Достоевский

Этико-интуитивный интроверт, или Гуманист

<1> Онуфриенко (по А.Аугустинавичюте. Рабочий материал по соционике. )

http://ru.laser.ru/socion/references/viceband/types.htm

1. Носитель тихого, внутреннего взгляда, незаметного моря чувств. Мир его чувств настолько тонок и богат, что не нужны словесные доказательства любви. Он и без слов видит, кто, кого и как любит, кто кому нужен, а кто кому не нужен. Ценнейшее свойство - умение приспособиться к эмоциям другого человека. Сопереживать, снять эмоциональное напряжеие, успокоить.

2. Это, обычно, тихий, дружелюбный человек, который в компании больше молчит и наблюдает, среди близких же знакомых - наоборот. Его нельзя назвать слишком стеснительным, потому что он отлично видит, как к нему относятся другие, и знает, как это отношение улучшить. Своему пониманию этичного и неэтичного стремится подчинить других людей. А вот эмоций своих никогда не навязывает, а сопровождает, сопереживает эмоции другого. Демонстрирует своеобразное эмоциональное замирание. Уверен, что другим нужен спокойным, ровным, безмятежным. Хочет быть как бы "компрессом", Который другие могут прикладывать к своим ранам.

3. Если его просят что-то сделать, не может отказать. Поэтому его нередко эксплуатируют. Нужен дуал, подчиняясь которому, можно отгородится от лишнего. В отношениях с людьми его интересы ограничиваются лишь определенной группой лиц, а вот в объективном мире его интересует абсолютно все: полная всеядность на уровне его интеллекта и способностей. Не способен оценить качество своей работы и потерянное при этом время. Не может разобраться, что мелочь, а что важно. Знает, что можно делать, но не знает, что нужно делать. Не может не работать, когда все работают, и продолжает работать, когда все не работают. Очень не любит, когда при одной незаконченной работе поручают другую.

4. Критичен к собственной красоте, воле, энергии. Болезненно переносит их неодобрение. Комплименты же на эту тему не воспринимает как двусмысленность, только если они сказаны наедине, мягким тоном, без подчеркивания. Ему нужно молчаливое или негромкое признание. Не может позволить себе быть неопрятным.

5. Приятные эмоции, необходимые этому типу, партнер обеспечивает своей разумностью, логикой, требовательностью, умением защитить. Нужно не опоздывать на свидания, выполнять свои обещания, быть вежливым, заботливым. Больше никаких доказательств любви или разговоров о ней не нужно. Если самый умный партнер излагает свое мнение в форм размышлений, а не в форме коротких, категорических формулировок, то рядом с ним Достоевский чувствует себя постоянно недовольным и несчастным. Самое же главное его требование к партнеру - верность. Неверности не прощает.

<2> А.Л.Панченко http://ru.laser.ru/socion/references/panchenko/index.html

Сильная функция - интратимная этика - делает этот тип творцом человеческих отношений. Старается примирить всех враждующих, утешить обиженных и дать каждому частицу своей души. Сочувствие, сопереживание, умение снять эмоциональное напряжение - главные качества его характера.

Из-за своей творческой функции - интуиции экстратимной - уважительно относится к способностям и талантам других людей, способствует их расцвету, видит их применение в будущем.

По ролевой функции - интратимной логике - старается быть беспристрастным, объективным в своих привязанностях и антипатиях, однако провинившегося может полностью игнорировать.

Его болевая точка - волевая сенсорика. Достоевский не может сам проявить агрессию и не терпит агрессии со стороны другого. Существо уступчивое, неконфликтное. Благодаря суггестивной функции - экстратимной логике - с большим вниманием относится к советам по добросовестному исполнению конкретной работы, по детальной проработке дела.

Шестая функция - интратимная сенсорика. На деле нуждаются в обеспечении комфорта, живут согласно вкусам другого человека, поклонники всего красивого. В своих влечениях несмелы, полагаются в этом плане на партнера.

Седьмая функция - этика эмоций - позволяет приспособиться к чувствам другого человека, не выпячивая при этом свои эмоции. Производят впечатление замкнутых или даже бесчувственных людей, хотя в душе - море сильных переживаний.

Восьмая функция - интратимная интуиция - заставляет этот тип не считаться со своим личным временем для помощи партнеру. Тактично дает советы относительно заблаговременной подготовки к делу.

<3> А.А.Овчаров (old) http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index_old.html

Гуманист (у американцев "Предсказатель") убежден, что миром правит доброта.

