Драйзер

Этико-сенсорный интроверт, или Хранитель

<1> Онуфриенко (по А. Аугустинавичюте. Рабочий материал по соционике. )

http://ru.laser.ru/socion/references/viceband/types.htm [ftp://oasis.secna.ru/pub/lib/magic/socionic/augusa02.zip]

1.Легко входит в доверие людей.

Вежлив, тактичен, имеет тонкий эстетический вкус и умеет его использовать (Тургенев, Джеральд). Безошибочно знает, кто кого любит, кто кого не любит, кто чего хочет, кто на кого влияет и почему. Моралист. Часто отличается резкостью оценок (Макиавелли). Отлично помнит и добро и зло, считает необходимым за них отплатить.Очень ценит дружбу и не прощает предательства. В любви до брака проявляет непостоянство, так как не считает возможным продлевать исчерпавшие себя отношения. Не любит тех, кто сам не может любить. Отноения регулирует не столько словами, сколько тоном и выразительным взглядом. Не демонстрирует эмоций, поэтому кажется холодным. На собеседника не смотрит, как бы для того, чтобы не испепелить его. Сложная этическая ситуация его вдохновляет.

2.В новой компании это, обычно, тихий, скромный человек.

Следит и слушает, чтобы понять, можно ли склонить присутствующих к себе, к своему идеалу межчеловеческих отношений. Если нельзя - продолжает молчать или даже уходит. Среди своих - активен, разговорчив. А свои - это те, кто принял его этические нормы. Эмоции подчиняет эмоциям других. Среди веселых - весел, среди злых - зол.

3.Враг должен завидовать.

Гнева и ненависти никогда не покажет, будет подчеркнуто вежлив и самодоволен. Только хороший друг может видеть его растрепанным и недостаточно подтянутым. Всегда "застегнут на все пуговицы". Внутренне мобилизован. Предельно нетерпим к неопрятности, беспорядку.

4.Сексуальные свободы - не для него.

Хранит верность супругу не ради него, а ради самоуважения. Женщине-Драйзеру невыносима мысль, что где-то есть мужчина, который "имел" ее. Ему неприятно, когда кто-то копается в его способностях, потенциальных возможностях или хвастает собственными способностями на фоне других.

5.Живет лишь сегодняшним днем и не любит ждать.

Предпочитает работы, которые можно быстро сделать и полюбоваться результатом. Ему кажется, что он постоянно опаздывает, другие же считают его пунктуальным. Необходимость сделать что-то к определенному сроку его нервирует. Поэтому его дуал купив за неделю билеты в театр, не скажет об этом до последнего дня.

6.Любит не словом, а делом, но не склонен придумывать эти "дела" сам и с удовольствием во всей повседневной конкретности поддается воле партнера. В любое время бросает одно дело и начинает другое, если партнеру этого захочется. Может принести себя в жертву, чтобы послужить обществу. Например, может взять на себя всю ношу быта, если партнер занят социально значимым делом.

<2> А.Л.Панченко http://ru.laser.ru/socion/references/panchenko/index.html

Первой функцией является интратимная этика, что делает этот тип непримиримым борцом за нравственность, порядочность.

Творческая функция - экстравертная сенсорика - делает этот тип очень волевой и самостоятельной личностью. На любое отклонение от общепринятого этического порядка реагирует гипертрофированно жестко и непримиримо. Неуступчив, упрям.

Интратимная логика на третьем месте побуждает этот тип в своей критичности казаться холодным, логично-бесстрастным.

Экстратимная интуиция является болевой точкой. Тяжело переносит обсуждение своих собственных способностей и перспектив. Hе прощает избыточной, на его взгляд, демонстрации чьих-либо достоинств.

Внушаем по экстратимной логике. С благодарностью принимает советы, касающиеся деловой активности, полезности идеи или предприятия, их практической значимости.

На деле нуждается в обеспечении интратимной интуиции. Кто-то должен помогать ориентироваться во времени и прогнозировать "светлое" будущее. С трудом переносит ожидание.

Седьмая функция - экстратимная этика - заставляет проявлять резко и открыто отрицательные эмоции в ситуациях, связанных с нарушением кем -либо этических норм.

Восьмая функция - интровертная сенсорика - делает этот тип весьма тактичным в вопросах, связанных с обсуждением физических особенностей человека.

<3> А.А.Овчаров (old) http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index_old.html

Философия этого типа сводится к убеждению, что миром правят мораль, этика, нравственный долг.

Такой человек, как правило, очень эмпатичен, хорошо чувствует расстановку сил в коллективе. Не стремится к ключевым ролям, но умеет дать отпор авторитарному воздействию. В близком кругу более открыт, а на далекой психологической дистанции обычно неконтактен, причем часто даже демонстративно. Представитель этого типа личности очень волевой человек, может "давить" своей волей на других. В этом для него имеется источник стресса: он очень раним, поэтому, если ему приходится наказать человека (например, по долгу службы), то сопереживает наказанному. Иногда руководитель, принадлежащий к такому типу личности, увольняя негодного работника, может в результате оказаться в больнице с инфарктом. Очень обидчив и долго помнит обиды. Хранитель не умеет видеть перспективу, бывает благодарен, если ему помогут ее увидеть. Непредсказуемость для него - источник стресса: он обязательно должен знать, когда случится какое-то событие, когда будет завершена работа и т.п. Склонен перестраховываться от всяческих возможных потерь, из-за чего часто упускает шансы на выигрыш. Очень ответственный и заботливый. Не слишком любит руководить - ему спокойнее выполнять поручение. Крайне негативно относится к любой эмоции, проявляемой "не по делу". Сам в эмоциях весьма сдержан. Умеет следить за чистотой, порядком, во всем проявляет опрятность; следит за внешним оформлением (как своим, так и окружающих). В собственном доме - рачительный хозяин. Очень внимателен к соблюдению традиций (американцы, работающие по системе Майерс-Бриггс и Кейрси, называют этот тип "Хранитель традиций"). Прекрасно ощущает связь времен. Сфера профессий: гуманитарно-социальная, дизайн, искусство (особенно изобразительное и прикладное), арт-бизнес, медицина, социальное обеспечение; дипломатия.

