Введение.

В Переменах ясный смысл в образах заложен.
Но никто в одних чертах вскрыть его не сможет.
Кто не знает смысла черт, тот толкует всуе:
Точно он незримый вихрь красками рисует.

Цю Чэн (ХII в.н.э.)

"Рассматриваю черты "Книги перемен" и
показываю их Чжэн Дун-Цину".

Вероятно, любой человек, в той или иной степени знакомый с текстами И-Цзин, обязательно сталкивался с очевидной проблемой понимания смысла гексаграмм. И если для самих гексаграмм существуют достаточно обширные (хотя и малопонятные) тексты толкований, то для триграмм, как это ни парадоксально, практически не существует сколь-либо ясных и понятных современному человеку толкований их смыслового содержания. Но ведь каждая гексаграмма состоит из двух триграмм! Каким образом можно понять смысл гексаграммы, если не понятно, что же означают составляющие ее триграммы? Доступные автору толкования смысла триграмм имеют явно мистико-мифологический характер, что явно не облегчает их понимание. Возникает закономерный вопрос, а можно ли вообще дать ясную трактовку смыслового содержания триграмм, используя современный уровень научного миропонимания? Оказывается, да, возможно! Но сначала вкратце познакомимся с историей создания триграмм. Вот что пишет об этом китайский мастер Чжоу Цзунхуа в своей книге "Дао И-Цзина" [1]:

"История И-Цзина сообщает нам, что эволюция триграмм началась с первого китайского императора Фу Си (2953 √ 2838 гг. до н.э.). Говорят, что Фу Си первым начал изучать все вещи на небе и на земле. Обратив свой взор к небу, он изучал астрономию √ движение Солнца, звезд, Луны и планет. Обратившись к земле, он наблюдал равнины, холмы и горы. Он определил, какая почва пригодна для возделывания, а какая нет. Он изучал погоду, приливы и отливы, штормы и регулярную смену времен года. Его интерес привлекала естественная история; он наблюдал за птицами и зверями и расшифровывал их языки.

Наконец, он начал наблюдать и изучать самого себя. И после этого он создал восемь триграмм √ метод сообщения с духовным, невидимым миром и способ быть неотъемлемой частью всего в пределах видимого мира. Он пользовался триграммами также и для того, чтобы наглядно представлять все объекты нашего трехмерного мира и их взаимоотношения.

Итак, человеческий опыт и человеческая жажда познания сыграли важнейшую роль в создании И-Цзина. Триграммы разработал человек, обладавший неуемным любопытством и стремившийся к пониманию всех вещей мира".

Уже в наше время создательница соционики Аушра Аугустинавичюте описала восемь информационных аспектов [2], являющихся восемью типами информации, с помощью которых можно информационно описать все качества объектов и отношений между объектами.

Сопоставление подчеркнутых автором предложений позволяет выдвинуть гипотезу о том, а не существует ли прямое соответствие между триграммами И-Цзин и инфоаспектами соционики? Впервые, насколько известно автору, эта гипотеза была выдвинута киевскими социониками В.В.Гуленко и А.В.Молодцовым и опубликована в их книге "Соционика для руководителя. Основы социоанализа" [3], где они привели свою версию соответствия между триграммами И-Цзин и инфоаспектами соционики. Автор в своих работах [4,5] подверг критике версию В.В.Гуленко и А.В.Молодцова из-за ее формального подхода, т.к. в [3] отсутствует смысловой анализ триграмм. В работах [4,5] автор предложил свою версию соответствия между триграммами И-Цзин и инфоаспектами соционики, основанную на сопоставлении смыслового содержания триграмм и инфоаспектов. Однако, прежде чем знакомиться с этими соответствиями, необходимо хорошо разобраться в том, что из себя представляют информационные аспекты.