Этим людям присущи альтруизм, эмпатия, доброта, сопереживание. Им свойственно радоваться радостью друзей. Они - та "жилетка", в которую всегда может выплакаться близкий им человек. Очень любят детей; бывают неплохими психологами, особенно детскими. Им свойственна повышенная ранимость и чувствительность, из-за чего на дальней психологической дистанции бывают нерешительны и не демонстративны. Очень не любят споров и конфликтов. Обладают высокой степенью прозорливости и проницательности. Иногда таких людей можно встретить среди преподавателей - особенно гуманитарных дисциплин и литературы (они весьма поэтичны, любят метафоры, обладают богатым воображением), но чаще они встречаются среди врачей, особенно педиатров, и работников детских дошкольных учреждений. Даром врача они обладают от природы, к тому же - мягкие и терпимые люди. Не могут дать отпор агрессии или экспансии - в подобных случаях обычно либо отстраняются, либо подчиняются. В принципиальных же для себя вопросах отстаивают свою позицию до конца. Нуждаются в расторопном деловом партнере, за котором "как за каменной стеной". Не следят за своим комфортом, невнимательны к своему здоровью. Зато очень заботливы в этих вопросах по отношению к другим. Обладают самой слабой из всех психологических типов внутренней энергетикой, из-за чего могут часто болеть. Склонны критиковать окружающих за проявления излишней эмоциональности, сами же проявляют ее только на очень близкой психологической дистанции. Стремятся к гармонии человеческих взаимоотношений. С удовольствием занимаются самообразованием. Обладают талантами в области литературы и психологии. Умеют замечательно контролировать время - вплоть до точного определения времени без часов. Хорошо умеют нормировать работу. Сфера профессий: гуманитарно-теоретическая, культура, литература; психотерапия (особенно диагностика), гуманитарное образование, литературоведение, журналистика.

<5> В.В. Гуленко2 http://www.socio.dp.ua/socio/tip/gulenko2/

1. Главная его черта - гуманизм и сочувствие к людям. Со всеми поддерживает ровные, доброжелательные отношения. Миротворец: умеет примирить враждебные стороны, но при этом оставаться объективным. Выслушивая людей, снимает их эмоциональное напряжение. Не копит в себе зла, прощает своих обидчиков и недоброжелателей.

2. Готов прийти на помощь людям, обратившихся к нему за поддержкой. Отрицательно относится к насилию, противопоставляя ему спокойное упрямство и выдержку. Хотя терпим и уступчив, но измены и несправедливости не прощает. Хорошо замечает альтернативы и упущения в новых начинаниях. Вскрывает человеческие пороки, но облекает это в тактичную форму.

3. Демонстрирует трудолюбие, пунктуальность и дисциплинированность. Предпочитает спокойный, размеренный ритм жизни. Добросовестен, хотя и медлителен в выполнении конкретной работы. Для ее выполнения нуждается в подробных инструкциях. Не любит толпы, громких комплиментов.

4. Довольно неуверен в себе, малоинициативен. Однако способен заставить себя сделать больше, если от него этого ждут. Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Не может давить на людей, проявлять агрессивность, хотя резко ответит на попытки диктата. Самое сильное из его наказаний - полное игнорирование человека. Его добротой могут злоупотребить, так как ему трудно отказать.

<6> В.В. Гуленко, из книги "Юнг в школе" http://ru.laser.ru/socion/references/gulenko/school/portraits/

1. R - этика отношений

Хорошо различает отношения, которые складываются между людьми. Знает, кто с кем уживается или не уживается. Отношение к себе улавливает хуже, поэтому страдает излишней доверчивостью. Для него много значат честность и порядочность в человеческих отношениях. Измены и предательства не прощает. С людьми, которые его сильно подвели, рвет всякие отношения. Отличается предупредительностью и мягкостью в общении на далекой дистанции. Гуманизм проявляет в делах, избегает деклараций и красивых слов. Наделен даром великодушия. Умеет прощать даже своим врагам, если они искренне покаялись. Со всеми поддерживает ровные, добро желательные отношения.

2. I - интуиция возможностей

Обладает талантом воспитателя, поскольку понимает, как надо раскрывать способности людей. С детьми обращается как со взрослыми, поощряя самостоятельность и другие качества, необходимые для взрослой жизни. Очень ценит дружеский обмен мнениями, который создает атмосферу доверия и уважения к позиции другого человека. Поддерживает взаимопонимание в коллективе, в котором находится. Ориентируется в самых сложных жизненных ситуациях. Люди обращаются к нему за советом для подтверждения возможности того, к чему они стремятся или чего опасаются. Тянется к новому, необычному. Любит самообразование. Пытается отыскать взаимосвязь между различными учениями и теориями, как правило, духовно-гуманитарного характера. Как никто другой понимает воздействие религии на жизнь людей.

3. L - структурная логика

Умеет заставить себя быть дисциплинированным и исполнительным. Добросовестен, хотя и медлителен в исполнении конкретной работы. Проявляет тщательность в деталях. Строго придерживается взятых обязательств. Работает скромно, без шума и похвал. Стремится объективно, без эмоций разобраться в ситуации, анализируя факты. Однако ему трудно выразить свое понимание проблемы аналитическим языком. В официальной обстановке выглядит сдержанным и суховатым. Очень не любит проявлять свое отношение на людях. Трудные задачи решает благодаря большому запасу терпения, которым его наградила природа.

4. F - силовая сенсорика

Впечатлителен и раним, тяжело переносит грубость. Не может давить на людей, заставлять их что-либо делать помимо своей воли. Хотя и очень нервничает в экстремальных ситуациях, но берет себя в руки и действует решительно, если задеты близкие ему люди. Волна переживаний накатывается уже тогда, когда опасность позади. Выбирает в партнеры тех, кто его подталкивает к активной деятельности, мобилизует, а не тех, кто ограждает от волнений и снимает с него ответственность. Резко отвечает на попытки воздействовать на него принуждением или грубой силой. В такой ситуации способен вспылить, открыто высказать свое негативное отношение. Раздражителен в общении с недоброжелателями.

