Мегедь В.В., Киев, 1995 г.

Т И П Ы И К В А Д Р Ы

Что посеешь в юности, то пожнешь в старости
Г. Ибсен

Типы личности отличаются друг от друга не только неодинаковым развитием юнговских признаков, таких, к примеру, как логика или этика или их соционическими разновидностями - логикой деловой или структурной, этикой отношений или эмоций и т.п. Особенности информационного обмена, выявленные А.Аугустинавичюте, приводят к формированию 4-х групп социотипов, по 4 типа в каждой группе, которые имеют ряд одинаковых жизненных ценностей. Эти группы людей имеют врожденную склонность выполнять определенные социальные миссии, хотя роли у каждого члена той или иной группы разные. Называются такие группы - КВАДРЫ.

Любой творческий процесс в большинстве случаев имеет 4-е основные стадии развития:

1-я - начало (принятие решения или подготовка плана для его реализации, включая рекламу - как распространение сведений о затеваемом деле),

2-я стадия - реализация задуманного (внедрение плана в жизнь, устранение помех, завершение дела),

3-я стадия - коррекция (устранение ошибок, допущенных как в программе, так и в реализации, а также - подготовка новых реформ, реорганизация дела). Именно на этом этапе сейчас находится наше общество.

4-й этап - упорядочивание и совершенствование новых достижений (создание наиболее эффективных технологий для наилучшего использования продуктов науки, техники, искусства и т.д.

В природе тоже часто можно встретить 4-е этапа развития. Например, смена периодов суток: утро, день, вечер, ночь. Либо чередование времен года: весна, лето, осень, зима. Или смена возрастных периодов жизни человека: детство, молодость, зрелость, старость.

На каждой стадии развития какого-либо процесса есть свои закономерности. Они присущи также процессу эволюции человеческого общества, который происходит путем чередования в нем влиятельных общественных групп, несущих определенные социальные миссии. Это происходит таким образом: та или иная квадра - группа людей, объединенных какой-то общей целью и имеющая типичное для всех членов группы мировосприятие, выдвигает свою программу, вовлекая властные структуры и весь народ в ее реализацию.

Так, в свое время, идеи Маркса и Энгельса нашли много сторонников среди русской интеллигенции, которая начала их широко пропагандировать. Это был 1-й этап (программный) эволюции коммунистической идеи. Он положил начало процессу в Российской империи, который еще себя не исчерпал. Ленин внедрил идеи предшественников в жизнь, начав

2-й этап (реализации), а Сталин завершил организацию сложной структуры - партаппарата для укрепления и управления созданной государственной советской власти. Период "застоя" был прелюдией 3-го этапа - этапа реформ, инициированных Горбачевым. Идея его соратников состояла в реорганизации и модернизации существующего общественного строя. Несмотря на всю противоречивость проводимых реформ и допускаемые ошибки, наше общество обречено пройти этот этап он - наиболее динамичный и изменчивый по своему характеру развития. 4-й этап, знаменующий переход в число развитых стран с высоким материальным уровнем и стабильной экономикой, нас ожидает в будущем. У других стран проходили иные по времени и длительности этапы развития, но их тоже можно отследить.

Чтобы понять, какие черты присущи представителям разных квадр, будь то небольшая группа людей, или целый общественный слой, имеющий те же склонности к выполнению какой-либо глобальной задачи, рассмотрим некоторые аналогии.

Утро, весна и детство - это явления, соответствующие 1-й стадии развития любого процесса. Они несут в себе еще не растраченные силы, готовность развивать и реализовывать свои возможности, начинать осуществление задуманного. Таким оптимизмом и интересом к новым идеям отличается мировосприятие представителей 1-й квадры: Новатора, Посредника, Коммуникатора и Аналитика.

В течение дня, а так же - лета, или - молодости человека идет реализация планов, нарастает энергия и темп выполнения работы, что соответствует 2-му периоду и духу 2-й квадры, которую представляют Наставник, Инспектор, Лидер и Лирик. В этой квадре только один социотип (Лирик) выполняет роль приятного релаксатора, поднимая настроение и работоспособность окружающих и вместе с Наставником вдохновляя их на дальнейшее выполнение работы.

