Мегедь В.В., психолог-консультант.

ФОРМЫ ЛЮБВИ - ДРЕВНИЕ И НОВЫЕ

Новая авторская типология характеров и отношений

Любовь - это индивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей, столько и видов любви. И все же есть даже в этой, самой загадочной и непостижимой области, некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основных видов любви.

Конечно, формы выражения чувств - это еще не любовь, а лишь склонность к тому или иному ее виду. Любовь - это многогранное чувство, которое может выражаться по-разному. Ей присущи: страсть и нежность, блаженство и спокойная умиротворенность, восторг и гнев, радость и тревога, страх и даже ярость. Но, сколько бы оттенков и форм ни было у любви, она всегда стремится к пониманию, духовной близости, общим занятиям.

Любовь - это интимное и глубокое чувство, со стремлением к самоотдаче и постоянству. Для нее характерно восприятие другого человека как уникальной и неповторимой личности, его идеализация.

Эта идеализация не только ослепляет любящего, но и, наоборот, делает его "зрячим", так как позволяет видеть в любимом то, чего не видят другие. Это чувство не управляется ни разумом, ни волей, его нельзя насильно вызвать или подавить. Любовь рождает желание взаимности, поэтому стимулирует человека к самосовершенствованию, развитию своих лучших качеств, делает его содержательнее, интереснее.

Любящий человек часто мысленно обращается за советом к объекту своих чувств, оценивает себя, свои мысли и поступки как бы с его позиции. Это вызывает эффект присутствия любимого человека, даже если он далеко; ориентацию на его оценку, мировоззрение, восприятие. При гармоничных сочетаниях чувств взаимность усиливается с годами, при дисгармоничных - множатся недоразумения. В таких случаях напрасно люди пытаются объяснять крах своих иллюзий надуманными причинами, не понимая, что причина одна: в любви они говорили на разных языках и не смогли приспособиться друг к другу. Зная природу своих чувств, этого можно избежать.

Полная гармония, как и полное счастье - крайне редки, но путь к ним, хоть и нелегкий, лежит только через знание особенностей друг друга. И еще - через желание превратить свое влечение к человеку в настоящую любовь. А для этого надо понимать саму природу любви и разные формы ее проявления.

Не всякие отношения можно назвать любовью, но их разновидности могут проявляться в любых ситуациях, будь то дружба или сотрудничество, мимолетное знакомство или давнее влечение.

Так, например, люди, склонные больше к чувственной любви, имеют в ее основе тип отношений - эрос. Это значит, что испытывая влечение далеко не к каждому партнеру, люди с таким типом отношений больше духовной и интеллектуальной близости ценят конкретные ощущения, несущие им радость в общении с партнерами: вкусная еда, прикосновения, подарки, совместные развлечения и прочие земные радости. Особенно ярко их гедонизм проявляется в любви; менее выражен в дружеских и деловых отношениях. В случае антипатии к партнеру, человек с такой формой чувств выдает самую острую критику чаще всего по аспектам, связанным с ощущениями.

Формы любви связаны с определенными особенностями характера, на базе которых была создана авторская типология акцентов характеров с соответствующими им формами чувств и отношений (акценты характера - комплексы тех или иных черт характера, связанных с проекцией элементов информационного обмена, проявляющихся на психофизическом уровне личности).

Эта типология вариантов типа с присущими им формами чувств и отношений, раскрывает новые грани совместимости между типами личности на психофизиологическом уровне типа.

Если Вы уже познакомились с подробными авторскими описаниями акцентов типа и взаимоотношений между ними и с помощью теста, приведенного в том же разделе, или путем произвольного выбора, определили свои ведущие акценты типа, то эти краткие описания акцентов типа помогут вам вспомнить основные характерные черты всех акцентов типа и легче сориентироваться в формах чувств и отношений, присущих вашим акцентам типа.