5. Р - деловая логика

Не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Его не нужно агитировать на дело. Лучший способ подключить его к работе - личный пример. От комфортного, хорошо организованного труда получает истинное удовольствие. Ему нравится, когда помогают освободиться от бесполезной траты сил, рационально обустроить рабочее место. Нет необходимости выдавать ему подробные инструкции, долго вводить в курс дела. Нужную информацию разыщетсам. Главное, чтобы то, что требуется для работы, находилось под рукой. Имеет склонность перетруждаться, засиживаться за работой. Благодарен тем людям, которые позаботятся о его отдыхе и нении здоровья.

6. S - сенсорика ощущений

Его настроение сильно зависит от физического состояния. Когда вокруг неудобства или когда болеет, его охватывает пессимизм и плохое настроение. Испытывает внутреннюю потребность ухаживать за слабыми и больными. Однако надо, чтобы это понимали, иначе обижается, хотя ничего и не скажет. Чувствует себя комфортно в небольших, но теплых компаниях. Заботится о настроении людей своего круга. Если надо, то приободрит или утешит. К своей внешности относится критически. Не любит, когда ему навязывают, что надеть или как выглядеть, хотя и нуждается в одобрении и советах относительно внешнего вида и использования тех или иных предметов обихода. Избегает броской, выделяющейся одежды.

7. Е - этика эмоций

Лучше других предчувствует назревание конфликтов. Обращает внимание на отрицательные эмоции людей, осуждает их, однако сам предотвратить не может. Умеет выслушать человека, посочувствоватъ, снять с него эмоциональное напряжение. Свои же переживания может открыть только очень близким людям. Глубоко переживает отрицательные, драматические события в жизни окружающих, даже если они его непосредственно и не касаются. Внутренне очень эмоционально напряженный и нервный человек. Хотя и умеет контролировать собственные эмоции, но периодически нуждается в эмоциональных разрядках. Срывается в общении с близкими, если уличает их во лжи, эгоизме, безразличии.

8. Т - интуиция времени

Живет и работает спокойно, размеренно. Не любит отставаний или же забеганий вперед. Тяжело перестраивается на новый рабочий ритм. Не терпит бесполезной траты времени. Не станет долго ждать необязательного человека. Сам же пунктуален, заканчивает порученную работу точно к назначенному сроку. Не жалеет времени для работы. Труд оценивает по количеству затраченного времени. Трудовую деятельность всегда отделяет от развлечений. Умеет рассчитать, сколько на кого следует потратить времени. Не любит болтливых людей, которые много сил отдают обсуждению не относящихся к делу проблем. Не станет отрывать людей от работы пустыми вопросами.

<7> Анатолий Быстрицкий http://www.rozmisel.irk.ru:8100/tests/tests.html (чтобы увидеть описание, надо пройти тест или угадать адрес)

Ваше мышление носит эмоционально-чувственный характер. При принятии решений Вы, как правило, руководствуетесь выработанными в процессе жизни нравственными нормами. Самостоятельны в суждениях, основываясь на большом количестве информации, стараетесь сформировать свою точку зрения на любой вопрос. Для получения нужной информации стремитесь использовать все доступные для понимания источники. В состоянии обосновать свои взгляды. Вы хорошо разбираетесь в людях, видите как их положительные, так и отрицательные стороны. Считаете это одним из главных своих качеств. Можете прогнозировать чужое поведение на основе знания характеров и предыдущих поступков человека. В своем поведении руководствуетесь в основном не разумом, а сердцем. Часто выдвигаете лозунги о братстве, любви, дружбе и взаимопонимании, являетесь противником насилия в любых его проявлениях. Благодаря перечисленным качествам, способны помогать людям развивать их сильные стороны. Планируя и совершая действия, всегда учитываете, какое влияние это окажет на чувства и взаимоотношения окружающих. В процессе достижения цели способны сотрудничать только с теми людьми, которые разделяют Ваши нравственные убеждения. Не можете работать в неприятной психологической атмосфере. Вам свойственны основательность и неспешность при выполнении дел, не любите суету. Обычно начинаете действовать лишь если до конца уверенны в своей готовности и компетентности. Плохо относитесь к тем, кто берется за работу, не будучи в состоянии качественно выполнить ее. В общении с людьми Вы проявляете бесстрастность, неэмоциональны, мягки и ненавязчивы, уделяете большое внимание малозаметным жестам, интонациям собеседника - всему тому, на что другие могут не обратить внимания. Избегаете отрицательных эмоций. Все это позволяет расположить людей к себе, лучше понять их. Хорошо разбираетесь во взаимоотношениях между людьми. Ощущаете сильное внутреннее влияние чувств, испытываемых к партнеру. Однако внешне можете никак не проявлять это. Так, например, одинаково спокойно будете беседовать как с приятным Вам человеком, так и с тем, кого недолюбливаете. Вы стараетесь быть твердым и настойчивым в отстаивании своих интересов, но это не удается Вам. В таких случаях все обычно ограничивается пассивной защитой. Не умеете отстаивать свои материальные интересы. Часто совершаете бескорыстные поступки. Окружающие нередко пользуются этим в собственных интересах. Делая что-либо ради других, Вы чувствуете свою нужность, полезность, социальную значимость. Не можете проявить жесткость по отношению к людям, избегаете ситуаций, которые требует этого. Болезненно воспринимаете критику по этому поводу, считаете, что сделали все возможное на тот момент. Предпочитаете не общаться с теми, на кого необходимо оказывать волевое давление. Если все же приходится иметь дело с такими людьми, то требования выполнить нужные Вам действия выражаются в доброжелательной форме. Для достижения душевного спокойствия Вам необходимо осознавать, что Ваши поступки логичны и направлены на достижение определенных жизненных целей. В этом могут возникать некоторые трудности, т.к. Вы зачастую не можете выработать план действий на перспективу. Наряду с этим Вам свойственно постоянство в выборе ориентиров. Имеете хорошее представление о ближайших перспективах. При анализе более далекого будущего проявляете неуверенность. Во всем любите стабильность, неожиданности выбивают Вас из колеи. С большим трудом выходите из кризисных ситуаций, вызванных нарушением привычного течения событий. В такие моменты часто не можете обойтись без помощи со стороны. Гармония и комфорт внешнего мира активизируют Вас, порождают прилив эмоциональных и физических сил, способствуют наиболее эффективной работе. Сами не всегда можете создать комфортные условия, но тщательно следите за своим внешним видом, внимательны в выборе одежды, аккуратны, чистоплотны. Стремитесь быть пунктуальны во всем: не опаздываете, всегда выполняете обещания. Вы надежный человек, на Вас можно положиться в текущих вопросах. Ваши сильные стороны: хорошее понимание человеческой натуры, людских взаимоотношений; чуткость и внимательность к людям. Ваши слабые стороны: недостаток решительности и инициативности; излишняя тщательность и чрезмерная детализация при планировании.

