Габен

Сенсорно-логический интроверт, или Мастер

<1> Онуфриенко (по А.Аугустинавичюте. Рабочий материал по соционике. )

http://ru.laser.ru/socion/references/viceband/types.htm

1. Айсберг в океане.

Упрямый, замкнутый, почти всегда одинаково холодный и загадочный. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны кажется, что достигнутый результат всегда больше затраченных усилий. Неброское тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, внутренняя ответственность за дело и скромность. "Англичане не демонстративны в своем отношении к труду", Как недемонстративны они в проявлении своих чувств вообще. Поначалу может показаться, что они делают все с прохладцей, спустя рукава. Но постепенно начинаешь понимать, что их неторопливость отражает общий ритм жизни: сочетание раскованности с отлажен- ностью.

2. Талантливая лень.

Он не Дон Кихот - бесцельно работать не станет. Прирожденный изобретатель, но с внедрением своих идей не торопится, пока не созревает условий для максимальной отдачи. Гордится своим умением не заниматься ничем, что не приносит пользы. Обожает комфорт,удобства. При совместных с кем-то действиях все мило и ненавязчиво устраивается так, как удобно ему. В достижимой для него области пространства все организовано идеально для работы и отдыха. Эстет, полностью доверяющий своему вкусу. Одевается очень аккуратно, со вкусом, но не вызывающе. Чувствительная кожа: "принцесса на горошине" - это про него.

3. Сдержанная эмоциональная насыщенность.

Именно склонность скрывать эмоции под маской недоступности и холодности придает им тонкую отшлифованность и даже выразительность (В.Высоцкий, А.Миронов, А.Челентано). Спокоен при всех обстоятельствах, но по разному. Остается холодно недоступен когда любит. Не спешит поверить в чувства своего несколько легкомысленного дуала (Гексли). Очень ревнив и недоверчив: панически боится, что его эмоции будут выставлены на посмешище. В опасных ситуациях упрямо ничего не боится, спокойно приближаться к источнику опасности. Это его основной ход - идти напрямик на противника; выдерживает тот, кто сильнее. Это основная поза актера жана Габена - упрямство, неуступчивость, внутренняя правота и бесстрашие. Чем более одинок, тем более недоступен.

4. Цели и методы.

Если рядом нет его дуала, его можно принять за лентяя и болтуна. Много говорит, а сам ничего не делает, чего-то выжидает. Он и вправду выжидает - вопля о помощи. Бесцельно работать он не станет, а целей сам выдумывать не умеет. Только горячий энтузиаст Гексли владеет ключиком запускающим в действие точный и безошибочный механизм Габена. Наградой Габену служит радость, которую он доставляет своим трудом. Об искренности желаний он судит по интонациям, которые его автоматически мобилизуют. И желание, и радость лучше всех умеет проявлять Гексли, большой, к тому же, мастер выискивать таланты и искренне восхищаться ими. А Габен, должен быть любимчиком, уравниловки он не терпит. Купить его можно лишь искренними чувствами, выражаемыми глазами и интонациями.

<2> А.Л.Панченко http://ru.laser.ru/socion/references/panchenko/index.html

Интратимная сенсорика - как сильная функция - придает этому соционическому типу упорного, реалистично мыслящего человека. Самостоятелен не стремиться к лидерству, однако своего не уступит, заботится об удобствах.

Творческая функция - логика действия - заставляет его быть очень тщательным, точным, даже экономным в своих действиях по достижению цели. Ориентирован на материальное стимулирование труда. Полностью доверяет собственному деловому мышлению.

"Садясь" на свою ролевую функцию - интратимную интуицию - Габен любит подчеркнуть свою ориентированность во времени, настаивать на своих понятиях перспективности и своевременности.

Болевая четвертая функция - экстратимная этика - заставляет его не доверять свои эмоции другим людям, прятать их от окружающих. В случаях конфликтов бывает груб и несдержан.

Внушаем по экстратимной интуиции. Плохо разбираясь в перспективах завтрашнего дня, хочет слышать, что в будущем светло и прекрасно. Очень благодарен, когда ему раскрывают его же способности и инициируют на дело.

По своей шестой функции - интратимной этике - нуждается в том, чтобы партнер помог в налаживании межличностных отношений, которыми Габен дорожит.

Седьмая функция - экстратимная сенсорика - порождает малопонятные окружающим выходки, когда Габену кажется, что его интересы ущемляются.

Интровертная логика - как восьмая функция - позволяет ему хорошо и наглядно объяснять сложный материал.

<3> А.А.Овчаров (old) http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index_old.html

Мастер обычно убежден, что "Миром правит польза".

