Есенин

Интуитивно-этический интроверт, или Лирик

<1> Онуфриенко (по А.Аугустинавичюте. Рабочий материал по соционике. )

http://ru.laser.ru/socion/references/viceband/types.htm

Несколько мечтательный романтик, человек скорее размышления, чем действия. Индивидуалист. Настоящее его вообще волнует слабо, его вдохновляют блестящие перспективы светлых городов, которые, вероятно, когда-либо будут построены. Достаточно эмоционален, хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные. Но его эмоциональность постоянно немного неполная, с довольно явно выраженными элементами ожидающего наблюдения. Эмоции проявляет не тогда, когда у другого бы "переполнилась чаша", а когда он сам посчитает нужным. Подход к эмоциям очень творческий: например, ярость может считатать этичной, а сдержанность неэтичной.

Влюбчив. Другого среди серой массы для него выделяет сила, целеустремленность, интеллект. Несомненно, если эта сила поддается его эмоциональной экспансии. Очень терпим к людям, понимает их и старается прощать им слабости. Улыбка Тутанхамона. В экстремальных условиях его оружие - умение демонстрировать свое отношение к происходящему, показать его смешные стороны. Отсюда тонкое чувство юмора /Джером К.Джером/ и очень характерная прозрачная улыбка в острые моменты. Улыбка теплая, согревающая и возбуждающая. Улыбка, чаще всего, признак тревожности. Из-за этой своей тревожной улыбки Гагарин стал первым космонавтом. Назначение этой улыбки - поднять боевой дух, взбудоражить партнера. Элегантный. Выглядит уравновешенным и подтянутым. Широко открытые глаза практически никогда не зажмуриваются. Брови, как правило, дугообразны, без склонности опускаться. Элегантность на каждый день, а не по праздникам. Редко увидишь его в неизящной позе, его интонации изысканы. Пластика движений и ритм.

Тем удивительнее две вещи: он не обращает особого внимания на элегантность других /его дуал - Жуков - подчеркнуто недемонстративен/; в его квартире царит хаос и вещи, и люди, попавшие в его дом, должны сами найти для себя место. Или кто-то должен это место подсказать.

Меценат. Борец за эмоциональное раскрепощение людей. Чувствует ответственность за настроение своих близких, их жизненный тонус. Использует свое тонкое чувство юмора, чтобы расшевелить, растормошить людей. В компании оглядывает собравшихся не для того, чтобы определить, как кто одет, а чтобы увидеть, как кто себя чувствует. /Это именно то, что следует пересказать и другим/. По большому счету - он мечтает внести гармонию в общество.

История для него - это история искусства. Ярко выраженное влечение к красивому: стихи, живопись, изящные безделушки. Сам старается быть изящным. Обожает общаться с художниками, поэтами, богемой и вообще с экзотичными людьми.

<2> А.Л.Панченко http://ru.laser.ru/socion/references/panchenko/index.html

Интуиция времени, как сильная функция, позволяет этому типу прекрасно ориентироваться в потоке времени, как текущего, как и исторического. Выдвигать идеи, которые консолидируют группу, нацию.

Этика эмоций, являясь творческой функцией, позволяет ему очень тонко манипулировать эмоциями, как своими, так и окружающих. Успешно раскрывает внутренний мир другого человека, пользуясь созданием ностальгически драматической атмосферы.

Ролевая функция - сенсорика ощущений. Любит демонстрировать свой эстетический вкус. Делает потуги к созданию вокруг себя бытового комфорта. Любит покапризничать, пожаловаться на плохое самочувствие. Гипертрофированно восхищается красотой природы, искусства.

Болевая функция - логика действий. Не выносит упреков в неорганизованности, разболтанности, недисциплинированности и богемности.

Внушаем по волевой сенсорике. Любит сильную руку. Страдает по отсутствию твердой руки в государстве.

По шестой функции (логика отношений) нуждается в абстрактно-логическом обосновании его поступков и выдаваемых ему указаний.

Седьмая функция - интуиция возможностей. Спокойно относится к выражению и обсуждению способностей, возможностей, перспектив, если это не противоречит его интуитивно-эмоциональному видению ситуации.

Восьмая функция - этика отношений. Дает мягкие, иногда беспринципные советы по налаживанию межличностных отношений.

<3> А.А.Овчаров (old) http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index_old.html

Философию этого типа можно было бы выразить следующим образом: "Миром правит настроение и умение его передать, ощутить".

Это наиболее алогичный и непредсказуемый из всех 16 типов. Его реакции могут быть совершенно неадекватными. Хорошо интуитивно чувствует эмоциональное состояние окружающих. Лирик постоянно меняет свое настроение. Такой человек может быть в коллективе неплохим гармонизатором. У него обычно очень большая степень конформизма. Обычно он умеет решать свои проблемыненавязчиво, за чьей-то "широкой спиной". Любит оказывать помощь, утешать - в словах, но не материально. Хорошо все оформляют, причем и сами внешне обычно ухожены. Нуждается в постоянном переключении. Подчинять себя необходимости не умеет. Рутинная работа для Лирика абсолютно неприемлема. Склонен к гуманитарной сфере деятельности. Не лидер и не организатор. Очень конформен, идет на поводу у других. Не умеет отделять главное от второстепенного. Свои взаимоотношения, в том числе и деловые, строит в зависимости от того, нравится ему человек или нет. Из Лириков получаются хорошие референты, секретари, переводчики, неплохие психологи, особенно диагносты, хорошие журналисты. Обладают большими способностями к языкам (в устном варианте). Хорошие дипломаты, т.к. умеют уходить от конфликтов. Часто инфантильны (даже внешне). Нуждаются в покровительстве. К бизнесу абсолютно не способны. Создавать с ними семью большинству других типов трудно, так как, с одной стороны, они непредсказуемы, а с другой - с ними тяжело расстаться. При всем этом очень уживчивые и покладистые супруги. Романтики по натуре, смотрят на жизнь через "розовые очки". В пессимизм впадают только тогда, когда все их бросили, но уж тогда пессимизм глубочайший. Обладают чувством собственного достоинства и пониманием чести, однако склонны постоянно выискивать зло и вступать с ним в борьбу за идеалы добра и справедливости (Жанна д'Арк, С. Есенин). Для них "мой дом - моя крепость" - не пустая фраза. Лирика не стоит предоставлять самому себе, им нужно управлять, постоянно его "подстегивать", контролировать, иногда даже жестко. Он достаточно обидчив, но отходчив. Сфера профессий: гуманитарно-теоретическая, культурно-просветительская, литература, психология, архитектура, гуманитарное образование, театр.