<4> В.В. Гуленко1 http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko/

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ. Хорошо разбирается в отношениях между людьми. Добросовестен, обязателен, пунктуален. Ко всему готовится заблаговременно. Выполняет начатую работу тщательно и последовательно. Человек долга. Не жалеет сил и времени для создания порядка. Заставляет себя делать даже неинтересную, но необходимую работу. Хороший экономист, умеет рационально обращаться с финансами, не любит долгов. Имеет сильную выдержку и самообладание. Принципиален, если надо, твердо и напористо защищает себя и своих близких. Постоянен в своих привычках и привязанностях. Нетерпим к неопрятности и халтуре, требует соблюдения оправ-давших себя методов работы. Охотно приходит на помощь людям в трудные для них минуты, оказывает различные услуги. Хранит верность в семье. На мероприятия не опаздывает. Стремится равномерно распределять дела по времени, постоянно загружен какой-либо работой. Трудолюбив в быту.

ПРОБЛЕМЫ. Болезненно переносит несправедливость и неэтичность. Раним и впечатлителен, на добро и зло отвечает тем же. Хорошо видит чужие недостатки, отличается резкостью оценок, но чаще свое отношение выражает не столько словами, сколько тоном и взглядом. Склонен делить людей на "своих" и "чужих". Не прощает предательства. Мнителен, плохо переносит ситуации неопределенности. Не любит частых перемен. Ему трудно определить индивидуальные способности людей, ко всем склонен предъявлять одинаково высокие моральные требования. Не любит, когда кто-то подвергает оценке его качества, так как внутренне не всегда в них уверен. При попытках подавить его может проявлять агрессивность.

ОТ НЕГО НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ И ОЖИДАТЬ всегда позитивного отношения к жизни; равнодушного отношения к аморальным поступкам; быстрой перемены в убеждениях и оценках; восприимчивости к неординарным решениям проблем.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Социальная сфера. Те ее области, где требуется взаимодействие с людьми. При этом работа может быть кропотливой, требующей сосредоточенности и концентрации внимания, как-то : медицина и здравоохранение (особенно прикладные области - стоматология, массаж, работа медицинской сестры, санитарки (непосредственное проведение процедур), иглоукалывание, физиотерапия, рентгеноскопия, биохимическая диагностика); товароведение; сфера обслуживания (хранение денег и материальных ценностей); бухгалтерская работа обслуживающего характера, работа кассира.

<5> В.В. Гуленко2 http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko2/

1. Принципиален и выдержан. Хорошо чувствует недоброжелателей, резко деля людей на своих и чужих. Дает моральную оценку поступкам человека, когда общается в своем кругу. Поддерживает порядок и чистоту на своей территории. Не признает дружбы и любви без взаимности.

2. Принимая решение, внутренне взвешивает тяжесть проступка. Активно защищает от нападок себя и своих близких. Если решил отомстить, то умеет найти самое больное место у противника. Не позволяет застать себя врасплох. Практичен в повседневных делах - пускает в ход все, что находится на его территории.

3. Внешне стремится выглядеть уравновешенным и безэмоциональным. Болезненно реагирует на обвинения в несправедливости и необъективности. Нуждается в физической дистанции, поэтому не любит долго оставаться наедине с одним человеком. Посторонние в доме его раздражают. С трудом меняет привычный уклад жизни.

4. Не любит ситуаций неопределенности, когда нельзя утвердительно сказать да или нет. Не станет ждать, если обещания не подкреплены делами. Чем ближе ожидаемое событие, тем быстрее нарастает у него волнение. Живет сегодняшними проблемами, никогда не загадывает вперед. Испытывает неуверенность, когда берется за незнакомое ему дело.

<6> В.В. Гуленко, из книги "Юнг в школе" http://ru.laser.ru/socion/references/gulenko/school/portraits/

1. R - этика отношений

Хорошо видит, как раскрываются люди в общении. Его нельзя провести наигранным дружелюбием. Критически оценивает поведение окружающих, но свое мнение высказывает лишь тогда, когда его очень задели. При первом же знакомстве резко делит людей на две категории - свои и чужие. Чужие как бы перестают для него существовать, а к своим близким и друзьям сильно привязывается, чувствует ответственность за них. Верен своим внутренним этическим оценкам человека. Его очень трудно переубедить. С трудом идет на компромиссы с чужими. Своим же многое прощает. Свободно владеет психологической дистанцией. То отдаляет, то приближает людей к себе. Таким образом дает понять, как он к ним относится.

2. F - силовая сенсорика

Умело рассчитывает силу воздействия на человека. К партнеру не приспосабливается, а навязывает ему свою линию поведения. Держит себя в руках, пока не наступит критическая точка. Способен постоять за себя и своих близких. Не переносит принуждения, неразумного применения силы. Его отпор всегда соразмерен степени проявления агрессии. Умеет приучить обидчика, последовательно наращивая силу давления на него. Не успокоится до тех пор, пока не почувствует замешательство и падение боевого духа соперника. Моральная победа для него важнее физической. Никогда не позволит обращаться с собой бесцеремонно, навязывать свое мнение. Его нельзя запугать или спровоцировать.

