Мегедь В.В., Киев, 1995 г.

СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Общая задача традиционных и нетрадиционных направлений в психологии и социологии - облегчить взаимопонимание и способствовать духовному и интеллектуальному развитию людей и общества в целом. Поэтому нужно объединить усилия исследователей и дать людям как можно больше конкретных рекомендаций, увязанных в стройную логическую систему.

Взаимопонимание во многом зависит от стилей мышления, описанных американскими психологами А. Харрисоном и Б. Брэмсоном и дополненных А.Л. Алексеевым и Л.А. Громовой. Поскольку мы обнаружили взаимосвязь между стилями мышления и способами восприятия, переработки и выдачи информации, присущими различным социотипам, этот подход поможет взглянуть на гармонизацию отношений между типами личности еще с одной стороны.

Бывает трудно находить общий язык с другими людьми, мышление которых устроено несколько иначе. Непонимание особенностей мышления людей разных типов личности приводит к осуждению, конфликтам, неприязни. Чтобы этого избежать, познакомимся с существующими стилями мышления и рассмотрим, каким типам личности они присущи, чтобы определить наиболее эффективные подходы в общении с их обладателями.

В своей практике мы обычно не встречаем представителей чистых стилей мышления, описанных С.Деллингер. Обычно мы имеем дело с сочетанием двух стилей мышления и соответствующим им психоформам поведения. Один из них может быть выражен намного ярче, что больше приближает его к описаниям американской исследовательницы, но бывает и почти равное сочетание двух стилей мышления, тогда бывает трудно выявить преобладающий. В таких случаях вам поможет знание вашего акцента типа, так как он прямо связан с соответствующим стилем мышления.

СИНТЕЗАТОР - человек, способный улавливать общие закономерности в частностях и, наоборот - в целостной системе составляющие ее элементы; хорошо замечает противоречия в казалось бы бесспорных доводах и концепциях. Внезапные озарения и новые идеи постоянно будоражат его любознательный ум. Человек с таким стилем мышления часто становится исследователем житейских или научных проблем. Он любит дискуссии, смело заостряет проблемы, идет в открытую атаку, ошеломляя своей прямолинейностью, негативностью оценок, острой наблюдательностью. Его бескомпромиссность объясняется тем, что для него нет ничего дороже истины. Он любит фантазировать или моделировать развитие событий или процессов, часто отрывается от реальности, но зато может изобрести такое, чего до него еще никто не придумал. Его часто считают упрямым спорщиком или "человеком - не от мира сего".

Наиболее заметно выражен этот стиль мышления у интуитов. Ярче проявляется у экстравертов: Новатора, Вдохновителя, Экспериментатора и Наставника. Более спокойно проявляется у интуитов-интровертов: Критика, Аналитика, Гуманиста и Лирика. Особенно это заметно если у них преобладает творческая форма личности и соответствующий ей акценты типа Фантазер или Прогнозист.

Рекомендуется в спорах с такими типами личности не терять чувство юмора и не доводить их до конфликта. Не стоит показывать пренебрежение к их мнению. Допустима только легкая ирония и подначивание, чтобы разжечь их самолюбие. Полезно давать этому фантазеру и спорщику конкретные, но интересные для него поручения и в то же время помогать ему их воплощать, так как он часто нуждается в практической помощи и советах. Не следует ему что-то навязывать или контролировать его. Он нуждается в свободе творчества и свободном выборе партнеров, а также в гибком рабочем графике. Его таланты расцветают в доброжелательной, неформальной атмосфере общения, при поощрении окружающими его способностей.

Не рекомендуется требовать от Синтезатора тщательности в работе и упрекать за рассеянность или за то, что он, увлекшись очередной идеей, не считается с интересами других. Это - бесполезно. Лучше будет, если вы сделаете все по-своему и это окажется лучшим способом решения проблемы. Вряд ли он будет подвергать вас критике, убедившись в эффективности вашего предложения на деле. Необходимо откликаться на его действительно ценные идеи и не загружать рутинной и монотонной работой.

ИДЕАЛИСТ - человек, настроенный на поиск гармонии и согласия между людьми. Он внимателен к чужим проблемам, любит их анализировать и делать свои выводы. Это тактичный человек, часто неуверенный в себе, доброжелательный и скромный. Несколько консервативный во взглядах и привычках, может затягивать решение проблем, колеблясь в выборе или стараясь найти лучший вариант для их реализации. Очень заботлив и требует такого же внимания к себе. Жестокость и несправедливость выводят его из равновесия и могут спровоцировать на ссору. Сильно обидевшись, он не скоро может простить обидчика.

Ярче всего проявляется этот стиль мышления у этиков-интровертов: Лирика, Посредника, Гуманиста и Хранителя. У этиков-экстравертов выражен немного слабее. К ним относятся: Коммуникатор, Вдохновитель, Наставник, Политик. Особенно выражен у тех из них, кто имеет гармонизирующую форму личности и развитые акценты типа Миротворец и Романтик.

В общении с таким человеком рекомендуется тактичное, ласковое обхождение. Необходимо почаще давать понять, что он нужен и полезен. Это для него важнее всего. Нельзя злоупотреблять его доверчивостью и разрушать его иллюзии, он нелегко прощает обиды, даже если внешне этого не показывает. Бесполезно требовать от него точности в деталях, а также факты и доказательства.