<4> В.В. Гуленко1. http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko/

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ. Эмоционален, обаятелен. Мягкий, тактичный человек. Обладает утонченностью в восприятии мира. Часто имеет развитые гуманитарные интересы. Чуток и внимателен к людям, старается со всеми поддерживать ровные отношения. Проявляет терпимость к недостаткам и слабостям других. Романтичен и оптимистичен, верит в светлое будущее. Компромиссен: умеет терпеливо ждать и прощать. Хорошо развито предчувствие, тревожится за исход дела, хотя внешне этого не показывает. Уважает сильных авторитетных людей, которые могут выдать конкретные указания. В интересах дела может проявлять хорошие дипломатические способности, располагая людей к себе своей скромностью и обаянием. Обладает неплохим чувством юмора. Искусен в умении нравиться. К каждому умеет найти индивидуальный подход. Демонстрирует изысканность, хорошие манеры, грациозен в движениях. Со вкусом одевается, элегантен.

ПРОБЛЕМЫ. Внутренне раним, противоречив. Несколько неуверен в себе, склонен к сомнениям и колебаниям в выборе решения. Его нужно вовлекать в дело. Нуждается в моральной, физической и материальной поддержке. Из-за рассеянности иногда забывает выполнять обещания. В работе склонен утопать в деталях, отвлекаться на мелочи и при этом не успевать сделать в срок более важные дела. Не любит строгих порядков, бездумного подчинения регламентам и инструкциям. Ему с трудом даются экономия и трезвый расчет в делах. На рабочем месте и в быту может допускать "художественный" беспорядок. Не любит людей, которые скупятся в мелочах. Болезненно воспринимает критику своей работы. Охотно делится своими проблемами с окружающими, ищет понимания, сочувствия и поддержки. Его работоспособность имеет явно выраженные периоды спадов и подъемов.

ОТ НЕГО НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ И ОЖИДАТЬ: постоянно высокой работоспособности; пунктуальности и организованности; быстрой конкретной отдачи в делах; умения хорошо анализировать ситуацию; умения руководить большим коллективом, распределять обязанности.

РЕКОМЕНУЕМЫЙ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Лучше всего, если его работа носит гуманитарную направленность. Он может хорошо работать там, где нужно элегантно общаться с не очень большим количеством людей. Из них получаются неплохие секретари (особенно под началом у сенсорно-логических иррациональных экстравертов), переводчики, библиотекари, литераторы, журналисты, редакторы текстов. Они также могут хорошо реализовать себя в сфере искусства (в качестве театральных критиков, поэтов).

<5> В.В. Гуленко2 http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko2/

1.Мечтательный романтик и фантазер. Любопытен: неравнодушен ко всему новому, необычному, красивому. Настойчив в просьбах, если им движет сильное желание. Умеет улучить момент, когда можно подойти к человеку. Свободно обращается со своим и чужим временем.

2. Эмоционален и обаятелен. Улыбается, даже когда говорит неприятные вещи. Производит впечатление неожиданными, порой экстравагантными поступками и высказываниями. Обладает тонким чувством юмора. Умеет утешить человека,поднять настроение.

3. Внешний вид - источник его воздействия на людей. Если надо, одевается элегантно, порой даже изысканно. В расслабленном состоянии жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы за ним ухаживали, выслушивали жалобы о плохом самочувствии. Ему трудно отказаться от привычного комфорта.

4. Без твердого руководства неорганизован и несобран. Не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете труда. В обращении с деньгами неэкономичен и капризен: готов потратить последние деньги на покупку "для души". Склонен давать непродуманные обещания. Веселится, чгобы заглушить тревожные предчувствия.

<6> В.В. Гуленко, из книги "Юнг в школе" http://ru.laser.ru/socion/references/gulenko/school/portraits/

1. Т - интуиция времени

В своем поведении руководствуется интуитивными предчувствиями. Благодаря этому качеству способен выжить в самой трудной обстановке, так как быстро различает искусственность, фальшь, лицемерие, деградацию. Свободно распоряжается как своим, так и чужим временем. Всегда поступает так, как будто у него есть запас времени. Многое откладывает на завтра. Большой мечтатель и лирическая натура. Картины, которые ему рисует воображение, светлые и яркие, гораздо привлекательнее, чем будничная жизнь. Верит в хорошее будущее. Успокаивает людей, вселяя в них надежду фразами о скорых переменах к лучшему. Не сосредоточивает свое внимание на ошибках прошлого.

2. Е - этика эмоций

Хорошо разбирается в закономерностях эмоциональной жизни людей. Умеет в нужный момент, когда человек находится в хорошем расположении духа, обратиться с просьбой, так что ему трудно отказать. Тонко реагирует на смешное в жизни. Любит юмор. Шутит, дурачится, тормошит близких людей, вызывая у них положительные эмоции разными способами. Миролюбив. Не переносит ссор между близкими людьми. Легко идет на примирение, с готовностью принося себя в жертву ради погашения конфликта. Внутренне тревожен. Много переживает, но прячет волнение и плохое настроение за мягкой улыбкой.