3. L - структурная логика

Стремится проанализировать ситуацию со всех сторон и сделать объективный однозначный вывод. На людях надевает маску сухого и бесстрастного человека. Зависит от устоявшихся норм и опробованных методов действий. Все оценивает с точки зрения здравого смысла, разумного эгоизма. Заставляет себя делать то, что требуют правила игры. Того же требует и от окружающих. Нуждается в физической дистанции. Держится в стороне от надоедливых людей. Избегает больших скоплений народа.

4. I - интуиция возможностей

Ему трудно разобраться в нагромождении оригинальных, но расплывчатых, не опирающихся на признанные факты идей и догадок. Тяжело себя чувствует в ситуации неопределенности, недосказанности. Наблюдая за человеком, сравнивает его возможности со своими. Могу ли я сделать то же, что и он? То слишком идеализирует человека, то, наоборот, полностью отрицает наличие в нем способностей. Не доверяет людям хвастливым, выпячивающим свои способности. Не станет потакать талантливым, но эгоистичным и самодовольным людям. Не признает способности, которые не дополнены трудом. Ждет, когда его заметят и по достоинству оценят. Самому себя предложить трудно. Других людей хвалит редко, но комплименты в свой адрес принимает с удовольствием.

5. Р - деловая логика

По-настоящему расслабляется и успокаивается после напряженной, но принесшей полезный результат работы. Ему нравятся люди, вовлекающие его в деловую активность. Практичен в повседневных делах. Пускает в ход все, что находится на его территории. Очень любит функциональные и красиво оформленные вещи. Ценит то, что полезно, и требует минимальных усилий на свое обслуживание. Умеет обеспечить себе комфортные условия для работы. Быстро выполняет трудоемкие виды работ, чтобы долго к ним не возвращаться. Тяжело переносит смену работы, привычного уклада жизни. Дискомфорт при перестройке на новые условия его очень отпугивает.

6. Т - интуиция времени

Нетерпелив. Не любит волокиты, медленного течения событий Настроен на быстрые решения. Активизируется в ситуациях дефицита времени. Подталкивание в мелочах вызывает у него протест, а в крупном - активизирует. Ему лучше давать небольшое время на подготовку, так как чем больше ждет и готовится, тем больше волнений и хуже результат. Внутренне тревожен. Переживает из-за всяческих опасностей, которые грозят ему и близким людям. Ищет религиозные, философские, мистические и т. п. способы осмысления и защиты от превратностей судьбы. Не допустит, чтобы его застали врасплох, Всегда готов к непредвиденным обстоятельствам. Хорошо помнит ошибки и потрясения прошлого, из которых извлекает уроки.

7. Е - этика эмоций

Хорошо чувствует эмоциональное состояние человека. Спрашивает о причинах, которые привели к плохому настроению. Однако сам улучшить его не может. Подстраивается под настроение окружающих. В серьезной ситуации подчеркнуто официален, в кругу друзей непринужденно весел, позволяет себе даже циничные остроты. Любит веселых людей, которые умеют раскачать, снять напряжение, поднять настроение, вселить уверенность в будущем. Нуждается в отвлечении от тягостных мыслей и эмоциональных разрядках. Избегает жизненных драм, нагнетания отрицательных эмоций. Знает, как тяжело они влияют на психику и здоровье. С другой стороны, намеренно ускоряет развязки конфликтов или драматизирует ситуацию.

8. S - сенсорика ощущений

Не может сидеть без конкретного дела. Праздность его угнетает. Постоянно ищет, чем бы заняться. Работа служит ему лекарством против многих болезней. Боится показаться перед людьми в неотрятном, некрасивом виде, в плохой физической форме. Если забопеет, то незамедлительно принимает радикальные методы лечения. Испытывает жалость к людям необустроенным, больным, слабым, зависимым, обездоленным. Невольно возникает желание помочь чем-нибудь конкретным: накормить, вылечить, избавить от зависимости, помочь преодолеть кризис, бросить вредную привычку. Очень ценит чистоту, здоровый образ жизни. Не будет мириться с человеком, который ему физически отвратителен, имеет нездоровые инстинкты.

<7> Анатолий Быстрицкий http://www.rozmisel.irk.ru:8100/tests/tests.html (чтобы увидеть описание, надо пройти тест или угадать адрес)

