С. Савченко

Эволюция соционики

Время ускорилось. И то, на что раньше уходили века, теперь спрессовывается в десяток лет. Или так кажется мне, проецирующему исторические процессы на незначительные и сиюминутные события.

Соционика как учение сформировалась к 1968 году. И, как утверждают легенды, на это ей потребовалось не более пяти лет. Мне не известно ни одной биографии Аушры Аугустинавичюте. Говорят, что к автобиографиям она испытывает отвращение.

Она рассказывала, что к созданию соционики ее привела проблема несчастливых семей. Будучи экономистом по образованию, она предположила, что именно экономические причины лежат в основе семейных конфликтов. Изучая этот вопрос, она неожиданно для себя обнаружила, что в основе конфликтов лежит проблема взаимонепонимания. В ходе исследований она вышла на типологию Юнга, развила ее, увеличив количество типов, и, самое главное, построив систему связей между ними, которую она определила как интертипные отношения.

Долгое √ по меркам человеческой жизни √ время ее идеи не были востребованы, так как не было социального слоя, который бы в этих идеях нуждался. А сама Аушра, будучи безусловно харизматической личностью, не искала опоры в широких народных массах, делая ставку на узкий круг избранных и посвященных (в моем распоряжении нет ни одного документа того времени, поэтому все до 1995 года включительно основано на анализе сведений из ⌠вторых рук■).

Ситуация начинает резко меняться после 1985 года. Офигенной важности события произошли за это время. Империя Зла начала свой финишный рывок к бесславному закату. Хаос в умах, опьянение никому не ведомой ⌠свободой■ и ⌠демократией■ √ все это и многое другое привело к слиянию двух до этого параллельно существовавших систем √ соционики и люмпен-интеллигенции.

В 1968 году люмпен-интеллигенты собирались в лесах, распевали песни под гитару, пили водку и щупали в кустах фригидных истеричек.

Если кто не знает, Lumpen по-немецки √ лохмотья. Proletarii (от Proles √потомство) √ имеющие только наследников. Советское государство получило кроме люмпен-пролетариев в наследство от царского режима еще и люмпен-интеллигенцию, к которой относилось с оттенком уничижительного презрения, но в некоторых вопросах шло навстречу их скромным запросам.

Существование люмпен-интеллигента ограничено двумя фазами √ рефлексией и учебой. Под учебой люмпен-интеллигент понимает усвоение огромного количества бессмысленных фактов, а рефлексировать он может над чем угодно. Государство создало специальные гетто для рефлексирования, так называемые ⌠хрущевки■, и открыло массу бесполезных высших учебных заведений, где люмпен-интеллигенты прилежно и настойчиво учились для того, чтобы никогда не работать по приобретенной ими специальности. Впрочем, государство на это и не рассчитывало.

Примерно с 1980 года развитие соционики вступает в апостольскую фазу. Аушрины ученики (сами себя они так называли, но интересно, была ли согласна с этим сама Аушра?) понесли Откровение по городам и весям тогда еще единого Советского Союза. Любопытно, что все известные мне апостолы так и остались на том, еще довоенном уровне понимания соционики. Говоря поэтическим языком, они сияли отраженным светом и, передав этот свет другим, вернулись в привычный сумрак. Другими словами, в 80-х годах соционика неожиданно оказалась востребованной. И прежде всего √ люмпен-интеллигенцией. Учуяв близость катастрофических перемен, люмпен-интеллигенты стали испытывать потребность в необходимости обоснования собственного существования. Гарантированный государством минимум грозил остаться в прошлом, а неизвестное будущее несло с собой новые неизвестные беды. Но перед своим физическим и социальным крахом люмпен-интеллигенция пережила подлинное ⌠бабье лето■. Тысячи страниц хорошо и плохо написанных текстов упали как увядающие листья на души морально незакаленных люмпен-интеллигентов.

Демократы всех мастей и окрасов кричали в форточки о приходе Золотого Века, а дикторы на радио не уставали повторять каждое утро, что, дескать, вот оно и пришло, долгожданное Завтра.