3. S - сенсорика ощущений

Много усилий уделяет внешнему виду. Умеет элегантно, со вкусом одеться. Грациозен, радует глаз эстетическими движениями. Никому не навязывается. Прикладывает усилия к тому, чтобы максимально вписаться в привычки и вкусы людей. Очень уживчив. Людям жалуется на здоровье, плохую заботу о себе, безразличие. Однако в экстремальных ситуациях собирается и подавляет боль. Приобретает уверенность и силу в обстановке комфорта и привычном кругу знакомых. В этом случае позволяет себе и покомандовать.

4. Р - деловая логика

Не умеет экономить деньги, вести строгий учет финансов. Тратится на красивые, с его точки зрения, но не всегда полезные вещи. Если попадает в финансовые затруднения, знает, к кому обратиться за помощью. В таких случаях найдет, что продать повьгоднее. Долговременные отношения у него нередко сочетаются с прагматическим расчетом. Браки по расчету у него оказываются прочнее, чем союз по любви. Плохо складываются отношения с теми, кто заставляет его трудиться, работать в не свойственном ему ритме. Надеется на снисхождение, поблажки, перекуры во время тяжелой работы.

5. F - силовая сенсорика

Уживается с людьми сильными и решительными, уверенными в себе. Однако не допустит, чтобы дело дошло до деспотизма. Открыто заявит о примитивности тупой силы. Хорошо чувствует, какую силу приложить, чтобы добиться своего. Однако сам решается на силовые методы лишь тогда, когда чувствует физическую угрозу себе или своим близким. Если пребывает в дискомфортных состояниях постоянно, то начинает вести себя подчеркнуто грубо и вызывающе. Делает это с целью скрыть свой мягкий, виктимный характер. Без твердого руководства расслаблен и несобран до безалаберности. Его легко сбить с правильного пути, соблазнить чем-либо, обещающим приятные ощущения. Легко вырабатываются вредные привычки, избавить от которых его можно только силой.

6. L - структурная логика

Когда нет четкости и однозначности в понимании ситуации, У него портится настроение, наступает растерянность. Хаос, неорганизованность, отсутствие опоры повергают его в уныние. Действует с энтузиазмом, когда опирается на продуманный, логически выверенный план с четкой конечной целью. Очень нуждается в схемах и технологиях. В экстремальных ситуациях становится хладнокровным. Мысль работает четче, легче принимаются обоснованные решения. Ему сильно портит настроение зарегламентированность и мелочный контроль. Постоянная твердая дисциплина не для него.

7. I - интуиция возможностей

Жизненные ценности и идеалы - одна из его уязвимых точек. Очень переживает, если время проходит, а компромиссы и уступки затягиваются, не находят разрешения. Не терпит притеснений, нивелирования способностей, как своих собственных, так и окружающих его людей. Живет по принципу невмешательства во внутренний мир личности. Хотя мог бы дать ценный совет по раскрытию способностей, если к нему обратиться. К собственным способностям относится весьма критически, часто занижает их. Боится остаться бездарным, невостребованным. Нуждается в комплиментах и поощрении. Хорошо отбирает из имеющихся идей наиболее перспективную. Всегда ищет себе такое занятие, которое соответствовало бы его идеалу служения людям.

8. R- этика отношений

Свое отношение подкрепляет делом. Для тех, кого любит, может сделать многое. Предприимчив, если чувствует, что завоевывывает симпатии окружающих. Стабильно выполняет текущие обязанности лишь в коллективе с установившейся системой межличностных отношений. Предупреждает, что личная вражда и разногласия приведут к краху дела. Все делает для того, чтобы деловые отношения сопровождались и благоприятными неформальными связями. Вносит в рабочий коллектив гармонизирующее начало. Уговаривая людей, управляет отношениями таким образом, чтобы дело повернулось в выгодную для него сторону. Удачно пользуется знакомствами и личным обаянием.

<7> Анатолий Быстрицкий http://www.rozmisel.irk.ru:8100/tests/tests.html (чтобы увидеть описание, надо пройти тест или угадать адрес)