Он плохо переносит давление на себя и строгую дисциплину. Не следует торопить его с принятием решений. Ему нужна ваша моральная поддержка и помощь. Постарайтесь снисходительно относится к его ворчанию и нравоучениям. Он это делает исключительно ради вашего блага, а не для того, чтобы обидеть вас или унизить. Он болезненно реагирует на ссоры, цинизм, безнравственность, эгоизм и черствость. Необходимо считаться с его чувствами и не ставить собственные интересы во главу угла, он может этого не простить. Его бывает трудно переубедить в том, что он считает верным, но лаской от него можно добиться многого, если только быть искренним - он не выносит фальши.

АНАЛИТИК - человек, систематически анализирующий факты и ищущий логические способы решения проблем. Сначала он собирает данные, затем анализирует их и делает выводы. Очень внимателен к деталям. Несколько консервативен в своих взглядах и установках. Его трудно переубедить, не опираясь на логику и факты. При этом разумные доказательства он часто ценит даже выше реальных фактов, тем более выше чувств или отношений. Малоэмоционален, не гибок в отношениях, неохотно вникает в чужие проблемы и не часто делится своими. Аккуратен, дисциплинирован. Сторонник планов, не любит экспромтов, при которых часто теряется и совершает ошибки. Не любит бесцельных разговоров, неуместных шуток. Ко всему готовится заранее, тщательно продумывает все наперед.

Чаще всего такой стиль мышления у логиков-интровертов: Аналитика, Инспектора, Критика и Мастера. Присущ он и логикам-экстравертам: Управляющему, Экспериментатору, Новатору, Лидеру. Сильнее выражен у типов с нормирующей формой личности, имеющих акценты типа Логик и Профессионал.

Рекомендуется говорить с ним, подготовив заранее аргументацию, в том числе цифры и факты, карты или схемы. Излагайте мысль последовательно и связно, не отвлекаясь. Помните, показуха или хитрость ему не понравятся. Он внимательно следит за ходом ваших мыслей и обязательно найдет слабое место в цепочке ваших умозаключений. Не отказывайте ему в демонстрации своих умственных способностей и пообещайте подумать над его доводами. Отнеситесь снисходительно к его неспособности ставить чувства выше логических аргументов. Смягчайте своей доброжелательностью его холодность и недостаточную способность к сочувствию и искренности.

Не вступайте в открытую конфронтацию, тем более без убедительных для него доказательств. Это сделает его еще более упрямым и несговорчивым, даже если вы правы. Не бросайте вызов и не ставьте под сомнение его компетентность. Избегайте идейных разногласий, которые ни к чему хорошему не приведут. Лучше незаметно подталкивайте его к осознанию своих ошибок в ходе его собственных размышлений, но не навязывайте своих решений. Терпеливо ждите его выводов. Неплохо было бы понять его теорию или установку и развивать свою мысль, исходя из нее и не противореча ей. Еще лучше - изложить все это заранее на бумаге и дать ему время прочитать и обдумать.

РЕАЛИСТ - человек конкретного направления как в мыслях, так и в действиях. Он настроен на реализацию своих или чужих идей и быструю практическую отдачу. Очень критичен, часто нетерпелив, ставит факты, опыт и компетентность превыше всего. Способен упрощать проблемы, не любит застревать на рассуждениях. Для него гораздо важнее действие и результат. Ориентирован на текущие задачи, не любит загадывать далеко наперед. Недоверчив к теориям, предположениям и чувствам других. Его больше интересуют способы реализации конкретной цели, поиск ресурсов и возможностей. Он часто прямолинеен, властен, порой груб, решителен и радикален во взаимодействии с другими. Не любит длинных разговоров и объяснений. Эффективен в ситуациях с ясной целью, оперативно решает текущие проблемы. Несколько догматичен в суждениях, переоценивает значение опыта и фактов, из-за чего часто совершает ошибки.

Больше выражен этот стиль мышления у сенсориков-экстравертов: Лидера, Управляющего, Политика, Коммуникатора. Мягче проявляется у сенсориков-интровертов: Инспектора, Хранителя, Мастера и Посредника. Ярче выражен у типов, имеющих доминантную форму личности и присущие ей акценты типа Эпикуреец и Победитель.

Рекомендуется говорить РЕАЛИСТУ прежде всего о том, что ему интересно, полезно или выгодно - в краткой и ясной форме, опираясь на конкретные примеры и факты. Излагая свой интерес, не стоит отвлекаться от темы и тем более - хитрить. Нужно спокойно и твердо стоять на своем и постараться убедить в практической пользе предлагаемого дела. Он должен почувствовать себя вашим компаньоном, иначе ему будет просто неинтересно заниматься тем, что принесет пользу или славу другому.

Не мешайте ему распоряжаться и контролировать ситуацию. В случае ссоры не затягивайте примирение, иначе рискуете вызвать его на поединок, в котором победа вряд ли достанется вам. После короткого выяснения отношений должно наступить взаимопонимание. Если хотите завоевать его расположение, не занимайте его время разговорами или бесполезными для него занятиями, лучше помогите конкретным делом или советом.

ПРАГМАТИК - смелый экспериментатор и инноватор, гибкий тактик, хорошо учитывающий разные возможности, варианты решения проблем. Он планирует свои действия, но планы его - изменчивы, так как он обычно ориентируется по ситуации. Не любит ждать, настроен на быструю отдачу. Стремясь к крупной выгоде в будущем, он предпочитает получать хотя бы частичную прибыль уже теперь. Имеет практическую смекалку, маркетинговый, порой спекулятивный подход к делу. Не любит длинных теоретических разговоров. Его не интересуют детали дела, а только результат. Ищет кратчайшие пути к цели, разбрасывается, многое не доводит до конца. Испытывает интерес к инновациям, вопросам тактики и стратегии. Демократичен, непринужден в общении, миролюбив, с чувством юмора, оптимистичен. Порой кажется легкомысленным и ненадежным, неискренним, способным отказаться от намеченного дела, если его влечет что-то более выгодное.

