Гут Михаил Михайлович

Верификация типа информационного метаболизма поэта Сергея Есенина

Гомель, 1997

Введение.

В настоящее время в соционической литературе считается чем-то само собой разумеющимся, что поэт Сергей Есенин был интуитивно-этическим интровертом (ИЭИ, INFP). Однако до сих пор автору неизвестны какие-либо исследования, которые достоверно могли бы подтвердить данную точку зрения. Проведенный автором анализ стихов С.Есенина, а также биографических воспоминаний людей, хорошо знавших С.Есенина, позволил сделать вывод, что утверждение о том, что ТИМ С.Есенина √ ИЭИ (INFP), является ошибочным. Каков же истинный ТИМ С.Есенина? Чтобы узнать это, приступим к анализу его творчества и биографических материалов.

 

  1. Информационный анализ стихов С.Есенина.

Когда начинаешь читать стихи С.Есенина, то первое, что бросается в глаза, это перенасыщенность стихов мастерскими образными описаниями картин природы, крестьянского быта, деревни, людей. Описания очень красивые, внешне видимые, преимущественно статичные, можно сказать √ пейзажные. Как известно в соционике, внешне видимые статичные описания объектов информационно относятся к инфоаспекту черной сенсорики F (внешняя статика тела). Приведем некоторое количество цитат из стихов С.Есенина, хорошо иллюстрирующих вышесказанное.

[1], с.21:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

[1], с.24:

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

[1], с.25:

Опять раскинулся узорно
Над белым полем багрянец,
И заливается задорно
Нижегородский бубенец.

Под затуманенною дымкой
Ты кажешь девичью красу,
И треплет ветер под косынкой
Рыжеволосую косу.

[1], с.26:

Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.

[1], с.29:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

[1], с.31:

Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: ■Господи Исусе■.
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети,
Где-то мышь скребется в затворенной клети...
У лесной поляны √ в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.
Закадили дымом под росою рощи...
В сердце почивают тишина и мощи.

[1], с.34:

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою √
Шелуха сырых яиц.

[1], с.37:

Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам,
Рыжий ласковый осленок.

Пахнет вербой и смолою.
Синь то дремлет, то вздыхает.
У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.

Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов √ как ворох меди.
Кто-то в солнечной сермяге
На осленке рыжем едет.

[1], с.39:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

[1], с.51:

Под красным вязом крыльцо и двор,
Луна над крышей, как злат бугор.
На синих окнах накапан лик:
Бредет по туче седой старик.

Подобных цитат, демонстрирующих доминирование в стихах С.Есенина инфоаспекта черной сенсорики , при желании можно было бы привести в десятки раз больше. Но это не имеет особого смысла, поскольку любой желающий может взять в руки томик стихов С.Есенина и убедиться самостоятельно, что его стихи насквозь пропитаны внешнеописательными картинами природы, быта и людей. В приведенных цитатах как редкие вкрапления встречаются строки, информационно относящиеся к инфоаспекту белой сенсорики (внешняя динамика поля). Это следующие выражения: пахнет рыхлыми драченами; пляшет ветер по равнинам; пахнет вербой и смолою; кудри трепал ветерок.

Второе, что бросается в глаза при чтении стихов С.Есенина, это очень часто встречающееся выражение субъективного отношения автора (преимущественно любви и восхищения) к описываемым красотам природы, деревни, Родины, людей. Информационно это относится к инфоаспекту белой этики R (внутренняя статика поля). Проиллюстрируем это с помощью характерных цитат, где очевидным образом видна неразрывная связь информации сразу по двум инфоаспектам √ черной сенсорике F и белой этике.

[1], с.31:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

[1], с.35:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты √ в ризах образа...
Не видать конца и края √
Только синь сосет глаза.

[1], с.40:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.

[1], с.42:

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

[1], с.43:

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

[1], с.49:

О Русь √ малиновое поле
И синь, упавшая в реку, --
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

[1], с.54:

Весна на радость не похожа,
И не от солнца желт песок.
Твоя обветренная кожа
Лучила гречневый пушок.

У голубого водопоя
На шишкоперой лебеде
Мы поклялись, что будем двое
И не расстанемся нигде.

Кадила темь, и ветер тощий
Свивался в огненной резьбе,
Я проводил тебя до рощи,
К твоей родительской избе.

И долго-долго в дреме зыбкой
Я оторвать не мог лица,
Когда ты с ласковой улыбкой
Махал мне шапкою с крыльца.

Таким образом, информационный анализ стихов С.Есенина показывает подавляющее преобладание в них информации, соответствующей инфоаспектам черной сенсорики и белой этики , с доминированием информации по черной сенсорике. Это позволяет предположить, что ТИМ С.Есенина √ сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, ESFP).