<8> Анатолий Шиян http://www.socio.dp.ua/socio/tip/indexshiyan.html

Программной функцией этого типа описывается весь комплекс информации о процессах установления, перестройки и реструктурирования отношений между КС - "функциональными единицами", на которых построен данный уровень иерархии. На уровне отдельного человека этой компоненте соответствует информация об отношениях между людьми, о потребности конкретного человека в общении и о том, каким должно быть это общение, о нужности одного человека для другого. Вся информация интерпретируется данным типом именно в таких терминах. Он стремится фиксировать отношения между людьми, или же - сделать их нужными и комфортными для себя. Достигается это путем его деятельности по фиксации топологии - структуры всего рассматриваемого иерархического уровня, или же путем перехода к новой такой топологии. При этом деятельность такого типа неутомима и неуемна, беспрестанна и непрерывна - так как ему приходится буквально "обнюхать" каждую точку своего жизненного пространства (включающего как свою составную часть также и действительное пространство). Поскольку этот тип должен все время "держать под контролем" каждую точку своего воспринимаемого пространства, то его девиз также может выражен фразой: "быть как все!". Действуя монотонно, методично и непрерывно, этот тип практически все время находится в работе - при этом сводя (интерпретируя) все многообразие как проявлений Реальности, так и своей собственной деятельности ко взаимоотношениям между людьми (в общем случае - между отдельными КС, данный иерархический уровень составляющим).

<9> О.Б.Слинько "Ключ к сердцу - соционика" http://ru.laser.ru/socion/dn/sl_key.html

Превосходно разбирается в человеческих взаимоотношениях. Предпочитает общение на короткой психологической дистанции, можно сказать - "камерный" человек. Отношения между другими людьми видит лучше, чем отношение людей к нему. Избегает впрямую проявлять неприязнь к кому бы то ни было. Неутомимый созидатель добрых, теплых человеческих отношений. Самые трудные в этическом плане ситуации, в том числе конфликтные, не ставят его в тупик, а лишь служат стимулом для творческого разрешения осложнений. Хорошо видит способности людей, их индивидуальность, сильные и слабые стороны, задатки на будущее, и знает это тем точнее, чем дольше и ближе знаком с человеком. Умеет внимательно выслушать, советы высказывает очень тактично. Остро ощущает чужую боль, сочувствует, не переносит насилие в какой бы то ни было форме. Человека принимает таким, как он есть, поддерживает на деле свободное развитие личности. Считает, что человек - самая большая ценность, и все необходимо подчинить благу человека, чтобы как можно меньше было на свете страданий и больше счастливого и светлого. Стремится быть справедливым и объективным, понимать первопричины, механизм явлений: почему все происходит так, а не иначе. Испытывает интерес к точным наукам: математике, физике, вообще к научному способу мышления как к максимально объективному и логичному, к научной истине. В случаях, когда приходится проявить волевое усилие, "надавить" на человека, выдвинуть строгие требования, может испытывать сомнения и терзания: необходимо ли было это делать, в такой ли именно форме и т. д. Поэтому почти всегда уступает, но и так не может избежать сомнений в отношении волевых проявлений - теперь уже из-за того, что часто оказывается ущемленным он, его близкие или его дело. Жизненно необходимым для него является понимание целесообразности или не целесообразности, выгодности или не выгодности тех или иных вещей или поступков. Любит выслушивать по этим аспектам советы, но пользуется ими только в случае ,если чувствует что советчик действительно хорошо разбирается в данных вопросах. Таким людям симпатизирует и видит в них поддержку. Особое значение придает красоте. Любое явление оценивает с той точки зрения, насколько оно эстетично, "проверяет" его гармонией. На данный аспект возлагает большие надежды ("Красота спасет мир, некрасивость губит его" /Ф.М. Достоевский/ ), находит в нем опору и источник энергии для дальнейшей активности.