3-й период суток, вечер, олицетворяет социальную миссию представителей 3-й квадры - Корректоров-Реформаторов. При этом, социальные роли в каждой квадре распределяются по-разному. Приведем такой образный пример вечерней программы: Экспериментатор, человек активный и изобретательный, либо спешит доделать массу дел, которые не успел сделать за день, либо придумывает интересные виды вечернего отдыха и развлечений. Его активатор - Политик, выполняет роль человека, спешащего развлечься и удивить всех интересной выходкой или заявлением. А вот Критик, наоборот, стремится к уходу от бесполезных, с его точки зрения, дел, к интеллектуальному отдыху - чтению или просмотру телепередач. Хранитель занимается наведением порядка в доме, стараясь обеспечить близких стабильным комфортом.

Несмотря на то, что у всех разные роли, главные тенденции вечерней программы остаются, это - критический анализ сделанного за день. При этом создаются планы на следующий день, который часто сулит не только новые дела, но и исправление допущенных ранее ошибок.

И, наконец, к ночи активность снижается, основные дела переделаны. Некоторые чувствуют усталость, другие полны энергии и желаний продемонстрировать свою любовь близким. Происходит осмысление сделанного за день, размышления о том, что нужно сделать завтра для улучшения благосостояния и взаимоотношений в семье. Наступает время отдыха и покоя, идет восстановление сил перед следующим днем - новым циклом развития. Такое стремление к покою и гармонии соответствует духу и ценностям 4-й квадры. Ее представители: Вдохновитель, Мастер, Управляющий, Гуманист.

Чтобы глубже разобраться в мировоззренческих особенностях и социальных миссиях разных квадр, рассмотрим еще такую аналогию.

Развитие квадр в обществе можно сравнить с четырьмя стадиями перинатального и постнатального развития, описанных американским психиатром С.Грофом - зарождения, внутриутробного, родового и послеродового развития. Эти 4-е этапа были проинтерпретированы А.Букаловым применительно к юнговской типологии вообще, и к четырем группам типов, названным выше, в частности.

Гроф с помощью психотропного препарата ЛСД исследовал скрытые бессознательные реакции человека. Он искал в них причины различных неврозов, связанных с травмированием человека на той или иной стадии его развития от момента зачатия до появления на свет и в период младенчества (поскольку и после рождения ребенок остается биологически связанным с матерью в связи с кормлением материнским молоком).

Воспоминания пациентов Грофа под действием ЛСД привели его к выводу, что в наркотическом состоянии люди переживают то, что не является частью их жизненного опыта. Иногда они произносили фразы на языках, которыми не владели в нормальном состоянии, вспоминали исторические события, в которых они не участвовали. Гроф сделал заключение о существовании реинкарнации. В соответствии с этим предположением, человек проживает на Земле не одну жизнь и на его психику влияют отголоски тех или иных событий, произошедших с ним в прошлых воплощениях. В еще большей степени на человека оказывают влияние различные психические и физические травмы, которые переживала его мать и он сам на разных этапах перинатального периода.

ХАРАКТЕРИСТИКА КВАДР

А.В. Букалов высказал предположение, что естественные физиологические состояния матери и ребенка на этих стадиях, а также биологические и психологические компоненты их переживаний можно сравнить с характерными для данных этапов квадральными особенностями.

1-я м а т р и ц а Г р о ф а - соответствует 1-й квадре - Просветителей. Дух квадры, как и общий психологический настрой ребенка в этом периоде - ощущение космического единства с матерью и природой, безмятежность, радость, душевный и физический комфорт, доверчивость, оптимизм, вера в светлое будущее, чувство вселенского порядка и гармонии, стремление к дальнейшему развитию. Это делает представителей

1-й квадры наиболее стрессоустойчивыми: им не свойственно долго переживать и помнить плохое, их психика наиболее проста и эластична. Она быстро восстанавливается после пережитого шока и обретает привычное чувство гармонии с собой и с миром.