КРАТКИЕ ОПИСАНИЯ АКЦЕНТОВ ХАРАКТЕРА

ФАНТАЗЕР - это очень любознательный, внутренне мятежный человек. Горячо отстаивает свои интеллектуальные убеждения, но уступчив и отходчив в практических или материальных вопросах. Имеет сильное ассоциативно-образное восприятие. Полон идей и предложений не совсем практического характера. Сообразителен и находчив. Быстро замечает взаимосвязи между внешне разными явлениями. Всегда видит множество вариантов решения проблем и может их решать довольно неожиданными для окружающих способами. Довольно импульсивен, несмотря на одержимость какой-либо новой идеей, у него не всегда хватает терпения доводить начатое до конца и это часто мешает в достижении жизненных целей. Испытывает отвращение к однообразию, рутине, шаблонам и регламентам. Постоянно находится в оппозиции к существующим порядкам, неохотно идет на компромиссы в том, что для него принципиально, но может терять интерес к ситуации, если она не решается быстро и переключаться на другое.

ПРОГНОЗИСТ - человек с развитой интуицией, которая позволяет ему проникать мыслями в прошлое или будущее и предвидеть исход тех или иных событий. Ему свойственна неудовлетворенность реальной действительностью и желание ее изменить. Поэтому он стремится к самоусовершенствованию и никогда не бывает удовлетворен достигнутым. Отсюда - повышенные требованиями к себе и к окружающим. В поисках ускользающей гармонии бывает внутренне противоречив и склонен к постоянным сомнениям, из-за чего часто переключает свое внимание и отвлекается на новые идеи или дела. Интересуется явлениями окружающего мира, пытаясь понять его закономерности и предугадать дальнейшее развитие событий. Имеет склонность к раздумьям о законах мироздания, проявляет интерес к морально-философским или религиозным проблемам, поиску истины и гармонии в окружающем мире. Это довольно оригинальный человек, но из-за аморфного темперамента, непредсказуемости характера и неопределенности в выполнении своих обязательств часто вызывает полярные оценки своей личности.

ПОБЕДИТЕЛЬ - энергичный, активный, расторопный в практическом плане человек. Быстро ориентируется в критических ситуациях. Вынослив, умеет преодолевать препятствия, не жалуясь на трудности. Отличается вспыльчивым, прямолинейный и бескомпромиссным характером. Умеет настоять на своем. Неуступчивый и прагматичный, он идет к своей цели несмотря ни на что. Требователен и придирчив, внутренне проблематичный, часто неуживчивый. Ему не хватает такта и дипломатичности в отношениях с другими. Это довольно резкий, напористый и нетерпимый человек. Имеет мало друзей.

ЭПИКУРЕЕЦ - реалистичный, уверенный в себе человек. Настроен на получение от жизни всех ее радостей и удовольствий. Гурман, эстет, не равнодушен к качеству вещей. Это - недемонстративный лидер. Активен и деятелен. Умеет нравиться людям, увлекать их за собой. Знает, чего хочет и всегда добивается своей цели благодаря силе воли, упорству и настойчивости. В отношениях часто упрям и не любит возражений. Склонен все устраивать так, как удобно ему. Не всегда учитывает интересы других, но может проявлять дипломатичность и обходительность, если это необходимо. Его власть проявляется мягко. Хорошо чувствует физические и материальные потребности других и умеет проявлять заботу о каждом. Недостаточно самокритичен и не любит критики. Не прочь при случае подчеркнуть свои достоинства.

ПРОФЕССИОНАЛ - это хороший специалист, постоянно повышающий уровень своей деловой компетентности. Он трудолюбив, деятелен и добросовестен. На него во всем можно положиться. Уважает прежде всего пользу, целесообразность, качество, аккуратность, порядку и точность в делах. Упрям и последователен. Из-за этого ему часто приходится доделывать чужую работу. Доверяет только своему и чужому опыту, а также фактам и проверенной информации. Нуждается в определенной дистанции в общении, чтобы не попасть в эмоциональную зависимость к партнеру. Не склонен к компромиссам, но не выносит конфликтов, поэтому в крайнем случае может пойти на временные уступки в делах или отношениях. Испытывает трудность в выражении своих чувств, поэтому в общении может выглядеть сухим или холодным человеком.