Этот стиль мышления чаще встречается у типов: Экспериментатор и Политик - экстравертов прагматичной 3-й квадры, реже у Критика. Встречается у Новатора и Коммуникатора - экстравертов 1-й квадры , реже - у Посредника. У других типов практически не встречается. Люди с таким стилем мышления имеют неустойчивую психоформу и у них трудно определить акцент типа. Они своим поведением могут иногда напоминать Фантазеров и Эпикурейцев.

В общении с Прагматиком рекомендуется научиться играм обмена: он любит поторговаться. Говорите о выгоде своего предложения и не бойтесь хвалить свой товар. Предлагайте взаимовыгодное сложение сил, получение части прибыли сразу, а остальное - потом. Уговоры не понадобятся, если он почувствует выгоду. Он ничего не делает просто так и поможет вам только если вы поможете ему. Элементы азарта, игры, шутки скорее помогут склонить его что-то сделать для вас, чем грандиозные идеалистические проекты, громоздкие схемы или какие-либо правила и регламенты.

Не давите на него, не требуйте серьезных обязательств и долгосрочного сотрудничества. Так как Прагматик не любит ссор и неохотно общается с теми, кому он не нравится, не провоцируйте его на прямолинейные высказывания. Уважайте его мнение, не высмеивайте мечты и желания. Выясняйте его намерения тактично, окольными путями. Не забывайте делать комплименты. Чаще подчеркивайте его значимость, компетентность и привлекательность.

С о в м е с т и м о с т ь с т и л е й м ы ш л е н и я

Как вы уже знаете, взаимопонимание зависит не только от соционических особенностей типов, но и от многих дополнительных признаков типа, в том числе от СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ.

Мы предполагаем наименьшую степень гармонии и взаимопонимания между теми, у кого усилены противоположные элементы информационного обмена, а значит и соответствующие им стили мышления. Напомним, что сенсорика (реализм) противоположна интуиции (фантазия, догадка), а этика (чувство, отношение) противоположна логике (разум).

Поэтому Реалисты противоположны по стилю мышления Синтезаторам, а Идеалисты - Аналитикам. Это извечный конфликт практиков и теоретиков, конкретного мышления и абстрактного, ориентации на опыт и на еще недостаточно обоснованные догадки.

Межличностные проблемы часто возникают также у людей с противоположной ценностной ориентацией: Реалистов и Идеалистов, Синтезаторов и Аналитиков. Хотя их язык несколько понятнее друг для друга, но направленность интересов часто не совпадает. Реалистов волнуют больше интересы личной выгоды, а Идеалисты ориентированы на бескорыстное служение другим. Синтезаторы полны интуитивных догадок, а Аналитики требуют четких доказательств.

Лучше понимают друг друга те, у кого похожие стили мышления: Реалист и Аналитик - оба рациональны и опираются на цифры и факты, а также - Идеалист и Синтезатор, ориентированные на творчество, высшие ценности и идеалы.

Прагматики лучше понимают Реалистов, большой интерес у них могут вызывать Синтезаторы; им кажутся наивными Идеалисты и скучными Аналитики, с которыми труднее всего находить общий язык с из-за разницы жизненных ценностей и подходов.

Кому кто нравится?

Труднее всего приходится И д е а л и с т а м. Их ранят практически все, включая единомышленников по стилю мышления. Правда, последние делают это реже других. Идеалисты тянутся ко всем, кому могут быть полезными, особенно к мятежным и противоречивым Синтезаторам и обходительным Прагматикам. Довольно резких, хотя и близких им по духу Синтезаторов они не всегда могут прощать. Более гибкие и миролюбивые Прагматики скорее способны осчастливить Идеалистов, если только не будут действовать по принципу: "Цель оправдывает средства". Реалисты и Аналитики - слишком уверенны в себе, чтобы дать Идеалистам возможность проявить заботу и почувствовать себя незаменимыми. Не импонирует Идеалистам также их решительность и бескомпромиссность.

А н а л и т и к и чаще находят общий язык с Реалистами - это язык логики и фактов, а вовсе не догадок и чувств, как у Синтезаторов и Идеалистов. Иногда их привлекают Идеалисты своей теплотой, миролюбием и жертвенностью, но их отношения довольно проблематичны, так как Идеалисты обидчивы и их уступки не безграничны, особенно если они ощущают значительные разногласия во взглядах на жизнь. Синтезаторы и Прагматики выводят их из терпения своей несерьезностью и импульсивностью.

С и н т е з а т о р ы c Реалистами часто не находят общих интересов, но нуждаются в их помощи, когда нужно воплотить идею в жизнь. С Прагматиками они могут говорить долго и много на разные темы и очень хорошо дополняют друг друга в деле, если только оно выгодно для обеих сторон. Но их связь может также неожиданно оборваться, если они не оправдают взаимных ожиданий. Прагматики нуждаются в похвале и сочувствии Идеалистов. Иногда им необходима помощь рассудительных Аналитиков, но раздражает их консерватизм, догматизм и упрямство.

Р е а л и с т о в иногда привлекают Синтезаторы оригинальностью своих мыслей и поведения. Если они договорятся, у них может возникнуть такой же хороший творческий альянс с конкретными результатами, как и с Аналитиками или Прагматиками. Они могут оценить уступчивость и комфорт в отношениях с Идеалистами, если те не будут слишком часто обижаться на резкость Реалистов. Им импонирует серьезность и аккуратность Аналитиков, хотя иногда раздражает их инертность и неуступчивость.

