С. Савченко
КВАДРАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Хитренький Лев Николаевич Гумилев, не желая возиться с ахейско-дорийской солянкой, объявил началом истории Древней Греции 8 век до нашей эры, время начала пассионарного толчка.
Любой учебник древнегреческой истории плюсует еще 2200 лет, начиная историю региона с 30 века до нашей эры.
Мы тоже хитренькие и оставим Одиссея и Ахилла карабкаться на стены Трои без нашего пристального внимания.
Но пару слов все же придется сказать.
Примерно в 1450 году до н.э. на Крит вторглись ахейские или микенские племена. Соответственно, чуть раньше они вторглись в Грецию. А в 11 веке до н.э. начался период, называемый "темные века", совпадающий с вторжением дорийцев. Около 800 года греки стали вновь пользоваться письмом. Темные века закончились, начались века светлые.
Согласно Гумилеву, хронологические фазы пассионарного толчка в Греции протекали следующим образом:
1.Третья четверть 8 века до н.э. - толчок.
2.Конец 8 века до н.э.  - середина 7 века до н.э.  - подъем.
3.Середина 7 века до н.э. - 5 век до н.э.  - перегрев.
4.4 век до н.э. - надлом.
5.3 век до н.э.  - 1 век  н.э. - инерция.
Греция попадает под власть Рима и на этом собственно история Греции заканчивается.

Стандартная периодизация истории Древней Греции несколько отличается от предложенной Гумилевым.
1. Экономический подъем 8-6 века до н.э. Образование  и развитие полиса.
2. Великая греческая колонизация 8-6 веков до н.э.
3. 5 век золотой век Древней Греции - Греко-персидские войны, законодательные реформы, Пелопонесские войны.
4. Завоевательные походы Александра Македонского. Эллинистическая цивилизация.

На мой взгляд, самостоятельная история Древней Греции, откуда бы не начать отсчет, заканчивается на завоевании Греции Филиппом Македонским и включение ее как района Великой Македонии в кампании Александра Филипповича.
В данной работе основное внимание будет обращено на социально-политические аспекты древнегреческой истории. Данная статья написана прежде всего для социоников, причем мой личный опыт показывает, что историю Древней Греции они представляют, мягко говоря, условно. Поэтому я сразу укажу, что школьного учебника вполне достаточно для того, чтобы освежить в памяти такие веселые события древнегреческой истории.

1.ПОДЪЕМ.

Разбег, толчок ...
В.Высоцкий

Толчок в 8 веке до н.э. греки сделали отлично. Традиционно бытующее в соционике мнение о Древней Греции как о первоквадральном образовании хотя и голословно, зато более-менее похоже на правду. Правда только в отношении Афин. Своеобразная парадоксальность ситуации в соционическом смысле заключается в том, что конфликт между второй и третьей квадрой разыграли четвертая и первая - как в футболе, когда выступают дублирующие составы.
За вторую квадру сыграла Спарта, четвертоквадральная, по моему мнению, а за третью - Афины, первоквадральная на уровне очевидности. Превращению Афин в третьеквадральное образование препятствовали несколько моментов и главным, на мой взгляд, была неразвитость личностного сознания. Пример - приговор, вынесенный Сократу, и мотивация этого приговора.
Афиняне чувствовали и осознавали себя на уровне "мы", а не на уровне "я". А тех, кто осознавал себя, как "я", подвергали остракизму, изгоняли или убивали, как, например, Алкивиада.
Аристократия, доставшаяся Афинам в наследство от прежних времен, не была военной аристократией в классическом смысле.
Слаборазвитое хозяйство и на первом этапе отсутствие серьезных внешних врагов сделало военную аристократию - кадровую базу второй квадры - невозможной и ненужной, и афинские аристократы долго и трудно искали в Афинах свое место под солнцем. Кстати, так и не нашли. Значительно облегчило миграцию сознания древних греков в сторону третьеквадральности заимствование денег как универсального платежного средства и как нового вида богатства в отличие от старого -  земельной собственности.
Военно-полицейское государство Спарта социониками априори воспринимается  как второквадральное.
Против этого имеются серьезные возражения.
1.Консервативность спартанского общества.
Надававши по ушам мессинцам, спартиоты предпочли ничего не менять в своем государственном, военном и т.д. устройстве. Разбив землю примерно на 9 тысяч равных по доходности семейных наделов, обеспечивающих  содержание  32 тысяч воинов, они так и поддерживали свой численный состав на этом уровне.
Более того, Ликург установил законы, напрямую исходившие из древнего (древнего уже по тем временам) общинного права. Историческое или мифическое лицо Ликург, нас особенно не волнует, важно, что спартанцы по этим законам жили.
2.Мировое господство.
Не ставили спартанцы себе такую цель - завоевать мировое господство. Ни разу.
3.Пережитки матриархата.
По большому счету это не доказательство. Я воспринимаю матриархат идеологически близким к четвертой квадре. А в Спарте пережитков матриархата было полным-полно. Например, матрилинейность - счет родства по матери.
В оппозиции матриархат-патриархат преимущество патриархата к первому тысячелетию  до н.э. стало очевидным, но реликты, такие как Спарта, сохранились.
Кстати, очень похожее общественное устройство сложилось у североамериканских гуронов, весьма милитаризированного племенного союза.