Ваше мышление носит эмоционально-чувственный характер. В жизни стараетесь избегать опасностей и плохого к себе отношения. Этим объясняется нежелание входить в близкий контакт с людьми и приверженность строгим морально-этическим нормам, что позволяет Вам сохранять стабильное эмоциональное состояние. Нарушение кем-либо этих норм вызывает жесткую критику с Вашей стороны. Напротив, посягательство на Ваши убеждения, жизненную позицию, материальные или стратегические интересы вызывает активное сопротивление. Здесь проявляете волевые качества, становитесь собранным и решительным, способны подолгу в одиночку отстаивать свою позицию. Этому также способствует умение просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Однако глубинная критика приводит к болезненным переживаниям, особенно если Вы считаете ее справедливой. В первые моменты можете среагировать неоправданно резко, о чем впоследствии жалеете. Себя Вы считаете человеком объективным, беспристрастным. Это находит отражение в манере общения с окружающими, в частности, в поддержании далекой психологической дистанции. Однако объективность и беспристрастность не столь сильны, как Вы об этом думаете. Поскольку Вы относитесь к чувствующему (F) типу, личное отношение к людям сильно влияет на Вас. Так, Вы открыто избегаете тех, кто неприятен Вам, хотя в вынужденных беседах придерживаетесь вежливой и корректной формы общения, не идете на конфронтацию. С собеседником, к которому чувствуете расположение, можете легко вступить в доверительный разговор. Вообще, испытываете потребность в человеке, на которого можно всегда положиться. Проявление отрицательных эмоций как со своей стороны, так и со стороны окружающих рассматриваете как недостаток. Стараетесь успокоить тех, кто проявляет такие эмоции, даете мягкие, ненавязчивые советы по этому поводу. Нетерпимы к проявлениям несправедливости. Любите положительную эмоциональную атмосферу и физический комфорт, стараетесь избегать дисгармонии с окружающим миром. Беспорядок вызывает неприятные ощущения, но регулярно тратить силы и энергию на его устранение Вы не в состоянии. Делаете это эпизодически путем затраты больших усилий. Ориентация на эмоции позволяет Вам хорошо чувствовать людские взаимоотношения. Умеете ориентироваться в иерархических структурах, легко определяете неформального лидера. Если этот человек соответствует Вашим морально-этическим установкам, стараетесь войти с ним в близкий контакт и заручиться поддержкой. В противном случае пытаетесь подчинить его себе. Если это не удается, стремитесь вовсе избавиться от этого человека. Роль руководителя хорошо удается Вам. Вы требовательны к себе и другим, очень работоспособны. При этом стараетесь побудить коллектив к работе путем апелляции к этическим ценностям. Умеете делегировать полномочия, обычно не берете всю ответственность на себя. Предпочитаете работу, дающую непосредственную материальную отдачу. В противном случае можете потерять выдержку и терпение. Вы любите анализировать различные события и явления окружающего мира и свое взаимодействие с этим миром. Однако резкие перемены приводят к кризису мировоззрения. Зачастую Вы не можете даже осознать, что эти перемены действительно произошли. В такой ситуации нуждаетесь в совете со стороны. В стабильной обстановке ищите и находите ситуации, из которых можно извлечь пользу. Часто используете результаты таких изысканий в служебной деятельности. Большое место отводите самоанализу. К сожалению, Вы зачастую недооцениваете свои способности, в лучшем случае воспринимаете их критически. Это приводит к неуверенности в себе. Информация, обосновывающая и подтверждающая правильность предпринимаемых действий, активирует Вас. Ваши сильные стороны: строгая приверженность выбранным морально-этическим ценностям; умение находить индивидуальный подход к людям; высокая работоспособность; умение отстаивать свои интересы. Ваши слабые стороны: неуверенность в себе; неумение быстро адаптироваться к переменам; трудности с пониманием скрытых причин явлений, некоторая стереотипность мышления.

<8> Анатолий Шиян http://www.socio.dp.ua/socio/tip/indexshiyan.html

Программной функцией этого типа описывается весь комплекс информации о процессах установления, перестройки и реструктурирования отношений между КС - "функциональными единицами", на которых построен данный уровень иерархии. На уровне отдельного человека этой компоненте соответствует информация об отношениях между людьми, о потребности конкретного человека в общении и о том, каким должно быть это общение, о нужности одного человека для другого. Вся информация интерпретируется данным типом именно в таких терминах. Он стремится фиксировать отношения между людьми, а также - сделать их нужными и комфортными для себя. Реализует свою программу данный тип путем фиксации состояния границы между своим внутренним и внешним миром - состояния мембраны. Но всю свою собственную деятельность, все свое творчество данный тип способен интерпретировать исключительно только в рамках своей программной функции - то есть (взаимо)отношений разного рода между конкретными КС. Выражается это - в создании разнообразных "протоколов", "регламентов", "позволительных" типов и способов взаимоотношений между людьми, согласно которым и следует осуществлять конкретную коммуникацию между ними, направленную на сохранение состояния мембраны или же - на создание нового ее состояния. При этом перестройка внутренней структуры данного уровня иерархии никак не фиксируется: она позволительна и "невредная" (по мнению данного типа). Поскольку творческая функция допускает на уровне отдельного человека интерпретацию как психологического пространство данного типа, то сказанное означает, что данный тип стремится максимально "защитить" свою "личную жизнь" от любого внешнего вторжения в нее. Данный тип проявляет крайнюю нетерпимость ко всем "нерегламентированным", неформальным отношениям между людьми, причем сводя все к конкретным видам отношений, он, тем самым, защищает тезис :"Отношения между людьми должны быть такие, как "общепринято" - и никак не иначе!"

<9> О.Б.Слинько "Ключ к сердцу - соционика" http://ru.laser.ru/socion/dn/sl_key.html

Хорошо разбирается в отношениях между людьми. Неукоснительно придерживается собственного "морального кодекса", главным и непременным пунктом которого является моральная чистота. Тонко ощущает отношение к нему людей. Улавливает малейшие изменения в этом отношении и незамедлительно реагирует. Если замечает, что к нему чуть охладели, - тут же обдаст холодом "обидчика". На улучшение отношений идет не сразу, сначала должен получить достаточные подтверждения того, что к нему относятся лояльною Волевой, настойчивый. Всегда собран, готов к действию. Уверен в себе. Прекрасно ощущает собственное физическое состояние. Следит за своей внешностью, одевается достаточно ярко, эффектно. Замечает все происходящее вокруг. Умеет потребовать, в ответ на агрессивные проявления дает немедленный отпор. Стремится быть логичным и последовательным, тяготеет к точным наукам и технике, иногда избирает соответствующую профессию. Однако в данной области не отличается независимостью и творческим подходом, часто прибегает к ссылкам на источники. В экстремальных ситуациях демонстрирует жесткую, "убийственную" логику. Неуверенно чувствует себя в оценке способностей каждого конкретного человека. Не знает, чего от этого человека можно ожидать в будущем, даже если общался с ним в течение длительного времени. Испытывает дискомфорт, когда обсуждают его собственные качества и способности. Из-за того, что плохо улавливает глубинные индивидуальные различия людей, склонен от всех требовать одного и того же. Питает симпатию к деятельным, "деловым" людям. Нуждается в советах и поддержке по вопросам деловой выгоды и эффективности. Старается все делать вовремя, уверен, что своевременность есть один из главных критериев оценки любого дела или явления. Живописание романтических перспектив, оптимистический взгляд в будущее заряжают его энергией и жаждой деятельности.