П р а г м а т и к и не любит терять время на обсуждение деталей с Аналитиками и их не привлекает морализаторство Идеалистов. Их восхищают Реалисты, но до тех пор, пока те не откажутся участвовать с ними в рискованных делах или использовать инновации. Могут возникнуть споры с неуступчивыми Синтезаторами, особенно если последние забывают о пользе и выгоде, слишком увлекаясь своими нередко фантастическими проектами. В свою очередь, раздражая всех своей непредсказуемостью, Прагматики тем не менее умеют ладить со всеми, если только этого захотят.

Если ранжировать степень гармонии у людей с тождественным стилем мышления, наиболее высокой она окажется у Идеалистов, затем - у Аналитиков, несколько хуже у Реалистов. Синтезаторы и Прагматики довольно непредсказуемы в этом плане - от полной идиллии до внезапного разрыва - при несовпадении идей и целей.

Поскольку у дуалов обычно противоположные стили мышления, не стоит слишком идеализировать дуализацию, как абсолютно бесконфликтное отношение. Оно возможно скорее у тождественных типов или у типов с сочетанием одинаковых стилей мышления. Дуализация дает дополнение, взаимопомощь, всесторонний охват различных проблем. Дуалам требуется меньше усилий для поиска гармонии в отношениях. Несмотря на разницу стилей мышления, они скорее могут договориться. Но по-настоящему понять друг друга дуалам бывает трудно.

Конфликтеры, имеющие такие же противоположные стили мышления, лишены суггестирующего воздействия друг на друга и поэтому меньше склонны к компромиссам. Однако компромисс возможен и у них, если они не будут дискутировать, а распределят обязанности по своим сильным функциям и постараются не корректировать действия друг друга и не вмешиваться в них.

При правильном использовании в общении противоположных качеств люди могут не только избежать частых или серьезных конфликтов в общении, но и получат эффективную взаимопомощь. Дело в том, что люди с одинаковым стилем мышления часто становятся в тупик перед решением проблем, непосильных для обоих в то время как человек с противоположным стилем мышления может легко их решить. Кроме того, тождественные типы с похожими стилями мышления не всегда интересны друг другу. Поэтому представители каждого стиля мышления могут найти в отношениях правильное применение, если при взаимодействии с другим будут знать и учитывать условия устойчивых отношений.

СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРОВ

Разные стили мышления, соответствующие тем или иным типам личности определяют особенности интеллекта, а значит и склонность к тем или иным видам деятельности. Но не только это. Цельность натуры или ее сложность и противоречивость, порождающая множество скрытых внутренних проблем тоже зависят от стилей мышления, а точнее - от их сочетаний, так как в чистом виде стили мышления, описанные американскими исследователями Харрисоном и Брэмсоном, обычно не встречаются.

Если говорить о типичных сочетаниях стилей мышления, порождающих "дискуссионные клубы" и имеющие соответствующие установки на вид деятельности, описанные В.Гуленко, а именно: исследователи-сайентисты (интуиты-логики), социалы (этики-сенсорики), управленцы-технологи (сенсорики-логики) и гуманитарии (интуиты-этики), то наиболее вероятен внутренний комфорт у представителей клуба Управленцев, в котором сочетаются стили мышления Реалистов и Аналитиков. Сенсорика и логика, соответствующие этим стилям мышления - функции в основном левополушарные, связанные с конкретикой. Это - Управляющий, Лидер, Инспектор и Мастер. Конкретное сенсорное и логическое мышление исключает немотивированные душевные переживания и творческие метания. Разумеется, такие люди тоже склонны к сильным переживаниям и сомнениям при решении сложных этических проблем, но они переживают по конкретным причинам и точно знают, чего хотят. Для них обычно все ясно и просто - при условии, что у данных социотипов имеются именно эти, типичные для них стили мышления.

Однако бывают случаи, когда и у таких типов личности много внутренних противоречий в связи с чрезмерно развитым дополнительным акцентом типа, антагонистичным одной из ведущих функций типа. Например, Лидеры - "Реалисты" по стилю мышления, имеющие второй акцент типа не как обычно - на логике (стиль мышления "Аналитик)", а на интуиции (стиль мышления "Синтезатор") чаще добиваются успехов в сфере науки или искусства, а не в "родной" для этого типа сфере управления или бизнеса. Похоже, такое сочетание было у В. Высоцкого. Его персонажи песен, как и роли, которые он играл - результат творческого подхода и богатого воображения. Поскольку это внутренне конфликтное сочетание, оно порождало у этого талантливого человека постоянную неудовлетворенность и борьбу с самим собой.

Достаточно гармонично уживаются между собой стили мышления у Сайентистов: Новатора, Аналитика, Экспериментатора и Критика. Анализ и Синтез - это те противоположности, которые хорошо дополняют друг друга, хотя связанные с ними функции интуиции и логики находятся в разных полушариях мозга. Возможно, что такой баланс благоприятен. Проблемы возникают лишь у стремящихся к лидерству вариантов этих типов, имеющих выраженный дополнительный акцент типа на сенсорике. Акцентированная этика у этих типов личности, впрочем так же, как и у Управленцев, может привести к чрезмерной влюбчивости и породить множество этических проблем.

Гуманитарии, сочетающие стили мышления: Синтезатор и Идеалист, часто страдают от внутренних противоречий, поскольку оба эти стиля мышления связаны с этикой и интуицией, а значит - относятся к иррациональным, правополушарным функциям мозга. Оценочная этика благодаря хорошо подмечающей малейшие противоречия интуиции становится настоящим инквизитором для людей этих типов личности. Это - Наставник, Вдохновитель, Гуманист, Лирик. Миролюбие Идеалистов здесь вступает в противоречие с мятежным духом и бескомпромиссными исследовательскими установками Синтезаторов, что придает некоторую воинственность идеологов этикам, стремящемся к всеобщей гармонии тем сильнее, чем меньше они ее находят в себе.