<10> В.В. Мегедь, А.А. Овчаров Краткие описания типов http://ru.laser.ru/socion/references/ovcharov/index.html

Главная черта - гуманизм и внимание к людям. Трудолюбив и пунктуален, тщателен в проработке деталей любого дела. Не любит спешки и суеты, поэтому ко всему готовится заранее. Умеет распределять мероприятия во времени и успевает выполнять их к назначенному сроку. Проявляет сочувствие и деятельную доброту к близким. Его самоотверженностью часто злоупотребляют, так как. ему трудно отказать человеку в просьбе. Немного неуверен в себе, скромен и недемонстративен. Застенчив и малоинициативен в обществе. К насилию и авторитарности относится отрицательно, противопоставляя им спокойное упрямство и выдержку. Избегая споров, может уступить, но своих убеждений не меняет. Не прощает несправедливости и измены, неуступчив в вопросах нравственности и морали. В остальных вопросах уступчив и терпим. Предпочитает скрывать свои эмоции, ровен и сдержан в отношениях. Откровенен только с близкими людьми. Впечатлителен и раним, тяжело переносит ссоры, старается помирить враждующие стороны, но при этом быть объективным. Плохо переносит одиночество, но свое общество никому не навязывает.

<11> Р.К. Седых "Информационный психоанализ" http://ru.laser.ru/socion/references/sedyh/index.html