Люди этого типа постоянно ищут гармонии - как в окружающем мире, так и в отношениях. Стараются обеспечить окружающим удобство, комфорт, наслаждения; сами - тоже гедонисты. В каждом деле, событии, отношениях с другими пытаются найти пользу. Умеют уходить от бесполезных дел, не приносящих конкретной отдачи. В выбранной сфере деятельности достигают высокойпрофессиональности. Умеют обращаться с любым выбранным ими инструментом (скальпель, паяльник, скрипка, штурвал самолета или корабля и т.п.). Выбирают какую-то одну сферу и глубоко в ней "копают". Стараются играть роль опытных, умудренных жизнью людей, но это только маска. Видеть перспективу им трудно, поэтому они часто страдают от ошибок. Не умеют вдохновлять других, "заводить" их; нуждаются в партнере, который может вдохновить их, иначе могут впадать в меланхолию. Оценить человека непосредственно не умеют - для этого им необходимо увидеть результаты его деятельности и уже по ним составляется мнение о человеке. Не признают субординации. В обстановке враждебности или отчужденности работать не будут, скорее - в одиночку. Отношения стремится строить "братские", но при этом легко обижается и трудно мирится. Мастер хорошо видит расстановку сил вокруг себя, легко определяет скрытых лидеров, умеет использовать это знание в своей деятельности. Может быть локальным лидером; при необходимости лидировать в большом масштабе знает, на кого и в чем можно опереться. Мастеру присуще бесстрашие и неуемная жажда действий. Очень часто уже в детстве такой человек увлечен боевиками, традициями ниндзя и т.п.; в более зрелом возрасте нередко увлекается пилотированием, парашютом, серфингом, скалолазанием или еще чем-нибудь подобным. Мастер постоянно ищет знания, но особого типа: в виде конкретных методик, теорий, технологий и т.д. Абстрактные знания его мало интересуют. По этой причине, а также из-за его обидчивости и стремления к независимости подростки этого типа часто бросают школу и не стремятся к высшему образованию. Чтобы найти общий язык с Мастером, к нему следует подходить с позиции показа перспектив дела или идеи, затем подкрепления и подтверждения их; в отношениях необходима доверительность (с учетом его самолюбия и ранимости в оценке профессиональных качеств). Сфера профессий: материальное производство, правоохранительные органы; работа, требующая точной моторики; медицина, спорт, дизайн, кулинария, трудовое обучение.

<4> В.В. Гуленко1 http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko/

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ. Умеет совершать разумные и полезные поступки. Адаптирует новые идеи к практике, извлекает из них максимум пользы. Ему присуще неброское, тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, скромность. Изобретателен в быту и на работе, которая ему нравится. В достижимой для него области пространства все организует для работы и отдыха. Эстет, полностью доверяющий своему вкусу. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что некрасиво, где гармония, а где - безвкусица. Ярко и броско одеваться не любит, предпочитает умеренность и гармонию. Ценит дружбу. Если человек обратился к нему за помощью, помогает, не жалея личного времени. Своего мнения никому не навязывает, но потом обычно получается так, как он хотел. Ему доставляет радость, когда сделанное им кому-то понравилось. Имеет репутацию пунктуального человека. Не любит затягивать встречи. Стрессоустойчив, в опасной ситуации ведет себя подчеркну-то хладнокровно. Предупреждения об опасности вызывают у него не страх, а интерес, желание испытать себя.

ПРОБЛЕМЫ. Склонен к скепсису, любит анализировать и подшучивать. На людях обычно не демонстрирует свои эмоции и чувства, хотя довольно впечатлителен. Очень зависит от настроения, периоды спада чередуются у него с периодами повышенной работоспособности. Скрытен, не любит фамильярности, умеет поставить человека на место. Приказ как форма обращения для него не существует: делает так, как считает нужным. По настоящему эффективно занимается только тем, что приносит удовольствие, из-за этого может производить впечатление ленивого человека. За бесцельную работу браться не будет. Ему не нравится вялая манера говорить, любит четко сформулированные, уверенные высказывания.

ОТ НЕГО НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ И ОЖИДАТЬ: постоянного эмоционального участия в происходящем; сопереживания и сочувствия тому, кто обвиняет других в своих неудачах; восприятия на веру малопроработанных проектов.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рациональное ведения хозяйства; обслуживание точной техники; качественное оформление изделий; управленческая деятельность среднего звена; малый бизнес; оформление интерьера и рабочего места.

<5> В.В. Гуленко2 http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko2/

1. Ценит комфорт и добротные вещи. Удобство одежды предпочитает показной красоте. Хорошо работает руками. Остро реагирует на посторонние прикосновения и неприятные запахи. Любит спокойное общение с природой. Заботлив в отношении родных и близких.

2. Расчетлив и экономичен. Изобретателен в быту и на работе, которая ему по душе. Скептичен к лозунгам и призывам, полагается только на здравый смысл. В том, что считает правильным, упрям и бескомпромисен. Хотя и недоверчив к новым идеям, но проверив их на практике, умеет извлечь из них максимум пользы.

3. Самолюбив и независим. Нуждается в тонком обращении, похвалах и внимании. Из-за склонности к скепсису плохо видит перспективы дел в будущем. Его волнуют вопросы своевременного выбора жизненного пути. Чувствует себя зависимьм от превратностей судьбы.

4. Впечатлителен, плохо контролирует свои эмоции во время споров. Не умеет проявлять свои чувства на людях. Жизненные тяготы делаю его склонным к "черному" юмору. Временами его охватывают пессимизм и апатия. Вместо того, чтобы ободрить человека, сам попадает под его отрицательное состояние.

<6> В.В. Гуленко, из книги "Юнг в школе" http://ru.laser.ru/socion/references/gulenko/school/portraits/

1. S - сенсорика ощущений Мир познает через ощущения. Остро воспринимает все, что нарушает естественную гармонию. Отвергает всякую искусственность, наигранность, нездоровые инстинкты. Брезглив. Заботлив в отношении родных и близких. Если видит, что человек устал или плохо себя чувствует, тут же приходит ему на помощь. Никогда не бросит в беде друга. Хорошо чувствует возможности ощущуений. В погоне за их новизной (рыбалка, сбор грибов или ягод, купание, путешествие и т. п.) ведет подвижный образ жизни. Не переносит однообразие и скуку. Любит спокойное общение с природой. Внутренне чувствителен и раним, хотя этого и не показывает. Для того чтобы выжить, умеет приспособиться к господствующим нравам, по необходимости следует общественным стереотипам.