Логики 1-й квадры тяготеют к развитию новых идей, не склонны оглядываться на существующие авторитеты, а этики стремятся к гармонии чувств и ощущений, источникам радости и безмятежности первого этапа развития. Интуиция возможностей в этой квадре направлена на поиск скрытых закономерностей, которые помогут развитию общества, структурная логика ориентирует на утверждение всеобщей справедливости. Сенсорика приятных ощущений предрасполагает к жизнелюбию и гедонизму, этика эмоций предполагает оптимизм и экспрессию.

2 -я м а т р и ц а Г р о ф а соответствует 2-й квадре - Воплотителей, а общий дух квадры - периоду родовых схваток. Это борьба и формирование выносливости при столкновении с несправедливостью, стремление к порядку и господству разума над чувствами - с одной стороны и безысходность, отчаяние, но, в конечном счете, вера в победу над превратностями судьбы - с другой стороны. Эта отчаянная борьба сообщает представителям 2-й квадры волевые качества, жестокость одних и жертвенность других. Без этого не выжить в трудных условиях.

По этой причине волевая сенсорика во 2-й квадре часто привносит беспощадность, склонность не останавливаться ни перед чем. Структурная логика здесь предполагает стремление определить права и обязанности каждого в конкретной ситуации, разобраться в том, как правильно себя вести, чтобы выжить в обществе, как научиться руководить процессом, который кажется неуправляемым. Этика эмоций отражает внутренние конфликты и противоречия, когда несправедливость заставляет задуматься над проблемами добра и зла. Страдания порой кажутся безысходными, однако наступает период релаксации и появляется безмятежность, оптимизм, терпение и вера в хороший исход. Общая стрессоустойчивость этой квадры наиболее высокая, так как на ее долю выпала самая трудная социальная миссия - реализация цели.

3-я м а т р и ц а Г р о ф а соответствует 3-й квадре - квадре Реформаторов. Общий дух этой квадры более оптимистичен, чем у 2-ой, так как знаменует процесс рождения нового человека. Появляется свет в конце тоннеля.

Волевая сенсорика представителей этой квадры обусловлена стремлением выжить в трудных условиях, сопротивлением препятствиям при столкновении с трудностями и достижением цели, несмотря на препятствия. Начинает проявляться деловая логика; чтобы освоиться в трудных условиях, развиваются смекалка и предприимчивость. У представителей этой квадры стрессоустойчивость достаточно высокая - им помогает оптимизм, видение цели, способность к преодолению трудностей, носящих временный характер. Интуиция времени не связана с ощущением безысходности, присущей интуиции времени 2-го периода. Становится трудно ждать разрешения событий, появляется желание их ускорить и, наконец, расслабиться. И это, как правило, наступает в конце родов. Проявляется этика отношений, как смесь обиды и благодарности, осуждения причиненного зла и готовность проявлять гибкость и дипломатичность в контактах, чтобы увеличить способность к выживанию в новой обстановке.

4-я м а т р и ц а Г р о ф а соответствует 4-й квадре - Совершенствователей. Дух этой квадры связан с и искусством жить в реальном мире, со всеми его сложными проблемами, которых ребенок не знал на более ранних стадиях развития. Поэтому нужно постоянно совершенствовать свои навыки, стремиться к созданию душевного и физического комфорта в окружающем мире, способствующего дальнейшему развитию человека. Приходится опираться на свой опыт и опыт других. Ребенок на этой стадии учится есть, сидеть, ходить, говорить, улыбаться и плакать. Он еще мало приспособлен к новым условиям, раним и уязвим, с невысокой стрессоустойчивостью.

