С. Савченко

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРИЗНАКОВ РЕЙНИНА

 

Известная схема соотнесения фаз пассионарного толчка и квадр позволяет по-новому взглянуть на содержание некоторых признаков Рейнина.

Каждая квадра описывается следующим набором признаков:

Мне известна только одна работа, где анализируются все указанные признаки. Это ⌠Теория признаков Рейнина■ Аушры Аугустинавичюте. Ею же были предложены названия этих признаков.

Наиболее удачным следует признать название ⌠аристократы √ демократы■. Но попытки объяснить происхождение этих названий нельзя признать удовлетворительными. Если обратиться к первоначальному значению этих слов, то не сложно заметить, что на самом деле понятия ⌠аристократы■ и ⌠демократы■ не образуют дихотомию, так как аристократы √ класс людей, имеющих ряд отличительных черт, передающихся по наследству, а демократы √ сторонники определенной формы политической власти. Формально человек может быть аристократом по рождению и демократом по убеждению. Поиск исторического аналога обращает наше внимание на Древний Рим, вся ранняя история которого происходит под знаком борьбы патрициев и плебеев. Причем патриции стремились к сохранению определенной социальной иерархии, а плебеи √ наоборот, пытались стереть грань между социальными группами римских граждан. К сожалению, впоследствии термин ⌠плебеи■ приобрел крайне негативную эмоциональную окраску, что практически делает невозможным его использование, хотя оппозиция ⌠патриции √ плебеи■ дает возможность для интересного анализа квадр. Например, трудно объяснить роль Короля в демократической квадре, но с учетом существования плебеев как социальной группы с ярко выраженными интересами, Король Кубков может и должен восприниматься как лидер и глашатай этой социальной группы.

Если рассматривать приведенную выше схему как отражающую изменение пассионарной энергии, то можно заметить, что признак ⌠аристократы■ соответствует на схеме некоей энергетической константе, а признак ⌠демократы■ √ переменной.

Положительному приросту энергии соответствует признак ⌠веселые■, а отрицательному √ ⌠серьезные■. На мой взгляд, эти названия не отражают содержания данных признаков. Попытки Аушры объяснить, чем ⌠веселые■ отличается от ⌠серьезных■ не производят впечатления завершенности. На уровне гипотезы можно предположить, что социальные действия ⌠веселых■ менее ориентированы на достижение конечного результата, нежели ⌠серьезных■.

Количество энергии, близкое к максимальному, соответствует признаку ⌠решительные■.

Аушра предполагает, что ⌠решительные■ склонны накапливать материальные ценности, а ⌠рассудительные■ √ расходовать их. С этим трудно согласиться, исследуя отличия второй и третьей квадр.

Следует признать, что реальное содержание признаков ⌠веселый √ серьезный■ и ⌠рассудительный √ решительный■ не может считаться окончательно определенным, а содержание признака ⌠аристократ √ демократ■ имеет существенное расхождение в понимании различными авторами вследствие неоднозначности используемых терминов.

Считаю возможным, не вводя дополнительных терминов, понимать признак "аристократ √ демократ■ как стремление к установлению/снятию социальной дифференциации.

P.S. Хотя, на мой взгляд, если отбросить эмоциональную составляющую, термины ⌠патриций■ и ⌠плебей■ намного более точные.