Социалы - Посредник, Хранитель, Политик и Коммуникатор, обычно имеющие сочетание противоположных стилей мышления: Реалистов и Идеалистов, тем не менее находят золотую середину между этими двумя крайностями. Возможно их склонность к внутреннему компромиссу вызвана тем, что разница полушарий мозга, ответственных за эти функции, предоставляет, как и в случае с Сайентистами, большую свободу выбора, чем у Управленцев и Гуманитариев. И если Управленцев "выручает" то, что их ведущие стили мышления конкретны, то у Гуманитариев ситуация осложняется тем, что чувства, как и воображение - понятия сложные для анализа и интерпретации. Им приходится труднее всего из-за самого сложного и противоречивого мировосприятия.

По причине той свободы выбора, которая присуща Сайентистам и Социалам, довольно часто бывают достаточно цельными личностями Прагматики (которые крайне редко попадаются среди неестественно акцентированных в таких случаях представителей Управленцев и Гуманитариев). В некоторых случаях, когда свобода выбора у Прагматиков приводит к желанию совместить плохо совместимые по Юнгу функции, а это обычно связано с усилением антагонистичных акцентов типа, они также сильно могут ощущать душевный дискомфорт.

Наиболее гармоничны для Прагматиков являются сочетания: Аналитик-Прагматик, затем Реалист-Прагматик, а вот у Идеалиста-Прагматика и тем более у Синтезатора-Прагматика может быть множество проблем из-за самоедства Идеалистов и негибкости Синтезаторов. Возможно, проблематичный характер "Прямоугольника" С.Деллингер, в отличии от весьма приблизительно коррелирующего с ним "Прагматика" Харрисона-Брэмсона" вызван негармоничным сочетанием акцентов типа у этой 5-й психоформы с присущим ей стилем мышления.

Чаще всего среди уверенных в себе Реалистов-Прагматиков и Идеалистов-Прагматиков встречаются люди типа Политик, Коммуникатор, Посредник.

Сочетание стилей мышления Аналитик-Прагматик и Синтезатор-Прагматик часто встречается у Экспериментатора, Новатора и Критика.

Очень редкое сочетание противоположных стилей мышления Идеалист-Аналитик все же встречается, порождая внутренние противоречия, у Хранителя и Гуманиста, реже у Наставника и Экспериментатора, очень редко - у Критика и Новатора.

Сочетание, еще более острое в своих противоречиях - это Синтезатор-Реалист чаще встречается у Критика и Аналитика, реже - у Лидера, Мастера и Политика. Обычно это очень сложные, целеустремленные и неуживчивые люди, способные многого достичь благодаря упорству и таланту.

Почему возникают такие необычные для социотипов комбинации стилей мышления? Возможно, из-за усиления каких-либо функций, не являющихся ведущими у данного типа личности (дополнительных акцентов типа), которые развиваются под влиянием окружающих людей или условий жизни. Может быть, влияет не столько воспитание, сколько врожденные, генетически обусловленные способности психики ребенка. В таком случае можно предположить, что акценты типа, как основные, так и дополнительные, могут иметь врожденный характер. Только некоторые дополнительные акценты типа могут изменяться в течении жизни, а некоторые являются неизменными, хотя могут менять степень своей выраженности в зависимости от их тренируемости.

Все, кто занимается прикладной соционикой и имеет непосредственный контакт с людьми, должны учитывать разнообразные факторы, вносящие существенные коррективы в интерпретацию типов и их взаимодействие. Невозможно давать стандартные советы "на все случаи жизни", исходя только из общего принципа 16-и классических типов личности и интертипных отношений, поскольку нам часто приходится иметь дело с теми или иными отклонениями от существующих стандартов. Нужно разобраться, какие аспекты делают проявления данного социотипа нетипичным для него, как они взаимодействуют с различными аспектами других людей и какие новые коррективы вносят в прогнозы и рекомендации.

СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Согласно теории К.Г. Юнга (см. книгу "Архетип и символ"), сенсорика может сочетаться не только с логикой, но и с этикой, а интуиция не только с этикой, но и с логикой, что и явилось для Юнга основой для описания его типов личности (см. книгу "Психологические типы"), а для В.Гуленко - выделения групп с установкой на вид деятельности, независимо от рациональности или иррациональности типов. Перечислим эти группы: группа сенсориков и логиков (Управленцы), сенсориков и этиков (Социалы), интуитов и логиков (Сайентисты), интуитов и этиков (Гуманитарии).

Мы знаем, что любой тип личности имеет ту или иную комбинацию усиленных функций, а, значит и соответствующих им психоформ поведения и стилей мышления - в основном за счет ведущих элементов данного типа и частично за счет гипертрофированных дополнительных акцентов типа.

В соответствии с теорией функциональной асимметрии мозга С. Спрингера и Г. Дейга, левое полушарие мозга ответственно больше за анализ, счет, речь, понятийное мышление, свойственное, очевидно, в большей степени конкретно-мыслящим социотипам - логикам и сенсорикам, образующим дискуссионный клуб Реалистов-Аналитиков.

Таким образом, "левополушарные" люди чаще имеют основные комбинации из линейных (по Деллингер) психоформ - Квадрат и Треугольник (Квадрату соответствует стиль мышления Аналитик, Треугольнику - Реалист ). Думаю, что соответствие логике стиля мышления "Аналитик", а сенсорике - "Реалист", сомнений не вызывает. Наиболее реалистически мыслящие люди - логики и сенсорики, составляющие установку на вид деятельности: Управленцы-Технологи.