2.КОЛОНИЗАЦИЯ

Колонизация способствовала резкому экономическому подъему Древней Греции. Еще более важно, что она вымывала из метрополий значительный процент социально-активной части населения.
Этот период характерен попыткой установления второквадральных форм власти, так называемых "тираний".
Во время Одиссея хозяйство племенного вождя мало чем отличалось от хозяйства рядового члена племени, разве что размерами, да и то не слишком.
Обладая большой возможностью создавать резервы производительных сил - рабов - аристократия получала и реализовывала свой шанс сосредоточить в своих руках сырьевые источники - земли. Обладание землей и рабами позволяло создавать излишки, превращавшиеся в лучшее вооружение. Увеличение социальной ответственности сопровождалось присвоением дополнительных прав и т.д.
В ходе колонизации в метрополиях сложилась новая социальная ситуация.
1.Чистое натуральное хозяйство, преобладавшее у аристократии, оказалось менее рентабельным в сравнении с ремесленно-торговыми комплексами зарождающейся  древнегреческой буржуазии.
2.Ослабление народного собрания и появление у него союзников в борьбе против аристократии - все той же буржуазии.
Древнегреческие буржуа (сами греки называли их демиурги) вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий аристократов.
Надо еще раз заметить отсутствие или слабую проявленность второквадральных тенденций среди древнегреческой аристократии.
Во-первых, не было ярко выраженного лидера аристократов с простыми, четкими, понятными лозунгами. Во-вторых, что намного важнее, древнегреческая аристократическая этика не позволяла аристократам объединяться. Еще в Одиссеевы времена сражения по существу сводились к поединкам между аристократами. Соревновательный дух во всем - в войне, политике, спорте не позволял древнегреческим аристократам найти платформу  для объединения.
Эрзацем второквадральной власти выступили  тираны (в отличие от базилевсов, имеющих власть по праву наследования или в результате выборов, тираны захватывали власть вооруженной рукой).
Первоначально власть тиранов объективно улучшала положение демиургов и крестьян. Но по мере ослабления старой родовой аристократии потребность в тиранах отпадала и следующим этапом социального развития была борьба между демократами и олигархами.
Усиление второквадральных тенденций, кроме тирании, весьма способствовала внешняя угроза со стороны Персии. В период греко-персидских войн социальная психологическая общность греков достигла своего максимума.

3.УПАДОК

┘И стыдно подниматься
 во рту опилки, слезы из-под век.
В. Высоцкий

Проблема свой-чужой в древнегреческом обществе

Деление на наших и ненаших - одно из самых любимых занятий человечества.
Некая группа "А", социально стратифицированная на уровне А-1, А-2, А-3 ощущает свою целостность относительно группы "Б", имеющей такие же уровни - такой вариант деления назовем вертикальной целостностью.
В другом случае группы А-1 и Б-1 могут объединиться против групп А-3 и Б-3. Такой вариант обозначим как горизонтальной целостностью."
Война между группами "А" и "Б" любой из этих групп будет рассматриваться как патриотическая, а война между группами А-1 и А-2 -гражданская.
Понятно, что наши и ненаши могут быть отобраны по самым замысловатым признакам. Одним  из самых значимых делений в истории человечества А.Дугин в своей ╚Конспиралогии╩ полагает деление на евразийцев и атлантистов. Древней Рим и Россия - евразийцы, Карфаген и США - атлантисты. Переводя в привычные для соционики термины, атлантисты третьеквадральны, а евразийцы - второквадральны.
В период греко-персидских войн для греков своими были все греки, чужими - персы.
В послевоенное время древнегреческие полюсы определялись в биполярной системе свой-чужой уже горизонтально, на уровне Пелопонесского союза (аграриев) и Дельфийского союза (торговцев).
Не вдаваясь в перипетии событий,  мы ограничимся лишь констатацией некоторых фактов. Спартанцы усиленно сохраняли и сохранили относительное внутреннее единство, чему немало способствовало поддержанное частью афинян восстание илотов. Внутриполитическая борьба в Афинах между демократами и олигархами проходила без большой крови, в других городах вплоть до столкновения массовых беспорядков.
В каждом государстве "заключены два враждебных государства: одно - бедняков, другое - богачей", писал Платон об этих временах.
Конфликт между древнегреческими атлантистами и евразийцами, вылившийся в Пелопонесскую войну, казалось, закончился в пользу евразийцев. Но на самом деле его выиграла Персия.
Сначала Спарта на персидские деньги победила Афины, а затем ослабленных Спарту и Афины опять-таки на персидские деньги одолел Фиванский союз.
Вполне возможная  эволюция Афин от первой к третьей квадре была прервана Македонским вторжением.

4.ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Если Филипп Аминтович весьма убедителен в роли второквадрального лидера, то официальная версия социотипа Александра Филипповича у меня вызывает некоторое сомнение.
Но к истории Древней Греции это имеет уже косвенное отношение.