ЛОГИК - личность с развитым аналитическим мышлением. Очень ценит логические аргументы. Стремится к порядку во всем, систематизации, структуризации и категоризации. Он умело планирует свои дела, составляет планы и графики. Очень терпелив, добросовестен, скрупулезен и педантичен в работе. Это - человек методичный, уравновешенный, ко всему предпочитает готовиться заранее. Ему необходима спокойная, уединенная обстановка для раздумий. Склонен все подвергать анализу. Не доверяет предположениям, не подкрепленным цифрами и фактами. Живет больше разумом, не склонен поддаваться чувствам в ущерб соображениям целесообразности и здравого смысла. Довольно негибок в отношениях.

РОМАНТИК - приветливый, но очень ранимый, эмоциональный и внутренне противоречивый человек. Сильно зависит в общении с другими от собственных симпатий и антипатий и связанных с этим переживаний, но старается это скрыть от окружающих. Он может оказывать сильное влияние на других силой и глубиной проявления своих чувств. Умеет поднять им дух и настроение, увлечь какой-либо идеей, но такое поведение у него не является продуманной тактикой. Романтик не стремится к власти, редко ставит перед собой конкретные цели практического характера. Часто разочаровывается в объектах своих симпатий, но не может жить без внутренних идеалов. Страдает от частых перепадов настроения и неуверенности в себе.

МИРОТВОРЕЦ - тактичный человек, которому не свойственно честолюбие. Миролюбив, сентиментален и чувствителен. Добр и уступчив. Умеет сглаживать недоразумения и лавировать в отношениях. Он хорошо разбирается в людях и легко устанавливает нужную дистанцию в общении с ними. Налаживает или изменяет отношения, руководствуясь при этом больше интересами других, чем своими собственными. Он довольно снисходителен к чужим слабостям и склонен к компромиссам ради сохранения хороших отношений, поэтому его добротой часто злоупотребляют. Страдает из-за недостатка силы воли, настойчивости и инициативы.

АКЦЕНТЫ ХАРАКТЕРА И ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ

Теперь, зная свои акценты характера, Вы можете познакомиться с соответствующими им описаниями форм любви (или просто - форм отношений):

  1. Миротворцу, стремящемуся к полной гармонии в отношениях, больше всего присуща компромиссная форма любви - Сторгэ.
  2. Для Романтика, испытывающего на себе всю власть эмоций, характерна любовь - Маниа.
  3. Хладнокровному Логику свойственна любовь - Аналита.
  4. Трезвому и практичному Профессионалу присуща любовь - Прагма.
  5. Для Прогнозиста, влюбленного зачастую в несуществующий идеал, характерна самая идеалистическая форма любви - Агапэ.
  6. Фантазеру, нуждающемуся в понимании окружающих, присуща любовь - дружба Филиа.
  7. Эпикурейцу, предпочитающему сферу приятных ощущений, присуща чувственная любовь - Эрос.
  8. Для Победителя, не склонного к компромиссам, типична завоевывающая и подавляющая партнера любовь - Викториа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ЛЮБВИ (ИЛИ ОТНОШЕНИЙ)

1. Сторгэ - это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением. Зародилась Сторгэ в античности, получила развитие в эпоху Ренессанса и в наше время не утратила своей актуальности.

2. Маниа - длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения. Существует любовь-Маниа с глубокой древности, но наибольшее распространение получила в 20-м веке в Западной Европе после сексуальной революции, адепты которой призывали к раскрепощению чувств и отрицанию холодной буржуазной рассудочности. Не потеряла своей актуальности и в наш прагматичное время, хотя и стала менее драматичной.

3. Аналита - это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок. Наиболее ярко проявилась в 19-м веке и хорошо отражена в философии Фрейда, Ницше, Шопенгауэра и др. У многих, не встретивших своего идеального партнера, такая форма любви превращается в полное ее отрицание. В наше время прогрессирующего равноправия полов (биархата) постепенно утрачивает свою актуальность и проявляется менее ярко, хотя все еще актуальна. Поскольку в литературе она не имела определенного названия, автором было предложено свое.

4. Прагма - трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливый баланс между "давать" и "получать". Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. Описана Спинозой. Наиболее популярна была в 18-м веке, хотя существовала во все исторические эпохи. Не утратила своей популярности и в наше время. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету.