Правое полушарие в большей степени отвечает за ассоциативно-образное, невербальное мышление, сюда относится и информация, связанная с тактильной чувствительностью (тоже являющейся разновидностью сенсорики), но в большей степени правое полушарие все же связано с интуицией и этикой. Те, у кого оно преобладает, образуют клуб или группу Идеалистов-Синтезаторов.

"Правополушарные", то есть абстрактно-мыслящие, имеют нелинейную, то есть в целом, по сути своей, более иррациональную психоформу. Это Круг, который соответствует элементу ИМ - этика (гармонизирующая психоформа и стиль мышления - Идеалист) и Зигзаг, соответствующий доминирующей интуиции, творческой психоформе и стилю мышления - Синтезатор. "Правополушарные", сочетающие интуицию и этику, наиболе ярко представлены группой с установкой на вид деятельности, называемой - Гуманитарии.

Интересен тот факт, что комбинации, характерные для Управленцев (Реалист-Аналитик) и для Гуманитариев (Идеалист-Синтезатор), не противоречивы по своей сути. Типы с такими установками образуют 2-ю и

4-ю квадры, названные Г.Рейниным "Аристократы". Совершенно иначе - на противоречиях, построены стили мышления у представителей 1-й и

3-й квадр ( "Демократы"). Они состоят из группы сенсорных и этических типов (Социалов), имеющих стиль мышления - Идеалисты-Реалисты, и группы интуитивных и логических типов (Сайентистов-Исследователей), имеющих тоже противоречивую комбинацию стилей мышления - Аналитики-Синтезаоры.

Противоположность в стилях мышления у "Демократов" связана, очевидно, с более сбалансированными, чем у "Аристократов", определенными функциями правого и левого полушарий. Может быть, именно с этим связано то, что Социалы и Сайентисты образуют в обществе квадры "Демократов" - более терпимых к инакомыслию из-за менее контрастных, чем у "Аристократов", мыслительных установок. Возможно, по этой причине Гуманитарии и Управленцы составляют квадры "Аристократов", которым не хватает свободы выбора между противоречивыми тенденциями из-за более контрастных, в чем-то противоположных мыслительных установок.

Кроме того, в рамках каждого дискуссионного клуба, соответствующие типы личности имеют подтипы - относительное усиление 1-й или

2-й функции в типе. Их вертикальные подтипные установки на вид деятельности вносят свои коррективы. Так, например, ИЭЭ (Вдохновитель), принадлежащий к клубу Гуманитариев, сочетающий, как правило, стили мышления "Идеалист" и "Синтезатор", при научной подтипной установке может иметь дополнительно стиль мышления - Аналитик, а при социальной установке - Реалист или Прагматик.

Таким образом: типные, подтипные, акцентные особенности как-то связаны с тонкими пропорциями в преобладании тех или иных функций мозга.

Однако, не следует забывать, что дополнительные подтипные установки или акценты типа не могут доминировать над ведущими функциями типа, хотя и вносят свои нюансы. Вообще, любые дополнительные признаки типа никогда не могут стать ведущими, даже если они достаточно выражены. Вместе с тем, сложности в тестировании, как у социоников, так и у зарубежных и отечественных психологов, бывают связаны не столько с непродуманными ответами тестируемых, сколько с тем, что нетипично расположенные акценты типа затрудняют его диагностику.

5-й стиль мышления - Прагматик. Он включает в себя не сочетание, а скорее синтез 2-х или 3-х стилей мышления и соответствует самой сложной и неустойчивой психоформе - "Прямоугольник", названной нами нулевой формой типа, поскольку ноль может превратиться в любую цифру по ситуации, а сам по себе является пограничным состоянием между противоположными величинами.

Согласно теории С. Спрингера, помимо лево- и правополушарных, существуют "промежуточные" стили мышления. Очевидно, это и есть "Прагматики". Исследования прикладной соционики, опирающейся не только на теорию, но и на эмпирический опыт, показали, что такой тип мышления часто имеют представители следующих социотипов: Экспериментатор, Политик, Коммуникатор, несколько реже - Посредкик, Критик, Лидер, Мастер, Новатор, еще реже - Наставник, Вдохновитель, Лирик.

Что касается остальных 4-х, более конкретных стилей мышления, наиболее выраженные "Синтезаторы" - это Новатор и Вдохновитель, самые яркие "Аналитики" - Инспектор и Аналитик, "Идеалисты" - Гуманист и Лирик, "Реалисты" - Лидер и Управляющий.

Как правило, у всех типов личности наблюдается сочетание двух стилей мышления, соответствующих 2-м основным функциям типа, иногда бывает даже трудно определить, какой стиль мышления развит больше. В таких случаях бывает сложно определить и основной подтип. Помогает выявить ведущий подтип тест на подтипную, (дополнительную к основной, типной) установку на вид деятельности, который мы разработали.

Можно предположить, что выраженное усиление обеих ведущих функций дает хороший прогноз для актуализации типа. Если этого нет, можно воспользоваться рекомендациями для усиления ослабленной 2-й функции типа. Если у типа больше выражены другие акцентированные функции, нужно заняться психокоррекцией для усиления основных функций с целью актуализации типа. Это говорит о чрезмерной адаптации типа к неблагоприятным для его развития условиям.

