В.В. Мегедь, А.А. Овчаров

МОДЕЛЬ  ЭИМ (<А>)
(Модель энергоинформационного метаболизма - взаимодействия типов и социума) на примере типа ИЛЭ-Новатор

Время

 

Интуиция

Материя

<=>

Логика

Пространство

<=>

Сенсорика

Энергия

<=>

Этика

T

Интуиция времени, событий, моделирование внешних образов - T

I

Интуиция скрытых (потенциальных) возможностей - I

S

Сенсорика ощущений (конкретика внешнего мира) - S

F

Сенсорика воли, инициативы (расстановка сил, внутреннее пространство) - F

L

Структурная логика (видение закономерностей) - L

P

Деловая логика (конкретная польза, технология) - P

R

Этика внешних отношений - R

E Этика внутренних эмоций - E

Элементы информационного обмена

1. Интуиция возможностей - видение внутренних скрытых тенденций и процессов в людях и ситуациях. Отличается от предчувствия в обычном смысле этого слова тем, что позволяет догадываться не только о том, что может быть, но и придумывать то, чего никогда не было  раньше.

2. Интуиция времени - способность предвидеть моделировать ход развития событий внешнего мира без наличия предшествующего опыта.

3. Сенсорика воли - внутренняя готовность к борьбе, нападению и обороне, выносливость, способность выживать в трудных условиях и воздействовать на других, подчиняя их своей воле.

4. Сенсорика ощущений - повышенная чувствительность к воздействиям окружающей среды на все органы чувств. Стремление к комфорту, хорошим условиям труда и отдыха и обостренное восприятие дискомфорта.

5. Логика соотношений - способность к подробному анализу и систематизации фактического материала и событий, а также внимание к последовательности и четкости процедуры, умение эффективно планировать мероприятия.

6. Логика дела - умение хорошо ориентироваться в пользе и целесообразности дел, находить новые эффективные методы работы и совершенствовать ее качество. Интерес к различным технологиям и внедрению  их в практику.

7. Этика отношений - понимание механизмов взаимодействия между людьми, умение ими управлять, налаживать и сохранять дружеские и деловые контакты. Дипломатические способности.

8. Этика эмоций - способность тонко чувствовать и управлять настроением людей, богатство и разнообразие эмоциональных переживаний.

Каждый из элементов информобмена находится в разных позициях в моделях типов личности, в зависимости от того, какой тип личности описывает данная модель. Эти позиции в модели типа принято называть  соционическими функциями. Первая и вторая функции типа отражены в его названии (например, интуитивно логический интроверт) и называются ведущими функциями типа. Всего существует 8 функций в модели типа, соответственно 8-ми элементам информобмена.

Характеристики элементов информационного обмена и их позиции в модели типа, позволили более точно описывать мыслительные и поведенческие аспекты всех типов личности, моделировать способности и склонности, некоторые положительные и отрицательные качества, а также - определенные характеры взаимоотношений с другими типами личности на разных уровнях общения.

Уровни общения

Инструмент соционики - модель информационного обмена типа личности с окружающей средой, или социомодель -  помог расширить представление об индивидуальных особенностях социотипов, их поведения и взаимоотношений на разных уровнях восприятия, обработки и выдачи информации: физическом, психологическом, социальном и информационном. Рассмотрим эти аспекты:

1. Физический уровень. Он связан с физиологическими и материальными потребностями человека, выражающимися при его взаимодействии с окружающими объектами и людьми на самой близкой коммуникативной дистанции. Результатами деятельности и взаимоотношений на физическом уровне являются его дети, выращенное дерево или построенный своими руками дом, выточенная деталь или отремонтированная машина.

2. Психологический уровень. Этот уровень отражает отношенченский аспект поведения человека, когда на первый план выступает не физический контакт, а <родство душ> и сопереживание близкому человеку(в дружбе, любви, семье). Память, оставшаяся о человеке хорошем отце и муже, друге и любимом, добром и верном, надежном и требовательном, нежном и заботливом - является лучшей оценкой поведения человека на психологическом уровне, на котором удовлетворяются его эмоциональные потребности. Залогом положительных результатов отношений здесь также является близкая коммуникативная дистанция.

3. Социальный уровень. Он относится к проявлениям личности в формальных отношениях, где нужно учитывать социальные нормы поведения и сохранять относительно далекую дистанцию в общении: в учебных заведениях, на производстве, среди незнакомых людей, словом, в обществе. На социальном уровне человек оценивает себя, других, идеи, продукты деятельности и соизмеряет их с существующими стандартами или нормами - научными, общественными, морально-этическими и другими, приспосабливаясь к существующим правилам и порядкам. Его вклад оценивается той конкретной пользой, которую он принес своему коллективу, деревне, городу или государству как профессиональный работник. Главными критериями здесь являются: авторитет, социальное положение, принадлежность к определенной группе, сословию, сфере деятельности.

4. Информационный (интеллектуальный) уровень. На этом уровне человек, условно говоря, общается со всем миром, сохраняя с ним максимально далекую дистанцию. Здесь он стремится удовлетворить свои творческие потребности, состояться как личность. С помощью интуитивных догадок человек создает новый интеллектуальный продукт, которого раньше не было, либо радует окружающих необычными выводами или решениями проблем. Тип личности на информационном уровне оставляет свой неповторимый след в виде новых идей, художественных или иных произведений, ставших достоянием всего общества, в котором он творил, или человечества в целом.

Знание закономерностей взаимодействия различных информационных структур позволило моделировать не только отношения между людьми, но также между малыми и большими группами, прогнозировать экономические, политические, культурные и другие тенденции в обществе.

Такой подход дал соционике возможность рассматривать не только психотипы личности, но и социотипы, как совершенно новое понятие, введенное в типологию личности, и тем самым позволившее соционике занять нишу между психологией и социологией и стать отдельным научным направлением.

Бесспорно, что каждый человек индивидуален и неповторим, но его личность  одновременно имеет такие черты, которые могут быть найдены и у других людей.

Совокупность психологических качеств, проявляющихся в одинаковом образе мышления и поведения в различных ситуациях, называется типом личности, а совокупность индивидуальных признаков, позволяющих моделировать способности и тенденции поведения личности, формирующие ее социальные роли - социотипом.