Анализ биографических воспоминаний современников о Сергее Есенине.

Все современники в один голос описывают С.Есенина как очень общительного, веселого, задиристого, а порой и драчливого человека, что в целом говорит о его ярко выраженной экстраверсии.

Из воспоминаний Е.А. Есениной, [2], с.89:

⌠Он был человеком очень общительным, любил людей. Любил поделиться с близкими своими мыслями, новыми стихами.

Вокруг Сергея всегда царило оживление. Все жили с ним одними интересами. Если это поход в театр или кино, то идут все, кто в этот момент присутствует, если это вечеринка, то все веселятся, если это деловой разговор, то в нем принимают участие все, кто есть■

Из воспоминаний Н.П.Калинкина, [2], с.97:

⌠Есенин уже тогда выделялся среди нас. И учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и веселый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. Это он, верно, писал о себе позднее в стихах:

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой■.

Из воспоминаний Д.Н.Семеновского, [2], с.139:

⌠Обаяние Есенина привлекало к нему самых различных людей. Где бы ни появлялся этот симпатичный, одаренный юноша, всюду он вызывал у окружающих внимание и интерес к себе. За его отрочески нежной наружностью чувствовался пылкий, волевой характер, угадывалось большое душевное богатство■.

Из воспоминаний Е.М.Хитрова, [2], с.100:

⌠В школе всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что √ фыркнет на весь класс и разразится самым неудержимым смехом. Приятен был и тем, что ходил всегда чистый, опрятный. Не любил только стричься. В целях гигиены мы требовали от своих учеников стрижки наголо. Есенин с большим неудовольствием подчинялся необходимости расстаться со своими кудрями. Играл с товарищами чрезвычайно бурно, не щадя ни себя, ни своей одежды■.

Целый ряд современников отмечают, что С.Есенин любил чистоту и опрятность в одежде, был внимателен к своему внешнему виду и к порядку вокруг себя, что в общем говорит в пользу сильной черной сенсорики. Приведем несколько характерных воспоминаний.

Из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.91:

⌠Сергей был опрятным человеком. По утрам подолгу полоскался в ванной и очень часто мыл голову. Любил хорошо одеваться, и его нельзя было застать неряшливо одетым в любое время дня. Эту же черту он любил и в других людях, особенно в окружающих его.

На столе он не любил беспорядка и лишних вещей, и если это был обеденный, то на чистой скатерти лежали только лишь бумаги, его рукопись, карандаши и пепельница■.

Умел С.Есенин по отношению к близким людям проявить вполне конкретную помощь и заботу, что тоже свидетельствует в пользу сильной сенсорики.

Из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.41:

⌠Однажды Сергей пришел в неурочное время и застал меня за игрой в куклы. Я быстро сгребла куклы со стола, но было поздно. Сергей улыбнулся:

√ Ты все еще играешь в куклы?
√ Да, √ ответила я, √ не говори, пожалуйста, отцу.
√ А что ты читаешь?
√ У меня нет книг, и я ничего не читаю, √ ответила я.

Через день Сергей принес мне целый узел лоскутов для кукол. Лоскутья были всех цветов; и шелк, и кружево, и бархат √ все было там. И еще он принес чудесную книгу √ ⌠Сказки братьев Гримм■.

Еще из воспоминаний Е.А.Есениной, [2], с.30:

⌠Он плел сестре Шуре костюмы из цветов (он умел из цветов с длинными стеблями делать платья и разных фасонов шляпы) и приносил ее домой всю в цветах■.

Из воспоминаний А.Р.Изрядновой, [2], с.118:

⌠В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное, ждал■.

В пользу того, что у С.Есенина доминирующим инфоаспектом была черная сенсорика , говорит и то, что он был способен очень точно и уверенно оценить свой поэтический труд в деньгах. И.В.Евдокимов в своих воспоминаниях приводит текст следующего заявления С.Есенина, условия которого были почти полностью приняты, [2], с.424:

⌠В Литературный отдел Госиздата от Сергея Есенина.

Предлагаю литературному отделу издать собрание моих стихотворений в количестве 10000 строк, по рублю за строку, с единовременной выдачей в 2000 рублей и остальные с ежемесячной выдачей по 1000 руб., начиная с 1 августа 1925 г. по 1 апреля 1926 г., срокок издания на 2 года, тиражом не более10000. Мое собрание стихотворений и поэм никогда не издавалось. Сергей Есенин. 17/6.25■.