<10> В.В. Мегедь, А.А. Овчаров Краткие описания типов http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index.html

Предусмотрителен, практичен, трудолюбив и последователен во всем. Любит чистоту, порядок и требует этого от окружающих. Тяжело переносит нарушение этических норм, по натуре - критик и моралист. Хорошо чувствует уязвимые места своего противника и умеет защитить от несправедливых нападок себя и близких. С уважением относится к традициям, хранит их как моральные ценности. Несколько консервативен, но надежен в делах и отношениях. Пунктуален и обязателен; умеет проявлять выдержку и настойчивость, когда нужно. Нетерпелив в душе: ему трудно ждать решения важного вопроса. Не любит откладывать дела в долгий ящик. Его тяготит неопределенность; он очень волнуется при любых переменах в жизни. Нервничает, когда боится не успеть к сроку. Колеблется в выборе цели, не всегда уверен в себе и в своих способностях. Болезненно переносит критику в свой адрес. Обидчив. В новой компании насторожен и недоверчив. Самолюбив, не признает любви и дружбы без взаимности. Инициативы в знакомстве не проявляет, но на разрыв исчерпавших себя отношений может пойти первым. Ради близких людей или настоящего дела может вынести любые трудности.

<11> Р.К. Седых "Информационный психоанализ" http://ru.laser.ru/socion/references/sedyh/index.html

В своих отношениях с людьми аудиал-трейдик - практичный тактик, а не стратег. Его больше интересуют внешние проявления взаимоотношений между людьми и их форма, нежели их внутренние причины, связанные с характером человека. Отношения чувствует великолепно, разбирается в них, знает, кто кого любит или не любит и за что. Воспринимает отношения очень дифференцированно, тонко и точно. Если сталкивается с нехваткой такой информации, умеет быстро и без напряжения ее получить. Однако, сформировав как-то раз мнение о ком-то, редко его меняет. Тем более что это мнение появляется не сразу; требуется долгий анализ, желательно беспристрастный, и только потом ставится точка. Изменить мнение, конечно, можно, но потребность в этом возникает чрезвычайно редко. Ведь такая замена является пусть незначительным, но поводом к тому, чтобы усомниться в компетентности AT. А если это делать слишком часто, его могут посчитать человеком с переменчивыми чувствами! Этого допустить нельзя, поэтому люди, симпатии и антипатии которых меняются часто и необъяснимо, AT раздражают. По личным отношениям между людьми, их чувствам аудиал-трейдик судит о волевых качествах людей. Он знает, какими должны быть эти качества, чтобы, в свою очередь, отношения и чувства стали лучше. "Тот, кто вызывает отрицательные чувства, кажется ему жалким неудачником и негодяем", - писала об этом типе А. Аугустинавичюте. Если аудиал-лингвику лучше известно, к чему следует стремиться в этике, то аудиал-трейдик лучше знает, чего в чувствах следует избегать, какие из них мешают реализации способностей человека, развитию его силы и красоты. AT - специалист по борьбе с дурными и грязными чувствами. Нередко готов бороться с ними до конца всеми средствами, которые позволяют ему обстоятельства. Причем иногда ему приходится бороться не только с чувствами, но и с конкретными людьми и с обществом, если они такие чувства вызывают. На это аудиал-трейдику не... Аудиал-трейдик старается не только материально помогать детям, но и развивать их эстетический вкус, учить красиво одеваться и быть практичными. Почти то же самое можно сказать и об отношении ко всем остальным его "подопечным".
* * AT внимательно изучает логику окружающего мира. Ему интересно, что именно считается правильным, а что неправильным. Очень важно, чтобы его поступки были логичными, но логика аудиал-трейдика крайне конкретна. Так, он никогда не купит вещь по дорогой цене, скорее найдет дешевле. Он лучше что-то ушьет, где-то подогнет, чуть подрежет (это он умеет), но дорогого покупать не будет. И не потому что это невыгодно, а потому что это крайне нелогично! Обыкновенно аудиал-трейдика интересуют правила и законы, по которым живут окружающие люди, общество, государство, но эти знания редко бывают достаточно полными. К тому же, на то, чтобы все узнать и осознать, нужно время (AT ориентирован скорее на нормы морали, чем на правовые, поэтому изменения морали фиксируются почти моментально, а с правом дела обстоят хуже), так что в последнее время ему бывает трудно уследить за меняющимся законодательством. Аудиал-трейдику часто бывает стыдно за недостаток воспитания, культуры, способностей или наоборот - за "нескромность" их проявления (главное - "не высовываться"!). Причем болезненность в этом вопросе и непостоянство самооценки почти не зависят от того, как на самом деле обстоят дела. Иногда даже весьма уважаемые в обществе аудиал-трейдики сильно переживают по этому поводу, но обычно этих переживаний не "показывают. AT избегает оценивать вслух потенциальные возможности людей и делает это только тогда, когда ему начинает казаться, что реализуются они плохо, явно недостаточно. Особенно достается по этому поводу его детям. Талант, способности и их реализация - самое узкое место в воспитании, требуется постоянное подтверждение, постоянный конкретный результат. Именно конкретный, другому аудиал-трейдик не поверит.
* * * В работе аудиал-трейдик меры не знает совершенно, делает все подряд. Когда устает, не всегда перестает работать. Как работать рационально, что нужно делать, а что нет - вопросы чрезвычайно сложные. Очень приятно, если есть человек, постоянно дающий конкретные указания, умеющий работать на будущее. AT трудно определить (практически невозможно), все ли он сделал, хорошо ли подготовился к завтрашнему дню, предусмотрел ли все неприятности, ожидающие его в будущем. Без чужой помощи - словом, только словом, пусть объяснят, а сделать аудиал-трейдик может сам, без точных инструкций он суетится, но чем больше спешит, тем меньше успевает. Планомерность (как признак типа) не дает ему, не расправившись с одним делом, заняться чем-то другим. Поэтому он часто вязнет в работе, и чем больше сделано, тем больше нужно сделать еще. Представление о будущем AT имеет довольно смутное, и то, как правило, только о своем. Никому, даже самому заклятому врагу, не пожелает жить в этом будущем. Поэтому чтобы аудиал-трейдик не страдал - даже не от усталости, а от беспросветного пессимизма, необходимо, чтобы рядом постоянно находился партнер, хорошо представляющий развитие и перспективы событий и способный внушить уверенность в завтрашнем дне. Во всем, что касается планирования работы, распределения времени, подготовки к будущему, аудиал-трейдик желает подчиниться другим и совершенно не способен кем-то руководить. Было бы слишком грустно, если бы он постарался сделать все добросовестно и сломался. Но с чужой помощью делать все это легко. И если работа спорится (AT не нравится работа, которую нельзя сделать за один раз), и он все успевает, это сильно радует.
* * * * Настроение аудиал-трейдика соответствует настроению окружающих. "Среди веселых он весел, среди злых - зол", - писала А. Аугустинавичюте. Неопределенные, непонятные, неадекватные реальности эмоции ему не нравятся, демобилизуют его, делают вялым. Потребность подчинять свои эмоции чужим приводит к тому, что он не любит уныния, мрачности; люди, которых нужно постоянно утешать, его раздражают. "Угрюмый человек - почти враг." (А. Аугустинавичюте). Свои переживания AT не склонен кому-либо показывать, считая это признаком слабости. В особенности их нельзя показывать посторонним, поэтому в новой компании аудиал-трейдик может показаться холодным и в этом упорным. Редко проявляет инициативу. Нужно, чтобы общество само обратило на него внимание. Свое истинное настроение обычно демонстрирует только близким. Чем лучше отношение, тем откровеннее эмоции. С врагом скорее будет подчеркнуто вежливым, чем разгневанным. Аудиал-трейдик - не только великий "украшатель", но и мастер по созданию уюта. Он совершенно не может видеть грязь в квартире, его бесит грязный стол. Не обязательно любит готовить, но если делает это, то стремится превзойти самого себя. Из AT получаются очень ответственные, но заметно устающие на работе врачи. Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: кинето-сциентик, кинето-продактик, кинето-лингвик, вйзуал-сциентик и тактил-сциентик. Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-социальная, дизайн, искусство (особенно изобразительное и прикладное), арт-бизнес, медицина, социальное обеспечение, дипломатия.