Отношения - это незаметные ниточки, связывающие одного человека с другим. Эти ниточки - не только симпатии и антипатии, желания и амбиции, но и этика в самом высоком смысле слова. Аудиал-лингвик видит, как характер, талант, возможности людей формируют эти отношения и создаются под их влиянием сами. Субъективные отношения в понимании АЛ - это развитие, само- и взаимовоспитание; он специалист по изучению нравственных норм. Аудиал-лингвика интересует сущность этики, ее философское обоснование; здесь и красота, и духовность. Независимо от пола, возраста и образования, он всегда стремится стать "совестью общества", пусть это общество и ограничивается несколькими друзьями. АЛ редко пишет научные трактаты, чаще (если, конечно, вообще пишет) - глубокие психологические романы, теологические, этико-философские труды. Понятно, что далеко не всякий человек такого типа находит необходимым писать книги, но ни один не сомневается в необходимости неустанно и непрерывно совершенствовать общепринятые этические нормы и постоянно незаметно воспитывать окружающих. Но так как глубина и причины отношений его интересуют больше, чем форма и сила, аудиал-лингвик обычно совсем не навязчив. В новую для себя компанию аудиал-лингвик входит способом весьма оригинальным. Скачала возникает такое ощущение, будто он не занимает вообще никакого места, - более того, чувство легкости и симпатии, которое он приносит с собой, как будто увеличивает физический объем любого, даже самого тесного помещения. Уважение к чужим правилам игры - изначально, еще до того, как состоялось знакомство, - стиль поведения АЛ. Он прекрасно понимает, что хорошо, а что плохо, но навязывать свои взгляды никому не будет, пока не решит, что пришло время. Но и тогда он будет действовать очень мягко и остановится по первому же требованию. Своих близких, особенно детей, АЛ в вопросах этики корректирует гораздо более категорично. Происходит постоянное воспитание, по без "воспитывания". Сам он крайне разборчив в знакомствах, хотя умеет приспосабливаться к кому угодно. Тому же учит других, учит своим примером, объясняет, но не давит, если тому, с кем он общается, не нужно такое давление. Форму воздействия подбирает для каждого индивидуально, умеет быть приятным каждому и при этом оставаться самим собой. Он не понимает людей нечутких, безнравственных, с дурным характером, но воспитать кого-то ему обычно легче, чем от него избавиться. В тех редких случаях, когда "подобрать ключик" не удалось, ничего другого не остается, кроме как надеть маску холодности, сделаться отвратительно вежливым и демонстративно независимым. Никто другой не умеет так хорошо использовать слова и интонации - и как лекарство, и как оружие. Хороший и умный аудиал-лингвик - это человек, для которого чужого горя не бывает. В этом случае он может быть до крайности настойчивым собеседником и утешителем. "Я не виноват в том, что ему больно, но виноват в том, что ему все еще больно". Такой аудиал-лингвик - "психотерапевт" высшего класса. Ничего вроде не сказал, а на душе полегчало. Несмотря на все это, желательно, чтобы пациентов у него было не слишком много, иначе он будет разрываться, не в силах никому отказать в сочувствии. Иногда на АЛ накатывают приступы стыда за окружение: почему они так радуются этой тупости, почему так неадекватно реагируют на эти ужасные (прекрасные) слова. Реакция других субъективиков в такой ситуации бывает иной. Кинето-трейдика и кинето-лингвика, например, тоже не радует такая реакция окружения, но им становится неловко; стыдиться здесь нечего - надо менять окружение. Аудиал-лингвик всеяден до удивления в том, что касается "логики отношений в объективном мире" (физические, химические законы, различные интересные связи и связочки между деталями мироздания). Он, в зависимости от своего интеллекта и образования, стремится узнать обо всем этом как можно больше. АЛ может чуть ли не тоннами поглощать научную и научно-популярную литературу. Интересный способ измерения творческого потенциала аудиал-лингвика - "по весу" изученной им такою рода литературы. Но это еще не все. Прочитанное надо обсудить, продемонстрировав при этом свои знания и умение порассуждать на досуге. Однако менять логические законы аудиал-лингвик совсем не стремится - зачем же менять? - их нужно исследовать и использовать. Точно так же он относится к логике других. Из людей этого типа иногда получаются великолепные преподаватели математики, физики, химии - много знающие, умеющие объяснять и уважающие ошибки других людей как свои собственные. Что касается самостоятельной научной деятельности, то она если и дает какой-то результат, то вовсе не за счет изучения и использования логики, а скорее благодаря умению нетрадиционно мыслить и развивать оригинальные идеи. Многие аудиал-лингвики, которых ненасытность во всем. что касается науки, привела, на естественные факультеты университетов, впоследствии, получив запас знаний, ушли в литературу, искусство, театр - сферы, лежащие в области их свободного творчества. АЛ уверен в том, что не имеет права слишком сильно увлекаться логическими выкладками во вред чему бы то ни было, но умеет соотносить найденное решение с образцом, общепринятым стандартом, контролируя тем самым его правильность. Так же, несмотря на всю свою декларативность, он не любит навязывать другим свой вкус. Наблюдая за отношениями между объектами, АЛ делает вывод об ид материальной и эстетической ценности. Если эти "объекты" - люди, то об их силе, красоте и общественной значимости аудиал-лингвик судит по тому уважению, которым они заслуженно или незаслуженно пользуются, по их авторитету и месту в иерархии (какой угодно). Например, определить стоимость вещи, оценить ее красоту и изящество или сказать что-то определенное о силе, квалификации и внешних данных человека ему трудно. Он вычисляет все это косвенно - через связывающие людей или вещи объективные отношения: (цена, статус, авторитет и т. п.). Этот процесс идет где-то на периферии его сознания, и поэтому плохо поддается контролю. Довольно часто оказывается, что результаты этого процесса недостаточно хороши или даже вовсе плохи. Но делать нестоящие покупки, не иметь эстетического вкуса, не выглядеть сильным и красивым аудиал-лингвику стыдно и тяжело, поэтому он старается застраховаться от подобных неприятностей заранее. АЛ вживается в образ, наиболее приличный в данном обществе, старается выглядеть не хуже и не лучше, чем принято. Самостоятельным доведением внешнего вида людей и вещей до блеска он, как правило, не занимается, скорее по причине нерешительности, чем из-за недостатка вкуса. Для уверенности в том, что его внешность в порядке, что он достаточно элегантен и привлекателен, аудиал-лингвику необходимо подтверждение других людей, а иногда и прямая поддержка - обязательно тактичная, безоценочная и ненавязчивая. АЛ очень не любит, когда критикуют его практичность или внешние данные; скорее всего, он постарается прекратить подобный разговор, и чем скорее, тем лучше, даже если для этого придется сказать "критику" что-нибудь неприятное. АЛ способен самостоятельно изучить собственные конкретные качества, только не надо вносить в этот процесс неразбериху и разброд своими негативными оценками, стоит только внимательно относиться к его проблемам, поддержать и похвалить когда нужно. * * * В своей работе, действиях аудиал-лингвик стремится слиться с окружающей действительностью. Обыкновенно он не может бездействовать, когда другие работают. Иногда работает даже тогда, когда остальные самым примитивным образом валяют дурака. Его моторную активность необходимо направлять и регулировать, указывая на неэффективность и бесполезность некоторых действий. АЛ только тогда чувствует себя хорошо, когда уверен, что его труд нужен другим, высоко ими ценится. Неплохо также, если следствием труда будет улучшение его материального положения и состояния здоровья. В том случае, если окружающие не обращают внимания на его работу, он начинает нервничать, обижаться; то он суетится, бегает как заведенный, то наоборот - лежит, ничего не делая, и полистывает журнальчики, в то время как ему необходимо работать. Так и заболеть недолго, к тому же возможна путаница в финансовых делах. Труд для него - это постоянное жертвоприношение: ничего не жаль для хороших людей. Важно только, чтобы эти хорошие люди заметили жертвенность этого скромного героя труда и не дали ему окончательно себя угробить. Впрочем, постепенно, хоть и не без проблем, но АЛ приобретает умение не тратить своих сил, здоровья, денег зря. Но и в этом случае он с удовольствием слушает умные советы, касающиеся его работы, особенно высказанные спокойным, уверенным тоном. На критику методики, способа действия он не обижается: стоит ли обижаться, когда так заботятся? Когда же критикуют результат работы, качество того, что получилось, это уже нехорошо. Если аудиал-лингвику случится заболеть, то причину этой болезни он будет искать в каких-то своих неправильных действиях. И было бы очень неплохо, если бы окружающие заботились и помогали ему лечиться и объясняли, как стоит себя вести, чтобы в следующий раз не заболеть. * * * * АЛ внимателен к чужим эмоциям, особенно к отрицательным. Стремится выяснить их причину и исправить, если может. У него талант в области психологии и способность непринужденно и легко завоевывать доверие практически кого угодно. Заметив грустного человека, аудиал-лингвик захочет подойти к нему, обязательно поговорит, даст ему выплакаться. Люди такого типа бывают непревзойденными утешителями, в заботе о настроении других забывающими о своем собственном. Более того, если помогать некому, если ни у кого нет повода изливать душу, нет эмоциональных проблем, которые надо решить, АЛ чувствует себя ненужным, его время пусто, настроение неустойчиво. При длительном эмоциональном бездействии внутреннее напряжение возрастает, и чтобы дать ему выход, он может "без причин" плакать и смеяться или, скажем, писать стихи. Аудиал-лингвик хорошо представляет себе развитие отношений между людьми, то хорошее, что сулит будущее. Ему нравится играть роль доброго пророка и помогать осуществляться своим пророчествам. Если его слушают и его добрые правдивые сказки помогают людям, значит, он нужен. Нередко среди аудиал-лингвиков попадаются очень умные и грамотные историки, особенно историки искусств. Сам обладая развитым воображением, аудиал-лингвик никого не критикует за его недостаток. Он ему лишь удивляется. Примерно так же относится к тому, как расходуют время другие люди. Собственное времяпровождение зависит от настроения, но все, что нужно, он успевает и опаздывает редко. Если опаздывает другой, АЛ предпочитает этого тактично не заметить. Потенциально наиболее благотворны взаимодействия со следующими типами: кинето-продактик, кипето-сциентик, кинето-трейдик, визуал-продактик, тактил-продактик. Рекомендуемые сферы деятельности: гуманитарно-теоретическая, культура, литература, психотерапия, гуманитарное образование, литературоведение, журналистика.