5. Агапэ - любовь жертвенная и идеалистичная. В ее основе лежит терпимость. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Несмотря на ее сложный и противоречивый характер, она более других форм любви располагает к смирению. Иногда человеку, имеющему такую форму любви, приходится принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное влечение всегда преобладает над физическим. Широкое распространение этот вид любви-смирения получил с возникновением христианства, но она актуальна и в наше время.

6. Филиа - это духовное чувство, в основе которого лежит родство душ, помыслов и интересов - своего рода интеллектуальная общность. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это - любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее. Эта форма любви получила развитие в эпоху Ренессанса, но была воспета еще Платоном и с тех пор называется платонической. В наше время она становится все более актуальной для обществ, пресытившихся сексуальной вседозволенностью.

7. Эрос - это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, - лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются. Эта форма проявления чувств получила распространение еще в Древней Греции, наиболее характерна для развитых обществ и все еще широко пропагандируется средствами массовой информации и различными видами искусства.

8. Викториа - это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес.

У интровертов или бивертов (людей малообщительных) это чувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человек рассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляется в виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения. Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. У экстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, так как ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радости от новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость, которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и без стремления к полному взаимопониманию. Зародилась эта форма отношений в Древней Греции. Наиболее популярна была в период рабовладельческого строя. В настоящее время в развитых и духовных обществах утрачивает свою популярность. В американской культуре, после сексуальной революции, получила популярность экстравертная форма этой любви, которая не утратила там актуальность и в настоящее время. В архаичной форме интровертная форма этой любви сохраняется в обществах, традиционно отводящих женщине второстепенную роль.

СОВМЕСТИМОСТЬ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ

У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ АКЦЕНТОВ ХАРАКТЕРА

Человеческая жизнь редко обходится без любви, но каждый любит по-своему. Нужно понять главное - человек не может любить так, как вам этого хочется. Он любит так, как ему это от природы свойственно. Ваше право принять его любовь такой, какая она есть, или отвергнуть, если такая форма проявления чувств вам не нравится. Если же вы хотите достичь гармонии в чувствах с человеком, которого любите, разберитесь, какой формы отношений каждый неосознанно ждет от другого и постарайтесь развить их в себе. Говорят, привычка - это вторая натура, поэтому желаемое со временем может стать реальным. Рассмотрим совместимость отношений на сугубо личном, эмоциональном уровне.

Наиболее совместимые сочетания:

  1. Сторгэ и Прагма. Это союз акцентов характера: Миротворец и Профессионал.
  2. Маниа и Аналита. Союз Романтика и Логика.
  3. Агапэ и Викториа. Союз Прогнозиста с Победителем.
  4. Филиа и Эрос. Союз Фантазера и Эпикурейца. Эти противоположные виды любви хорошо дополняют друг друга.

Например, очень прочный союз у людей, имеющих формы любви Сторгэ и Прагма, так как в этих чувствах очень ценится спокойная гармоничная жизнь, укрепляющая отношения. Маниа может на многое подвигнуть ее носителя, который хочет соответствовать особенно высоким требованиям личности с Аналитой. Тот, в свою очередь, уравновешивает своей трезвой рассудочностью импульсивность в чувствах владельца Мании.

С властной собственнической Викториа поладить может только жертвенное чувство - Агапэ, способное подчиняться чужой воле. Что же касается любви Эрос, то только богатые возможности и фантазия интеллектуальной Филиа могут надолго сохранить интерес пылкого и требовательного партнера. Это великолепный союз ума, души и тела.

К несовместимым видам отношений относятся:

1. Сторгэ и Аналита.

Нежное, ранимое Сторгэ не выносит отстраненной и бездуховной, строгой и требовательной Аналиты. А для Аналиты Сторгэ слишком примитивна, скучна и даже слащава. Им трудно найти взаимопонимание и созвучие в чувствах.

2. Маниа и Прагма.

Культ эмоций не совместим с практическим расчетом. Маниа кажется Прагме беспокойной и навязчивой, а Прагма Мании - циничной и скучной.

3. Агапэ и Эрос.

Меланхоличная Агапэ не вызывает восторга у Эрос. А Эрос ранит Агапэ своими высокими требованиями. Кроме того, владелец Эроса не нуждается в жалости и смирении, а лишь в равном партнере, вызывающем чувственный восторг.