<12> Букалов, Бойко "Почему ошибся Саддам Хуссейн или что такое соционика" http://ru.laser.ru/authors/len/book/book1.htm

Люди этого типа прекрасно разбираются в межличностных отношениях - кто кого любит, ненавидит, симпатизирует и т.д. Особенно хорошо видят и чувствуют отношение к себе. Любят говорить о моральных принципах, о необходимости быть верными долгу при выполнении своих обязанностей. Если это писатель, то делает особое ударение на морально-этической оценке поступков своих персонажей. Тургенев дал замечательную галерею женских образов, отличающихся высокой нравственностью и верностью долгу. Романы Теодора Драйзера также в основном посвящены вопросам морали. "Драйзер" часто считает, что мир нравственно испорчен, и причина всех бед именно в этом. Ему часто свойственен пессимизм. Внутренний мир человека этого типа великолепно описан в повести Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". "Драйзер" прекрасно готовит, любит часто убирать квартиру. Из "видов спорта выбирает гимнастику, где можно проявить свой талант управления телом, или балет. Он способен выдерживать длительное волевое воздействие, направ-ленное на него, и сам может проявлять незаурядные волевые качества. Один из примеров этого - образ комиссара Катаньи в итальянском телесериале "Спрут", где он с неослабевающим упорством преследует мафиози - "Драйзера" ничто не может остановить. В разговоре, объясняя собеседнику что-либо, "Драйзер" старается рассуждать логически, иногда перечисляет: "Во-первых... во-вторых... в-третьих... Но свои поступки ему не всегда удается обосновать чисто логически. Не любит, когда оценивают его способности и таланты. Это может показать только работа - считает он.

<13> А.В. Молодцов "Практикум по прикладной соционике. Часть II." - К.: МЗУУП

(Стили организаторской деятельности. Стратегия использования личностного потенциала руководителя) http://ru.laser.ru/socion/references/molodcov/index.html

Руководитель - морализатор

1. Склонен решать тактические задачи.

2. Обладает задатками иерархического лидера.

3. Способ установления делового контакта ориентирован на личностный фактор. Демонстрация объективности носит формальный характер.

4. Способен проявить вариативные формы деловой активности: от предусмотрительности до волевых, бескомпромиссных действий.