Интуиция возможностей здесь направлена на развитие способностей. Нужно суметь догадаться, как и что делать, еще не имея в этом опыта, постичь скрытую суть явлений и отношений с окружающими. Появляется стремление к развитию задатков, находчивость и изобретательность в трудных условиях или новых ситуациях. Деловая логика нужна для развития и совершенствования конкретных навыков и умений, а сенсорика ощущений - для того, чтобы оградить себя от вредных воздействий окружающей среды. Неприятные ощущения беспокоят чаще, чем приятные. Скованность при пеленании развивает тягу к независимости, тяжело переносится физический дискомфорт, стеснение движений одеждой или руками окружающих. Это в дальнейшем вызывает желание устроить жизнь с достаточным комфортом. Этика отношений формируется в осознании различия между добром и злом. Возникает любовь к близким и затем переносится на стремление к гармоничным отношениям со всеми. Болезненно переносятся: жестокость, эгоизм, черствость. Душевный контакт для представителей 4-й квадры более важен, чем телесный, так как связан с отделением от материнской плоти и развитием самостоятельности.

КАКИЕ РОЛИ МЫ ИГРАЕМ ?

В рамках основной социальной миссии каждой квадры, ее представители играют также внутриквадральные роли, описанные В.Гуленко: Новатор, Наставник, Экспериментатор и Вдохновитель - первыми предлагают новые методы для реализации общей программы квадры. Коммуникатор, Лидер, Политик и Управляющий - являются лучшими организаторами практической реализации программы. Аналитик, Лирик, Критик, Гуманист - совершенствователи и корректоры общей программы, а Посредник, Инспектор, Хранитель и Мастер являются лучшими доводчиками практической части программы. Эти роли связаны с соционическими особенностями данных типов и если они занимаются той деятельностью, которая отвечает их природным склонностям, у них это получается лучше, чем у других.

Кроме общих социальных миссий, есть и внутриквадральные. Взависимости от конкретной цели, возглавить ее реализацию может любой член квадры, если только эта цель соответствует его сильным качествам. Но если процесс достаточно масштабный, чтобы включить в себя все 16 типов исполнителей, то наиболее эффективно его можно выполнить, распределив роли типов соответственно их природным задаткам.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ МИССИИ ТИПОВ

Поскольку можно проследить соответствие перинатальных периодов развития смене 4-х квадр в обществе, то каждый основной период, в свою очередь, можно разбить еще на четыре, соответствующие каждому из четырех типов всех квадр. Мы предполагаем, что поскольку существует 16 моделей энергоинформационного обмена, может существовать и

16 этапов эволюционного процесса развития общества. Каждый такой этап, как и каждый социотип, выполняет свою миссию в процессе эволюции общества. Это происходит подобно тому, как проходит перинатальный период развития ребенка - от его зачатия до начала приобретения навыков жизни в социуме.

Мы сделали попытку отразить 16 этапов общественного развития и, аналогичные им социальные миссию типов с биологической позиции.

Последовательность этих этапов зависит от их характера по следующей причине:

В природе процессы постепенного развития событий сменяются периодами внезапных, стихийных и бурных событий. Например, смена времен года - закономерное, эволюционное событие, а наводнение - стихийное, инволюционное. Типы личности по тем же природным законам тоже делятся на две группы: эволюторов - неуклонно и постепенно идущих к цели, и инволюторов - действующих скачкообразно. При этом экстраверты в любом случае более динамичны, они легче начинают, но менее охотно завершают начатое.

К эволюторам-экстравертам относятся типы: Новатор, Наставник, Политик, Управляющий. К эволюторам - интровертам: Посредник, Инспектор, Критик, Гуманист.

К инволюторам-экстравертам относятся: Коммуникатор, Лидер, Экспериментатор, Вдохновитель. Инволюторы-интроверты, это - Аналитик, Лирик, Хранитель, Мастер.

На одном витке спирали развития начинают (инициируют) процесс инволюторы, в первую очередь экстраверты, а терминируют (заканчивают) - эволюторы, особенно интровертные. На другом - наоборот, начинают эволюторы, чаще экстраверты, а заканчивают инволюторы - интроверты. Поэтому и социальные миссии, не изменяя своего содержания, могут меняться местами.