2. Р - деловая логика Хорошо работает руками. Охотнее ремонтирует вещи, чем их выбрасывает. Бережлив в обращении с материальными ресурсами. Имеет технологический склад ума. Находит простые, но эффективные методы решения деловых вопросов. Прежде чем взяться за дело, продумывает несколько вариантов достижения желаемого результата и останавливается на самом экономичном. Работает только удобным для себя способом. Отмечает тех людей, которые увиливают или халтурят. Продумывает, как заставить их взяться за дело или отстранить. Сам будет делать лишь то, что строго необходимо. Мастерски владеет инструментами и техническими приспособлениями. Упорно совершенствует себя в выбранном виде деятельности. 3а счет рациональной организации труда надеется на быстрый результат.

3. Т - интуиция времени Заставляет себя укладываться в обещанные сроки, не опаздывать. Ему нравится везде успевать, управлять своим временем. Боится, что ему навяжут неудобный временной график. В общении с людьми демонстрирует умудренность жизнью. Проявляет свой скепсис через специфический юмор и самоиронию. Однако в душе все же не теряет надежду на успех. В критической ситуации, при резкой перемене обстановки не паникует, а ищет способ, как выиграть время. Следует своему внутреннему чутью на события. Чувствует себя зависимым от превратностей судьбы. Жизненные потрясения принимает на себя, стараясь уберечь от них своих близких. Однако длительное время выдержать этот груз трудно.

4. Е - этика эмоций Контрастен в проявлении своих эмоций: то хладнокровен и погружен в себя, словно "айсберг в океане", то, наоборот, эмоционально возбужден и напорист. Оценивает человеческие отношения по степени эмоциональных проявлений. Бурные эмоции для него - показатель нестабильности, плохих отношений. Во время конфликта предпочитает не ввязываться в спор, а просто уйти. Но если его заденут за живое, ответит в резкой форме. Не станет откровенничать с посторонними. Не любит, когда "лезут в душу", пытаются проникнуть в его внутренние переживания. Его нужно понимать без слов.

5. I - интуиция возможностей Любит, когда его способности и достижения оценивают по достоинству. Если его результаты не замечают, то пропадает всякое желание стараться. Если его способности длительное время оказываются никому не нужны, то может даже заболеть. Нуждается в новых, необычных проблемных ситуациях, отвлекающих его от серых будней. Если же ему мероприятие неинтересно, то без стеснения будет заниматься своими делами или попросту отключится. Его нужно приободрять и вдохновлять на дело, иначе расслабляется и впадает в меланхолию. Без новых увлекательных целей его физический тонус падает. С ним нужно разговаривать языком комплиментов и похвалы, заверять в скором успехе. Его состояние оптимально, когда успех то и дело ускользает, хотя и находится где-то совсем рядом.

6. R - этика отношений Его настроение зависит от того, как к нему относятся окружающие. Доверяет только глубоким привязанностям, устойчивым, проверенным временем чувствам. В общении с окружающими сам устанавливает необходимую ему психологическую дистанцию и очень нервничает, если кто-то ее не выдерживает. Не переносит навязчивых людей. Не станет жить или работать в психологически нездоровом, склочном коллективе. Сглаженность отношений для него - непременное условие полноценной жизни. Несмотря на щепетильность и далекую дистанцию в общении, довольно терпим к человеческим недостаткам. Умеет прощать людям, незлобив.

7. F - силовая сенсорика Критически относится к насилию и принуждению. Ни на кого не станет давить, но и сам не подчинится попыткам диктата. Не любит конкуренции, лишен амбиций и карьерных устремлений. Не будет бороться за власть или претендовать на более высокое место. По темпу речи, манерам и внешнему виду человека определяет его силовые качества, результативность в деле. Сразу отличит бахвальство от реальных возможностей. Знает, какую силу и куда надо приложить для достижения желаемой цели. Однако сам эффективно воздействовать на болевые точки не может. Проявляет насилие редко и всегда под давлением внешних обстоятельств.

8. L - структурная логика Надежный деловой партнер. Соблюдает свои обязанности, если считает их разумными. Предпочитает откровенность и полностью ясность в деловых отношениях. Очень упрям. Если в чем-то уверен, его практически нельзя переубедить в обратном. Хладнокровно будет придерживаться своего понимания ситуации. В деле демонстрирует расчетливость и методичность. Всегда старается обойтись минимальными силами, привлекать поменьше людей. Противник бюрократии и мелочного контроля. Гибко перестраивается в частностях, но строго придерживается главной технологической схемы.

<7> Анатолий Быстрицкий http://www.rozmisel.irk.ru:8100/tests/tests.html (чтобы увидеть описание, надо пройти тест или угадать адрес)