4. Филиа и Викториа.

Это извечный конфликт между духовным и телесным, между стремлением к равенству и подчинением, между практическим интересом и его игнорированием. Они не привлекают друг друга.

Сочетания видов отношений со средней совместимостью
(которые при определенной подстройке могут уживаться):

1. Сторгэ и Викториа.

Тактичная Сторгэ идет на компромиссы ради сохранения гармонии и прочности отношений. Она терпелива и смягчает со временем Викториа. Ее способность к гибкости приближает ее порой к Агапэ, необходимой Викториа.

2. Маниа и Эрос.

Культ любви объединяет их и делает поначалу эмоции яркими. Со временем наступает усталость от избытка чувств, но Маниа крепко удерживает Эрос. Их связь обычно оказывается бурной, но интересной для обоих. Правда, точный исход здесь не всегда предсказуем.

3. Агапэ и Прагма.

Идеалистическая жертвенность и трезвый расчет, несмотря на некоторые трения, сходятся на обоюдном стремлении к постоянству.

4. Филиа и Аналита.

Это высокоинтеллектуальный союз, в котором оба стремятся к совершенству. Правда, Филиа не хватает чувственности, а Аналите эмоциональности во взаимоотношениях, но они находят общие интересы, которые их сближают. Расстаться могут только из-за идейных разногласий или интимной неудовлетворенности.

Партнеры при средней степени совместимости не всегда могут приспособиться друг к другу, но, если все же это происходит, они уживаются.

Существует и такая комбинация видов любви при средней степени совместимости, когда партнеры взаимно погашают чувства друг друга. В таких случаях сближения либо не происходит, либо люди довольно скоро утрачивают взаимный интерес и расстаются.

Правда, в некоторых случаях такие пары приспосабливаются друг к другу под давлением внешних факторов: дети, имущественные проблемы и т.п. Но они сильно раздражают друг друга, а это трудно выносить при отсутствии любви.

Погашающие пары:

1. Сторгэ и Маниа.

Нежность и страсть при обоюдной направленности на культ любви вначале делают партнеров очень притягательными друг для друга. Но скоро выясняется, что любовь они понимают по-разному и это разочаровывает обоих.

2. Агапэ и Филиа.

Жертвенность и равенство в любви взаимно исключают друг друга. Проблемы с проявлением эмоций и сексуальной инициативой могут погасить обоих. Их интересы духовны, но различны. Им бывает скучно друг с другом, хотя поверхностные дружеские отношения могут сохраняться долго.

3. Аналита и Прагма.

Из-за трезвого подхода к любви они сначала могут заинтересоваться друг другом, сойтись на взаимном уважении, но им довольно холодно друг с другом. Эмоциональная сторона любви не выражена. И к тому же Прагма не стремится стать такой, какой ее хочет видеть Аналита. Вследствие этого наступает взаимное разочарование.

4. Эрос и Викториа.

Начало может быть бурным. Но Эрос, стремящийся к гармонии в чувствах, не приемлет подавления личности, разочаровывается в Викториа, а та, в свою очередь, не старается удержать его. Они оба очень независимы и расстаются легко.

Проблема человеческих отношений сложна и многогранна. Разумеется, подходы, основывающиеся на понимании отношений на эмоциональном и сексуальном уровнях, не решают полностью всю проблему отношений, но они приоткрывают занавес для понимания этой стороны отношений. Для более полного понимания проблемы сугубо личных отношений, мы предлагаем сделать еще один шаг в область сокровенного.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ЭМОЦИЙ, ПРИСУЩИХ АКЦЕНТАМ ХАРАКТЕРА

1. Альтруистические эмоции соответствуют акценту характера Миротворец, имеющему форму отношений Сторгэ. Этой форме эмоций свойственна потребность в содействии и конкретной помощи людям, желание приносить им пользу и бескорыстно делать приятное другим. Им присуще чувство преданности, участия, жалости, сопереживание удачам и радостям других, как своим собственным.

2. Коммуникативные эмоции чаще присущи Романтику, носителю формы отношений Маниа.