5. Система взаимодействий с подчиненными и коллегами основана на разделении общих ценностных установок. 6. Характеризуется бескомпромиссным стилем поведения.

7. Достигает высоких результатов за счет сплочения коллектива, поддержания условий стабильности.

8. Отношение к этическим нормам: управление осуществляется в соответствии со своим пониманием этических и профессиональных норм поведения.

9. Мотивы и цель: стремится совместить добродетельные мотивы с собственными интересами. Их реализацию ставит выше престижа.

10. Отношение к закону: деловая активность в рамках закона.

11. Стратегия: ориентация на твердые этические нормы. Бескомпромиссная защита своих интересов и интересов коллектива.

<14> Ирина Долина http://www.2a.ru/gomeopat/socio/index.htm

Подобная личность имеет некоторое сходство с типом "Критик" (как "Критик"-"Бальзак" хорошо чувствует потенциальные негативные события будущего, так "Хранитель" - "Драйзер" прекрасно ощущает отрицательные межчеловеческие отношения, считая "святой обязанностью" предостеречь "своих людей" от грядущих этических "разборок"). "Хранитель" - физиономист от природы, руководствуется в своем мнении о человеке чаще всего первым впечатлением. Насторожен, поэтому его часто раздражает установка "одинакового дружелюбия к своим и чужим" (которая характерна для многих социоников, в частности и для дуала "Предпринимателя"). "Хранитель" всегда знает, кто как к кому относится. С людьми, не удовлетворяющими его этическим принципам, старается не поддерживать отношений. Максималист (ситуация "любовного треугольника" - не для него). Не забывает сделанного ему зла. В отличие от типа "Гуманист", не подставит другую щеку для удара и не будет помогать человеку, когда-то его предавшему. Мало кому симпатизирует (слишком хорошо видит недостатки окружающих), поэтому чаще придерживается дальней психологической дистанции:

"К чему нам быть "на ты",
к чему мы искушаем расстоянье?
Милее сердцу и уму старинное:
вы - пан, я - пани".

Ж.Бичевская.

     Предпочитает контактировать в пределах узкого круга старых, проверенных друзей. Не любит, когда его расположения добиваются насильно. Иногда становится "воинствующим моралистом". Его кредо: "добро должно быть с кулаками". Предъявляет завышенные требования к себе и другим, очень ответственен, работоспособен, педантично исполнителен. Не склонен обращаться за помощью, полагаясь только на себя (по этой причине практически никогда не берет в долг). "Хранителя" раздражают любые отклонения от установленного в его доме порядка, что расценивается как неуважение к своей личности. Если кто-то посягает на любимого человека, "Хранитель" способен дать отпор невероятной силы. Иногда начинает защищаться еще до того, как на него напали ("Если близко воробей - мы готовим пушку. Если муха - муху бей! Взять ее на мушку".) При всем этом "Хранитель" старается произвести впечатление логичного и здравомыслящего. Всю жизнь повышает уровень своего образования, может овладеть несколькими абсолютно непохожими профессиями. И все же, глобальная философия и высшая математика - не его стезя. В интересах этики отношений, "Хранитель" способен с легкостью манипулировать фактами, что может раздражать даже его дуала - логика "Предпринимателя". Наиболее уязвимым местом "Хранителя" является интуиция возможностей, в связи с чем он постоянно пребывает в предчувствии неприятностей, испытывая ощущение безысходности.
     Редко бывает доволен результатами своей работы, склонен себя недооценивать. Не способен пробивать дорогу к успеху локтями, ногами и зубами. Не любит конкуренции и зависти, поэтому склонен публично занижать свои успехи. Из-за слабой интуиции возможностей может довериться недостойному партнеру. Не умеет правильно рассчитать свои силы, что часто приводит к нервным и физическим перегрузкам. Как и типу "Инспектор", успех дается "Хранителю" ценой тяжелого труда. Самая ужасная ситуация для него - ожидание в условиях полной неопределенности (которое часто устраивает для "Хранителя" его "ревизор" "Советчик", предлагая "руку и сердце" и исчезая на несколько лет). Поэтому "Хранитель" предпочитает твердое "нет" неопределенному "быть может" (это "быть может" его настолько травмирует, что даже духи с одноименным названием он вряд ли купит). "Хранитель" часто испытывает ощущение, что "жизнь проходит мимо". Он ждет от своего дуала расширения возможностей. Если девушка - "Хранитель", выходя замуж, вынуждена уехать с мужем - военнослужащим в отдаленный военный городок, такое оскорбление по резкому ограничению возможностей она не простит ему всю жизнь. Только дуал "Предприниматель", избавив ее от химерических ужасов и обрисовав оптимистическую перспективу, станет для "Хранительницы" светом в конце туннеля.
     Работа играет большую роль в жизни "Драйзера" - "Хранителя". Если она не дает полной реализации потенциала, возможна смена профессии. "Хранитель" считает, что работодатель должен сам по достоинству оценить его труд. "Деловая хватка" у него отсутствует. Предпочитает работать медленно, тщательно отслеживая все детали. Лучший способ его активизации - назначение четких временных рамок. "Хранитель" очень ценит свое и чужое время: "Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали..." (Л.А.Сенека). "Драйзер" - "Хранитель" не очень верит в положительные эмоции, направленные в его сторону:

"Зачем мы перешли на "ты",
За то нам и перепало
На грош любви и простоты,
А что-то главное пропало..."

Ж.Бичевская.

