ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ГЕНЕЗИСУ ОТНОШЕНИЙ

Проблема генезиса отношений до сих пор не получила должного внимания в соционике. Более того, насколько мне известно, проблема генезиса отношений не обсуждалась вообще. Наличие определенных аналогий соционических отношений и отношений, описанных этнографами, позволяют сделать предположение как неодновременности возникновения и формирования соционических отношений, так и определенной структуры и последовательности их развития. Необходимо понимать, что любая аналогия между этнографическим и соционическим отношением не более чем аналогия и вряд ли может быть рассмотрена иначе, чем аналогия.

С другой стороны, высокая степень абстрактности в описании соционических отношений делает метод аналогий вполне допустимым при их изучении. Наиболее древним, и можно даже сказать, первым отношением можно считать дуальные отношения. С одной стороны дуальные отношения соответствуют отношениям матери и ребенка. С другой стороны ≈ дуальные отношения имеют аналог ≈ кросскузенную форму брачных отношений. Условно отношения будут разделены на три группы:

  1. семейные брачные;
  2. смешанные;
  3. производственные, рабочие.

Дуальные отношения, естественно, должны быть отнесены к первой группе. Представляется вероятным близкое к дуальным по времени появление следующих отношений: миражных, конфликтных и отношений погашения. Миражные отношения следует рассматривать как форму ритуальных брачных ухаживаний.

В этологии хорошо известны ритуальные танцы и ухаживания самцов. Я убежден, что фазу миражных отношений проживает любая пара влюбленных независимо от их типов. Отношение погашения сравнимо с обрядом избегания.

Очень любопытным представляется анализ конфликтных отношений

Закон сменяемости квадр утверждает неодновременное существование квадр.

В рамках символьной соционики это может быть объяснено сменой генераций. Тогда конфликт должен рассматриваться как несоответствие брачных возрастов партнеров. Если принять квадру a за первое поколение, то конфликтная ей квадра g оказывается третьим поколением. В первобытном обществе брак деда и внучки был практически невозможен ввиду среднего срока продолжительности жизни 25 лет.

Определить хронологические рамки возникновения отношений весьма затруднительно, но мне кажется, что следующая группа отношений начала складываться в эпоху мезолита. Думаю также, что в это же время начинает действовать механизм квадрообразования.

Появляется новый тип отношений, являющийся одновременно и семейным и производственным. Это отношения деловые √ родственные.

Возникающая специализация действий членов племени обуславливает разницу трактовки этих отношений. Специализация вызывает появление кланов, имеющих свои специфические функции и одновременно усиливает половозрастную стратификацию племени.

Зеркальные отношения, с одной стороны, на уровне действия архетипов Король-Дама, проявляются как вариант брачных отношений, имеющих жесткую регламентацию. Эти отношения на уровне Рыцарь-Паж рассматриваются как рабочие отношения и имеют аналогом авункулат, а в более позднее время обряд аталычества.

Примерно в это же время создаются предпосылки для возникновения социального неравенства, что находит свое отражение в формировании институтов бигменов, что может быть соотнесено с возникновением активационных отношений. Можно предположить, что появление зеркальных и активационных отношений дает толчок для появления квадр как значимых социальных групп. Характер охоты в мезолите варьировался от узкоспециализированной охоты, в которой участвовало практически все племя, до, с изменением климатических условий, создания многопрофильных небольших охотничьих коллективов, а впоследствии и индивидуальной охоты на мелкую дичь.

Появление отношений суперэго и квазитождества соответствует началу процесса формирования понятия ⌠я■ в отличие от ⌠мы■. Я полагаю, что квазитождественное отношение было скорее производственным, как необходимость выработки различными людьми одинаковых понятий; а суперэго √ смешанным. При суперэго человек вырабатывал свою собственную личную позицию. Как рабочие отношения в это же время возникают и заказные отношения, которые закрепляют формирование квадр и обеспечивают возможность связи между поколениями, использование передачи опыта как нисходящего заказа и востребованности опыта как восходящего заказа. Высокий уровень социализации находит свое отражение также появлении еще одной формы брачных отношений √ полудуальных (левират). Сам смысл полудуальных отношений предполагает наличие ⌠долга■ по отношению к социуму, что приводит к неодинаковости понимания дуальных и миражных отношений на рациональном и иррациональном уровне. Переход к раннеклассовому обществу вызвал появление новой социальной категории √ рабства, которое нашло свое отражение в ревизных отношениях. Распад родоплеменной общины приводит к появлению тождественных отношений, которые определенным образом завершают процесс индивидуализации, процесс осознания своего ⌠Я■.

С. Савченко