Это потребность в эмоциональном контакте с людьми, приподнятое, восторженное состояние и ощущение радости от общения с людьми. Самое большое удовольствие для них - делиться своими переживаниями и находить им отклик, обожать кого-то, желание заслужить одобрение и благодарность окружающих.

3. Гностические эмоции - наиболее полно испытывают типы с акцентом Логик, у которых чаще всего проявляется форма отношений Аналита. Самое приятное для них - решать проблемы с помощью обретения новых знаний. Разобраться в трудном вопросе или решить сложную задачу, преодолеть неясности в рассуждениях, понять суть явления и испытать радость от открытия истины и от ясности мыслей доставляет им огромную радость

4. Праксические эмоции чаще присущи Профессионалу со свойственной ему формой отношений Прагма. Удовольствие, вызванное напряженной работой. Увлеченность полезным и нужным делом, с большим напряжением воли завершение его и любование результатами труда. Упоение трудовым процессом, когда забывается усталость и появляется хорошее настроение. Крайнее проявление этой формы эмоций, выраженное в склонности к навязчивым состояниям - это акизитивные эмоции. Они выражаются в страсти к накоплению или коллекционированию вещей, часто лишних. Например, чтобы получить желанную вещь, такой человек может преступить закон со всеми вытекающими из этого последствиями. Но это уже область психиатрии и психопатологии.

5. Эстетические эмоции доставляют особую радость Прогнозисту, обычно имеющему форму отношений Агапэ. Предполагает погруженность в прошедшее или будущее время, уход от реальности, наслаждение красотой внешнего мира, изменчивого и вечного. Те, у кого усилена эта форма эмоций, испытывают лирические чувства от созерцания красоты и гармонии окружающего мира. Им присуща задумчивость, мечтательность, ностальгия по прошедшему или восторженность перед будущим, оптимизм и вера в лучшее.

6. Романтические эмоции больше свойственны Фантазеру со свойственной ему формой отношений Филиа. Связаны с чувством таинственного и загадочного. Их можно сравнить с интригующим ожиданием чуда. Это радость от прикосновения к неизвестному и необыкновенному.

7. Гедонистические эмоции - главная потребность Эпикурейца, имеющего форму отношений Эрос. Это способность испытывать огромную радость от удовлетворения физических и духовных потребностей, которые вызывают особый душевный комфорт: вкусная пища, прикосновение к коже удобной и ласкающей одежды, ощущение приятного тепла или бодрящего морозного воздуха; созерцание природы, гармонии красок, красивых людей, растений, животных, насекомых. Наслаждение тишиной, приятными запахами и звуками, чувство расслабленности или покоя.

8. Глорические эмоции чаще возникают у Победителя со свойственной ему формой отношений Викториа. Возникают при осознании себя в центре внимания или ощущении чувства превосходства над другими. Отсутствие этого стимула приводит к неудовлетворенности собой. им присуще стремление завоевывать признание и почет, испытывать гордость, либо желание взять реванш после поражения. Крайнее проявление - так называемые, пугнические эмоции. Такие эмоции говорят о тенденции к психопатологии. Это - опьянение чувством риска, игра между жизнью и смертью, азарт борьбы и стремление к победе любой ценой.

СООТВЕТСТВИЕ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ И ЧУВСТВ (ЭМОЦИЙ)

Исследуя формы отношений, мы заметили, что существуют определенные взаимосвязи между ними и формами эмоций, описанными русским психологом Б.И. Додоновым. Установив эти взаимосвязи, мы получили новую классификацию форм чувств и отношений Если Вы хотите научиться правильно понимать эмоциональное состояние другого человека, чтобы уметь доставить ему радость или добиться эмоционального созвучия, Вам будет интересно узнать какие эмоции приносят самое большое и значимое удовлетворение представителям различных акцентов характера с присущими им формами отношений.

Обычно у каждого человека преобладает тот тип эмоций, который соответствует ведущему акценту характера. Из этого не следует, что эмоции, не попадающие в разряд ведущих, не доставляют человеку радость или не испытываются вообще. Просто наиболее характерный тип эмоций испытываются человеком чаще и c наибольшим удовольствием.