Мы рассмотрим инволюционную модель развития, давшую когда-то первый толчок к дальнейшему развитию общества. Поскольку социальные миссии типов проявляются в рамках их квадры, мы будем их рассматривать в контексте социальной миссии каждой квадры.

1-Я КВАДРА - начало процесса развития.

Стадии:

1. Зарождение. Чтобы положить начало жизни, необходим порыв страсти, радость и наслаждение, способствующие зарождению новой жизни. Самый яркий носитель Эроса как симбиоза нескрываемых и действенных чувств и ощущений - Коммуникатор. Это - образ матери, без которой не появились бы на свет изобретатели, гуманисты, предприниматели и полководцы. Таким образом, физическая любовь - это начало начал. Ее символизирует сама природа в образе типа личности ЭСЭ.

2. Созидание. Построение новой структуры, то есть новой жизни, формирование скелета будущего ребенка. Это образ отца, реализующего свою миссию только при наличии матери-природы, дающей ему для этого почву, свое благословение и любовь. Это - тип ЛИИ - "Аналитик".

3. Развитие. Обобщаются знания для дальнейшей эволюции, идет продолжение творческого процесса создания нового организма. Синтез имеющегося и построение на его основе новых клеток организма. Стремление к гармонии закономерностей - та же идея равенства и братства. Тип ИЛЭ -"Новатор".

4. Гармонизация. Достижение гармоничного единства матери и ребенка, обьединение разных организмов в единое целое. Радость бытия вследствие гармонии чувств и ощущений. Завершение первого этапа - зарождение и вынашивание нового. Тип СЭИ - "Посредник".

2-я КВАДРА - реализация цели.

1. Организация. Решительный, хорошо скоординированный толчок для воплощения задуманного плана в жизнь. Это - как начало родового процесса: радикализм, воля к завершению дела, борьба и азарт победы любой ценой. Тип - носитель такой миссии - СЛЭ "Лидер".

2. Оптимизм. Устремленность в будущее, вера в успех несмотря ни на что. Терпимость, умение приспособиться к выживанию в трудных условиях. Промежуточные периоды расслабленности во время схваток. Безмятежная покорность судьбе. Тип ИИЭ - "Лирик".

3. Идеология. Идеализм и одновременно борьба противоречий дают энергетический импульс, который приводит к рождению объединяющей всех веры в необходимость трудной миссии, внушают готовность к испытаниям и к жертвам ради осуществления идеи.

Тип ЭИЭ - "Наставник".

4. Упорядочивание. Координирование действий и создание системы жизнеобеспечения для выживания в трудных условиях. Тип ЛСИ - "Инспектор".

3-я КВАДРА: Реформаторство.

1. Решимость. Новаторский дух, поиск новых путей для выхода из сложной ситуации. Готовность к риску ради возникающих перспектив, смелость первопроходца, активность, деловитость. Ощущение безысходности сменяется энтузиазмом в преодолении трудностей. Тип ЛИЭ - "Экспериментатор".

2. Осмотрительность. Воля к преодолению трудностей в реализации задуманного. Осторожность в рискованных предприятиях, стойкость, выдержка, умение сохранить достигнутое, сопротивление разрушительным тенденциям. Тип ЭСИ - "Хранитель".

3. Реализация. Активность, дипломатичность и целеустремленность приводят к достижению цели и вызывают чувство удовлетворенности победителя, разрушившего старую систему. Тип СЭЭ - "Политик".

4. Адаптация. Рождение нового способствует релаксации и вдумчивости, осторожности и рассудительности, готовности к познанию нового мира и вместе с тем некоторой критичности к необычному положению вещей. Тип ИЛИ - "Критик".

4-я КВАДРА - совершенствование достигнутого и завершение определенного процесса.

Этот период символизирует развитие ребенка на первом этапе жизни, когда он еще не оборвал свою биологическую связь с матерью. Следующее затем начало осмысленной жизни ребенка - это новый процесс развития.