По признаку Рейнина ⌠аристократичность √ демократичность■ ТИМ ИЭИ (INFP) является ⌠аристократичным■, а ТИМ СЭЭ (ESFP) √ ⌠демократичным■. ⌠Демократичность■ в творчестве и жизни С.Есенина совершенно очевидна, настолько неразрывна у него связь с деревенским бытом и крестьянской жизнью. Это ярко иллюстрируют воспоминания И.В.Грузинова, [2], с.274:

⌠Сначала теоретизирую я. Затем Есенин. Он развивает следующие мысли.

В поэзии нужно поступать так же, как поступает наш народ, создавая пословицы и поговорки.

Образ для него, как и для народа, конкретен.

Образ для него, как и для народа, утилитарен; утилитарен в особом, лучшем смысле этого слова■.

О ярко выраженном ⌠демократизме■ стихов С.Есенина говорит и то, что они с пониманием и теплотой воспринимались простыми людьми. Об этом вспоминает Б.А.Сорокин, [2], с.130-131:

⌠Я читал слышанные мною в Москве стихи, но здесь, в туманном Полесье, в землянке, похожей на волчью нору, среди простых людей, оторванных от родных семей и любимых с детства деревень, эти стихи как-то по-новому входили в душу и вносили теплоту и радость в однообразие туманных дней...

Как будто просто и буднично стихотворение ⌠В хате■, но когда я начал читать:

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз, √

радостно оживились и потеплели солдатские лица■.

В виде своеобразного манифеста демонстрирует свой ⌠демократизм■ С.Есенин в стихотворении ⌠Я иду долиной. На затылке кепи...■:

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу √
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу.

Для многих сенсорно-этических экстравертов стремление к славе, известности, желание быть в центре внимания является характерным типологическим признаком. Для достижения этой цели СЭЭ (ESFP) может и умеет мастерски строить свои отношения с нужными ему людьми. Именно эти качества очень ярко проявил С.Есенин, откровенно рассказав А.Б.Мариенгофу о своем умении манипулировать отношениями, [2], с.247:

⌠Знаешь, как я на Парнас восходил?..

И Есенин весело, по-мальчишески, захохотал.

√ Тут, брат, дело надо было вести хитро. Пусть, думаю, каждый считает: я его в русскую литературу ввел. Им приятно, а мне наплевать. Городецкий ввел? Ввел. Клюев ввел? Ввел. Сологуб с Чеботаревской ввели? Ввели. Одним словом: и Мережковский с Гиппиусихой, и Блок, и Рюрик Ивнев... К нему я, правда, первому из поэтов подошел √ скосил он на меня, помню, лорнет, и не успел я еще стишка в двенадцать строчек прочесть, а уж он тоненьким таким голосочком: ■Ах, как замечательно! Ах, как гениально! Ах...■ и, ухватив меня под ручку, поволок меня от знаменитости к знаменитости, свои ⌠ахи■ расточая тоненьким голоском. Сам же я √ скромного, можно сказать, скромнее. От каждой похвалы краснею, как девушка, и в глаза никому от робости не гляжу. Потеха!

Есенин улыбнулся. Посмотрел на свой шнурованный американский ботинок (к тому времени успел он навсегда расстаться с поддевкой, с рубашкой вышитой, как полотенце, с голенищами в гармошку) и по-хорошему, чистосердечно (а не с деланной чистосердечностью, на которую тоже был мастер) сказал:

√ Знаешь, и сапог-то я никогда в жизни таких рыжих не носил и поддевки такой задрипанной в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду в Ригу бочки катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург на денек, на два, пока партия моя грузчиков подберется. А какие там бочки √ за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом...■

Великолепный пример проявления сильной творческой белой этики !

На этом автор заканчивает свой анализ творчества и биографии С.Есенина и надеется, что приведенных материалов вполне достаточно, чтобы сделать вполне определенный вывод.

Выводы.

Как творческие особенности поэзии С.Есенина, так и многочисленные биографические данные свидетельствуют в пользу того, что тип информационного метаболизма С.Есенина √ СЭЭ (ESFP). Более того, можно утверждать, что С.Есенин являлся очень ярко выраженным сенсорно-этическим экстравертом.

Автор надеется, что данная работа избавит социоников от удивительно стойкого мифа о том, что ТИМ С.Есенина √ ИЭИ (INFP), а также послужит дополнительным аргументом в пользу отказа от использования в названиях ТИМов чьих бы то ни было имен или псевдонимов.

Список использованной литературы.

  1. С.А.Есенин, Избранные сочинения, М., ⌠Художественная литература■, 1983.
  2. Воспоминания о Сергее Есенине, М., ⌠Московский рабочий■, 1975.