическую модель троичности".

Как известно, в модели могут нагляднее проявиться не сразу заметные особенности оригинала. В данном случае, например, легко понять, что сумма перечисленных свойств вектора является необходимой, то есть без любого из них (пусть и при сохранении трех остальных) само его существование в прежнем виде становится невозможным. Действительно: отсутствие триединства означало бы, что пространство уже не трехмерно; единосущности √ что объект не является более вектором; неслиянности √ что нарушилась ортогональность системы координат; нераздельности √ что три взаимно перпендикулярных вектора перестали быть составляющими исходного.

Возникает мысль, что и в логической структуре Троицы присутствует та же необходимость. Иными словами, четыре Ее свойства, на первый взгляд несовместимые, на деле только и могут существовать в неразрывном единстве. К противоречию ведет, наоборот, отсутствие хотя бы одного из них. А наглядно выявила это математическая модель".

Итак, из данной цитаты следует, что вектор и три его компоненты в трехмерной декартовой ортогональной системе координат обладают качествами триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности. Но чисто математически мы можем каждый из 8 инфоаспектов представить в виде векторов в трехмерном пространстве, где положительным и отрицательным направлениям 3-х осей соответствуют полюсы трех биполярных признаков системообразующего базиса инфоаспектов. То есть получаем, что система инфоаспектов в таком пространстве математически изоморфна описанной в работе [11] системе геометрических векторов, а следовательно обладает качествами триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности, что подтверждает наличие прямой связи между системообразующими признаками инфоаспектов и отношениями между Ипостасями Троицы.