    Очень отзывчив на чужую боль, под влиянием чувств всегда жертвует своими интересами. Не покупается на дешевую лесть, демонстративно создает комфорт своему дуалу. Хорошо готовит, любит уют, красивые миниатюрные вещи, некричащие цветовые сочетания. Одевается просто и изящно. Склонен к пению и музицированию, но демонстрирует это только в узком кругу лиц. Таким образом, тип "Хранитель" обладает развитыми этикой отношений и силой воли. Его слабыми местами являются логика и интуиция возможностей.
     Сенсорный подтип - экспансивен (и даже агрессивен) в узком кругу. Человек долга с "рентгеновским взглядом". Одевается престижно.
     Этический подтип - очень чувствителен, хорошо разбирается в межчеловеческих взаимоотношениях. Чаще является исполнителем, чем организатором. Любит уют. Одевается скромно.
     Если ваш партнер "Хранитель", помните, что от него нельзя требовать и ожидать оптимизма, неординарности, гибкости, равнодушного отношения к аморальным поступкам.

<15> Г.Шульман http://ru.laser.ru/authors/ss/shulman/

Чистота с большой буквы - нравственная чистота, - "...обязанности, налагаемые на нас самим фактом нашего существования". "Вечность принципов красоты". Вера в "энтузиазм и гений человечества, в увлечённость красотой". Бесполезность жизни людей "до тех пор, пока они не начинают творить добро" (Т. Драйзер). В быту - чистота "здесь и сейчас". Лаконичны, немногословны, без "рассусоливаний". Часто - алогичны, "своя" логика. Суховаты, без "лишних" эмоций. Ощущение долга и цена времени. Быстрота исполнения понятого задания. Хорошие организаторы работы и подчинённых, забота о них, деловая помощь. (По-видимому, самый невротизированный тип в соционе, что, впрочем, поддаётся объяснению)

<16> Е.Бахтерева, Е.Новиков http://www.shortway.to/moonstone/tab.htm

Внешние признаки

ЭСИ узнается по характерному пронизывающему взгляду и выражению лица, на котором написана настороженность, готовность оказать сопротивление. Эта особенность очень хорошо прослеживается у американской актрисы Джейн Фонда. Когда ЭСИ задумывается, он может уставиться глазами и смотреть на предмет или человека. При этом на лице отражается недоумение от неопределенности положения, в которое попал. ЭСИ смотрит на человека, но при ответном взгляде, как правило, отводит глаза. Может долго находиться в одной позе. Губы у ЭСИ обычно не узкие, а припухлые, но плотно сжатые. Лицо слаженное, без выступающих резких скул. Если усилен этический компонент, то выражение лица изображает недовольство, критический настрой, а иногда и злость. Фигуры у ЭСИ встречаются как очень худые, вытянутые, с длинными ногами, даже балетные (Майя Плисецкая), так и располневшие, статные, с широкими плечами. Для одежды ЭСИ характерна строгая элегантность, оттенок официальности присутствует почти всеща, когда находится вне дома или принимает гостей. Одежда не бывает неопрятной: всегда собран, подтянут, не расслабляется. Есть тяга к фольклорному элементу.

Манера общения

В любом деле ЭСИ настроен критически. Прежде всего указывает на крупные недостатки. Ситуацию разбирает со всех сторон, пытаясь быть логичным. Во всем хочет разобраться объективно, без эмоций. Хорошо видит нарушение людьми этических норм. Дает моральную оценку поступкам человека, коща беседует в своем кругу. Руководствуется в своих оценках понятием долга. Иногда дает советы по отрицательной этике, которые сводятся к открытому проявлению отрицательных эмоций типа: "Пойди к нему и скажи все, что ты о нем думаешь". Если усилен этический компонент, то в общении присутствует неестественная игривость, развязность, натянутый смех. Настроен на двусмысленные шутливые реплики, грубоватое ухаживание (женщины). На реплики в свой адрес всегда найдет, что ответить. За словом в карман не лезет. Вступает в перепалки в очередях и транспорте, но не по своей инициативе, а как бы защищаясь от внешних оскорблений. . Иногда склонен проверять чувство юмора людей розыгрышами - сообщать им информацию, требующую немедленной эмоциональной реакции, с серьезным лицом. Это свойство ЭСИ хорошо описано американским писателем Селенджером в повести "Ловец во ржи", главный герой которой относится к этому типу. В общении ЭСИ нуждается не столько в психологической, сколько в физической дистанции. Долго оставаться наедине с одним человеком не любит. Посторонние в доме его раздражают.

Особенности поведения

Самая характерная особенность поведения ЭСИ, которую можно заметить, наблюдая за ним, - это умение активно защищать себя и близких. Если уж ЭСИ взял человека под защиту, то оказывает ему длительное покровительство: ходит за него договариваться, отстаивает его интересы. Когда ему очень досаждают, активно переходит в контратаку, скандалит. Если уж решил отомстить, то умеет найти самое уязвимое место у противника. Именно таким образом действует комиссар Каттани против мафии в известной серии итальянских кинематографистов "Спрут". Испытывает угрызения совести, живет под давлением чувства долга. Поэтому бывает склонен к снятию стресса при помощи алкоголя. Любит повеселиться в своей компании, снимая все тормоза. Тяжело переносит ситуации неопределенности, когда нельзя сказать ни да, ни нет. В таких ситуациях либо начинает метаться, хватается за все сразу, либо зацикливается, все время мучительно об этом думает. Не любит ждать. Чем ближе ожидаемое важное событие, тем быстрее нарастает у него напряжение и волнение. Уборку делает редко, но тщательно (женщины). Может по несколько раз в день мыть пол. Не ляжет спать, пока не помоет посуду, не уберет на столе. Не умеет отдыхать, ничего не делая. Измеряет труд не по конечному результату, а по количеству затраченных усилий.