Ваше мышление носит эмоциональный характер без ориентации на практически-деловое поведение. Иногда Вас считают рассеянным, непрактичным, легкомысленным, хотя это далеко не так. Такое восприятие Вас со стороны связано с тем, что Вы сосредоточены главным образом на масштабных проектах и считаете, что грядущее будет намного лучше, чище и светлее настоящего. Вы умеете хорошо ощущать потенциальное развитие событий и сами прикладываете все усилия для скорейшего наступления позитивных изменений, зачастую не принимая во внимание мнение по этому поводу других людей. Наряду с этим постоянно следите за тем, чтобы не допустить ошибки, совершенные в прошлом. Особенно хорошо помните события, доставившие много неприятных переживаний. Поскольку Вы относитесь к чувствующему (F) типу, то принимаете в жизни решения, исходя из своего эмоционального состояния. В связи с этим имеете привычку бросать начатую работу и браться за другую, если последняя неожиданно заинтересовала Вас. Таким образом, Ваше поведение не всегда логично. Принадлежность к воспринимающему (P) типу приводит к тому, что размышления о способах воплощения конкретных дел на практике далеко не всегда заканчивается действием. Если это все-таки приходится делать, Вы довольно быстро устаете - становитесь медлительным, нерешительным. Вы активизируетесь, когда начинаете понимать пути достижения цели и свою роль в этом процессе. Как правило, нуждаетесь, чтобы данный вопрос прояснил кто-то со стороны, так как сами не можете сделать это. После завершения трудного дела стремитесь уединиться, чтобы проанализировать свои переживания. Стараетесь найти поддержку собственных действий у окружающих, для чего пытаетесь вызвать у них необходимый эмоциональный настрой. К сожалению, порою это удается с большим трудом. Между тем, поддержка со стороны окружающих критически важна для Вас, поскольку благодаря ей Вам удается мобилизоваться и проявить свои деловые качества, что приносит Вам большое удовлетворение. С другой стороны, такая поддержка дает Вам возможность использовать людей для достижения конкретных целей. Вообще Вы уделяете большое внимание тому, как люди выражают свои чувства. Зачастую приветствуете выражение отрицательных эмоций, а сдержанность считаете неэтичной. Умеете разобраться в способностях окружающих, но иногда склонны идеализировать людей. Сами стараетесь выглядеть доброжелательным, но часто отмахиваетесь от чужих проблем, делая вид, что это Вас не касается. Умеете произвести впечатление своей элегантностью, изысканностью манер, аккуратностью, можете вовремя проявить нужные в данный момент эмоции, умеете шутить. Все это характеризует Вас как обаятельного человека. Наряду с этим Вы романтик и мечтатель, не терпящий серости будней, стремящийся всюду внести живые краски. В споре легко уступаете, если оппонент приводит весомые аргументы. Однако в случае, если абсолютно уверены в своей правоте, не уступаете до последнего. Не боитесь демонстрировать свои отрицательные эмоции. Можете легко дать понять человеку о своем отношении к нему. Как интуитиву Вам важно понимание скрытой сущности явлений, но слабые позиции логики (поскольку Вы принадлежите к чувствующим (F) людям ) приводят к тому, что далеко не всегда удается эту сущность познать. Поэтому Вы цените людей с логическим складом ума, часто полагаетесь на их мнение. Точная, четко структурированная, логически обоснованная информация, исходящая от них, вдохновляет Вас на работу, вселяет уверенность. Вам с трудом удается создать вокруг себя комфорт и уют. Сложившуюся вокруг обстановку именуете про себя "творческим беспорядком". Мелкие детали раздражают Вас. Не умеете составлять план действий и распорядок дня. Неэкономны - часто тратите деньги на различные безделушки, которые быстро надоедают Вам. Ваши сильные стороны: сильная интуиция; глубокий духовный мир. Ваши слабые стороны: неумение заниматься неинтересными делами; неумение составлять детальный план действий.

<8> Анатолий Шиян http://www.socio.dp.ua/socio/tip/indexshiyan.html

Программной функцией описывается процесс перестройки структуры рассматриваемого уровня иерархии как целого. Этот тип хорошо различает процессы, вследствие которых и происходит изменение строения иерархического уровня. Он естественным образом выделяет людей, способных участвовать в произведении такой реорганизации. Он хорошо различает последовательность действий, приводящих, в конечном счете, к перестройке топологии всего иерархического уровня. Вследствие вышесказанного данный тип обладает прогностическими способностями, причем "глубина проникновения в будущее" (то есть величина "кванта времени", на который осуществляется прогноз) зависит от уровня иерархии, на котором данный тип способен реализовать управление (отметим, что это именно тот уровень иерархии, на котором данный тип "выполняет функции" 2-АИА, а совсем не тот, которым его "поставили" руководить - подробнее см. главу 4!). Реализует свою программную функцию данный тип при помощи фиксации состояния отношений (или - изменения их на другие) между КС - "функциональными единицами", на котором построен данный уровень иерархии. "Создает" эмоции данный тип очень целенаправленно и самыми разнообразными способами, - но вся деятельность его направлена на то, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия для лиц (и - для себя самого в том числе!), производящих перестройку структуры данного уровня иерархии.

<9> О.Б.Слинько "Ключ к сердцу - соционика" http://ru.laser.ru/socion/dn/sl_key.html

Превосходно ощущает динамику событий, их развитие во времени, диалектику. Стремится к разрешению противоречий, постоянно взвешивает "за" и "против". Со временем обращается свободно, со стороны кажется, что просто чересчур вольно. Может определять время без часов, и при этом почти всегда опаздывает на встречи. Легко "путешествует" во времени, постоянно размышляет о прошлом, полном воспоминаний, и о неясном будущем. Обладает предчувствием и часто угадывает исход событий. Эмоциональный, тревожный человек. Эмоции мягкие, с тонкими градациями. Проявляет их осознанно, "обдуманно". Хорошо чувствует оттенки настроения других людей, однако не всегда понимает, чем они обусловлены. Человек впечатления. Способен к состраданию и сочувствию, жалостлив, иногда сентиментален. Стремится проявить перед окружающими эстетизм, художественный вкус. Одевается, как правило, элегантно, в свободном, романтическом стиле. Многословно восхищается красотой человека и природы, украшает свой быт произведениями природы или искусства. С трудом решает вопросы деловой выгоды и целесообразности. Может иметь в доме вещи, не выполняющие полезных функций. У него не получается упорядоченная организация быта, отсюда склонность к "богемному" образу жизни. Тяготится работой в сфере производства и экономики. Симпатизирует людям решительным, волевым. Будучи человеком мягкой натуры, тем не менее благосклонно воспринимает изъявления дружбы в грубоватой физической форме. Любит слушать рассказы о настойчивом преодолении трудностей, о стратегии и тактике достижения цепи. При оценке любого явления большое значение придает его логической убедительности, четкости всех позиций. Ознакомление со стройными, внутренне согласованными концепциями вдохновляет его, побуждает к деятельности.