Ваше мышление имеет практически-деловую направленность. Вы принимаете решения на основе логического анализа текущего момента и прогнозируемого развития событий. В повседневной жизни используете логический анализ для выработки линии поведения. Особенность Вашей логики и заключается как раз в том, что основным объектом анализа является объективная действительность. Эмоции почти не влияют на поведение. Благодаря такому складу ума Вы способны действовать самостоятельно, руководствуетесь общими закономерностями, а не чужими указаниями и предписаниями. Отсюда часто подвергаете сомнению общепринятые ценности, а также решения официальных инстанций и вышестоящих органов. Несмотря на это Вы исполнительны. Прежде чем начать делать что-либо, внимательно прорабатываете вопрос и составляете детальный план действий, после чего уверенно приступаете к работе. Та же уверенность и даже некоторая напористость сохраняется при контактах с деловыми партнерами. Общаясь с ними, стараетесь установить доверительные отношения, а затем убедить логическими доводами в необходимости принять Ваш вариант действий. Неохотно идете на компромиссы. Очень тяжело переносите вмешательство в Вашу личную жизнь. Стараетесь максимально оградить внутренний мир от вторжения. Поэтому имеет очень небольшой круг проверенных близких друзей. Дружба имеет для Вас огромное значение, рани нее Вы способны на многое. В повседневных контактах с людьми избегаете проявления эмоций, сохраняя на лице "дежурную" улыбку. Бываете ироничным и недоверчивым. О неприятных вещах предпочитаете умалчивать, либо говорите косвенным образом. С трудом проявляете положительные эмоции. Вынужденное проявление отрицательных эмоций может быть неадекватным ситуации. Для установления психологического спокойствия нуждаетесь в общественном признании достоинств. Это активизирует Вас, придает уверенность и мотивирует на дальнейшую работу. Любите получать комплименты, рассматривая их как подтверждение своих способностей. Постоянно следите за тем, чтобы никто не посягал на сферы Вашего влияния. Умеете отстаивать свои интересы. В спорных ситуациях склонны не соглашаться с оппонентом, демонстрируете упрямство и независимость. Не приемлете давление, злобу, вражду. В таких ситуациях сохраняете хладнокровие и спокойствие. Себя Вы считаете человеком, который умеет учится на прошлых ошибках. Часто вспоминаете о прошедших днях с ностальгией. Считаете, что все лучшее уже прошло, а будущее не сулит ничего хорошего. Такой вывод делаете обычно на основе собственного опыта. По этой причине часто впадаете в меланхолию и уныние, что отрицательно сказывается как на деловой активности, так и на личной жизни. С подозрением относитесь ко всему новому. Вы стремитесь к гармонии с внешним миром, следите за тем, чтобы ничто не нарушало состояние физического и эмоционального комфорта. Любознательны, обладаете хорошим эстетическим вкусом. Однако в любой красивой вещи Вас кроме непосредственно форм интересует еще и функциональность. Восхищаясь природой, Вы одновременно думаете о том, насколько четко взаимодействуют между собой ее элементы и как рационально используются ресурсы. Вы умеете получать радость от того, чего другие просто не замечают. Способны глубоко проникать в сущность явлений. Творчество для Вас - сугубо прикладная дисциплина, а не самоцель. Ваши сильные стороны: практическая логика; любознательность, стремление познать новое и применить на практике; умение планировать действия; исполнительность и работоспособность. Ваши слабые стороны: неумения проявлять чувства; пессимистический взгляд на будущее; медленная реакция на нововведения. P.S. Задача публикации данного теста - дать Вам возможность еще лучше понять сильные и слабые стороны Вашей личности. Мы готовы предложить Вам ряд развивающих программ, которые дадут возможность лучше решать возникающие задачи, позволят скорректировать собственные проблемы, стать более сильным.

<8> Анатолий Шиян http://www.socio.dp.ua/socio/tip/indexshiyan.html

Программная функция - процесс перестройки - реструктурирования "границы" для "пространства" ощущаемого данным типом. Этому соответствуют ощущения во всем их спектре. Этот тип личности различает процессы, которые локализованы на периферии его "обитаемого мира", и, собственно с которых и начинается процесс взаимодействия его с окружающим миром. Данный тип всю свою деятельность подчиняет тому, чтобы, во-первых, данные процессы на границе происходили, и, во-вторых, чтобы они принадлежали к тому классу, который является для представителя данного типа (то есть - для конкретной личности!) "жизненно важным". Для реализации своей программной функции этот тип либо фиксирует состояние и свойства КС, данный иерархический уровень образующих, либо изменяет состояние уже существующих КС, либо - создает новые КС. Следует отметить, что этот тип создает состояния КС (или даже - новые КС) специально для их участия в конкретных процессах по перестройке структуры мембраны. Вследствие того, что он творит состояния конкретных КС (или даже сами КС) для реализации нужных ему процессов на границе между "своим внутренним" и "чужим внешним" миром, его деятельность весьма разностороння и разнонаправлена, и создает он КС - самого разнообразного вида и свойств. Деятельность этого типа направлена на получение нужных ему ощущений, - понимая их в широком смысле. Из практики наблюдений. Габен как тип личности наиболее подходит для должности бухгалтера (подробнее см. в параграфе 5.1)! Он программируется процессами на мембране, - но именно как "вторжение" в свое жизненное пространство и воспринимается любая входящая бухгалтерская документация! А на "выходе" этот тип должен дать - вполне конкретный документ, сделать вполне конкретный отчет, законченный отчет (то есть - создать конкретную КС и задать ей определенное состояние!)- и как раз как оптимальный ответ на входную документацию!

<9> О.Б.Слинько "Ключ к сердцу - соционика" http://ru.laser.ru/socion/dn/sl_key.html

Непревзойденный эстет. Всегда имеет собственное мнение о том, что красиво и что не красиво, где гармония, а где - безвкусица. Одежда всегда творчески скомпонована и хорошо пригнана по фигуре. Может одеваться то ярко, то сдержанно, но непременно оригинально и очень аккуратно. В его понимании, красота должна быть функциональной, т.е. должна способствовать лучшему исполнению предназначения объекта. В своих поступках руководствуется принципом рациональности, Умеет извлечь реальную выгоду из, казалось бы, малополезных объектов. Так, например, не любит выбрасывать старые вещи, у него они всегда выглядят эстетично и находят полезное применение. Четко придерживается временного распорядка, имеет репутацию пунктуального человека. Не любит затягивать встречи, может прямо сказать: "Извините, мне пора, меня ждут дела". Затрудняется в проявлении эмоций. Редко смеется. В моменты срывов демонстрирует жесткие, нелицеприятные отрицательные эмоции. Старается избегать таких моментов. Обычно производит впечатление человека холодного и безэмоционального. Испытывает удовольствие, когда слышит рассказы о талантах и глубинных возможностях человека, оценки способностей и индивидуальных качеств людей. Верит в сильные, чистые человеческие чувства. Мечтает о настоящей любви. В жизни эти аспекты не проходят мимо него незамеченными, оживляют и преисполняют его вдохновением.