Знакомство с классификацией эмоций поможет Вам понять, почему другой человек, который рядом с вами, не испытывает такой же радости, как и Вы от тех, или иных внешних эмоциональных стимулов. Не стоит обвинять его в черствости или восторженности, или - еще хуже, в равнодушии только потому, что он иначе устроен.

Зная форму эмоций интересующего вас человека, вы сможете многое понять в нем самом, в его реакциях или ожиданиях. Это еще один способ сопоставить ваши чувства и желания с чувствами других и поискать компромисс, удовлетворяющий наиболее полно обе стороны. Иными словами - это еще один шаг навстречу друг другу на трудном и тернистом пути взаимопонимания.

Итак, давайте посмотрим, какой форме любви - как отношения соответствует определенная форма чувств - эмоций:

1. Отношениям типа Сторгэ чаще бывают свойственны наиболее глубоко и полно переживаемые Альтруистические эмоции, побуждающие к состраданию и деятельной помощи людям.

2. Отношениям типа Маниа - Коммуникативные эмоции, возникающие как сильнейший эмоциональный отклик на эмоции других людей.

3. Отношениям типа Аналита - чаще присущи Гностические эмоции, связанные с аналитическим подходом ко всему и радостью от познания различных закономерностей окружающего мира.

4. Отношениям типа Прагма - присущи более частые, чем другим, переживания, вызванные процессом и результатом работы, так называемые - Праксические эмоции.

5. Отношениям типа Агапэ - свойственно более полное переживание Эстетических эмоций, связанных с духовными ценностями, искусством и поэзией, красотой окружающего мира и философией.

6. Отношениям типа Филиа - в наиболее полной мере присущи Романтические эмоции - переживание таинственного и загадочного, связанные с проникновением в скрытую суть явлений.

7. Отношениям типа Эрос - вполне земные, плотские радости, которые приносят развитые в этом случае Гедонистические эмоции.

8. Отношениям типа Викториа - больше других свойственны Глорические эмоции, связанные с осознанием собственного превосходства над другими, склонностью испытывать острые ощущения от удовлетворенного честолюбия или самолюбия.

ВОЗРАСТЫ ЛЮБВИ

Формы проявления чувств и отношений, характерные для отдельных представителей тех или иных акцентов характера претерпевают определенную эволюцию на протяжении целых исторических эпох. Становятся более актуальными и популярными то одни формы любви, то другие. Так и на протяжении жизни человека, они могут изменять свою актуальность. На фоне эмоционального поведения, характерного для каждого акцента характера, в разном возрасте актуализируются различные виды любви, причем в определенной последовательности. Они не заменяют формы отношений, типичные для каждого акцента характера, но оказывают на них определенное влияние. Давайте посмотрим, как это происходит в различные возрастные периоды:

1. Детство. Преобладает физический уровень развития. Усиливаются интровертные ощущения, отражающие собственнические чувства к родителям и близким. Эгоизм маленьких детей воспринимается естественно. Их властное "Я так хочу" - закон для окружающих. Тяжело переносится ребенком равнодушие близких к его потребностям, потеря родителей, физические наказания, подавление его воли. Это свидетельствует об усилении оттенка требовательной и собственнической любви - Викториа.

2. Подростковый период. Наступление физической зрелости. На первый план выступают экстравертные ощущения, вызванные наслаждениями, получаемым от окружающего мира и других людей. Первые ласки, эротические удовольствия, восторг перед красотой в любом ее проявлении. Много проблем связано с половым созреванием и возможностями его удовлетворения, а также с первым сексуальным опытом. Все это усиливает общую для всех в этом возрасте форму любви - Эрос, связанную со сферой ощущений.

3. Юность. Радость человеческого общения, идеализм и восторженность, свежесть мировосприятия, много эмоций. Любовь и еще раз любовь. В этом возрастном периоде много эмоциональных проблем, связанных с крушением иллюзий, безответной влюбленностью, уязвленным самолюбием. Преобладает этический уровень развития личности, связанная с ним сфера эмоций и вид эмоционального поведения - Маниа.

4. Молодость. Приобретение прочных дружеских и деловых связей, создание семьи, рождение детей. Возрастает роль семейного счастья, нежной и преданной любви. Больше всего в этом возрасте страдают те, у кого "не складывается" личная жизнь. Формы отношений преобладают над формой эмоций. Доминирует форма отношений - Сторгэ.