<10> В.В. Мегедь, А.А. Овчаров Краткие описания типов http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index.html

По натуре - мечтатель и романтик. Неравнодушен ко всему новому, красивому и оригинальному. Любит производить впечатление деликатностью и изяществом в поступках или высказываниях. Тяготится рутиной: его влечет искусство, интересуют неординарные люди, необычные явления. Он охотно путешествует, любит приключения. Ему с трудом дается деловая активность, больше склонен размышлять, чем действовать. Часто колеблется в выборе решений, не любит обязательств. Порой бывает непредсказуем. Привязывается к людям, старается улучшить настроение окружающим. Очень терпим к человеческим слабостям и недостаткам. Его доброжелательность и безмятежность позволяют ему успешно выступать в роли примирителя спорящих. Он умеет использовать свою гибкость и влияние на людей, которые не могут отказать ему в просьбе. Очень обаятелен, улыбается, даже когда говорит неприятное. Обладает тонким чувством юмора. С ним трудно поссориться. У него бывают резкие перепады настроения - от смеха до слез. Делится своими проблемами с окружающими, нуждается в их сочувствии и поддержке. Тяжело переживает свои поражения, но, несмотря на это, никогда не теряет надежды на лучшее.

<11> Р.К. Седых "Информационный психоанализ" http://ru.laser.ru/socion/references/sedyh/index.html

Для тактил-лингвика важны не столько внешние проявления эмоций, сколько их глубокие причины, кроющиеся в характере человека, истории его духовной жизни, этической ситуации. Можно сказать, что его интересует целостная картина эмоциональной жизни людей и ее будущее развитие. В проявлении своих эмоций ТЛ несколько "аристократичен". Он улыбается тогда, когда считает нужным, когда к этому обязывают ситуация и принятая им для себя система этики. В проявлении своего настроения, силе и глубине воздействия на других людей тактил-лингвик стремится к совершенству и умеет стать любимцем публики, не отказывающим окружающим в эмоциональной помощи и поддержке. Критику за неуместность эмоций заслуживает редко, но если такое случилось, ему становится очень неприятно. Гораздо более спокойно воспринимаются им замечания по поводу времяпровождения. Создательница соционики как-то заметила, что человек такого типа обращается со временем "как с большим и сладким пирогом". Сравнение хорошее. ТЛ действительно обращается со временем свободно, с легкостью и удовольствием делая его интересным и приятным. Представители этого типа обычно даже не предполагают, что времени может не хватать. В отличие от тактил-сциентика, тактил-лингвик информирован не столько о логике происходящего, сколько о его эмоциональной обусловленности. Взгляд такого человека устремлен в будущее, и он великолепно предчувствует те изменения, которые произойдут в морали и настроениях общества и отдельных людей. Особенно хорошо и верно он предчувствует положительные изменения. Если тактил-сциентик в своем кругу выступает в роли "мрачного прорицателя", озабоченного тем, как предотвратить грозящие неприятности, при этом будучи не совсем уверенным в том, что это возможно, то ТЛ - это "пророк оптимистичный", видящий будущее светлым и показывающий, как к этому светлому стремиться. Деятельность обоих типов одинаково необходима для общества: ведь умение избегать опасности не менее полезно, чем умение достигать хорошего. Тактил-лингвик знает, для чего и когда пришло время. Но тактил-сциентик предпочитает убеждать, а тактил-лингвик - уговаривать. Социальная роль тактил-сциентика - в регулировании объективной истории человечества, а тактил-лингвика - субъективной. Как пример можно привести поэтов Максимилиана Волошина (ТС) и барда Александра Дольского (ТЛ).

* * Читать как беллетристику книги по медицине и кулинарии могут только два типа: тактил-лингвик и тактил-сциентик. Женщины - тактил-лингвики способны изучать журналы мод с огромным вниманием, как детективный роман, но при этом совершенно ничего не примеряя на себя - "платонически". Чтобы решать вопросы ощущений, самочувствия, быта, здоровья, ТЛ необходима возможность обсуждать их с другими, читать литературу соответствующего содержания, а время от времени пользоваться и прямой поддержкой. По этим вопросам тактил-лингвик не будет спорить с другими: ему трудно быть уверенным, но сама возможность порассуждать на эту тему весьма важна. Достижения в этих областях довольно хрупкие, и поэтому он не любит тех, кто портит окружающий быт и комфорт: ему очень трудно их восстанавливать. Чем богаче жизнь этого типа ощущениями, тем выше двигательная активность. Но в проявлении своей активности он очень осторожен. ТЛ может мечтать о том, как он будет много работать и много знать, но за практическую реализацию своих мечтаний берется крайне редко. Критику за ошибки в работе, за нерациональность и неэстетичность движений воспринимает болезненно, и это часто приводит его к бездеятельности. Впрочем, критика за ничегонеделание тоже малоприятна. Но выделиться неожиданной деловой активностью тактил-лингвику совершенно невозможно. Только если окружающие ждут - не дождутся, когда он возьмется за работу, и заранее известно, что ему за это только спасибо скажут, ТЛ постарается действовать максимально эффективно. Кстати, поэтому ему неприятно оказываться в ситуации, когда люди ожидают от него разной работы в одно и то же время.