<10> В.В. Мегедь, А.А. Овчаров Краткие описания типов http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index.html

Его сильная сторона - умение совершать разумные и полезные поступки. Любит мастерить и редко обращается за помощью к другим. Изобретателен в быту и на работе, которая ему нравится. Недоверчив к новым идеям, но, проверив их на практике, умеет извлечь из них максимум пользы. Очень скромен и недемонстративен, не любит выставлять свои заслуги напоказ. В душе чувствителен к комлиментам. Не приемлет уравниловки. Переживает, если результаты его труда не оцениваются по достоинству. Противник волевого давления, предпочитает материальные стимулы. Обязателен и пунктуален, но очень зависит от настроения. В том, что считает правильным, упрям и бескомпромиссен. Самолюбив и очень независим, но ценит дружбу. Верен, в отношениях, чуток и внимателен к людям. Очень впечатлителен, плохо контролирует свои эмоции во время споров, о чем потом сожалеет. Не любит демонстрировать свои чувства, особенно на людях. Склонен к скепсису, любит иронизировать и подшучивать. Скрытен и молчалив, в общении держится на дистанции, не любит фамильярности, умеет поставить человека на место. Ценит комфорт и уют, любит смену впечатлений, охотно путешествует.жится на дистанции, не любит фамильярности, умеет поставить человека на место. Ценит комфорт и уют, любит смену впечатлений, охотно путешествует.

<11> Р.К. Седых "Информационный психоанализ" http://ru.laser.ru/socion/references/sedyh/index.html