Оно действительно пришло. И оказалось совсем не таким, каким оно представлялось люмпен-интеллигенции. Рефлексирующих сменили действующие. И люмпены, привыкшие мнить себя интеллектуальной элитой нации, не могли не попытаться навязать им свою систему ценностей. Но действующие не любят фригидных истеричек, действующие не любят петь гнусавые песни под гитару. Действующих тошнит от рафинированных удовольствий люмпен-интеллигенции. Им тесно в ⌠хрущевках■ и скучно читать ⌠Архипелаг■. И тогда люмпены сказали: ⌠Мы можем научить вас действовать. У нас есть секретные знания, и мы готовы их продать■. Среди люмпен-социоников не нашлось не только ни одного циника, а цинизм не свойственен люмпен-интеллигенции, но и ни одного историка, что вообще странно, потому что историков всегда делали с запасом. А историк мог бы обратить их внимание на пару исторических параллелей. Например, с масонами. Во-первых, масоны хотя бы на словах демонстрировали единство. Во-вторых, в настоящих масонских ложах (а настоящие от ненастоящих отличаются исключительным цинизмом) адепт, добравшись до книжной полки с тайными знаниями, узнавал, что никаких тайных знаний в действительности нет, а есть потеха над легковерными дурачками. Недаром некоторые утверждают, что масонство напрямую связано с суфизмом.

Пережив апостольскую фазу, соционическое движение вступило в фазу Вселенских Соборов. Как известно, Вселенские Соборы решали двуединую задачу. Во-первых, создание канонических текстов или признание таковыми уже существующих. Во-вторых, осуждение ересей и ересиархов, авторов неканонических версий. Вселенские Соционические Соборы успешно справились только со второй частью. Причем, настолько успешно, что в соционике не существует ни одного текста, признанного каноническим, и каждый, претендующий на лидерство, дружно признан ересиархом другими претендентами.

Люмпен-соционика не могла никого научить действовать, так как была превращена в пособие по обучению разговорам о действии. Люмпен-соционика обладает огромной притягательной силой для люмпен-интеллигенции. На ее изучение необходимо потратить 30-40 часов (а для настоящего люмпен-интеллигента это чепуха), она позволяет оправдать любые действия задним числом, она дает простые и примитивные способы решения любой проблемы любого уровня сложности, касающейся взаимодействия любого количества людей √ от конфликта в семье до конфликтов цивилизаций. И поначалу новые социальные группы, не имеющие на тот момент своей идеологии, не имеющие своей ⌠Готской программы■ и цитатника Мао, купились на люмпен-соционику. Но только поначалу.

Идеалом для нового социального слоя была не ⌠Слюнявая Рефлексия■, а ⌠Действенная Технология■.

Люмпен-интеллигенция попыталась присвоить нечто, значительно превосходящее ее масштабами. Созданная Аушрой соционика не выражает идеологию одной социальной группы или даже одного класса.

После перехода человека от биологической к социальной эволюции, человечество неоднократно решало вопрос по оси ⌠они √ мы■.

Первая проблема, которая стала перед людьми √ осознание Нас. Причем, Мы √ это то, что остается, когда Мы исключим всех Других. Энгельс писал о том, что религия отражает общественное устройство. И этой ступени развития социума соответствует такая форма религии, которая еще не получила единого названия. Условно она может быть определена как ⌠язычество■. Сам термин ⌠язычество■ предполагает возможность забавной словесной эквилибристики. Язычество √ такая форма религиозной идеологии, которая дифференцирует нас по языку. Говорящие на одном языке принадлежат к одной общине. Каждая община имеет свой комплект Божественных Защитников. После того, как нам удалось отделиться, возникла необходимость дополнить вертикальные разъединения горизонтальными объединениями, так как обнаружилось, что вертикальная иерархия разных обществ складывается из весьма схожих между собой горизонтальных слоев.

Решению этой задачи соответствует создание так называемых мировых религий. Самых известных мировых религий три, что обусловлено всего тремя возможностями взаимодействия частей целого. ⌠Полюби Их!■ √ христианство, ⌠Убей Их!■ √ мусульманство, и ⌠Проигнорируй Их!■ √ буддизм.

Потенциал соционики соответствует новой постановке старой задачи √ ⌠Осознай части как целое!■. На самом деле, ни Мы, ни Они не являемся Целым. Это всего лишь элементы системы. Причем, взаимодействие этих элементов и развитие каждого из них подчиняется, с точки зрения соционики, жестким законам. Но именно знание этих законов делает возможным управление как процессом взаимодействия, так и процессом развития частей целого.

Сегодня нельзя сказать, станет ли соционика таким же массовым явлением как христианство, или умрет вместе с умирающей люмпен-интеллигенцией. Но не будем торопиться с окончательным диагнозом. Подождем ┘