<12> Букалов, Бойко "Почему ошибся Саддам Хуссейн или что такое соционика" http://ru.laser.ru/authors/len/book/book1.htm

Люди этого типа прекрасно ориентируются во взаимоотношениях между людьми, чувствуют отношение окружающих к себе. "Доктор Ватсон" считает, что все люди должны жить в любви и согласии. Глубоко интересуется внутренним миром человека, стремится раскрыть его - поэтому они прекрасные учителя и воспитатели. Среди "Ватсонов" много религиозных мыслителей и философов: Конфуций, В.С. Соловьев, Н.Ф. Бердяев, П. Флоренский, Н.М. Карам-зин. Чувство любви к человеку, высокий гуманизм характеризуют их мировоззрение. ФМ, Достоевский ("Доктор Ватсон")во всех своих произведениях старался раскрыть внутренний мир человека, его мысли, переживания и поступки. Его идеал - Алеша Карамазов и князь Мышкин, которые олицетворяют самое светлое для писателя. Друг Шерлока Холмса - доктор Ватсон лучше разбирается в духовном мире человека, чем в его деловых, внешних качествах, поэтому его так удивляет и восхищает проницательность Холмса. "Ватсон" прекрасно объясняет, как бы раскладывает все известное "по полочкам". Если чего-то не знает - испытывает замешательство и стремится выяснить, в чем тут дело, чтобы потом чувствовать себя уверенно. При этом он ориентируется на образцы и достижения прошлого: "Я передаю, но не творю, я искренне уважаю древность", - говорил Конфуций. Считает, что самое главное - правильное воспитание и стремление добросовестно выполнять свои обязанности, нравственный долг. Не любит физического насилия, никогда не кричит на подчиненных. Если ему нужно поговорить с человеком - старается сделать это наедине. Если его оскорбят, то чувств своих обидчику обычно не показывает и очень часто прощает ему. "Ватсону" нравятся люди, говорящие четко, кратко, умеющие быстро и красиво работать.

<13> А.В. Молодцов "Практикум по прикладной соционике. Часть II." - К.: МЗУУП

(Стили организаторской деятельности. Стратегия использования личностного потенциала руководителя) http://ru.laser.ru/socion/references/molodcov/index.html

Руководитель - воспитатель

1. Лучше удается решение стратегических задач.

2. Не склонен к лидерству. В определенных случаях может взять на себя функции фронтального лидера.

3. Способ установления делового контакта ориентирован личностный фактор.

4. Форма деловой активности ориентирована на предвидение и заблаговременную предосторожность.

5. Система взаимодействия с коллегами и подчиненными основана на взаимном признании ценностных установок, исключающих волевое давление. Уважает должностную иерархию.

6. Характеризуется компрмиссным стилем поведения.

7. Достигает высоких результатов за счет выявления и культивирования потенциальных возможностей членов коллектива.

8. Отношение к этическим нормам: управление строго согласуется с общепринятыми этическими и профессиональными нормами поведения.

9. Мотивы и цель: доброжелательные. Преуспевание только в границах этических норм.

10. Отношение к закону: деловая активность только в рамках закона.