Вообще, чтобы хоть немного приблизиться к истине - очень сложной, загадочной и капризной даме, нужно учитывать множество нюансов, способных завоевать ее расположение. Например, согласно нашей теории психоформ самыми инициальными, то есть быстро включающимися в работу и с трудом доводящими ее до конца, являются те, у кого психоформа творческая или доминантная. Те же, кто входят в ритм работы медленнее, "с раскачкой", но охотнее завершают работу, как бы накапливая силы ближе к концу - терминальные варианты типа, имеющие гармонизирующую и нормирующую психоформы типа.

Однако терминальность или инициальность зависят и от многих других факторов. От того, какой вертикальный блок усилен в модели у данного подтипа - инертный (более терминальный) или контактный (более инициальный), какой темперамент у обследуемого человека - флегматический и меланхолический (предполагающий склонность к терминальности), или холерический и сангвинический (предрасполагающий к инициальности) и т.п. Замечено, что накопление этих второстепенных тенденций, противоположных данной психоформе типа может значительно ослабить или изменить на противоположное тенденции, присущие той или иной психоформе.

Возможно, "Совы" и "Жаворонки" - это люди с выраженными качествами терминаторов или инициаторов, полученных в результате синтеза данных тенденций, когда имеется значительный перевес перечисленных факторов либо в сторону инициальности, либо в сторону терминальности. При этом "Голуби", имеющие пограничные качества и поэтому не подверженные влиянию биоритмов - это те люди, у которых противоречивые тенденции достаточно сбалансированы.

То же касается и таких качеств, присущих психоформам, а значит и связанных с ними стилям мышления, как игноративность (низкая способность к отслеживанию реакций окружающих и адекватное, прямолинейное реагирование на раздражители, присущее творческой и нормирующей психоформам) и коннективность (высокая способность к оценке реакций окружающих и умение манипулировать отношениями, применяя дипломатичность, что больше присуще доминантной и гармонизирующей психоформам). Не вызывает сомнений тот факт, что у этиков, имеющих игноративные психоформы - творческую или (на уровне дополнительного акцента типа) нормирующую, степень игноративности будет все же менее выраженной, чем у логиков с этими же психоформами. И, наоборот, у коннекторов - гармонизаторов или доминантов по своим психоформам, если они логики, (или имеют второй выраженный дополнительный акцент типа на логике), степень коннективности будет ниже.

Все это важно учитывать при тестировании и прогнозировании отношений. Для совместной жизни или работы все эти качества имеют большое значение и порождают много недоразумений и конфликтов. Изменить их очень трудно, можно лишь попробовать свести к минимуму число ошибок путем взаимных компромиссов в личной жизни и правильной организации процесса в служебной сфере.

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ

В некоторых ситуациях может возникать так называемый мотивационный конфликт. Обычно это происходит в следующих случаях:

1. Когда человек колеблется в выборе между двумя полезными или интересными занятиями и, наконец, выбрав одно, сожалеет о другом и сомневается в правильности своего выбора.

2. Когда человека что-то одновременно притягивает и отталкивает в том, что он выбрал или собирается делать, и в нем борются интерес и страх перед неудачей.

3. Когда приходится делать что-либо неприятное, но если этого не сделать, ждут другие неприятности.

Во всех случаях присутствует проблема выбора. Но она состоит не только в комбинации внешних факторов, но и в незнании своих собственных особенностей и следующих в результате того или иного выбора реакций. Определить, что важнее, какое решение будет более правильным, гораздо легче, если лучше узнать свой тип личности и связанные с ним психологические особенности. Эти же знания особенностей окружающих помогут вам дать им правильный совет.

Нужно учитывать, что мотивация у всех различна, и не нужно порицать людей за то, что их мотивы отличаются от ваших. У одних больше развито чувство долга перед другими, у других - перед собой и своей самореализацией. Одних увлекает содержание процесса, других - успех в жизни. Одним нужно уважение окружающих, уверенность в себе и душевное равновесие, другие стремятся выдвинуться благодаря своим уникальным способностям. Одним нужны похвала и восхищение, другим больше - любовь, дружба, доверие. Общим для всех является только желание избежать неприятностей, разочарований, обид, унижения, но только многие не знают, что нужно для этого делать, а еще больше - чего не нужно. Понимая себя и других и особенности отношений с ними, легче избегать неожиданных неприятностей. Для лучшего осознания своих мотиваций будет полезным создавать в школах профильные классы и кружки, а для взрослых - клубы по интересам. Изучая стили мышления, установку на вид деятельности, а также стимулы и мотивацию различных типов личности на уровне классических и акцентных проявлений особенностей типов, можно разобраться в своих проблемах и найти ключ к их решению, выбрать правильный путь актуализации своих способностей и найти свое настоящее место в жизни. Чем раньше это случится - тем лучше.

СТИМУЛЫ И МОТИВАЦИЯ ТИПОВ ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ

Чтобы найти общий язык с другими, недостаточно понимать их стили мышления. Необходимо так же учитывать их ЖИЗНЕННЫЕ СТИМУЛЫ, впервые описанные В.В. Гуленко.

Так, например, интуитивные типы личности имеют чаще всего в качестве стимулов

с а м о ц е н н о с т ь и у н и к а л ь н о с т ь. Для них важно быть полезными, создавая что-то новое, оригинальное, отвечающее идее духовной и интеллектуальной эволюции человечества. Когда они могут этим заниматься, то считают, что состоялись в личностном плане. Логики больше ориентированы на служение обществу или изучение законов общественной эволюции и т.д., а этики - на служение конкретным людям (или людям вообще). Как правило, это путь актуализации Идеалистов и Синтезаторов - тех, кто относится к группам Гуманитариев и Сайентистов. Особенно выражена такая тенденция у тех из них, у кого в подтипе усилена интуиция.