Ни в чем нежизнеспособном, нездоровом, слабом тактил-продактик участвовать не будет: это противно его природе. Конкретные проявления зависят от многих условий: этической культуры, области интересов, профессии, а также от индивидуальных способностей носителя типа. Основной способ реализации жизненного принципа ТП - это работа, создание новых методов труда. Рассмотрим некоторые возможные в нашем социуме сферы деятельности тактил-продактика, чтобы проследить проявление важных черт его характера. Здоровье и быт. Ни один нормальный представитель типа этими сторонами жизни никогда не пренебрегал. Будь то мужчина или женщина, подросток или старик, он почти в любых условиях сумеет приемлемо себя чувствовать. Если он глава семьи, можно быть уверенным, что его домашние сыты, обуты, одеты и ухожены. При этом они еще и умеют работать по дому, потому что работать за других, даже близких, тактил-продактик не будет, если только к этому нет суровой необходимости. ТП неутомимо исследует возможности собственного организма. Этот человек, который часто окружающим кажется гурманом и лежебокой, совсем не прочь исследовать свой организм "на разрыв", даже на механический. Он знает, отчего люди болеют, как болеют и что нужно делать, чтобы хвори не уменьшали работоспособности. Это приводит к тому, что большинство ТП, особенно в молодости, не обращают излишнего внимания на холод, дождь и сквозняки. Они умудряются в любых условиях закалять и тренировать свой организм, делая это очень естественно и часто даже незаметно для окружающих. Спорт. Почти каждый тактил-продактик любит спорт и знает в нем толк. Он справедливо полагает, что физическая культура крайне необходима каждому, особенно ему самому. ТП не может себе позволить быть слабым и больным и готов добиваться от своих близких, чтобы они учились разбираться в своем самочувствии, следили за ним и поддерживали хорошую физическую форму. В спорте, как и в любом деле, тактил-продактик стремится к максимальному использованию возможностей своего организма. Красивое движение - это сильное и рациональное движение. Ни одного лишнего шага, взмаха руки- или поворота головы. В обращении со своим телом некоторые тактил-продактики достигают уровня высокого искусства. ТП часто выступает в роли создателя наиболее эффективных методов тренировки. Искусство. Даже в столь далеких друг от друга областях как политика и изобразительное искусство тип проявляется похоже: неутомимая настойчивость, близкая к абсолютной устойчивость, четкое осознание своих и чужих эстетических и материальных потребностей. Так, скажем, в творчестве В. Высоцкого (ТП по типу) эти аспекты трудно разделить. Производство. Очень большое значение имеет, подчиненный тактил-продактик или начальник. Важно это по причине следующей особенности: ТП - прекрасный специалист, прекрасный методист, но плохой стратег, поэтому на вопрос "что и зачем делать?" ему трудно ответить. Ему больше нравится, если выбор стратегических целей за него производит кто-нибудь другой, оставляя при этом ему полную свободу в выборе средств для достижения цели и, тем самым, возможность продемонстрировать, как он рационально, быстро и красиво умеет работать. Причем важно, чтобы за это тактил-продактика эмоционально хвалили и недвусмысленно демонстрировали хорошее к нему отношение. На работе ТП четко исполняет возложенные на него обязанности, не делая при этом ничего лишнего и того, что не будет оплачено. На этом своем месте, если оно хоть сколько-нибудь ему нравится, он будет рационализатором труда, и окружающим будет казаться, что получаемый им результат гораздо больше вложенного труда. Если ТП - руководитель, то рационализировать он будет уже не только свой труд, но и труд подчиненных. Руководимое им производство будет напоминать его самого: оно будет жизнестойко, аккуратно, конкурентоспособно, а продукция будет максимально качественной и эстетичной. Если фирма, возглавляемая таким человеком, способна прогореть, то только из-за того, что он почти не обращает внимания на стратегические вопросы. Обычно руководитель такого типа прекрасно это осознает и тщательно изучает и проверяет свои и чужие цели.
* * ТП интересует "внутреннее время" человека, история его духовной жизни. Ему хотелось бы знать, чем живет человек, что , он чувствует сейчас и как это связано с его прошлым и будущим настроением. Но уверенности в том, что эти аспекты воспринимаются им правильно, довольно мало. За этими сторонами человеческой жизни тактил-продактик по большей части лишь пассивно наблюдает и крайне редко активно в них вмешивается. Он очень внимателен к собственному времяпровождению, потому что стоит ему только чуть ослабить контроль за своим временем, как оно начинает "убегать". Чувство же спешки и нехватка времени делают ТП беспомощным, а стать слабым он себе не может позволить. ТП бережно относится (или, по крайней мере, стремится бережно относиться) к своему времени. Ему интересно, как живут другие люди, как они обращаются со временем и кому из них стоит подражать. Тактил-продактик стремится насытить время красивыми эмоциями и глубокими переживаниями. Распоряжаться своим временем он в общем-то умеет, и поэтому спокойно воспринимает чужие советы, как его экономно использовать. Собственные эмоции ТП обыкновенно не демонстрирует. Подобное поведение может выглядеть как холодность, но часто это лишь следствие того, что он стесняется навязывать свои эмоции другим людям. При этом тактил-продактик ценит людей, умеющих организовать свое и чужое время интересно и эмоционально приятно. Это вовсе не означает, что ему нравятся только болтливые весельчаки. Он нуждается в глубоких и умных людях, не скрывающих своих чувств по поводу происходящего, в том числе реакций негативных. Веселый от природы нрав проявляется только тогда, когда ТП находится в теплой и душевной компании близких людей, ценящих и понимающих его. Свои эмоции почти "табу". Чужие настроения - наоборот, интересны и желательны. Поэтому из тактил-продактиков часто получаются неплохие актеры, певцы, музыканты. Поведение персонажа изображать интересно и неопасно, потому что в этом случае никакой ответственности за чужие переживания нет. Хотя-такая работа и изматывает тактил-продактика. Недаром такие яркие представители этого типа как В. Высоцкий и А. Миронов умерли молодыми.
* * * ТП очень хочет знать, чего ему ждать от людей в перспективе, но редко может удовлетворить эту свою потребность и притом никогда не может сделать этого полностью самостоятельно. В своих ощущениях по этому поводу разобраться трудно. Обычно его оценки не идут дальше, чем "приятен или неприятен человек". В своем собственном характере тактил-продактик разбирается ненамного лучше, чем в характерах других людей. Собственные способности для него всегда немного загадочны; разобраться в них и решить, к чему стремиться, без помощи извне трудно. Это приводит к "лени" - состоянию, когда ТП не знает, к чему и как приложить свои способности. При этом он заинтересован в развитии, наилучшем приложении своих талантов. Если же тактил-продактику помогли разобраться в ситуации, поставили благородную цель и объяснили, зачем именно это ему самому нужно, он способен творить чудеса при достижении этой цели. Недостаточное понимание характеров других людей приводит к тому, что тактил-продактик весьма осторожен в общении. Даже если кто-то ему приятен, он сокращает дистанцию медленно и осторожно, шаг за шагом, словно двигаясь по болотистой местности. Происходит это потому, что тактил-продактик слишком переживает за покой и независимость своих чувств и с трудом представляет, как установленные отношения будут развиваться в будущем. При сближении стремится постоянно контролировать желания - и свои, и партнера - и никак не позволяет им развиваться "не так". Однако ситуация резко меняется, если рядом с тактил-продактиком постоянно находится кто-то - родитель, друг, супруг - визуал-лингвик, уверенно разбирающийся в характерах людей и знающий, чего от них можно ожидать. Он корректирует отношения тактил-продактика и объясняет ему перспективы развития ситуации. Такая нехитрая помощь безмерно облегчает жизнь. В несколько меньшей степени такую помощь могут оказывать еще несколько типов: визуал-сциентик, визуал-трейдик, аудиал-лингвик и кинето-лингвик. Тактил-продактик хочет любить и быть любимым, готов для симпатичного ему человека сделать многое. Появляется легкость и изящество в общении, сказывается природная склонность к аристократизму. Самостоятельно, без посторонней помощи трудно развивать эти качества. Поэтому многие ТП упрекают своих родителей в том, что те не дали им должного воспитания и образования. Область личных чувств - самая таинственная для этого типа область человеческой жизни. Добиться хорошего отношения тактил-продактика нелегко, а разрушить его совсем просто. Он с огромным трудом прощает другим людям невнимательность к своим чувствам.
* * * * ТП - деловой человек, даже если это пятнадцатилетняя девушка. И в одежде для тактил-продактика понятие "прилично" значит не меньше, чем "красиво". Его (ее) одежда, как правило, чистая и неброская, внешний вид безукоризнен. Так же ТП склонен одевать и своих близких. Для тактил-продактика характерно умение тонко рассчитывать выгоду, получать максимальный результат в работе. Потом представители этого типа бывают редко и часто гордятся своим умением экономить. В денежных тратах обычно не склонны к авантюрам. Покупки продуманы, траты запланированы. Особенно сильно умение не тратить лишнего проявляется в сложной финансовой ситуации. Почти то же самое можно сказать про энергичность, активность, инициативность тактил-продактика. Они сильно зависят от "социального заказа", наличия людей, которые ценят его таланты, любят его и надеются на него. Обыкновенно ТП не стремится ни к власти, ни к чрезмерной роскоши. Если не умирает с голоду, не будет ни воровать, ни отнимать чужого. При этом совершенно не склонен поступаться тем, что принадлежит ему по праву. Материальные интересы близких и свои личные он защищает безжалостно и хладнокровно. Умение пользоваться правилами и правами предполагает хорошее их знание. Действительно, обычно ТП хорошо помнит логические правила и рассуждения, с которыми сталкивался. Глупость и нелогичность других его или удивляет, или смешит. Если ошибка сколько-нибудь серьезна, тактил-продактик не может с этим смириться и склонен ее тут же исправить". Другими это может восприниматься как занудливость, излишняя педантичность или наоборот, как практичная забота - это зависит от типа личности партнера. Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-лингвик, визуал-сциентик, визуал-трейдик, аудиал-лингвик и кинето-лингвик. Рекомендуемые сферы деятельности: материальное производство; правоохранительные органы; работа, требующая точной моторики; медицина, спорт, дизайн, кулинария, трудовое обучение.