11. Стратегия: ориентация на твердые этические нормы. Избегание конфликтных ситуаций.

<15> Г.Шульман http://ru.laser.ru/authors/ss/shulman/

"Чужого горя не бывает". Боль каждого человека как своя собственная. Но: "Боль, которую не вижу - не существует" (Н. Медведев). Активная доброта. Мягкость. Душевность. Способность и умение понять каждого, - отождествление с "соконтактником". Обязательность. Рациональность. Докопаться до истины. Ничего - "на веру". Сильнейшая интуиция, но из-за рациональности ТИМа, направленная в прошлое, в уже свершившееся, - поэтому подробный анализ происшедших ситуаций, характеров, отношений, подробное описание всех деталей всего описываемого. По-видимому, именно в этом кроется понимание факта той популярности, того повышенного внимания к творчеству Ф. М. Достоевского, которое отмечено в США, этой, во многом рациональной стране нынешнего мира. И. вместе с тем, доминирующая функция ТИМа ЭИИ - интуиция. Иррациональная функция в рациональном ТИМе! Обожествление красоты: "Красота спасёт мир".

Часто в зрелом и пожилом возврасте - способность удивительно точно и тонко выискивать у хорошо знакомых людей самые неприятные в жизни этих людей их (и для них) поступки и события и патологически назойливо напоминать им об этом при каждом удобном и неудобном случае. Назойливая демонстрация огромных количеств грязи (во всех её проявлениях) с целью борьбы с этой грязью.

<16> Е.Бахтерева, Е.Новиков http://www.shortway.to/moonstone/tab.htm

Внешние признаки

Самый надежный ориентир, позволяющий идентифицировать этот социотип по внешности, - бесстрастное лицо. Классические черты его внешности напоминают лики святых или мучеников с икон: прямой удлиненный нос, не отступающий далеко от плоскости лица. Само лицо обычно правильной овальной формы. На лице как бы лежит печать страдания. Никогда не проявляет бурных положительных эмоций. Может только улыбаться. На расстоянии на лице у ЭИИ написан как бы немой укор всему грешному, что происходит вокруг. То же слышится и в интонации его речи. ЭИИ с усиленной этикой имеет, как правило, худую, аскетическую фигуру. В движениях резок, довольно подвижен. Если же усилена интуиция, то фигура бывает полная, расплывшаяся, движения неуклюжие. Черты лица в этом случае тоже отклоняются от канонического образца. Походка ИЭЭ имеет следующую особенность: ступни ног высоко не отрываются от земли, Перемещаются параллельно полу. Из-за мелкого шага походка получается семенящей. В одежде ЭИИ наблюдаются крайности. С одной стороны, выделяться не стремится, предпочитает скромную, но со вкусом одежду /этический тип/. С другой стороны, может нарядиться очень ярко, как попугай, согласно моде. Последнее характерно для мужчин интуитивного подтипа.

Манера общения

ЭИИ любят вначале наблюдать за людьми, оценивая складывающиеся отношения, и только потом вступать в общение. Первыми инициативу не проявляют. Резкость, обидчивость, свойственные ЭИИ, особенно если усилена этика, делают его в общении не удобным. Его морализаторский тон, монотонный "церковный" голос гасят игривость и веселый настрой, настраивают людей на минорный лад, как бы заставляя задумываться обо всем плохом, что происходит в этом мире. Самое характерное для определения этого типа личности по манере общения - это его "исповедальность". Люди часто обращаются к нему за советом и утешением в трудную минуту своей жизни, изливают душу. ЭИИ людей никогда не отталкивает, готов выслушать их столько, сколько надо, пока человек не успокоится. Со своим личным временем при этом не считается. Во всем старается разобраться объективно, беспристрастно, отбросив эмоции. После этого логически подводит человека к необходимому выводу. Из-за своей негибкой позиции иногда окружающими воспринимается как наивный, не умеющий жить как все, человек. Он действительно совершенно не способен схитрить, подстроиться, сыграть нужную по ситуации роль.

Особенности поведения

Главная особенность его поведения, помогающая надежно идентифицировать данный соционический тип, это готовность прийти на помощь близким людям. Особенно это касается тех, кто попал в трудные жизненные ситуации. Причем его забота проявляется не словом, а делом. У ЭИИ хорошо получается примирение людей. Он как бы становится между враждующими сторонами, поддерживая хорошие отношения с обеими, чем часто вызывает на себя огонь с двух сторон. Не может давить на людей, кричать, проявлять агрессивность. Самое сильное из его наказаний - полное игнорирование человека. Таких людей упорно не замечает до тех пор, пока они не признают свою вину и не попросят прощения. Другая характерная черта поведения ЭИИ - добросовестность в исполнении конкретной работы. Делает все тщательно, с высоким качеством. Усидчив. Требователен к чистоте и порядку. Дома часто делает уборку, тщательно складывает вещи (женщины). Любит спокойный, размеренный ход жизни. Ко всему старается подготовиться заблаговременно. На него всегда можно положиться. Не любит выделяться. Когда другие работают, он тоже работает вместе со всеми. Если же все сидят, он тоже сидит. Обычно не выносит сцен насилия, вида ран и крови. Не может долго находиться в закрытом пространстве.