Стимулы сенсорных типов со стилем мышления Реалистов и Аналитиков - с т а т у с и б л а г о с о с т о я н и е. Это конкретно мыслящие люди, к которым часто примыкают и Прагматики с акцентированной сенсорикой. Они ориентированы на собственный успех здесь и теперь. Их гораздо меньше занимает проблема эволюции общества или совершенствование людей и их отношений. Если они создают что-то новое в технике, политике или бизнесе, ими движет стремление занять более высокое положение в обществе и достичь хорошего материального положения. Это путь реалистов, живущих для себя и близких, хотя при этом они благодаря своим талантам могут создавать ценности, переживающие века.

Если обобщить эти подходы, для удобства и краткости используя стили мышления, можно заметить, что Синтезаторов и Прагматиков можно стимулировать, вызвав у них дух азарта и победы над конкурентом, Реалистов - тоже, но их сначала нужно убедить в бесспроигрышности и пользе от этой борьбы. А вот Идеалистов этим не стимулируют, они более отзывчивы к служению высоким идеалам и похвале их личных качеств. Аналитиков подвигнет к деятельности только разумное, полезное, хорошо обоснованное предложение.

Рассмотрим эти стимулы подробнее:

Аналитиков интересует: ясность, логичность, эффективность. Если это связано с новыми знаниями, им нужны подробности: какие это сулит им личные выгоды или достижения, что это даст им в будущем. Нужно оговорить какие формы деятельности возможны для реализации проекта. Их мотивирует собственная полезность, значимость, компетентность и уважение окружающих и самоуважение.

Идеалистов привлекают: личное участие, помощь и та польза, которую они принесут другим, их чувства при этом, чувства и отношения к ним других. Новые знания вызывают у них любопытство в отношении общих для всех результатов, прилив сил от ощущения своей значимости и полезности. Воодушевляет их и поднимает настроение не только интерес к работе, но и наслаждение любовью и благодарностью других за свое самоотверженное служение им.

Реалистов и Прагматиков интересуют конкретные действия и результаты. Им необходимо объединение усилий для успешного решения проблем. Импонирует быстрое, эффективное и приятное действие или дело, успешное завершение и получение пользы или прибыли. Гораздо меньше Реалистов привлекают новые подходы, если только они не способствуют повышению их престижа. Их больше интересует изучение и овладение конкретными полезными знаниями и вещами, а не решение трудных, непосильных для других, задач. Им свойственен азарт, но не энтузиазм в борьбе и преодолении трудностей, да и то - лишь в том случае, если их цель конкретна и достижима.

Синтезаторов интересуют новые, уникальные знания, способность к оригинальным выводам и заключениям, нахождение новых вариантов решения проблем, изучение необычных подходов и явлений, свобода творчества, вдохновение, реализация способностей и их высокая оценка окружающими, а также - развитие талантов и всеобщее признание, ощущение своей полезности и оригинальности.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТИПОВ

Актуализация человека через воздействие на его стимулы для реализации сильных качеств, может быть как естественной, так и искусственной.

Актуализация может считаться естественной, если ребенок развивается и воспитывается правильно и не имеет препятствий для своего самовыражения - просто воспитание и среда способствуют этому.

Искусственная актуализация - это когда приходится сознательно исправлять допущенные промахи в воспитании и препятствующее актуализации воздействие окружающей среды. Это могут делать воспитатели или сам человек, осознав необходимость таких мер. В некоторых случаях жизненная ситуация складывается стихийно, побуждая и создавая условия для актуализации, в других случаях приходится преодолевать препятствия и развивать свои способности вопреки обстоятельствам.

Для самоактуализации нужно, во-первых, хорошо осознать свои способности и, во-вторых, иметь хорошо развитые волевые качества. Нервные срывы и потеря веры в успех бывают и в том случае, если заботливые родители волевым давлением заставляют ребенка развивать свои слабые качества вместо сильных, или же, если подобным образом поступает сам человек, предполагая, что выбрал правильный путь к актуализации своих способностей. Поэтому не мешает вовремя определить свой путь и использовать побуждающие к действию факторы и соционические подходы. Знание этих стимулов необходимо и при общении с другими людьми, чтобы заинтересовать их в сотрудничестве или помочь им обрести свои цели.

К общим факторам, п о б у ж д а ю щ и м к д е й с т в и ю относятся: результат как вознаграждение (что больше привлекает Реалистов-сенсориков), а также интерес к процессу и свобода действий (на что ориентированы Синтезаторы-интуиты). Естественно, эти принципы являются общими для всех - только пропорции различны. В любом случае важна увязка личных и общественных интересов. Необходимо учитывать степень компетентности человека для решения задачи, его возможности и интерес к работе.

Иногда люди переоценивают свои способности творчески решать определенные задачи и очень обижаются, когда им указывают на плохое качество сделанного, которое они даже не в силах оценить объективно. Целесообразнее, учитывая их типные особенности, темпераменты и стили мышления, не загружать их слабые качества, а дать работу по более сильным функциям. При этом нужно учитывать индивидуальные подходы к каждому типу личности.

Литература:

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1990.
  2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. СПБ. 1993. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека (рукопись).
  3. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  4. Аугустинавичюте А." Социон "; " Теория интертипных отношений". Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.
  5. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К., 1991.
  6. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К., 1991.
  7. Гуленко В.В., Мегедь В.В., "Совместимость и дуальность", ж-л "Соционика, ментология и психология личности", МИС, 1, 1994г.
  8. Мегедь В.В., Овчаров А.А., "Концепция энергообмена в модели "А" и построение подтипов, ж-л "Соционика, ментология и психология личности", МИС, 1, 1994г.
  9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.; Психология, "Наука - школе", Москва, 1991г.
  10. Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.