* * * Для тактил-лингвика характерно стремление оградить свои вещи от других людей. Обязательно должны быть свои ложка, чашка, полотенце и т. п. Есть стремление и к физической неприкосновенности, независимости. Поэтому он, например, очень не любит, когда к нему прикасаются посторонние. То же проявляется и в желании выдержать некоторую дистанцию между собой и другими людьми. ТЛ стремится быть все время хорошо и прилично одетым, даже если это студент, едущий "на картошку". Впрочем, это стремление далеко не всегда реализуется. К тому же причесанный и в отглаженном с утра костюме тактил-лингвик может к полудню оказаться растрепанным и помятым и сам этого не заметит. Точно так же плохо он видит внешнее состояние других. ТЛ важно осознавать, что его внешние данные интересны окружающим, то есть не обойдены вниманием его красота, одежда, сила и энергия. Если ситуация в этом смысле далека от желаемой, тактил-лингвик может стать неряшливым, расхлябанным, апатичным или наоборот - излишне напряженным. Самостоятельно (без помощи со стороны других людей) слишком тяжело поддерживать на высоком уровне свои внешние качества. Поскольку в каком-то количестве эта помощь, корректировка присутствует почти постоянно, тактил-лингвик обычно умеет себя обеспечить в смысле формы и качества имеющихся у него вещей или, по крайней мере, легко учится этому. Разбираться в том, какие объективные отношения существуют в окружающем мире, тактил-лингвику, как правило, совсем не хочется, а если приходится, то делает он это с большим трудом. А. Аугустинавичюте приводит типичное для этого типа высказывание: "Если хотя бы раз кто-нибудь расположил в моей квартире все по местам, тогда бы я уже знал, где чему место". Еще меньше, чем разбираться в объективных отношениях, тактил-лингвик любит их регулировать. Ему больше нравится, когда кто-то делает это за него. Автор соционики писала по этому поводу: "Правила, законы и инструкции, которых в своей практике отношений с объектами и субъектами придерживается этот человек, напоминают берега речки, в которых она смирно течет". ТЛ очень нуждается в уважении других людей, стремится к нему и добивается его. Происходит это иногда несознательно, но в кругу людей, среди которых он не пользуется должным авторитетом, он чувствует себя плохо.

* * * * То хорошее, что есть в его характере, культуре и воспитании, ТЛ совершенно не стремится ни скрывать, ни навязчиво демонстрировать. Проявление этих качеств согласуется с требованиями общества, принятыми в нем стандартами, но в русле этих требований тактил-лингвик, как правило, достигает максимального результата. Воспитание и способности других людей его обычно мало интересуют и не являются критериями оценки. Его, пожалуй, чаще "тянет" к необычным людям. Вероятно, это объясняется даже не столько неординарностью их характера, сколько стремлением продемонстрировать свое умение налаживать личные отношения. Общаться и быть приятным этот тип действительно умеет, и не без оснований считает, что может при желании поддерживать на должном уровне отношения с любым человеком. Этим своим замечательным умением постоянно пользуется и гордится им. Наблюдать конфликт между людьми (особенно между близкими) тактил-лингвику неприятно. Если предотвратить подобную ситуацию не удалось, ТЛ начинает себя чувствовать слабым и беспомощным. Поэтому старается гасить ссору в зародыше и поддерживать вокруг себя этику отношений на максимально возможном уровне, что ему обыкновенно и удается. Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: визуал-продактик, визуал-трейдик, визуал-сциентик, аудиал-продактик и кинето-продактик. Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-теоретическая, культурно-просветительская, литература и гуманитарное образование, театр.

<12> Букалов, Бойко "Почему ошибся Саддам Хуссейн или что такое соционика" http://ru.laser.ru/authors/len/book/book1.htm

Людям этого типа свойственна интуитивная мечтательность. Иногда это мысли о светлом будущем, о далеких странах, о различных несбыточных, фантастических проектах. "Есенин" чувствует течение времени, но эта мягкая мечтательность приводит к тому, что он никогда не спешит. Иногда мечты и фантазии приводят его к мысли о том, как хорошо жить естественной жизнью в слиянии с природой, как хорошо вернуться к этому состоянию. Об этом писал Ж.Ж. Руссо - выдающийся французский философ, но еще раньше, в Китае, философ Лао Цзы провозгласил зависимость человека от природы, необходимость быть в гармонии с ней, следовать се естественным ритмам - закону Дао. Можно вспомнить и самого Сергея Есенина, воспевавшего родную природу и испытывавшего в Петербурге носталь-гию по "полям березового ситца". "Есенин" тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих, очень мягок и тактичен в общении, несколько сентиментален. Легкая "есенинская" улыбка была и у первого космонавта - Юрия Гагарина. В семье "Есенин", если хочет чего-нибудь добиться, может использовать эмоциональный прессинг" разыгрывая целую драму со слезами, яростью и неистовством. При этом, если цель достигнута, эмоциональный всплеск может прекратиться и смениться спокойной улыбкой. Люди этого типа, особенно женщины, выделяются изысканностью, аристократизмом в одежде, манерах, речах и походке. Самостоятельно инициативы к физическому труду не проявляют, но как только им это скажут делать, легко начинают готовить еду, мыть посуду и т.д. "Есенин" не любит проявлять активно свои деловые качества, т.е. "крутиться",зарабатывая себе на жизнь.

<13> А.В. Молодцов "Практикум по прикладной соционике. Часть II." - К.: МЗУУП

(Стили организаторской деятельности. Стратегия использования личностного потенциала руководителя) http://ru.laser.ru/socion/references/molodcov/index.html

Руководитель - утешитель

1. Лучше удается решение стратегических задач.

2. Эмоциональный лидер в иерархической организованной системе.

3. Способ установления контакта ориентирован на человеческий фактор.

4. Форма деловой активности ориентирована на предвидение и заблаговременную предусмотрительность.

5. Система взаимодействия с подчиненными предполагает эмоциональный контроль и применение эмоций как инструмента воздействия на людей.

6. Характеризуется компромиссным типом поведения.

7. Ценит отношения выше результатов производства.

8. Отношение к этическим нормам зависит от симпатий.

9. Мотивы часто эгоистические. Цель - прибыль в рамках закона.

10. Отношение к закону: предпочитается буква закона.

11. Стратегия: личная мораль может использоваться по его усмотрению.