<12> Букалов, Бойко "Почему ошибся Саддам Хуссейн или что такое соционика" http://ru.laser.ru/authors/len/book/book1.htm

Люди этого типа прекрасно разбираются в ощущениях, которые несет окружающий мир "Габен" знает, где в комнате тепло, а где прохладней, что ощущает тот или иной человек, если сидит у окна или ест какую-то еду, удобно ему или нет, как он вообще себя чувствует. "Габен" обладает хорошей памятью: помнит себя и свои ощущения с очень раннего возраста, иногда с младенчества. Хорошо чувствует эстетику интерьера, всегда знает, как сделать удобно, правильно. Большое внимание уделяет созданию уюта и комфорта. Из всего, что делает, стремится извлечь пользу. Никогда не занимается работой, которая не дает практических результатов, ценит сделанное, изобретателен. Агата Кристи, обладая огромным воображением, "конструировала", изобретала детективные сюжеты со сложной интригой. А что касается старых вещей, то "Габен" всегда стремится их как-то использовать, выжать из них все возможное, но не выбрасывать. Занимаясь каким-либо делом, очень настойчив в достижении своей цели, за это его считают упрямым. С любопытством встречает все новое, но всегда сравнивает с тем, что имеет: уже устоявшиеся достижения кажутся ему предпочтительнее. Не любит скандалов, криков, эмоциональных вспышек окружающих, старается удалиться от таких людей. Не любит показывать свои чувства. К этому типу принадлежат Луи де Фюнес, И.Е. Тамм, а из литературных героев - Геккельбери Финн и Винни-Пух.

<13> А.В. Молодцов "Практикум по прикладной соционике. Часть II." - К.: МЗУУП

(Стили организаторской деятельности. Стратегия использования личностного потенциала руководителя) http://ru.laser.ru/socion/references/molodcov/index.html

Руководитель ≈ патерналист

1. Лучше удается решение тактических задач.

2. Иерархический лидер деловой направленности.

3. Способ установления контакта ориентирован на человеческий фактор.

4. Форма деловой активности ориентирована на выявление и использование интеллектуальных ресурсов.

5. Система взаимодействия с подчиненными основана на принципе патернализма ≈ "отеческой заботы".

6. По отношению к конфликтной ситуации характеризуется вариативностью ≈ может успешно конкурировать, сотрудничать, идти на компромиссы в зависимости от поставленной задачи.

7. Достигает крупных результатов за счет всесторонней заинтересованности коллектива, преследующего совместную цель. Склонен к авторитарным методам, но в мягкой, "патерналистской" форме. Соблюдает должностную иерархию.

8. Отношение к этическим нормам. Управление согласуется с общепринятыми этическими и профессиональными нормами поведения.

9. Мотивы и цель: преуспевание только в границах этических норм. Придерживается этики долга. Стремление к прибыли в границах, дозволенных законом.

10. Отношение к закону: деловая активность строго в рамках закона с соблюдением этических норм.

11. Стратегия: ориентация на традиционную систему ценностей. Руководители берут на себя решение этических проблем своих работников.