1. Информация. Подобно тому, как крик младенца информирует о происходящем с ним, носитель этой миссии тоже становится как бы рупором нового. Начало нового этапа сопровождается поиском разных возможностей для дальнейшего развития личности. Становятся необходимыми сообразительность и догадливость при столкновении с необычной и неординарной ситуацией. Формируется интуитивное понимание еще скрытой сути вещей и отношений. Тип ИЭЭ - "Вдохновитель".

2. Рационализация. Поиск новых технологических решений для общего развития и выживания. Формируются первые практические навыки для выживания в сложных условиях. Игрушки - первые инструменты для развития способностей рационализатора. Ощущение дискомфорта, связанное с голодом, мокрыми пеленками, или тесным пеленанием вызывает стремление к комфорту, покою и безопасности. Тип СЛИ - "Мастер".

3. Совершенствование. Усердная тренировка различных навыков и постижение сложной науки жить: сидеть, ходить, получать желаемое и т.д. Совершенствование способности к выживанию в сложных условиях непредсказуемого внешнего мира. Стремление к комфорту и удовлетворение потребностей, первые моменты наслаждения плодами усилий. Тип ЛСЭ - "Управляющий".

4. Оценка. Подобно тому, как ребенок учится различать доброе и злое отношение, носители этой миссии обостренно воспринимают любую несправедливость, постоянно оценивая про себя поступки других. Их первые слова - путь к взаимопониманию. Формируется любовь и внимание к близким. Вместе с тем - требовательность к добросовестному выполнению своего долга другими, страдание при невнимании к себе со стороны других. Тип ЭИИ - "Гуманист".

Мы рассматривали в основном положительные стороны типов личности в связи с соответствием их информационных моделей этапам развития. При неблагоприятных условиях развития отрицательных качеств может оказаться больше, чем положительных. Любая медаль имеет оборотную сторону. Так, волевая сенсорика, способная к преодолению любых препятствий, может обернуться безоглядной жестокостью. Сенсорика ощущений - привести к сексуальной распущенности, а этика эмоций - к истеричности. Интуиция способностей может позволить развиться самомнению, а интуиция времени - лени и апатии, хотя в хорошем проявлении она дает стимул к духовному развитию. Деловая логика может обернуться жадностью, а структурная логика - эгоизмом и уверенностью в несомненной правильности своих поступков, пренебрежительным отношением к чувствам и потребностям других. Даже этика отношений может привести к конформизму и беспринципности, а дипломатичность - к манипулятивности.

Наши достоинства - продолжение наших недостатков, и наоборот. В каждом человеке есть хорошее, переходящее в плохое. так же и в течении природных и исторических процессов. Та же инволюция может проявляться губительно, как извержение вулканов и землетрясения, а может и положительно. Эволюция, не нарушая естественных ход событий приводит к орошению земли дождями и созреванию урожая, но она может послужить причиной застоя воды и образования болот, если люди не будут их осушать искусственными методами.

Оба процесса дополняют друг друга, хотя различие в их проявлениях может порождать дисгармонию, а между представителями разных направлений - непонимание. Это явление также сказывается на интертипных отношениях.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  2. Аугустинавичюте А." Социон "; " Теория интертипных отношений". - Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.
  3. Букалов А.В., Бойко А.Г.,"Соционика: Тайна человеческих отношений и биоэнергетика", Киев, Редакция газ."Соборна Украина", РАПО, Укрвузполиграф, 1992г.
  4. Букалов А.А. О механизме формирования функций ИМ в процессе рождения индивидуума, ж-л "Соционика, ментология и психология личности", МИС, 1(4), 1996г.
  5. Гуленко В.В., "Менеджмент слаженной команды", Новосибирск, 1995г., РИПЭЛ.
  6. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К., 1991.
  7. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К., 1991.
  8. Гуленко В.В. Как назвать социотип? ж-л "Соционика,ментология и психология личности, МИС, З, 1995г.
  9. Гуленко в.В. Квадры и их социально-психологические особенности, ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 1,1994г.
  10. Овчаров А.А. Соционика - путь к личности. К.-Новосибирск, 1993.
  11. Овчаров А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функции, ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИс, 3, 1995г.
  12. Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.