5. Начало зрелости. Возрастает роль профессионализма и способности обеспечить материальную сторону жизни. Острую неудовлетворенность в этом возрасте испытывают те, кто не смог достичь этого на данном этапе жизни. Актуализируется деловая активность и вместе с нею тип эмоционального поведения - Прагма.

6. Зрелость. После сорока лет людям хочется стабильной и упорядоченной жизни. На смену этическим и деловым проблемам приходят проблемы положения в обществе и в семье. Мучителен этот период для тех, кто "не состоялся" или не получил признания и надежного статуса. У них назревает переоценка ценностей - то есть, кризис середины жизни. Связанный с этим аналитическим периодом жизни тип отношений - Аналита накладывают отпечаток на поведение людей в этот период жизни.

7. Начало старости. Умудренность жизненным опытом открывает интуитивный период жизни человека, когда по легким намекам устанавливается скрытая суть происходящего. Багаж знаний и пережитых чувств облегчает поиск альтернативных возможностей в решении проблем. Это период между тем, когда "молодость знает" и "старость может". Решается множество возрастающих с годами семейных проблем и проблем, связанных со здоровьем. Тяжелее всего приходится тем, кто в этом возрасте не в состоянии их разрешить. И еще тем, у кого нет духовно близких друзей и спутника жизни. Доминирует в этом возрасте форма отношений, основанная на духовной близости и общности интересов - Филиа.

8. Старость. Самый сентиментальный и мудрый период жизни, когда преобладает покорность судьбе, и "не волнует кто кого - он или я". Приносит радость постижение красоты и гармонии окружающего мира. Появляется чувство возвышенной отрешенности и всепрощения. Идеализируется прошлое, волнует загадочное будущее. Приносит утешение религия. Суетность и обидчивость - враги душевной гармонии. Усиливается духовная и в определенном смысле - философичная форма отношений - Агапэ.

Идеально гармоничной можно было бы считать такую жизнь, в которой на каждом возрастном этапе успешно бы решались соответствующие эмоциональные проблемы, связанные с возрастными формами отношений. Поскольку это вряд ли возможно, постарайтесь устранять в первую очередь те проблемы, которые связаны с актуализированными на данном этапе вашей жизни формами эмоций. Тогда вы чаще будете ощущать эмоциональный комфорт.

Литература:

  1. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно. - СПБ, 1993 г.
  2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. - Л., 1990 г.
  3. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека , Киев, изд. МИС, 1997 г.
  4. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  5. Аугустинавичюте А. "Социон"; "Теория интертипных отношений". - Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982 г.
  6. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Теоретические основы прикладной соционики, ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 2, 1996 г.
  7. Мегедь В.В. "Совместимость типов" ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 3, 1996 г.
  8. Мегедь В.В. "Формы любви - древние и новые" ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 4, 1996 г.
  9. Мегедь В.В. "Виды любви в художественной литературе" ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 6, 1996 г.
  10. Мегедь В.В. "Наука общения" ж-л "Соционика, ментология и психология личности, МИС, 3, 1998 г.
  11. Мегедь В.В. Эротические программы квадр // Соционика, ментология и психология личности, МИС, 5, 2001 г.
  12. Мегедь В.В. Психофизические аспекты типа личности // Соционика, ментология и психология личности, МИС, 2, 2002 г.
  13. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Концепция энергообмена в модели "А" и построение подтипов, ж-л "Соционика, психология и межличностные отношения", февраль, 1999 г.
  14. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Прикладная соционика, ж-л "Соционика, психология и межличностные отношения", май-июнь, 1999 г.
  15. Мегедь В.В. Теория акцентов типа, ж-л "Соционика, психология и межличностные отношения", май-июнь, 1999 г.
  16. Мегедь В.В. Биопсихические аспекты соционической модели типа, ж-л "Соционика, психология и межличностные отношения", февраль, 2000 г.
  17. Мегедь В.В. Совместимость типов, ж-л "Соционика, психология и межличностные отношения", март 2000 г.
  18. Мегедь В.В. Формы любви - древние и новые, ж-л "Соционика, психология и межличностные отношения", июль 2000 г.