<14> Ирина Долина http://www.2a.ru/gomeopat/socio/index.htm

Подобная личность чрезвычайно дорожит своим душевным и физическим комфортом, поэтому старается избегать раздражителей, нарушающих гармонию его внутреннего мира. Стремится скрыться от них (погружается в уютное уединение -не выходит из дома, отключает телефон, предается приятным воспоминаниям). Если жизнь не предоставляет ⌠Мастеру■ такой возможности, он впадет в депрессию. Его очень многое раздражает (от неприятного внешнего облика собеседника до плохой погоды). Имеет низкий порог возбудимости ко всем видам ощущений (звукам, запахам, цвету), реагирует на громкость, тембр, цветовую гамму, освещение. Особенно выводят из себя чужие страдания (физические - которые тут же замечает; психические - помочь в которых не может вследствие своих уязвимых эмоций). Поэтому от ⌠чужой беды■ сразу же пытается скрыться в свою ⌠уютную раковину■ - как улитка, почуяв усиками дискомфорт, прячет голову обратно в панцирь. Дорожит гармонией ощущений как в окружающем мире, так и в себе самом. Внешне выглядит мягким, даже расслабленным. Внутренне - сдержан. Одевается просто, предпочитает спортивный стиль. Любит удовольствия и категорически ⌠не понимает■, что ⌠за все приятное нужно платить■. Считает, что ни при каких условиях нельзя ставить под удар личное благополучие и здоровье. Потеря этого означает для него невосполнимую утрату. Увлекается спортом - теми его видами, которые позволяют испытать яркие ощущения - например, подводным плаванием. Обычно придерживается здорового режима питания и сам хорошо готовит. Любит ходить пешком (идет в размеренном темпе, сосредотачиваясь в это время на своих мыслях). В дизайне предпочитает сочетание красоты с многофункциональностью. Не склонен к монументальности в искусстве (пример скульптора О.Родена). Для работы ему абсолютно необходим полный комфорт рабочего места. Из любой, самой непредвиденной ситуации, ⌠Мастер■ постарается извлечь для себя пользу. Проблемы решает методично, рационально. Любая новая технология интересует его с точки зрения практического применения. Способен получать удовольствие от самого процесса работы. Трудную задачу делит на несколько более легких. Считает, что лучший способ расположить к себе партнера - это услужить делом. Стремится к высокому профессионализму и достойной (моральной и материальной) оценке своего труда. Требователен к себе и окружающим, поэтому его похвалу трудно заслужить. Склонен ⌠поучать как надо жить и работать■. Предпочитает жить по гибкому, мобильному графику. Старается везде успеть, хотя ему трудно быть пунктуальным вследствие слабо развитой интуиции времени. При общении склонен быстро сокращать психологическую дистанцию из любопытства посмотреть, что из этого выйдет. Свои проблемы и неприятности обычно не демонстрирует. О своих планах на будущее говорит с оптимизмом. О планах окружающих отзывается скептически (это происходит вследствие запрограммированности на дуала - ⌠Советчик■ с его сверхоптимизмом). Самым уязвимым местом ⌠Мастера■ являются чувства. Он не переносит как недо-, так и перенасыщенности эмоциями. Старается недопускать этического манипулирования собой. Поэтому надевает маску невозмутимости и даже непроницаемости. Чем сильнее ⌠давить■ на его эмоции, тем неприступней он становится (как писал Высоцкий - ⌠Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют■). Любую попытку проникновения в мир чувств ⌠Мастер■ воспринимает именно как ⌠плевок в душу■. Не переносит истерик со стороны партнера. На это отреагирует эмоциональным взрывом и ⌠хлопаньем дверью■. Уважает людей, способных к предвидению, выслушивает их рекомендации. Интересуется загадочными явлениями, может быть очень суеверным. Сравнивает свои возможности с возможностями других, нуждается в партнере, способном раскрыть его таланты и найти им практическое применение. Оказывает услуги друзьям без лишних слов и просьб. Любит находиться в ⌠теплой компании■. Но не переносит, когда о ⌠сокровенном■ (а для ⌠Мастера■ этим являются эмоции) говорят вслух и всуе; когда ему навязываются какие-либо обязанности (⌠визиты вежливости■ к родственникам, нравоучения воспринимает как пытку).
     Умеет оказать сильное волевое давление, используя всю ⌠гамму неприятных ощущений■ по отношению к партнеру. Этого качества в себе не осознают по причине нахождения его в подсознании. Волевого давления на себя не переносит (его можно только просить и уговаривать). Часто спорит из желания навязать свою точку зрения, при этом может манипулировать фактами. Демонстрирует свои познания в различных областях, хотя они достаточно поверхностны. Развитые логика и ощущения позволяют ⌠Мастеру■ видеть глубокий философский смысл в игре света, цвета, звуках, форме пространства (все творчество А.Тарковского построено именно на этом, причем явная растянутость действия говорит о слаборазвитой интуиции времени, а ставящиеся ребром вопросы этики - о болезненности данной темы для автора). Таким образом, тип ⌠Мастер■ имеет развитые ощущения и деловую логику, его уязвимыми местами являются отношения со временем и эмоции.
     Логический подтип - внешне холоден, деловит, скептичен. Недоверчив к нововведениям, прагматичен. В одежде выбирает спортивный стиль.
     Сенсорный подтип - обладает меньшей работоспособностью, чем логический. Сибарит и гурман, обращает большое внимание на сочетание цветов в одежде.
     Если ваш партнер ⌠Мастер■, помните, что от него нельзя требовать и ожидать: постоянного эмоционального участия в происходящих событиях, восприятия на веру (без логического объяснения) новых необычных проектов. Он создан не для этого.

<15> Г.Шульман http://ru.laser.ru/authors/ss/shulman/

Спокойствие. Холодная уверенность в себе и в жизни. ⌠Старинный форт с толстенными стенами■. Шутки. Иногда √ взрыв ярости √ как вылазка из этого форта. Необходимость быть уверенным в нужности требуемого √ тогда ⌠вывернется наизнанку■, но сделает, - пусть в награду √ лишь улыбка (улыбка ⌠Гексли■!). Потом √ снова ⌠ленивое■ ожидание необходимости действовать (⌠Ну, если никто, тогда уж я■ (И. Пулокене, Вильнюс)). Отличные утилизаторы, умеют всё. Ненужных вещей нет. Всё - в дело: ⌠Из ерунды √ конфетку■. Заставить сделать ненужную работу √ невозможно. Иногда демонстративно прибедняется, юродствует, назойливо демонстрируя свою якобы несостоятельность в тех или иных аспектах жизни, втайне будучи уверенным в обратном. По-видимому, именно эта уверенность в своём превосходстве над собеседником в данном аспекте и заставляет СЛИ прибегать к извинениям и замечаниям, типа: ⌠Куда мне до Вас! Я, конечно, очень хорошо это понимаю!■.

Мужчину √ часто √ с большой лысиной или боковыми залысинами вне зависимости от роста и габаритов туловища.

Женщины √ иногда √ очень полные, подвижные; иногда √ при неподвижном корпусе √ молниеносные движения пальцев рук и насквозь пронизывающих и всё видящих глаз.

Патология: ⌠ничего даром!■, скаредность, невообразимое упрямство и инертность.

И всё же ⌠Габен■ - это хорошо укреплённая крепость с наблюдательной вышкой, на флагштоке которой легко, свободно и чуть легкомысленно развевается хорошо защищённый весёлый флажок √ ⌠Гексли■