<14> Ирина Долина http://www.2a.ru/gomeopat/socio/index.htm

Этот тип является "неисправимым мечтателем". По крайней мере таковым он кажется окружающим вследствие своего "романтизма". Более точной характеристикой подобной личности будет - "хозяин времен". В нем "Лирик" чувствует себя "как рыба в воде". Он умеет предвидеть развитие событий, наступление "решающего момента" действий. Никогда не перегружает себя непосильными задачами - использует время по-своему усмотрению (желательно на что-либо приятное). При желании может быть пунктуальным (чувствует, который час, не глядя на часы), но чаще "задерживается". На окружающих может производить впечатление "везунчика", умеющего тихо пережить время смуты и встретить свою удачу после кризиса (именно встретить, а не поймать, т.к. волевых усилий для этого не прилагается). "Лирик" от природы любопытен и всегда в курсе всех новостей (особенно новых направлений в общественном мнении, науке, искусстве). Очень дорожит собственным временем, если уделяет его кому-либо, то делает это как "подарок". "Лирик" очень эмоционально и искренне реагирует на все события. Своим "участием" он обычно поднимает настроение окружающим. С самого начала избирает близкую психологическую дистанцию. Очень легко понимает эмоциональное состояние собеседника. Поэтому для многих (особенно для скрытого пессимиста "Маршала" - своего дуала) является "лучом света в темном царстве". Как писала А.Ахматова: "Молюсь оконному лучу Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце - пополам..." Заканчивается стихотворение благодарностью лучику как единственному утешителю. Подобно этому лучу "Лирик" является "модельером настроения". В благодушном порыве он восхищается окружающими, в дурном состоянии души - критикует (чаще "в глаза"). "Лирик" считает себя эстетом. Находит себе применение в живописи, поэзии, музыке, театре, обычно не замыкаясь на одной области. За счет развитой интуиции открыт для всего самого новомодного, но вследствие слабо развитых ощущений одновременно может быть склонен к консерватизму в одежде и убранстве квартиры. В обстановке роскоши не теряется, а чувствует себя "как дома" (примерами могут служить факты из жизни С.Есенина, представителя данного типа). Любит изящные мелкие (как правило, бесполезные) вещи, которыми склонен перегружать свое жилье. Слабым местом этого типа личности является деловая логика. Он часто откладывает выполнение работы до последнего срока, вследствие чего может потерять свою должность. Но очень скоро найдет другое место работы и другого покровителя. "Лирик" обычно пребывает в расслабленном состоянии (и расслабляет других), поэтому для включения в рабочий процесс нуждается во внешнем волевом импульсе. Его стол завален нужными и ненужными вещами, в домашнем "кабинете" всегда будет стоять телевизор, магнитофон, диван и прочие атрибуты приятного времяпровождения. Если "Лирик" попросил у вас почитать книгу, будьте уверены - назад вы ее не получите (слишком быстро он привыкает к чужим вещам). То же касается и отдачи им долгов. Деньги "Лирик" предпочитает тратить на удовольствия. На службе часто подменяет свои непосредственные обязанности "общественной деятельностью". "Лирик" восхищается "сильными мира сего" и стремится попасть под их покровительство, умело пользуясь своей "слабостью". Безразличия к своим проблемам и страданиям не потерпит, "зло" запоминает на всю жизнь. Он очень наблюдателен и, с легкостью задавая "невинные" вопросы, получает всю интересующую информацию (всестороннюю и достаточно достоверную, чтобы дуал "Маршал" мог использовать ее для достижения своих целей). С не-дуалами информацией не делится. В споре с логического аспекта он быстро переходит на этический, в котором и побеждает. "Лирик" предпочитает общаться с людьми, удачливыми в жизни (прочие его не интересуют). Причем способен оценить скрытый потенциал человека, о котором тот и не догадывается. Любит рекламировать возможности свои и своих друзей. Иногда ему самому хочется определить границы дозволенного, тогда "Лирик" позволяет себе смелые выходки (вспомним кабацкие застолья и дебоши С.Есенина). Радуется, когда инсценированный скандал "сходит ему с рук". Таким образом он "зондирует почву" для своего дуала - "Маршала". Все поведение "Лирика" отличается демонстративным "милым добродушием". Особенно это проявляется в начале формирования отношений, когда он искренне восхищается партнером. Происходит это до тех пор, пока "Лирик" выясняет для себя потенциальные возможности того, с кем контактирует (подходит ли он на роль покровителя, способного решить проблемы "Лирика" или нет). "Лирик" не может прожить без людей, ценящих его духовную красоту (и обладающих со своей стороны красотой физической). Он нуждается в почитателях (пусть даже это будет один человек  желательно дуал "Маршал"). Таким образом, у типа "Лирик" развиты интуиция времени и эмоции, его слабые места - это ощущения и деловая логика. Интуитивный подтип "Лирика" - имеет "вопросительное" выражение лица. По натуре романтик, оптимист, созерцателен. В одежде - элегантен. Этический подтип - специалист по "обольщению", любит находиться в центре внимания, драматизировать события. Одевается ярко, богемно.

Будучи партнером "Лирика", помните, что от него нельзя требовать и ожидать: пунктуальности и организованности, высокой работоспособности, умения анализировать ситуацию логически, руководить коллективом. Он создан не для этого.

<15> Г.Шульман http://ru.laser.ru/authors/ss/shulman/

"Самая печальная радость - быть на земле поэтом..." Ф. Г. Лорка

ИЭИ - это вечный поиск гармонии. Жизнь - "...в расщелине между мифом и реальностью, в особом пространстве, образуемом несовпадением мечты и бытия, ...интуитивного знания и достоверного факта" (Васинский, Шальнев). "Вся грусть земная" и "печаль моя светла" (С. Есенин), Всегда видеть звёзды над головой - даже стоя в болоте. Постоянное ощущение вины. Желание и способность понять каждого. Устремление на помощь, - без оглядки на окружающие реалии. Невозможность поверить в реальность происходящего, в "настоящесть" его, в окончательность приговора (суда, судьбы - любого приговора). Острое чувство Прекрасного. Поклонение Красоте - преклонение перед нею. Идеал красоты - Женщина, - лицо, тело (вообще Женщина - только с большой буквы, - видимо, поэтому, - почти мистический ужас при сознании одной только возможности реального контакта с этим телом). Для женщины идеал красоты - цветок - незабудка, роза. "Вечная мечта о прекрасной незнакомке", - но "на острове Гдетотаме" (Джеймс Барри), - перед собой часто не видит. Поэтому при самоедстве и "самокопании" любимая тема размышлений - об упущенных возможностях.

Дискомфорт в любых "рамках" и невозможность их "разорвать". Созерцание. Доверчивость (почти детская) и такая же наблюдательность и удивительная проницательность. Широта интересов, но некоторая поверхность суждений, обширность знаний при недостаточной глубине их (кроме того, что очень интересует). "Эти люди и так знают слишком много, чтобы знать это ещё и глубоко" (АА). И вместе с тем - глубокий и тонкий анализ в каком - нибудь узком диапазоне. Вообще - существование в "узком луче света от собственной фары" (В. Конецкий).

Тяга к молодёжи, - к юношеству, к детям, легко и быстро - общий язык с ними, - "Юность! люблю, обожаю тебя!" (Шекспир, пер. Г. Ш.). Тонкий юмор. Остроумие, удивительно лёгкое и неожиданное словотворчество. Любовь к шутке, но всё всерьез. Настоящего нет - весь в прошлом, будущем, обязательно - светлом! Море и паруса - как безнадёжно недоступная и неосуществимая мечта о прекрасном.

Острое чувство реальной и близкой опасности, неожиданно чёткий и красивый выход из положения, когда жизнь и обстоятельства "взяли за горло". Мужество, - струсить - неэтично.

Патология: из-за слабости логики и сенсорики (3-я и 4-я функции), - страсть к самоуничижению или "гиперболическое представление о собственной личности", как правило, - с последующим самонизвержением или - что гораздо чаще - с чьей-нибудь, не всегда доброжелательной, помощью - с "пьедестала" и снова самоуничижением. И то, и другое - вполне искренне и со всем пылом души. Следует, видимо, оговорить, что в "первозданном" виде этот ТИМ встречается крайне редко. Чаще всего можно наблюдать человека "без кожи", загнанное существо с зияющими ранами на шкуре, клоками выдранным мясом и трофическими язвами на душе и сердце...

<16> Е.Бахтерева, Е.Новиков http://www.shortway.to/moonstone/tab.htm

Внешние признаки

Самая характерная особенность, позволяющая с уверенностью предположить, что человек относится к данному социотипу, - элегантный внешний вид. ИЭИ очень тонко чувствует гармонию. Чувство композиции позволяет ему одеваться порой весьма изысканно. Прекрасно подбирает предметы туалета. Иногда выглядит как настоящий франт. Это касается как женщин, так и мужчин. Вторая особенность касается походки и фигуры. Фигуры у ИЭИ встречаются как худые, так и полные, причем чем более развит интуитивный компонент, тем сильнее выражена склонность к полноте. Но не зависимо от фигуры очень хорошо владеет своим телом, походка часто бывает грациозная, порой даже вычурная, с вышагиванием. Более эмоциональный вариант ИЭИ легко узнаваем по оживленной жестикуляции. Для него характерен жест рукой от себя в сторону с разворачиванием ладони. Глаза - смеющиеся, узкие. У более интуитивного варианта - широкие, любопытные. Во время разговора иногда имеет склонность заглядывать в глаза собеседнику, а также брать его за руку.

Манера общения

В общении самый главный признак, надежно, свидетельствующий о принадлежности человека к данному социотипу, - тревожная, несколько застенчивая улыбка, которая появляется у него во время волнения или когда о нем заходит разговор в его присутствии. Интересуясь всем необычным, оригинальным, имеет склонность к милой болтовне о разного рода интересных пустяках. Его внимание порой бывает трудно сосредоточить на главном. Сбивает общую линию беседы, неожиданно задавая вопросы не по теме. Любит интересные или просто смешные истории. Вспоминает смешные эпизоды из своей жизни. В разговоре порой ломается и кокетничает, оттягивая окончательный ответ, хотя для себя уже все решил. Склонен давать пустые обещания. Всегда находит элементарные оправдания своей необязательности типа: "хотел, но не смог", "так сложились обстоятельства" и т.п. Любит говорить о своей непрактичности. Но при этом умеет неплохо провернуть коммерческие дела. Гибок и изворотлив, это помогает ему долго удерживаться на своем посту. Неплохо руководит за счет того, что умеет подбирать себе надежных заместителей. Расстроившихся, растерянных людей успокаивает, говоря о том, что еще не все потеряно, что все еще впереди и т.п.

Особенности поведения

Наблюдая ИЭИ в течении некоторого времени, легко заметить такую его особенность,как контраст между поведением на людях, в незнакомой компании и среди своих близких, в том числе дома. На людях ИЭИ ведет себя всега мягко, воспитанно, не позволяя себе никакой грубости или даже неучтивости. Но в своем кругу, среди близких людей может себя вести порой даже развязно. Любит подурачиться, создавать необычные ситуации. Тормошит людей, чтобы вызвать у них положительные эмоции. Дома бывает очень капризен, упрямо добивается своего, устраивая рыдания, слезы, даже скандалы. Эти эмоциональные всплески быстро проходят, не задевая его глубоко. Эмоции очень гибкие, включаются и выключаются сознательно. В обращении с деньгами расточителен, не может себе отказать в чем-либо, поэтому влезает в долги, если собственных средств не хватает. Любит красивую, "салонную" жизнь, поэтому выдвигает большие запросы. Склонен к бракам по расчету. Жалуется на плохую жизнь, страдания. Любит, чтобы его лечили, ухаживали за ним, выслушивали жалобы о плохом самочувствии и т.п. Накапливает их в себе, чтобы потом при подходящем случае высказать все сразу.